ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-955/19 от 30.05.2019 Чистопольского городского суда (Республика Татарстан)

дело № 2а-955/2019

УИД: 16RS0044-01-2019-000880-13

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

30 мая 2019 г. г. Чистополь

Чистопольский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи А.В. Карпова,

с участием административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан ФИО2,

при секретаре судебного заседания Р.М. Хуснуллиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Межмуниципальному отделу по Алексеевскому и Чистопольскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан о признании незаконным уведомления о приостановлении государственной регистрации земельных участков, обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на земельные участки,

установил:

ФИО1 обратился в суд с вышеназванным заявлением, указав, что в 1994 году он получил два земельных участка под строительство гаражей. На основании решения Чистопольского городского суда Республики Татарстан произведена регистрация гаражей в Росреестре. Палатой земельных и имущественных отношений Чистопольского муниципального района Республики Татарстан издано распоряжение о регистрации земельных участков, присвоении им кадастровых номеров, однако сведений о праве собственности в выписках не оказалось. При повторном обращении в Росреестр у административного истца было отобрано заявление на выкуп земельных участков, после чего Палатой земельных и имущественных отношений Чистопольского муниципального района Республики Татарстан были составлены договоры купли-продажи (выкупа) земельных участков, от подписания которых он отказался. В результате повторного обращения в регистрирующий орган начальник Межмуниципального отдела по Алексеевскому и Чистопольскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан вынес уведомления о приостановлении государственной регистрация права собственности на земельные участки, которые административный истец считает незаконными. Считает, что архивная справка является документом, устанавливающим или удостоверяющим его право на земельные участки. 28 марта 2019 года действия регистратора были обжалованы в Управление Росреестра по Республике Татарстан. 28 апреля 2019 года получен ответ об отказе в удовлетворении жалобы.

Определением Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 23 мая 2019 года в качестве заинтересованных лиц привлечены Палата земельных и имущественных отношений Чистопольского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительный комитет муниципального образования «Чистопольский муниципальный район» Республики Татарстан.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании административный иск поддержал, пояснил, что выкупил указанные земельные участки в 1994 году, за оформлением права собственности на земельные участки ранее не обращался, отсутствие в документах сведений о площади и месторасположении земельных участков допущено не по его вине. В настоящее время земельные участки сформированы.

Представитель административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Межмуниципального отдела по Алексеевскому и Чистопольскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан ФИО3 в судебном заседании, назначенном на ДД.ММ.ГГГГ, административный иск не признал, пояснил, что причиной приостановления регистрации права собственности на земельные участки является отсутствие в основном правоустанавливающем документе, а именно в архивной выписке, сведений позволяющих идентифицировать объект недвижимости. В указанном документе не указано количество предоставленных административному истцу земельных участков, отсутствуют указание об их площади и номерах, имеется лишь ориентир по улице. На последующее судебное заседание не явился.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан ФИО2 в судебном заседании административный иск не признала, пояснила, что на основании представленных административным истцом документов произвести регистрацию земельных участков не представляется возможным ввиду отсутствия в них данных о собственнике, номере и площади земельного участка. Палатой земельных и имущественных отношений Чистопольского муниципального района Республики Татарстан сформированы земельные участки, на которых расположены объекты капитального строительства – гаражи, принадлежащие истцу на праве собственности на основании решения суда.

Представитель заинтересованного лица Палаты земельных и имущественных отношений Чистопольского муниципального района Республики Татарстан в судебное заседание не явился, в представленном отзыве пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Многофункциональный центр с заявлением о приобретении в собственность земельных участков, в связи с чем, на основании статьи 39.20 ЗК РФ утверждены распоряжения о предоставлении их в собственность за плату, подготовлены договоры купли-продажи. Административный истец отказался подписывать договоры и оплачивать стоимость земельных участков.

Представитель заинтересованного лица Исполнительного комитета муниципального образования «Чистопольский муниципальный район» Республики Татарстан в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судом установлено, что согласно архивной выписке от ДД.ММ.ГГГГ решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выделены участки под строительство гаражей по <адрес> в <адрес>.

Решением Чистопольского городского суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1 признано право собственности на гараж, расположенный по адресу: <адрес>, с площадью по наружному обмеру 30,3 кв.м., по внутреннему обмеру – 27,5 кв.м.; на гараж, расположенный по адресу: <адрес>, с площадью по наружному обмеру 28,2 кв.м., по внутреннему обмеру – 25,5 кв.м.

Уведомлениями государственного регистратора Межмуниципального отдела по Алексеевскому и Чистопольскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ действия по регистрации права собственности на земельные участки приостановлены до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с невозможностью идентифицировать заявленные объекты на основании представленной архивной выписки, рекомендовано представить правоустанавливающие документы в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (пункт 1 части 2 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.

В силу пункта 7 части 1 статьи 26 указанного Закона осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

На основании изложенного суд полагает, что решение о приостановлении регистрации права собственности на земельные участки государственным регистратором принято верно, в связи с отсутствием в представленной административным истцом архивной выписке подробных характеристик объектов, необходимых для государственной регистрации прав на них, а именно, о точном месте расположения земельных участков, их количестве и площади.

Требование регистрирующего органа о необходимости предоставления заявителем правоустанавливающего документа, соответствующего требованиям законодательства, а именно содержащего сведения об адресе, количестве, площади земельных участков, информацию о которых необходимо внести в Единый реестр недвижимости одновременно с регистрацией права не противоречит положениям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В связи с указанным, суд полагает об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления, поскольку оспариваемые уведомления о приостановлении государственной регистрации принято полномочным должностным лицом с соблюдением положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ следует, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административный иск об оспаривании уведомлений государственного регистратора от ДД.ММ.ГГГГ подан ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, установленный законом срок для обращения в суд не пропущен.

На основании изложенного, и, руководствуясь статьями 177-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Межмуниципальному отделу по Алексеевскому и Чистопольскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан о признании незаконным уведомления о приостановлении государственной регистрации земельных участков, обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на земельные участки, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца через Чистопольский городской суд Республики Татарстан со дня изготовления решения в окончательной форме.