К делу № 2а-955/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Сочи 23 июня 2020 года
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Шевелева Н.С.
при секретаре судебного заседания Чепнян С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Сочи административное дело по административному исковому заявлению Медянниковой Н. Г. к администрации Центрального района города Сочи о признании незаконным заседание комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и распоряжения Главы администрации Центрального внутригородского района от ДД.ММ.ГГГГ№-р и №,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Медянникова Н.Г. обратилась в Центральный районный суд города Сочи с административным исковым заявлением к администрации Центрального района города Сочи о признании незаконным заседание комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и распоряжения Главы администрации Центрального внутригородского района от ДД.ММ.ГГГГ№-р и №.
В обоснование заявленных требований Медянникова Н.Г. указала на то, что ДД.ММ.ГГГГ Главой Администрации Центрального Внутригородского района были приняты распоряжения: Распоряжение №-р о внесении изменений в распоряжение главы администрации Центрального Внутригородского района города Сочи от 19 марта 2019 года № 62-р « Об утверждении реестра получателей социальных выплат на субсидирование части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья многодетными семьями, расположенного на территории города Сочи»; Распоряжение № 268-р об отмене распоряжения главы города Центрального внутригородского района города Сочи от 29 августа 2019 года № 198-р « Об установлении дополнительной меры социальной поддержки многодетных семей в виде субсидирования части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья, расположенного на территории города Сочи», которые были приняты в результате самоконтроля и после решения комиссии № 3 от 31 октября 2019 года. Данными муниципальными правовыми документами - нарушены интересы и права административного истца и его несовершеннолетних детей, нарушены конституционные гарантии защиты материнства и детства, ст. 38 ч. 1 Конституция РФ. Согласно распоряжению главы администрации Центрального Внутригородского района города Сочи от 19.03.2019 № 62-р «Об утверждении реестра получателей социальных выплат» и на основании Протокола № 1 от 18 марта 2019 года решением комиссии, административный истец внесена в реестр получателей социальных выплат на субсидирование части процентной ставки, при получении ипотечного кредита на приобретение жилья многодетными семьями, расположенного на территории города Сочи. 18 июля 2019 года административным ответчиком и административным истцом, был заключен договор №1 о предоставлении социальных выплат, в рамках реализации решения Городского Собрания от 12 августа 2014 года №121 « Об установлении дополнительной меры социальной поддержки многодетных семей в виде субсидирования части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья расположенного на территории города Сочи». Предметом действующего договора, являются взаимоотношения сторон, где административный ответчик обязан перечислять социальную выплату из средств бюджета, а административный истец обязуется производить уплату ежемесячных платежей по ипотечному кредиту на приобретение жилого дома и земельного участка, в размере, указанном в расчете на счет Получателя. Данная недвижимость приобретена на основании кредитного договора № 12639 от 26 августа 2014 года у ПАО «Сбербанк России», где объектом недвижимости является: жилой дом, назначение жилое, общей площадью 166,6 кв.м., инвентарный номер 8034, этажность: 4, подземная этажность: 1, расположенный по адресу: Россия, Краснодарский край, г. <адрес> земельный участок, на котором расположен жилой дом, земельный участок площадью 407 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов для садоводства, кадастровый №, расположенный по адресу: Россия, Краснодарский край, г. <адрес>. По распоряжению главы администрации города №-р от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу поступила претензия, где сказано, что она должна подписать соглашение о расторжении договора и вернуть полученные средства социальной выплаты. Так как в порядке самоконтроля, решением комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, были выявлены несоответствия с порядком выплат, а именно, выплаты предоставляются исключительно на оплату жилья, под которыми понимаются «жилые помещения», а именно : жилой дом, часть жилого дома, квартира и принято решение исключить её из реестра получателей. Административный регламент, согласно постановлению № от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление многодетной семье социальной выплаты на субсидирование части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья, расположенного на территории города Сочи», административным истцом был соблюден полностью. Документы для получения социальной выплаты на субсидирование, указанные в п. 3 Порядка Предоставления Социальных Выплат, были проверены административным ответчиком, согласован расчет и подписан договор № 1. Согласно постановлению № 414 пункт 87: « Конечным результатом данной административной процедуры, которой оканчивается предоставление муниципальной услуги, является передача подписанного главой администрации соответствующего внутригородского района города Сочи договора о предоставлении социальной выплаты в двух экземплярах и копии расчета социальной выплаты в МАУ МФЦ города Сочи», для передачи его административному ответчику. Заседание комиссии Центрального внутригородского района города Сочи 31 октября 2019 года и последующие распоряжения главы администрации Центрального внутригородского района от 6 ноября 2019 года № 267-р и №268 об исключении Медянниковой Н.Г. из реестра получателей социальных выплат на субсидирование части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья многодетными семьями, расположенного на территории города Сочи -являются незаконными, данные действия нарушают права и законные интересы административного истца и ее несовершеннолетних детей, а именно право на пользование бюджетными средствами и получение социальных выплат на субсидирование части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья многодетными, нарушаются гарантии защиты материнства и детства.
На основании изложенного, административный истец просила признать решение заседания комиссии Центрального внутригородского района города Сочи ДД.ММ.ГГГГ и последующие распоряжение главы администрации Центрального внутригородского района от ДД.ММ.ГГГГ№-р и № об исключении Медянниковой Н.Г. из реестра получателей социальных выплат на субсидирование части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья многодетными семьями, расположенного на территории города Сочи – незаконным; отменить решение заседания комиссии Центрального внутригородского района города Сочи ДД.ММ.ГГГГ и последующие распоряжения главы администрации Центрального внутригородского района от 6 ноября 2019 года № 267-р и № 268 об исключении Медянниковой Н.Г. из реестра получателей социальных выплат на субсидирование части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья многодетными семьями, расположенного на территории города Сочи; обязать главу администрации Центрального внутригородского района устранить в полном объеме допущенные нарушения, произвести невыплаченные компенсации в период с июля 2019 года до января 2020 года.
В судебном заседании административный истец Медянникова Н.Г., поддержала доводы, изложенные в административном исковом заявлении, на удовлетворении заявленных требований настаивала и просила суд удовлетворить их в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации Центрального района города Сочи – Язвенко М.В., действующий на основании доверенности, административный иск не признал, возражал против его удовлетворения. Пояснил, что в порядке самоконтроля была проведена проверка и было установлено, что допущена техническая ошибка, поэтому было отменено изданное постановление. Прокуратура Центрального района проводила проверку документов об отмене распорядительных актов, замечаний не было, протестов и представлений также не было. Соответственно орган местного самоуправления считает, что все распорядительные акты законные. Прошли прокурорский надзор. Изначально было издано постановление о субсидировании, о выплате денежных средств по договору. В договоре было указано основание – на жилой дом. В дальнейшем после изучения документов, было обнаружено, что в том числе и земельный участок. В связи с этим, администрация Центрального района города Сочи отменила первоначальное распоряжение. Административным регламентом предусмотрено предоставление выплаты только на жилой дом. Должностное лицо нарушило регламент и в административном порядке отменило это постановление.
Представитель заинтересованного лица ПАО «Сбербанк России» - Лебединская М.П., действующая на основании доверенности, поддержала позицию административного истца в полном объеме. Пояснила, что в 2014 году был заключен кредитный договор между банком и административным истцом. В 2019 году был заключен договор на предоставление социальной выплаты. В этом договоре указано, что выплата предоставляется на дом и земельный участок. Договор имеет целевое назначение. Полагала, что не должны страдать права и законные интересы многодетной семьи. Просила административный иск удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Управления по вопросам семьи и детства администрации города Сочи – Семина Л.В., действующая на основании доверенности, пояснила, что Управление считает, что решение о предоставлении социальной выплаты было принято законно, необоснованность ничем не подтверждается. Нет регламента, предусматривающего отделение жилого дома от земельного участка. То, что не противоречит закону, применяется в отсутствие регламента. Просила суд вынести решение на усмотрение суда в соответствии с интересами несовершеннолетних детей.
Изучив доводы и пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы данного административного дела, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд находит требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Задачами административного судопроизводства, в силу ст. 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, являются: обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений; защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел; укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Статьей 4 КАС РФ установлено, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Принуждение к отказу от права на обращение в суд является недопустимым.
На основании ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Частью 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГГГМедянниковой Н.Г. с банком ОАО «Сбербанк России» (в настоящее время – ПАО «Сбербанк России») был заключен кредитный договор № на сумму 4 483 500 рублей под 13% годовых, с целью приобретения объекта недвижимости: жилого дома, общей площадью 166,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, и земельного участка, на котором расположен указанный жилой дом, площадью 407 кв.м.
Также из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Центрального района города Сочи, выступающей в качестве исполнителя, в лице Главы администрации Центрального внутригородского района города Сочи Терещенко А.В., действующего на основании Положения об администрации Центрального внутригородского района города Сочи, утвержденного решением Городского Собрания Сочи от 27.09.2018 № 99, с одной стороны, и Медянниковой Н.Г., выступающей в качестве получателя, был заключен договор № о предоставлении социальной выплаты.
Предметом данного договора являются взаимоотношения сторон по предоставлению социальных выплат многодетной семье из средств бюджета города Сочи на субсидирование части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилого помещения, расположенного на территории города Сочи, в рамках реализации решения Городского Собрания Сочи от 12 августа 2014 года № 121 «Об установлении дополнительной меры социальной поддержки многодетных семей в виде субсидирования части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья, расположенного на территории города Сочи».
Согласно п. 1.2 договора № 1 о предоставлении социальной выплаты от 19.07.2019 года, в рамках данного договора Получатель обязуется производить уплату ежемесячных платежей по ипотечному кредиту на приобретение жилого дома и земельного участка, расположенного на территории города Сочи (далее - жилье). Исполнитель обязуется перечислять Получателю средства социальной выплаты на субсидирование части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилого помещения, расположенного на территории города Сочи, при надлежащем исполнении Получателем условий Порядка, а также настоящего договора.
В соответствии с п.п. 4.1-4.3 договора № 1 о предоставлении социальной выплаты от 19.07.2019 года, перечисление средств социальной выплаты осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Исполнителю по целевой статье расходов бюджета города Сочи «Предоставление дополнительной меры социальной поддержки многодетных семей в виде субсидирования части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья, расположенного на территории города Сочи» 992 1003 09 102 10040 321 262.
Перечисление средств социальной выплаты осуществляется по безналичному расчету в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и в пределах бюджетных обязательств, при отсутствии (задержке) финансирования из бюджета города Сочи по мере поступления соответствующих бюджетных средств.
Социальная выплата перечисляется Получателю ежемесячно путем перечисления денежных средств на указанный в кредитном договоре банковский счет, с которого осуществляется погашение ипотечного кредита, после списания кредитной организацией очередного ежемесячного платежа в соответствии с кредитным договором и графиком погашения ипотечного кредита.
Данное соглашение заключено между администрацией Центрального района города Сочи и Медянниковой Н.Г. в связи принятием главой администрации Центрального внутригородского района города Сочи от 19.03.2019 года № 62-р «Об утверждении реестра получателей социальных выплат на субсидирование части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья многодетными семьями, расположенной на территории города Сочи».
Распоряжением главы администрации Центрального внутригородского района города Сочи от 19.03.2019 года № 62-р в целях реализации постановления администрации города Сочи с 31 декабря 2015 года № 3777 «Об утверждении муниципальной программ города Сочи «Обеспечение доступным жильем жителей муниципального образования город-курорт Сочи», постановления администрации города Сочи от 13 октября 2015 года № 2930 «Об утверждении Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки многодетных семей, в виде субсидирования части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья, расположенного на территории города Сочи», а также постановления администрации города Сочи от 16 февраля 2016 года № 296 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Включение многодетной семьи в список многодетных семей и субсидирование части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья, расположенного на территории города Сочи»:
На оснований протокола № 1 от 18 марта 2019 года решением комиссии Центрального внутригородского района города Сочи по рассмотрению документов необходимых для включения многодетной семьи в реестр многодетных семей на субсидирование части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья, расположенного на территории города Сочи и принятию решения о предоставлении социальной выплаты принято решение утвержден реестр получателей социальных выплат на субсидирование части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья многодетными семьями, расположенного на территории города Сочи в Центральном районе города Сочи согласно приложению № 1.
Согласно приложению №Медянникова Н.Г. включена в реестр получателей социальных выплат на субсидирование части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья многодетными семьями, расположенного на территории города Сочи в Центральном районе города Сочи.
29.08.2019 года распоряжением главы администрации Центрального внутригородского района города Сочи № 198-р «Об установлении дополнительной меры социальной поддержки многодетных семей в виде субсидирования части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья, расположенного на территории Центрального внутригородского района города Сочи» в соответствии с решением городского собрания Сочи от 12.08.2014 года № 121 «Об установлении дополнительной меры социальной поддержки многодетных семей в виде субсидирования части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья, расположенного на территории города Сочи», постановлением администрации города Сочи с 31 декабря 2015 года № 3777 «Об утверждении муниципальной программ города Сочи «Обеспечение доступным жильем жителей муниципального образования город-курорт Сочи», постановления администрации города Сочи от 13 октября 2015 года № 2930 «Об утверждении Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки многодетных семей, в виде субсидирования части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья, расположенного на территории города Сочи» в целях создания дополнительных мер социальной поддержки многодетных семей на территории Центрального внутригородского района города Сочи, заключенным договором № 1 от 18.07.2019 года о предоставлении многодетной семье социальной выплаты на субсидирование части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья, расположенного на территории Центрального внутригородского района города Сочи и представленной информацией от ПАО «Сбербанк России» о фактически уплаченного сумме основного долга и процентов физического лица – получателя субсидий:
1. Установлена ежемесячная дополнительная мера социальной поддержки многодетным семьям в виде субсидирования части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья, расположенного на территории Центрального внутригородского района города Сочи.
2. Утвержден список получателей ежемесячной социальной поддержки многодетных семей в виде субсидирования части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья, расположенного на территории города Сочи в Центральном внутригородском районе города Сочи за август 2019 года, согласно приложению.
Медянникова Н.Г. включена в данный список получателей ежемесячной социальной поддержки многодетных семей в виде субсидирования части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья.
Однако, распоряжением № 267-р Главы администрации Центрального внутригородского района города Сочи внесены изменения в распоряжение главы администрации Центрального Внутригородского района города Сочи от 19.03.2019 года № 62-р «Об утверждении реестра получателей социальных выплат на субсидирование части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья многодетными семьями, расположенного на территории города Сочи», которым Медянникова Н.Г. исключена реестра получателей социальных выплат на субсидирование части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья многодетными семьями, расположенного на территории города Сочи.
Распоряжением Главы администрации Центрального внутригородского района города Сочи от 06.11.2019 года № 268-р в порядке самоконтроля отменено распоряжение главы администрации Центрального внутригородского района от 29.08.2019 года № 198-р «Об установлении дополнительной меры социальной поддержки многодетных семей в виде субсидирования части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья, расположенного на территории Центрального внутригородского района города Сочи»; дано распоряжение принять меры по возврату денежных средств в бюджет города Сочи в срок до 31.12.2019 года.
Согласно выписке из протокола № 3 от 31 октября 2019 года заседания комиссии Центрального внутригородского района города Сочи по рассмотрению документов необходимых для включения многодетной семьи в список многодетных семей на субсидирования части процентной ставки при получении ипотечного кредита па приобретение жилья, расположенного на территории города Сочи и принятию решения о предоставлении социальной выплаты, комиссией выявлено расхождение в основаниях произведения социальных выплат заявителю, кроме того, не предоставляется возможным произвести расчет социальных выплат в отношении только жилого дома в связи с кредитованием по нескольким объектам недвижимости.
Из данной выписки следует, что в порядке самоконтроля при повторном рассмотрении документов Медянниковой Н.Г. для перечисления очередной социальной выплаты выявлены несоответствия в части предмета кредитного договора.
Так, согласно п. 10 кредитного договора № от ДД.ММ.ГГГГ между Медянниковой Н.Г. и ПАО «Сбербанк России» объектом недвижимости является: жилой дом, назначение жилое, общей площадью 166,6 кв.м., инвентарный №, этажность: 4, подземная этажность: 1, расположенный по адресу: Россия, Краснодарский край, <адрес> земельный участок, на котором расположен жилой дом, земельный участок площадью 407 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов - для садоводства, кадастровый №, расположенный по адресу: Россия, Краснодарский край, <адрес>. Большая часть суммы ипотечного кредита направлена на улучшение и благоустройство приобретенного недвижимого имущества.
Вместе с этим, согласно п. 1.2 приложения к Порядку предоставления дополнительной меры социальной поддержки многодетных семей в виде субсидирования части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья, расположенного на территории города Сочи, утвержденного постановлением администрации города Сочи от 13.10.2015 года № 2930 социальная выплата предоставляется заявителю на жилой дом.
Суд находит незаконными распоряжение № 267-р Главы администрации Центрального внутригородского района города Сочи «О внесении изменений в распоряжение главы администрации Центрального Внутригородского района города Сочи от 19.03.2019 года № 62-р «Об утверждении реестра получателей социальных выплат на субсидирование части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья многодетными семьями, расположенного на территории города Сочи», распоряжение Главы администрации Центрального внутригородского района города Сочи от 06.11.2019 года № 208-р «Об отмене распоряжения главы администрации Центрального внутригородского района от 29.08.2019 года № 198-р «Об установлении дополнительной меры социальной поддержки многодетных семей в виде субсидирования части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья, расположенного на территории Центрального внутригородского района города Сочи», а также решение заседания комиссии Центрального внутригородского района города Сочи 31.10.2019 года.
Как следует из материалов дела, с целью получения субсидирования части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья, расположенного на территории Центрального внутригородского района города Сочи, Медянникова Н.Г. обратилась в администрацию Центрального района города Сочи в порядке, установленном административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Предоставление многодетной семье социальной выплаты на субсидирование части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья, расположенного на территории города Сочи», утвержденным постановлением администрации города Сочи от 26.02.2016 года № 414.
Согласно данному регламенту, получателями муниципальной услуги являются заявителя (один из родителей), имеющие трех и более детей в возрасте до 18 лет, а при обучении детей в общеобразовательных организациях и государственных общеобразовательных организациях по очной форме обучения на бюджетной основе - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 года, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживающие и зарегистрированные в городе Сочи по месту постоянного проживания не менее 5 дет, обратившиеся в MAУ МФЦ города Сочи с документами о предоставлении социальной выплаты из средств бюджета города Сочи на субсидирование части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья, расположенного на территории города Сочи и выпиской из распоряжения главы соответствующего внутригородского района об утверждении списка получателей социальных выплат.
Пунктом 18 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление многодетной семье социальной выплаты на субсидирование части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья, расположенного на территории города Сочи», утвержденным постановлением администрации города Сочи от 26.02.2016 года № 414, содержится перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, среди которых: выписка кредитной организации и копии платежных поручений, заверенные кредитной организацией, подтверждающие погашение основного долга и уплаты начисленных процентов за пользование кредитом по кредитному договору по состоянию на первое число месяца подачи заявления о предоставлении социальной выплаты; выписка из ЕГРН на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на всех членов многодетной семьи на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества.
Ответственность за достоверность и полноту предоставляемых сведений и документов, являющихся необходимыми для предоставления муниципальной услуги, возлагается на Заявителя (п. 20).
В пункте 24 административного регламента приведен исчерпывающий перечень для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Пунктами 82, 84-87 административного регламента установлено, что основанием для начала процедуры - Подписание главой соответствующего внутригородского района города Сочи договора о предоставлении социальной выплаты является наличие и полное соответствие требованиям настоящего Административного регламента документов, указанных в пункте 18 Административного регламента, а также наличие согласованного с кредитной организацией расчета.
В случае отсутствия оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги Исполнитель в течение 2 (двух) дней производит расчет причитающихся социальных выплат, выполненный по установленной форме согласно Приложению № 2 и передает подписанный главой соответствующего внутригородского района города Coчи расчет Заявителю для дальнейшего согласования с кредитной организацией, с которой заключен договор ипотечного кредита, указанного в пункте 18 Административного регламента.
После получения согласованного с кредитной организацией расчета социальной выплаты и документов, указанных в пунктам 75-77 Административного регламента, Исполнитель в течение 2 (двух) дней обеспечивает подписание договора о предоставлении социальной выплаты главой администрации соответствующего внутригородского района города Сочи (в двух экземплярах) (Приложение№ 3).
Подписанный главой администрации соответствующего внутригородского района города Сочи договор о предоставлении социальной выплаты (два экземпляра) и копия расчета социальной выплаты передается в MAY МФЦ города Сочи в течение 1 (одного) дня.
Конечным результатом данной административной процедуры, которой оканчивается предоставление муниципальной услуги, является передача подписанного Главой администрации соответствующего внутригородского района города Сочи договора о предоставлении социальной выплаты в двух экземплярах и копии расчета социальной выплаты в MAУ МФЦ города Сочи.
Ввиду того, что отсутствовали основания, предусмотренные пунктом 24 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление многодетной семье социальной выплаты на субсидирование части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья, расположенного на территории города Сочи», Медянниковой Н.Г. была оказана данная муниципальная услуга, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Центрального района города Сочи и Медянниковой Н.Г. был заключен договор № 1 о предоставлении социальной выплаты.
Суд находит незаконным в качестве основания для вынесения распоряжения Главой администрации Центрального внутригородского района города Сочи от 06.11.2019 года № 208-р в порядке самоконтроля «Об отменене распоряжения главы администрации Центрального внутригородского района от 29.08.2019 года № 198-р «Об установлении дополнительной меры социальной поддержки многодетных семей в виде субсидирования части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья, расположенного на территории Центрального внутригородского района города Сочи» и распоряжения № 267-р Главы администрации Центрального внутригородского района города Сочи «О внесении изменений в распоряжение главы администрации Центрального Внутригородского района города Сочи от 19.03.2019 года № 62-р «Об утверждении реестра получателей социальных выплат на субсидирование части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья многодетными семьями, расположенного на территории города Сочи» - выявление несоответствия в части предмета кредитного договора – приобретение жилого дома и земельного участка, в то время как социальная выплата предоставляется заявителю только на жилой дом.
Согласно п. 10 кредитного договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Медянниковой Н.Г. и ПАО «Сбербанк России» приобретаемым объектом недвижимости является: жилой дом, назначение жилое, общей площадью 166,6 кв.м., инвентарный №, этажность: 4, подземная этажность: 1, расположенный по адресу: Россия, Краснодарский край, <адрес> земельный участок, на котором расположен жилой дом, земельный участок площадью 407 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов - для садоводства, кадастровый №, расположенный по адресу: Россия, Краснодарский край, <адрес>.
В соответствии с п. 1.2 приложения к Порядку предоставления дополнительной меры социальной поддержки многодетных семей в виде субсидирования части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья, расположенного на территории города Сочи, утвержденного постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№, социальная выплата предоставляется заявителю на жилой дом.
Вместе с тем, положение данного пункта не противоречит предмету кредитного договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Медянниковой Н.Г. и ПАО «Сбербанк России».
Главой администрации Центрального внутригородского района города Сочи при вынесении распоряжения №-р и распоряжения №-р не учтено следующее обстоятельство.
Согласно ч. 4 ст. 35 Земельного кодекса РФ, отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением следующих случаев: 1) отчуждение части здания, сооружения, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка; 2) отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке, изъятом из оборота в соответствии со статьей 27 настоящего Кодекса; 3) отчуждение сооружения, которое расположено на земельном участке на условиях сервитута, на основании публичного сервитута.
Не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу.
Таким образом, статьей 35 ЗК РФ закреплено правило единства судьбы жилого дома (здания, сооружения) и земельного участка, на котором расположен такой жилой дом (здание, сооружение), а значит, строение на земельном участке не может быть отчуждено без отчуждения земельного участка, на котором находиться такое строения, и наоборот.
В данном случае, оснований, предусмотренных пп.пп. 1)-3) абз.1 ч. 4 ст. 35 ЗК РФ, которые бы исключали отчуждение строение вместе со спорным земельным участком, не существует.
В Постановлении Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено следующее: согласно пункту 4 статьи 35 ЗК РФ отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, за исключением указанных в нем случаев, проводится вместе с земельным участком. Отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу, не допускается.
Поэтому сделки, воля сторон по которым направлена на отчуждение здания, строения, сооружения без соответствующего земельного участка или отчуждение земельного участка без находящихся на нем объектов недвижимости, если земельный участок и расположенные на нем объекты принадлежат на праве собственности одному лицу, являются ничтожными (пункт 11).
Согласно пункту 1 статьи 35 ЗК РФ, пункту 3 статьи 552 ГК РФ при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
В силу указанных норм приобретатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение (п. 13).
По смыслу п.п. 1, 2 ст. 552 ГК РФ при переходе права собственности на здание, сооружение или другую недвижимость приобретателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования. Собственником земельного участка, на котором находится отчуждаемая недвижимость, приобретателю передается право собственности на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования, если иное не предусмотрено законом.
Таким образом, приобретая в собственность жилой дом, назначение жилое, общей площадью 166,6 кв.м., инвентарный №, этажность: 4, подземная этажность: 1, расположенный по адресу: Россия, Краснодарский край, <адрес>, Медянникова Н.Г. приобрела в собственность также и земельный участок, на котором расположен данный жилой дом по адресу: Россия, Краснодарский край, <адрес>.
Приобретение в собственность жилого дома без земельного участка, противоречило бы требованиям статьи 35 ЗК РФ и статьи 552 ГК РФ.
При обращении в администрацию Центрального района города Сочи с заявлением о предоставлении муниципальной услуги «Предоставление многодетной семье социальной выплаты на субсидирование части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья, расположенного на территории города Сочи», Медянникова Н.Г. предоставила достоверные сведения о том, что предметом кредитного договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Медянниковой Н.Г. и банком ПАО «Сбербанк России», является предоставление суммы кредита в размере 4 483 500 рублей с целью приобретения объекта недвижимости: жилого дома, общей площадью 166,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, и земельного участка, на котором расположен указанный жилой дом, площадью 407 кв.м. с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>.
Доказательств, подтверждающих, что при обращении в администрацию Центрального района города Сочи с заявлением о предоставлении муниципальной услуги Медянникова Н.Г. предоставила недостоверные сведения, в частности о приобретаемом недвижимом имуществе с помощью кредитных средств полученных по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с ПАО «Сбербанк России», суду не представлено.
При рассмотрении администрацией Центрального района города Сочи заявления Медянникова Н.Г. о предоставлении муниципальной услуги «Предоставление многодетной семье социальной выплаты на субсидирование части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья, расположенного на территории города Сочи», было принято решение о предоставлении ей данной услуги.
При этом, пунктами 60, 61 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление многодетной семье социальной выплаты на субсидирование части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья, расположенного на территории города Сочи» предусмотрено, что документы, указанные в пункте 18 Административного регламента, регистрируются в администрации соответствующего внутригородского района города Сочи для подготовки конечного результата муниципальной услуги в установленном порядке. С момента передачи дела ответственному Служащему - специалисту администрации соответствующего внутригородского района города Сочи, предоставляющему муниципальную услугу (Исполнитель), документы заявителя обрабатываются согласно установленной блок-схеме.
Таким образом, представленные Медянниковой Н.Г. документы, были проверены и обработаны уполномоченным на то сотрудником администрации Центрального района города Сочи, по результатам проверки было установлено их соответствие требованиям, предъявляемы к документам, дающим право на предоставление многодетной семье социальной выплаты на субсидирование части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья, расположенного на территории города Сочи.
Суд считает, что в данном случае, административный истец Медянникова Н.Г. является добросовестным участником возникших правоотношений, в связи с чем, оспариваемыми распорядительными актами главы администрации Центрального внутригородского района нарушается право Медянниковой Н.Г. в составе многодетной семьи на получение социальной выплаты на субсидирование части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья.
При этом, социальные выплаты многодетной семье Медянниковой Н.Г. из средств бюджета города Сочи действительно направлены на субсидирование части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья, расположенного на территории города Сочи – жилого дома, расположенного по адресу: г<адрес>.
Суд усматривает, что основной целью заключения Медянниковой Н.Г. кредитного договора № от ДД.ММ.ГГГГ с ПАО «Сбербанк России», являлось приобретение жилья, то есть - жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, а не земельного участка, на котором он расположен. При этом, приобретение земельного участка, было совершено Медянниковой Н.Г. в соответствии с требованиями статьи 35 ЗК РФ и статьи 552 ГК РФ.
Условие, содержащиеся в п. 10 кредитного договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Медянниковой Н.Г. и ПАО «Сбербанк России» о том, что приобретаемым с помощью кредитных средств объектом недвижимости является: жилой дом, расположенный по адресу: Россия, Краснодарский край, г. <адрес> земельный участок, на котором расположен жилой дом, кадастровый №, расположенный по адресу: Россия, Краснодарский край, <адрес>, не противоречит пункту 1.2 приложения к Порядку предоставления дополнительной меры социальной поддержки многодетных семей в виде субсидирования части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья, расположенного на территории города Сочи, утвержденного постановлением администрации города Сочи от 13.10.2015 года № 2930.
Исходя из ч. 1 ст. 48 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в ст. 12 Конституции РФ, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан. При этом оно не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными.
Кроме того, административный регламент, утвержденный постановлением № 414 от 26.02.2016 года «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление многодетной семье социальной выплаты на субсидирование части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья, расположенного на территории города Сочи», административным истцом был соблюден полностью.
Документы для получения социальной выплаты на субсидирование, указанные в п. 3 Порядка предоставления социальных выплат, были проверены административным ответчиком, согласован расчет и сторонами подписан договор № 1 о предоставлении социальной выплаты от 19.07.2019 года.
Заседание комиссии Центрального внутригородского района города Сочи 31 октября 2019 года и последующие распоряжения главы администрации Центрального внутригородского района от 06 ноября 2019 года № 267-р и № 268-р об исключении Медянниковой Н.Г. из реестра получателей социальных выплат на субсидирование части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья многодетными семьями, расположенного на территории города Сочи - являются незаконными, данные действия нарушают права и законные интересы административного истца и ее несовершеннолетних детей, а именно право на пользование бюджетными средствами и получение социальных выплат на субсидирование части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья многодетными, нарушаются гарантии защиты материнства и детства.
На основании пп. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд -
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Медянниковой Н. Г. к администрации Центрального района города Сочи о признании незаконным заседание комиссии от 31.10.2019 года и распоряжения Главы администрации Центрального внутригородского района от 06.11.2019 года № 267-р и № 268 – удовлетворить.
Признать решение заседания комиссии Центрального внутригородского района города Сочи 31 октября 2019 года и последующие распоряжения главы администрации Центрального внутригородского района от 06 ноября 2019 года № 267-р «Об исключении Медянниковой Н. Г. из реестра получателей социальных выплат на субсидирование части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья многодетными семьями, расположенного на территории города Сочи» и № 268-р «Об отмене распоряжения главы администрации Центрального внутригородского района от 29.08.2019 года № 198-р «Об установлении дополнительной меры социальной поддержки многодетных семей в виде субсидирования части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья, расположенного на территории Центрального внутригородского района города Сочи» - незаконными.
Отменить решение заседания комиссии Центрального внутригородского района города Сочи 31 октября 2019 года и последующие распоряжения главы администрации Центрального внутригородского района от 06 ноября 2019 года от 06 ноября 2019 года № 267-р «Об исключении Медянниковой Н. Г. из реестра получателей социальных выплат на субсидирование части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья многодетными семьями, расположенного на территории города Сочи» и № 268-р «Об отмене распоряжения главы администрации Центрального внутригородского района от 29.08.2019 года № 198-р «Об установлении дополнительной меры социальной поддержки многодетных семей в виде субсидирования части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилья, расположенного на территории Центрального внутригородского района города Сочи».
Обязать администрацию Центрального внутригородского района устранить в полном объеме допущенные нарушения – произвести выплату всех недоплаченных социальных выплат многодетной семье Медянниковой Н. Г. из средств бюджета города Сочи на субсидирование части процентной ставки при получении ипотечного кредита на приобретение жилого помещения, расположенного на территории города Сочи.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Н.С. Шевелев
Мотивированное решение суда составлено и подписано судьей 30.06.2020 года.
«Решение в законную силу на момент опубликования не вступило»
"Согласовано"