ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-9555/2015 от 30.11.2015 Октябрьского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело /2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 ноября 2015 года город Архангельск

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Саблиной Е.А.,

при секретаре судебных заседаний Кузнецовой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске в помещении суда дело по административному исковому заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Диамед»

к государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе, государственному инспектору труда (по охране труда) Ф,

об оспаривании предписания от ДД.ММ.ГГГГ,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Диамед» (далее также - Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением к государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе, государственному инспектору труда (по охране труда) Ф об оспаривании предписания от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование указывает, что действующее законодательство не возлагает на Общество обязанность выдавать санитаркам и медицинским сестрам фартук хлопчатобумажный и тапочки кожаные как средства индивидуальной защиты. Выводы государственного инспектора труда об обратном основаны на ошибочном толковании правовых норм. Так, Приказ Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГн не является межотраслевым и не подлежит применению к возникшим отношениям. Нарушение, отраженное в п. 3 предписания устранено.

Общество с ограниченной ответственностью «Диамед» о месте и времени проведения судебного заседания извещено, своего представителя не направило.

Государственная инспекция труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе, государственный инспектор труда (по охране труда) Ф о месте и времени проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, не явились.

Определением суда дело рассмотрено при данной явке.

Суд, исследовав и оценив представленные доказательства, материалы проверки, приходит к следующему.

На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений … органа государственной власти, … должностного лица … если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 25 Постановления от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

К числу основных способов защиты трудовых прав работников ст. 352 ТК РФ относит государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Реализация данного способа предполагает защиту трудовых прав работников органами государственного надзора и контроля.

В силу положений ст. ст. 353 - 356, ст. 382 ТК РФ, Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 324, федеральная инспекция труда относится к органам исполнительной власти и уполномочена осуществлять государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В силу ст. 355 ТК РФ основными задачами Федеральной инспекции труда, в том числе, являются обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда; обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Основные полномочия федеральной инспекции труда определены в ст. 356 ТК РФ; к ним отнесены ведение приема, рассмотрение заявлений, писем, жалоб и иных обращений граждан о нарушениях их трудовых прав, принятие мер по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав.

В силу указания ст. 357 ТК РФ государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Статьей 361 ТК РФ предусмотрена возможность обжалования предписаний инспектора труда как в порядке подчиненности руководителю, так и в судебном порядке.

Материалами проверки подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ руководителем Государственной инспекции труда - главным государственным инспектором труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе П вынесено распоряжение о проведении плановой выездной проверки в отношении общества с ограниченной ответственностью «Диамед».

Проверка проведена с целью осуществления федерального государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права на основании плана поведения плановых проверок Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе, который размещен на web- представительстве инспекции http://git29.rostrud.ru/plan3.shtml

Задачами проверки определены обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

Обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Предметом - соблюдение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Проверка подлежала проведению в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Проведение проверки поручено государственному инспектору труда (по охране труда) Ф

По результатам проверки государственным инспектором труда ДД.ММ.ГГГГ составлен акт , а также выдано предписание -.

Указанные документы получены представителем Общества по доверенности ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется расписка.

Не согласившись с актом и предписанием, Общество обратилось к руководителю Инспекции с возражениями на акт проверки и предписание (вх. -ПВ), которые были рассмотрены ДД.ММ.ГГГГ. По результатам рассмотрения вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ, которым жалоба оставлена без удовлетворения.

Решение получено Обществом ДД.ММ.ГГГГ в подтверждение чего в материалах проверки имеется уведомление о вручении.

Не согласившись с данным предписанием Общество обратилось в суд. Заявление в суд поступило ДД.ММ.ГГГГ.

Разрешая требование о признании незаконным предписания в части, суд исходит из следующего.

Предписанием, в п. 1 Обществу предложено санитарке С, медицинской сестре К выдать следующие средства индивидуальной зашиты: фартук хлопчатобумажный, тапочки кожаные.

В п. 2 предложено выдачу работникам средств индивидуальной защиты производить в соответствии с типовыми нормами, соответствующими его виду деятельности. При отсутствии профессий и должностей в соответствующих типовых нормах работодатель выдает работникам СИЗ, предусмотренные типовыми нормами для работников сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, а при отсутствии профессий и должностей в этих типовых нормах -типовыми нормами для работников, профессии (должности) которых характерны для выполняемых работ.

Срок исполнения определен не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

В силу указания ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить в том числе применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников; приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

На основании положений ст. 221 ТК РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения.

Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 290н от 01.06.2009 утверждены Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее - Правила № 290н).

В силу указания п. 14 Правил № 290н при выдаче работникам СИЗ работодатель руководствуется типовыми нормами, соответствующими его виду деятельности.

При отсутствии профессий и должностей в соответствующих типовых нормах работодатель выдает работникам СИЗ, предусмотренные типовыми нормами для работников сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, а при отсутствии профессий и должностей в этих типовых нормах - типовыми нормами для работников, профессии (должности) которых характерны для выполняемых работ.

Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам организаций здравоохранения и социальной защиты населения, медицинских научно-исследовательских организаций и учебных заведений, производств бактерийных и биологических препаратов, материалов, учебных наглядных пособий, по заготовке, выращиванию и обработке медицинских пиявок утверждены постановлением от 29.12.1997 № 68 Министерства труда и социального развития Российской Федерации (приложение 11). В данном документе профессия санитарки и медсестры процедурной не поименованы.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 09.12.2014 № 997н утверждены Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, в которых также отсутствуют нормы выдачи СИЗ для санитарки и медсестры процедурной.

Приказом от 01.09.2010 № 777н Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации утверждены Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты гражданскому персоналу, рабочим и служащим органов управления и подразделений пожарной охраны, подразделений и организаций, участвующих в предупреждении чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также иным работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Ссылка административного истца на то, что данные нормы применимы только для гражданского персонала, рабочих и служащих органов управления и подразделений пожарной охраны, подразделений и организаций, участвующих в предупреждении чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий несостоятельна. Данные нормы применимы также для иных работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Положениями п. 24 установлены нормы выдачи СИЗ санитарке и медсестре процедурной, в частности предусмотрена выдача фактура хлопчатобумажного и тапочек кожаных.

Также несостоятельна и ссылка на Приложением № 2 приказа Минздрава СССР от 29.01.1988 № 65 (ред. от 16.09.1988) «О введении Отраслевых норм бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, а также норм санитарной одежды и санитарной обуви» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации обеспечения, хранения и эксплуатации специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуаль­ной защиты в учреждениях, предприятиях и организациях здравоохранения»).

В соответствие с п. 5 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (в ред. Приказа Минздравсоцразвития России от 27.01.2010 N 28н, Приказа Минтруда России от 20.02.2014 N ЮЗн) предостав­ление работникам СИЗ, в том числе приобретенных работодателем во временное пользование по договору аренды, осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия.

Ссылку административного истца на мнение экспертного совета «Электронной системы охраны труда» суд отклоняет, поскольку данное мнение источником права не является.

Из акта проверки усматривается, что санитарке С, медицинской сестре К не выданы следующие средства индивидуальной зашиты: фартук хлопчатобумажный, тапочки кожаные.

Доводы административного истца о том, что данным работникам указанные средства индивидуальной защиты фактически были выданы, суд не принимает. В материалы дела представлены копии товарных чеков от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ в подтверждение факта приобретения данных средств индивидуальной защиты, а также ведомость в подтверждение факта выдачи данным лицам указанных СИЗ. Вместе с тем, в ходе проверки данные документы инспектору представлены не были.

Также в п. 3 предписания Обществу предложено в личных карточках учета выдачи средств индивидуальной защиты работников фиксировать записями следующие данные: наименование типовых отраслевых норм выдачи СИЗ; - размер головного убора как у санитарки С, медицинской сестры К, так и других работников.

Срок исполнения определен не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом от 01.06.2009 № 290н Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации утверждены межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее - Правила).

На основании положений п. 12 Правил СИЗ, выдаваемые работникам, должны соответствовать их полу, росту, размерам, а также характеру и условиям выполняемой ими работы.

В силу указания п. 13 Правил работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки.

Сроки пользования СИЗ исчисляются со дня фактической выдачи их работникам.

Выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ, форма которой приведена в приложении к настоящим Правилам.

Форма личной карточки учета выдачи СИЗ предусматривает в том числе заполнение графы о дате поступления на работу, поле, росте, размерам (одежды, обуви, головного убора, противогаза, респиратора, рукавиц, перчаток), наименовании типовых (типовых отраслевых) норм; номер сертификата или декларации соответствия в отношении выданных СИЗ.

Из материалов проверки усматривается, что в личных карточках учета выдачи средств индивидуальной защиты работников С, К не зафиксированы записями размер головного убора. Нарушение является очевидным, предписание законным.

Тот факт, что данное нарушение Обществом устранено, не свидетельствует о незаконности предписания.

В п. 4 предписания Обществу предложено соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия соглашений и трудовых договоров. Срок исполнения определен с момента получения предписания и постоянно.

В ходе проверки выявлены конкретные нарушения требований трудового законодательства, которые и послужили основанием для вынесения соответствующих пунктов предписания. Предписание в данной части также является законным.

Доводы административного истца о незаконности привлечения Общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ; о том, что фактически допущенное нарушение не причинило вреда охраняемым законом интересам, суд также не принимает. Вопрос о привлечении Общества к административной ответственности не является предметом рассмотрения в данном деле, рассматривается в ином судебном порядке.

Кроме того, получив предписание ДД.ММ.ГГГГ, решение руководителя Инспекции по жалобе на предписание ДД.ММ.ГГГГ с заявлением об оспаривании предписания Общество обратилось ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском установленного ч. 2 ст. 357 ТК РФ срока на обжалование.

Каких-либо доказательств, которые бы свидетельствовали, об уважительности причин пропуска указанного срока Обществом суду не представлено.

По изложенным основаниям заявленные требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Диамед» к государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе, государственному инспектору труда (по охране труда) Ф, об оспаривании предписания - от ДД.ММ.ГГГГ - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Е. А. Саблина