Дело № 2а-9563/2023
УИД 16RS0042-03-2023-007237-24
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Мотивированное решение составлено 19 октября 2023 года.
г. Набережные Челны 5 октября 2023 года
Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Копотевой Т.И.,
при секретаре Канафиной Л.К.,
с участием административного истца ФИО1,
административного ответчика, представителя административных ответчиков отдела лицензионно-разрешительной работы (по городу Набережные Челны, Актанышскому, Мензелинскому, Муслюмовскому и Тукаевскому районам) г. Набережные Челны, Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Татарстан - начальника отдела лицензионно-разрешительной работы (по городу Набережные Челны, Актанышскому, Мензелинскому, Муслюмовскому и Тукаевскому районам) г. Набережные Челны ФИО2, действующего на основании доверенности,
представителя административного ответчика Управления МВД по г. Набережные Челны Республики Татарстан ФИО3, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гордевича ФИО9 к старшему инспектору лицензионно-разрешительной работы (по г. Набережные Челны, Актанышскому, Мензелинскому, Муслюмовскому и Тукаевскому районам) Управления Росгвардии по РТ ФИО4, начальнику отдела лицензионно-разрешительной работы (по городу Набережные Челны, Актанышскому, Мензелинскому, Муслюмовскому и Тукаевскому районам) г. Набережные Челны ФИО2, отделу лицензионно-разрешительной работы (по городу Набережные Челны, Актанышскому, Мензелинскому, Муслюмовскому и Тукаевскому районам) г. Набережные Челны, Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Татарстан, Управлению МВД по г. Набережные Челны Республики Татарстан о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на хранение оружия и патронов к нему, выразившееся в уведомлении от 07.04.2023 №...
установил:
ФИО1 (далее-административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением в вышеприведённой формулировке, указав в обоснование, что 10 марта 2023 года им поданы заявления о выдаче разрешения на хранение и ношение оружия и патронов к нему. На данные заявления от административного ответчика получено уведомление от 07 апреля 2023 года об отказе в выдаче разрешения на хранение и ношение оружия и патронов, где указано о наличии обстоятельств, предусмотренных п.3.5 и п.11 ч.20 ст. 13 ФЗ «об оружии».
С указанным отказом административный истец не согласен, считает его необоснованным и подлежащим отмене.
Оружие приобретено им на законных основаниях до введения в действия п.3.5 и п. 11 ч.20 ст. 13 ФЗ «Об оружии». Также разрешение на хранение и ношение получено до введения вышеуказанных пунктов, в связи чем нет ограничений по выдаче новых разрешений взамен ранее выданных.
Также указывает, что со 2 июня 2016 года по 6 июля 2018 года он содержался под стражей, а затем с 6 июля 2018 года по 3 декабря 2019 года - под домашним арестом, а с 03 декабря 2019 года - под запретом определённых действий.
Определением Судебной коллегии по уголовным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 03 октября 2022 года по делу № ... уголовное дело в отношении него прекращено, в связи с отсутствием состава преступления с правом на реабилитацию.
В период незаконного содержания под стражей, а именно 18 сентября 2017 года истёк срок действия предыдущих разрешений на хранение и ношение оружия, в связи с чем 20 апреля 2020 года оружие сдано административному ответчику и по сегодняшний находятся там.
На основании вышеизложенного просит признать незаконным отказ в выдаче ему разрешения на хранение оружия и патронов к нему взамен ранее выданных.
Судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены старший инспектор лицензионно-разрешительной работы (по г. Набережные Челны, Актанышскому, Мензелинскому, Муслюмовскому и Тукаевскому районам) Управления Росгвардии по РТ ФИО4, Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Татарстан, Управление МВД по г. Набережные Челны Республики Татарстан.
В судебном заседании административный истец административные исковые требования поддержал в полном объёме, просил удовлетворить по доводам, изложенным в административном иске. Пояснил, полагает, что заключения не существует, поскольку не представлено ни ему, ни суду. Доводы административных ответчиков, что если бы административный истец обратился в отдел в 2017 году, по истечению срока действия предыдущих разрешений, они были бы продлены несостоятельный. Он не мог прийти продлить разрешение, поскольку находился в местах лишения свободы. Считает, что ему должны продлить разрешение и выдать обратно оружие. Согласно закону вынесенное заключение распространяется только на тех людей, у кого есть оружие. До этого он несколько раз продлевал разрешение, вопросов не возникало. Все пункты, явившиеся основанием принятия заключения, появились в связи с внесением изменений в Закон, после 29.06.2022. До этого не действовали, соответственно на него не распространяются. Указывает, что его право должно быть восстановлено. В период нахождения под запретом совершения определенных действий (с 03 декабря 2019 года) в качестве меры пресечения не мог пользоваться интернетом, запрещены прогулки, встречи с родственниками. В связи с чем, обратился в отдел устно в декабре 2022 года, потом прошел медосмотр.
Административный ответчик, представитель административных ответчиков отдела лицензионно-разрешительной работы (по городу Набережные Челны, Актанышскому, Мензелинскому, Муслюмовскому и Тукаевскому районам) г. Набережные Челны, Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Татарстан - начальник отдела лицензионно-разрешительной работы (по городу Набережные Челны, Актанышскому, Мензелинскому, Муслюмовскому и Тукаевскому районам) г. Набережные Челны ФИО2, действующий на основании доверенности, административные исковые требования не признал по основаниям, изложенным в возражении на административное исковое заявление, указав, что в отношении ФИО1 вынесено заключение о наличии опасности нарушения прав и свобод граждан, угрозы государственной или общественной безопасности. Пояснил, что кроме того, административный истец мог уведомить следователя о необходимости продлить разрешение на хранение и ношение оружия и прийти на прием в отдел, не обязательно направлять заявление через интернет. В Законе «Об оружии» указано, в каких случаях не выдается лицензия. Если нельзя выдать лицензию, то нельзя выдать и разрешение. Когда ФИО1 подошел в отдел, административный ответчик ему объяснил, какие документы необходимы для получения лицензии. Заявления без документов не принимаются.
Представитель административного ответчика Управления МВД по г. Набережные Челны Республики Татарстан ФИО3, действующая на основании доверенности, административные исковое заявление не признала, просила отказать в его удовлетворении по доводам, изложенным в возражении на него.
Административный ответчик старший инспектор лицензионно-разрешительной работы (по г. Набережные Челны, Актанышскому, Мензелинскому, Муслюмовскому и Тукаевскому районам) Управления Росгвардии по РТ ФИО4 в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом, судебной повесткой по почте. Ранее в судебных заседаниях в удовлетворении административного искового заявления просил отказать
Выслушав лиц, участвующих по делу, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Судом установлено, что административный истец 10 марта 2023 года обратился в отдел лицензионно-разрешительной работы (по городу Набережные Челны, Актанышскому, Мензелинскому, Муслюмовскому и Тукаевскому районам) г. Набережные Челны с заявлениями №№ ... о выдаче разрешений на хранение и ношение оружия и патронов к нему взамен выданных ранее.
7 апреля 2023 года начальником отдела лицензионно-разрешительной работы (по городу Набережные Челны, Актанышскому, Мензелинскому, Муслюмовскому и Тукаевскому районам) г. Набережные Челны ФИО2 в адрес ФИО1 направлено уведомление об отказе в выдаче разрешения взамен ранее выданного со ссылкой о невозможности принятия положительного решения в отношении граждан, два и более раз осужденных за совершение преступления, а также в отношении которых по результатам проверки, проведенной органами внутренних дел, вынесено заключение (№... от 06.04.2023) о наличии опасности нарушения прав и свобод граждан, угрозы государственной и общественной безопасности.
Указанное уведомление направлено административному истцу на основании заключения старшего инспектора ФИО4 по результатам проверки по заявлениям ФИО1 №№ ...
Как установлено, по результатам проверки, проведенной органами внутренних дел, в отношении ФИО1 вынесено заключение №... от 06.04.2023 о наличии опасности нарушения прав и свобод граждан, угрозы государственной и общественной безопасности.
Разрешая административные исковые требования о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на хранение оружия и патронов к нему, выразившегося в уведомлении от 07.04.2023 ..., суд исходит из следующего.
Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» (далее - Закон об оружии).
Данный закон закрепляет в качестве общего правила лицензионный (разрешительный) порядок приобретения допущенного к обороту оружия, его хранения, ношения и использования гражданами и юридическими лицами, отвечающими нормативно установленным требованиям.
В соответствии с положениями пункта 11 части 20 статьи 13 Закона об оружии лицензия на приобретение, экспонирование или коллекционирование оружия не выдается гражданам Российской Федерации: в отношении которых по результатам проверки, проведенной органами внутренних дел и (или) органами федеральной службы безопасности, имеется заключение о наличии опасности нарушения прав и свобод граждан, угрозы государственной или общественной безопасности (далее - заключение).
Частью 24 статьи 13 Закона об оружии установлено, что проверка, предусмотренная пунктом 11 части 20 настоящей статьи, проводится:
1) по запросу федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, или его территориального органа в отношении граждан Российской Федерации, впервые приобретающих оружие на основании лицензии на его приобретение либо представивших заявление на получение лицензий на коллекционирование или экспонирование оружия и патронов к нему, за исключением граждан, проходящих службу в государственных военизированных организациях и имеющих воинские звания либо специальные звания или классные чины юстиции, граждан, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, ведущим традиционный образ жизни и осуществляющим традиционную хозяйственную деятельность, а также в отношении граждан в целях принятия решения о выдаче соответствующего разрешения и возврате оружия, изъятого в связи с возникновением обстоятельств, предусмотренных пунктом 11 части двадцатой настоящей статьи;
2) без запроса федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, или его территориального органа в отношении граждан Российской Федерации, которым выданы лицензии и (или) разрешения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, в случае выявления органами внутренних дел и (или) органами федеральной службы безопасности в рамках реализации возложенных на них законодательством Российской Федерации полномочий, обстоятельств, являющихся основанием для вынесения заключения.
При подтверждении по результатам проверки, предусмотренной пунктом 1 части двадцать четвертой настоящей статьи, информации о наличии опасности нарушения прав и свобод граждан, угрозы государственной или общественной безопасности органами внутренних дел и (или) органами федеральной службы безопасности в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган по месту жительства гражданина не позднее пятнадцати рабочих дней со дня получения запроса федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, или его территориального органа направляется заключение. В заключении указываются сведения о лице, в отношении которого оно вынесено, о наличии соответствующей опасности, а также должность, фамилия и инициалы лица, его вынесшего, и дата вынесения. Заключение подписывается вынесшим его должностным лицом. Срок действия заключения составляет два года со дня его вынесения. Действие заключения прекращается ранее указанного срока в случае отзыва заключения органом, который его вынес. Заключение может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации, в отношении которого вынесено заключение, в целях его обжалования вправе истребовать от органа, информация которого послужила основанием для вынесения заключения, сведения о полученной о нем информации в пределах, допускаемых требованиями законодательства Российской Федерации об оперативно-разыскной деятельности. В случае, если будет отказано в предоставлении запрошенных сведений или если гражданин полагает, что сведения получены не в полном объеме, он вправе обжаловать это в судебном порядке.
На основании подпункта 24 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» к обязанностям полиции относится: в случае нарушения прав и свобод граждан, угрозы государственной или общественной безопасности выносить и направлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченной в сфере оборота оружия или его территориальный орган, соответствующие заключения.
Как установлено судом, 6 апреля 2023 года Управлением МВД по г. Набережные Челны Республики Татарстан в отношении ФИО1 вынесено заключение № ФИО11 о наличии опасности нарушения прав и свобод граждан, угрозы государственной общественной безопасности.
В целях исполнения указанного заключения начальником отдела лицензионно-разрешительной работы (по городу Набережные Челны, Актанышскому, Мензелинскому, Муслюмовскому и Тукаевскому районам) г. Набережные Челны ФИО2 в адрес ФИО1 вынесено уведомление об отказе в выдаче разрешения на хранение и ношение оружия взамен ранее выданного.
С учетом установленных по делу обстоятельств, а также из анализа приведенных выше правовых норм, суд приходит к выводу, поскольку заключение №... от 06.04.2023 в установленном законодательством Российской Федерации порядке не обжаловано, то отделом лицензионно-разрешительной работы (по городу Набережные Челны, Актанышскому, Мензелинскому, Муслюмовскому и Тукаевскому районам) г. Набережные Челны законно и обоснованно вынесен оспариваемый отказ.
Кроме того, ФИО1 обратился в отдел за продлением разрешений на хранение и ношение оружия 10 марта 2023 года, тогда как срок действия указанных разрешений истек 18.09.2017.
В силу пункта 14 статьи 13 Закона об оружии …Гражданин Российской Федерации вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган по месту жительства с заявлением о выдаче нового разрешения взамен ранее выданного в любое время, но не позднее, чем за один месяц до дня окончания срока его действия.
Таким образом, с заявлением о продлении ранее выданных разрешений на хранение и ношение оружия административный истец должен был обратиться не позднее 18.08.2017.
Приказом Росгвардии от 26.06.2018 № 221 утвержден Административный регламент Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, охотничьего пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему».
Согласно пункту 68 Административного регламента разрешение с истекшим сроком действия на дату регистрации заявления и документов, предусмотренных подпунктом 9.3 пункта 9 настоящего Административного регламента, продлению не подлежит.
Довод административного истца, что он не мог ранее обратиться с заявлением о продлении действия срока разрешений, поскольку со 2 июня 2016 года по 6 июля 2018 года содержался под стражей, а затем с 6 июля 2018 года по 3 декабря 2019 года - под домашним арестом, а с 03 декабря 2019 года - под запретом определённых действий, не может служить надлежащим доказательством невозможности обращения в компетентный орган по этому вопросу возможным способом (через следователя, адвоката, в письменном виде услугами почты, иным допустимым способом обращения).
Кроме того, административный истец указывает, что поскольку определением Судебной коллегии по уголовным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 03 октября 2022 года по делу № ... уголовное дело в отношении него прекращено, в связи с отсутствием состава преступления с правом на реабилитацию, то его права подлежат восстановлению, не основаны на законе.
Как следует из фактических обстоятельств дела, действие ранее выданных разрешений истекло ..., за продлением срока их действия ФИО1 в установленном порядке в отдел лицензионно-разрешительной работы (по городу Набережные Челны, Актанышскому, Мензелинскому, Муслюмовскому и Тукаевскому районам) г. Набережные Челны не обратился, потому в силу требований Закона об оружии действие ранее выданных разрешений продлению не подлежит.
Иные доводы ФИО1, изложенные как в административном иске, так в рамках настоящего судебного разбирательства судом оценены, не могут служить основанием удовлетворения заявленных требований, поскольку, как указано выше, вынесенное в отношении административного истца органом внутренних дел заключение о наличии опасности нарушения прав и свобод граждан, угрозы государственной и общественной безопасности не оспорено.
При таких обстоятельствах, административным ответчиком законно и обоснованно вынесен отказ в выдаче разрешения на хранение оружия и патронов к нему, выразившийся в уведомлении от 07.04.2023 №...
Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Принимая во внимание, что предусмотренная законом совокупность вышеназванных условий отсутствует, суд считает, что оснований для удовлетворения административных исковых требований не имеется в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Гордевича ФИО10 к старшему инспектору лицензионно-разрешительной работы (по г. Набережные Челны, Актанышскому, Мензелинскому, Муслюмовскому и Тукаевскому районам) Управления Росгвардии по РТ ФИО4, начальнику отдела лицензионно-разрешительной работы (по городу Набережные Челны, Актанышскому, Мензелинскому, Муслюмовскому и Тукаевскому районам) г. Набережные Челны ФИО2, отделу лицензионно-разрешительной работы (по городу Набережные Челны, Актанышскому, Мензелинскому, Муслюмовскому и Тукаевскому районам) г. Набережные Челны, Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Татарстан, Управлению МВД по г. Набережные Челны Республики Татарстан о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на хранение оружия и патронов к нему, выразившееся в уведомлении от 07.04.2023 №..., отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: подпись Копотева Т.И.