Дело № 2а-954/2016г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 ноября 2016 года г. Задонск
Задонский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Центерадзе Н.Я.
при секретаре Чурсиной В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным искам прокурора Задонского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к Советам депутатов сельских поселений Кашарский, Ксизовский, Ольшанский, Рогожинский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области о признании незаконным бездействия в части не создания самостоятельного, действующего на постоянной основе контрольно-счетного органа,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Задонского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административными исками к Советам депутатов сельских поселений Кашарский, Ксизовский, Ольшанский, Рогожинский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области о признании незаконным бездействия в части не создания самостоятельных, действующих на постоянной основе контрольно-счетных органов сельских поселений, возложении обязанности в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу создать самостоятельные, действующие на постоянной основе контрольно-счетные органы сельских поселений Кашарский, Ксизовский, Ольшанский, Рогожинский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области, либо заключить соглашение с Советом депутатов Задонского муниципального района Липецкой области о передаче полномочий финансового контроля контрольно-счетной комиссии Задонского муниципального района Липецкой области.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Задонского района проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства в деятельности Советов депутатов сельских поселений Задонского муниципального района Липецкой области в части организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований. Решением Совета депутатов сельского поселения Кашарский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ№ принято Положение о Контрольно-счетной комиссии сельского поселения Кашарский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области, Решением Совета депутатов сельского поселения Ксизовский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ№ принято Положение о Контрольно-счетной комиссии сельского поселения Ксизовский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области, Решением Совета депутатов сельского поселения Ольшанский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ№ принято Положение о Контрольно-счетной комиссии сельского поселения Ольшанский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области, Решением Совета депутатов сельского поселения Рогожинский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ№ принято Положение о Контрольно-счетной комиссии сельского поселения Рогожинский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области. В ходе проверки установлено, что контрольно - счетные комиссии сельских поселений Кашарский, Ксизовский, Ольшанский, Рогожинский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области созданы формально, поскольку полномочия по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля не осуществляют. По вышеуказанным фактам, прокуратурой Задонского района ДД.ММ.ГГГГ в адрес председателей Советов депутатов сельских поселений Кашарский, Ксизовский, Ольшанский, Рогожинский вносились представления с требованием о создании самостоятельных, действующих на постоянной основе контрольно - счетных органов сельских поселений. Вместе с тем, до настоящего времени Советами депутатов сельских поселений Кашарский, Ксизовский, Ольшанский, Рогожинский сельсовет самостоятельные, действующие на постоянной основе контрольно - счетные органы не созданы. В соответствии с ч. 11 ст. 3 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» представительный орган поселения, входящий в состав муниципального района, вправе заключить соглашение с представительным органом муниципального района о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля. Однако данное право Советами депутатов сельских поселений Кашарский, Ксизовский, Ольшанский, Рогожинский сельсовет также не реализовано. Отсутствие контрольно-счетной комиссии свидетельствует о том, что полномочия по внешнему муниципальному финансовому контролю, возложенные на органы внешнего муниципального финансового контроля в соответствии со ст. 268.1 Бюджетного Кодекса РФ и ст. 9 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» не осуществляются. Истец просил признать незаконным бездействие Совета депутатов сельских поселений Кашарский, Ксизовский, Ольшанский, Рогожинский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области в части не создания самостоятельного, действующего на постоянной основе контрольно - счетного органа Задонского муниципального района и обязать Совет депутатов сельских поселений Кашарский, Ксизовский, Ольшанский, Рогожинский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу создать самостоятельный, действующий на постоянной основе контрольно - счетный орган Задонского муниципального района, либо заключить соглашение с Советом депутатов Задонского муниципального района о передаче полномочий финансового контроля контрольно - счетной комиссии Задонского муниципального района Липецкой области.
Определениями Задонского районного суда Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ в качестве заинтересованного лица по делу привлечен Совет депутатов Задонского муниципального района Липецкой области.
Председателем Задонского районного суда Липецкой области Парахиным С.Е. ДД.ММ.ГГГГ срок рассмотрения и разрешения административных дел №№ 2а-954/2016, 2а-955/2016, 2а-956/2016, 2а-957/2016 продлен на 1 месяц.
Все административные иски объединены для рассмотрения в одно производство, делу присвоен общий номер №2а-954/2016.
В судебном заседании помощник прокурора Задонского района Числова А.Г. уточнила заявленные административные исковые требования, и просила суд признать незаконным бездействие Советов депутатов сельских поселений Кашарский, Ксизовский, Ольшанский, Рогожинский сельский совет Задонского муниципального района Липецкой области в части не создания самостоятельного, действующего на постоянной основе контрольно - счетного органа указанных сельских поселений, обязать Советы депутатов сельских поселений Кашарский, Ксизовский, Ольшанский, Рогожинский сельский совет Задонского муниципального района Липецкой области в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу создать самостоятельный, действующий на постоянной основе контрольно - счетный орган указанных сельских поселений либо заключить соглашение с Советом депутатов Задонского муниципального района о передаче полномочий финансового контроля контрольно - счетной комиссии Задонского муниципального района Липецкой области.
Представитель административного ответчика - председатель Совета депутатов сельского поселения Рогожинский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области Самойлова Т.Г., представитель административного ответчика - председатель Совета депутатов сельского поселения Ольшанский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области Федоров И.Е., представитель административного ответчика - председатель Совета депутатов сельского поселения Ксизовский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области Стебенева Н.А., представитель административного ответчика - председатель Совета депутатов сельского поселения Кашарский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области Пашенцев А.С. в судебном заседании исковые требования не признали, дали суду объяснения о том, что положение о контрольно-счетной комиссии сельских поселений принято в ДД.ММ.ГГГГ, соглашение о передаче полномочий финансового контроля контрольно-счетной комиссии Задонского муниципального района Липецкой области не заключалось. Деятельность контрольно- счетных комиссий в данных сельских поселениях не осуществляется в связи с тем, что отсутствуют денежные средства, в бюджет поселения расходы на осуществление контрольно-счетной комиссии не заложены, отсутствуют специально обученные кадры, которые могли бы осуществлять работу в контрольно-счетной комиссии. Свои полномочия по внешнему муниципальному финансовому контролю контрольно-счетная комиссия сельского поселения не осуществляет, председатель и аппарат контрольно-счетной комиссии не назначались, финансирование и материально - техническое обеспечение деятельности контрольно-счетной комиссии не осуществляется. Считают целесообразным передать полномочия комиссии в контрольно-счетную комиссию Задонского муниципального района, в случае ее создания.
Представитель заинтересованного лица - Совета депутатов Задонского муниципального района Липецкой области по доверенности Анохина Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований прокурора Задонского района Липецкой области и пояснила, что во всех сельских поселениях Задонского муниципального района Липецкой области принято положение о Контрольно-счетных комиссиях сельских поселений, однако они не функционируют в связи с отсутствием необходимого финансирования, кроме того, прокурор просит обязать Советы депутатов сельских поселений заключить соглашение с Советом депутатов Задонского муниципального района о передаче полномочий финансового контроля контрольно-счетной комиссии Задонского муниципального района, однако в настоящий момент она еще не создана.
Выслушав представителя административного истца, административных ответчиков, заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительный орган муниципального образования вправе образовать контрольно-счетный орган муниципального образования.
Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 265 Бюджетного Кодекса РФ муниципальный финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Муниципальный финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
Внешний муниципальный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью контрольно-счетных органов муниципальных образований (ч.2 ст.265 Кодекса).
Согласно ч. 2 ст. 264.4 Бюджетного кодекса РФ внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется контрольно-счетным органом муниципального образования в порядке, установленном муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, с соблюдением требований настоящего Кодекса и с учетом особенностей, установленных федеральными законами.
По обращению представительного органа городского, сельского поселения (внутригородского района) внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета городского, сельского поселения (внутригородского района) может осуществляться контрольно-счетным органом муниципального района (городского округа с внутригородским делением) или контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 157 Бюджетного Кодекса РФ установлен исчерпывающий перечень органов государственного (муниципального) финансового контроля, к которым относятся, в том числе контрольно-счетные органы муниципальных образований.
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В силу ст. 29 Уставов сельских поселений Кашарский, Ксизовский, Ольшанский, Рогожинский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области структуру органов местного самоуправления составляют: Советы депутатов сельских поселений Кашарский, Ксизовский, Ольшанский, Рогожинский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области Российской Федерации (представительный орган муниципального образования); главы сельских поселений Кашарский, Ксизовский, Ольшанский, Рогожинский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области (высшее должностное лицо сельского поселения); администрации сельских поселений Кашарский, Ксизовский, Ольшанский, Рогожинский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области (исполнительно-распорядительный орган); контрольно-счетные комиссии сельских поселений Кашарский, Ксизовский, Ольшанский, Рогожинский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области (контрольный орган муниципального образования).
Согласно ч.ч. 2, 4, 11 ст. 3 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования. Контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно. Представительные органы поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с представительным органом муниципального района о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.
Статьи 3, 5 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливает обязанность органов местного самоуправления осуществлять в пределах своих полномочий меры по предотвращению коррупции, исходя их чего надлежащее исполнение органами местного самоуправления бюджетного законодательства РФ, предполагает обязательность наличия контрольно - счетного органа.
Системное толкование приведенных нормативных положений в их взаимосвязи со ст.ст. 3, 5 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», позволяет суду признать правомерными доводы прокурора о том, что надлежащее исполнение органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской Федерации предполагает обязательность организации внешнего муниципального контроля в каждом муниципальном образовании в формах, установленных Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
Вместе с тем, доводы административного истца о том, что до настоящего времени Советами депутатов сельских поселений Кашарский, Ксизовский, Ольшанский, Рогожинский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области самостоятельный, действующий на постоянной основе контрольно - счетный орган данных сельских поселений не создан, в ходе судебного рассмотрения не нашли своего подтверждения.
Согласно п. 1 ст. 6 Закона Липецкой области от 02.10.2014 года № 322-ОЗ «О некоторых вопросах местного самоуправления в Липецкой области» (с изменениями и дополнениями) контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования.
Контрольно-счетная комиссия сельского поселения является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, образуется Советом депутатов сельского поселения и подотчетна ему (п. 1 ст. 38 Устава).
Полномочия, срок полномочий, состав, порядок деятельности, порядок определения и штатная численность контрольно-счетной комиссии сельского поселения устанавливаются нормативным актом Совета депутатов сельского поселения.
Совет депутатов сельского поселения вправе заключить соглашение с Советом депутатов Задонского муниципального района Липецкой области о передаче контрольно-счетному органу Задонского муниципального района полномочий контрольно-счетной комиссии сельского поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.
Решением Совета депутатов сельского поселения Кашарский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение о Контрольно-счетной комиссии сельского поселения Кашарский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области; Решением Совета депутатов сельского поселения Ксизовский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение о Контрольно-счетной комиссии сельского поселения Ксизовский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области; Решением Совета депутатов сельского поселения Ольшанский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение о Контрольно-счетной комиссии сельского поселения Ольшанский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области; Решением Совета депутатов сельского поселения Рогожинский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение о Контрольно-счетной комиссии сельского поселения Рогожинский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области.
В указанных положениях определены: статус контрольно-счетного органа муниципального образования, порядок формирования, должностные полномочия членов комиссии и требования к их кандидатурам, полномочия самой комиссии независимое положение от представительного органа местного самоуправления.
В силу п. 1 ст. 1 Положений контрольно-счетные комиссии сельских поселений Кашарский, Ксизовский, Ольшанский, Рогожинский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области являются постоянно действующими органами внешнего муниципального финансового контроля. Таким образом, в муниципальных образованиях созданы контрольно-счетные органы, приняты нормативно-правовые акты, определяющие их правовое положение, устанавливающие их наименование, полномочия, состав, порядок создания и деятельности. Факт бездействия Совета депутатов сельских поселений в части непринятия мер по созданию самостоятельно действующих на постоянной основе контрольно-счетных органов не нашел своего подтверждения.
Таким образом, Советы депутатов сельских поселений Кашарский, Ксизовский, Ольшанский, Рогожинский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области в соответствии с федеральными законами и Уставами сельских поселений создали контрольно - счетные органы сельских поселений Кашарский, Ксизовский, Ольшанский, Рогожинский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области, без передачи полномочий в части осуществления контроля за исполнением бюджета сельского поселения.
Само по себе фактическое не функционирование контрольно - счетных комиссий сельских поселений Кашарский, Ксизовский, Ольшанский, Рогожинский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области (не назначение председателя комиссии, членов, отсутствие финансирования), не свидетельствует о не создании такого органа. Каких-либо требований о постоянном функционировании созданного контрольно-счетного органа муниципального образования административным истцом не заявлялось.
Кроме того, прокурор просит обязать Советы депутатов сельских поселений заключить соглашение с Советом депутатов Задонского муниципального района о передаче полномочий финансового контроля контрольно-счетной комиссии Задонского муниципального района Липецкой области,
Своим правом на заключение соглашения с Советом депутатов Задонского муниципального района Липецкой области о передаче контрольно-счетному органу Задонского муниципального района полномочий контрольно-счетной комиссии сельского поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля Совет депутатов сельских поселений не воспользовался.
Однако, как следует из объяснений представителя заинтересованного лица Анохиной Е.В. в судебном заседании, на момент рассмотрения спора судом контрольно-счетная комиссия Задонского муниципального района не создана и не функционирует.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что в сельских поселениях Кашарский, Ксизовский, Ольшанский, Рогожинский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области контрольно - счетные органы созданы, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований прокурора Задонского района Липецкой области к Советам депутатов сельских поселений Кашарский, Ксизовский, Ольшанский, Рогожинский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области о признании незаконным бездействия Советов депутатов сельских поселений Кашарский, Ксизовский, Ольшанский, Рогожинский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области в части не создания самостоятельных, действующих на постоянной основе контрольно-счетных органов сельских поселений и возложении обязанности в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу создать самостоятельные, действующие на постоянной основе контрольно-счетные органы сельских поселений Кашарский, Ксизовский, Ольшанский, Рогожинский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области, либо заключить соглашение с Советом депутатов Задонского муниципального района Липецкой области о передаче полномочий финансового контроля контрольно-счетной комиссии Задонского муниципального района Липецкой области следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований прокурора Задонского района Липецкой области к Советам депутатов сельских поселений Кашарский, Ксизовский, Ольшанский, Рогожинский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области о признании незаконным бездействия в части не создания самостоятельных, действующих на постоянной основе контрольно-счетных органов сельских поселений, возложении обязанности в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу создать самостоятельные, действующие на постоянной основе контрольно-счетные органы сельских поселений Кашарский, Ксизовский, Ольшанский, Рогожинский сельсовет Задонского муниципального района Липецкой области, либо заключить соглашение с Советом депутатов Задонского муниципального района Липецкой области о передаче полномочий финансового контроля контрольно-счетной комиссии Задонского муниципального района Липецкой области в течение шести месяцев с момента ее создания, отказать.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Задонский районный суд Липецкой области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н.Я. Центерадзе
Мотивированное решение изготовлено 07 ноября 2016 года
Председательствующий Н.Я.Центерадзе