Дело № 2а-956/2020
Поступило в суд: 21.05.2020 г.
УИД 54RS0013-01-2020-001670-98
Бердский городской суд Новосибирской области
ул. Ленина, дом 45, г. Бердск, Новосибирская область, 633010,
тел./факс (383 41) 225-44,e-mail: berdsky.nsk@sudrf.ru
berdsky.nsk.sudrf.ru
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(мотивированное)
27 июля 2020 года г. Бердск
Бердский городской суд Новосибирской области в составе: председательствующего судьи Новосадовой Н.В.,
при секретаре Телепиной Г.А.,
с участием: представителя административного истца – помощника прокурора города Бердска Филиппенко В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора города Бердска к администрации города Бердска о признании противоречащими и недействующими: пункта 7 раздела II Регламента - части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, пункта 8 раздела II Регламента - части 7.1. ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, пункта 13 раздела II Регламента -части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Бердска обратился с административном иском к администрации города Бердска о признании противоречащими и недействующими: пункта 7 раздела II Регламента - части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, пункта 8 раздела II Регламента - части 7.1. ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, пункта 13 раздела II Регламента -части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ. В обоснование иска указано, что 08.04.2019 года администрацией города Бердска принято постановление № 1217 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство» (далее - Регламент).
Отдельные положения нормативного правового акта противоречат требованиям федерального законодательства и содержат коррупциогенный фактор.
Перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, предусмотренный п. 7 раздела II Регламента, не соответствует перечню, который установлен в ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ. Так, п. 7 раздела II Регламента предусмотрено, что к документам, необходимым для получения разрешения на строительство, в том числе относятся:
- Правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута: а) при наличии соглашения о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления, полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенного при осуществлении бюджетных инвестиций, - указанное соглашение, правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено это соглашение (п.п. 1).
Подпункт 1 п. 7 раздела II Регламента не соответствует п. 1 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ (в редакции Федерального закона от 02.08.2019 № 283-ФЗ (далее - Закон № 283-ФЗ), вступившего в силу со 02.08.2019), так как не предусматривает предоставления для получения разрешения на строительство схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, на основании которой был образован указанный земельный участок и выдан градостроительный план земельного участка в случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 57.3 настоящего Кодекса.
- Материалы, содержащиеся в проектной документации (п.п. 3) - не соответствует п. 3 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ (в редакции Федерального закона от 27.06.2019 года № 151-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ( далее - Закон № 151-ФЗ), вступившего в силу со 02.08.2019), так как не предусматривает среди документов результатов инженерных изысканий.
- Положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 Градостроительного кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 Градостроительного кодекса (п.п. 4) - не соответствует п. 4 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ (в ред. Закона № 151-ФЗ) в той части, в которой не предусматривает предоставления положительного заключения экспертизы проектной документации, в том числе в случае, если данной проектной документацией предусмотрены строительство или реконструкция иных объектов капитального строительства, включая линейные объекты.
Пунктом 7 раздела II Регламента не предусмотрены следующие документы, необходимые для получения разрешения на строительство:
- подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 ГрК РФ, предоставленное лицом, являющимся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и утвержденное привлеченным этим лицом в соответствии с ГрК РФ специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования в должности главного инженера проекта, в случае внесения изменений в проектную документацию в соответствии с частью 3.8 статьи 49 ГрК РФ, предусмотренное п. 4.2 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ (в ред. Закона 142151-ФЗ).
- Подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.9 статьи 49 ГрК РФ, предоставленное органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу проектной документации, в случае внесения изменений в проектную документацию в ходе экспертного сопровождения в соответствии с частью 3.9 статьи 49 ГрК РФ, предусмотренное п. 4.3 ч. 7 ст, 51 ГрК РФ (в ред. Закона № 151-ФЗ).
- Копия договора о развитии застроенной территории или договора о комплексном развитии территории в случае, если строительство, реконструкцию объектов капитального строительства планируется осуществлять в границах территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о развитии застроенной территории или решение о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления, за исключением случая принятия решения о самостоятельном осушествлении комплексного развития территории, предусмотренная п. 10 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ (в ред. Закона № 283-ФЗ).
В силу ч. 7.1 ст. 51 ГрК РФ документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1 - 5, 7, 9 и 10 части 7 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в абзаце первом части 7 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.
Перечень документов, запрашиваемых по каналам межведомственного взаимодействия (п. 8 раздела II Регламента), не соответствуют ч. 7.1 ст. 51 ГрК РФ, поскольку не предусматривает запрос документа, указанного в п. 10 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ (копии договора о развитии застроенной территории или договора о комплексном развитии территории).
Таким образом, п. 8 раздела II Регламента содержит коррупциогенный фактор, предусмотренный п.п. «ж» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 №96, - «отсутствие или неполнота административных процедур», так как не предусматривает обязанности органов местного самоуправления (их должностных лиц) запросить в порядке межведомственного взаимодействия копии договора о развитии застроенной территории или договора о комплексном развитии территории.
Пункт 13 раздела II Регламента не соответствует ч. 13 ст. 51 ГрК РФ в той части, в которой в качестве основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги не предусматривает отсутствие документации по планировке территории, утвержденной в соответствии с договором о развитии застроенной территории или договором о комплексном развитии территории (за исключением случая принятия решения о самостоятельном осуществлении комплексного развития территории), в случае, если строительство, реконструкция объекта капитального строительства планируются на территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о развитии застроенной территории или решение о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления.
04.10.2019 года прокурором города Бердска на постановление администрации города Бердска от 08.04.2019 № 1217 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство» принесен протест, одним из требований которого являлось приведение в соответствие муниципального правового акта федеральному законодательству.
Согласно ответу заместителя главы администрации (по строительству и городскому хозяйству) от 05.11.2019 № 5209-05/01-18 административный регламент приведен в соответствие с действующим законодательством с учетом указанных в протесте прокурора г. Бердска замечаний. В настоящее время регламент находится на согласовании в структурных подразделенияхадминистрации города Бердска. После утверждения администрацией г. Бердска постановления, оно будет направлено в прокуратуру города Бердска для проведения правовой экспертизы.
До настоящего времени администрацией города Бердска административный регламент не приведен в соответствие с законодательством, постановление в прокуратуру города Бердска не направлено.
Просят признать противоречащими и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу: пункт 7 раздела II Регламента - части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, пункт 8 раздела II Регламента - части 7.1. ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, пункт 13 раздела II Регламента -части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ. Опубликовать решение суда в течение месяца после вступления его в законную силу в газете «Бердские новости» (л.д.1-5).
Представитель административного истца – помощник прокурора города Бердска Филиппенко В.Е., в судебном заседании заявленные требования подержал, по основаниям указанным в административном иске, приведенном выше.
Представитель административного ответчика – администрации города Бердска ФИО1, действующая на основании доверенности (л.д.47), при наличии диплома (л.д.48), в судебное заседание не явилась, просила рассматривать дело в отсутствие представителя, представила письменный отзыв, из которого следует, что в настоящее время в целях приведения административного регламента в соответствие с действующим законодательством администрацией города Бердска подготовлен проект административного регламента, который проходит процедуру согласования в структурных подразделениях администрации города Бердска. После завершения процедуры согласования административный регламент будет направлен в прокуратуру города Бердска (л.д.46).
Суд, с учетом мнения участников процесса, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено, что 08.04.2019 года администрацией города Бердска принято постановление №1217, которым утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство» (л.д.6-24).
04.10.2019 года прокурором города Бердска принесен протест на постановление администрации города Бердска от 08.04.2019 № 1217 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство», одним из требований которого являлось приведение в соответствие муниципального правового акта федеральному законодательству, поскольку установлено, что пункт 7 раздела II Регламента противоречит части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, пункт 8 раздела II Регламента противоречит части 7.1. ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, пункт 13 раздела II Регламента противоречит части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ (л.д.25-28).
Пунктом 7 раздела II Регламента предусмотрено, что к документам, необходимым для получения разрешения на строительство, в том числе относятся:
- Правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута: а) при наличии соглашения о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления, полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенного при осуществлении бюджетных инвестиций, - указанное соглашение, правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено это соглашение (п.п. 1).
Пунктом 7 раздела II Регламента предусмотрено, что к документам, необходимым для получения разрешения на строительство, в том числе относятся: правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута: а) при наличии соглашения о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления, полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенного при осуществлении бюджетных инвестиций, - указанное соглашение, правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено это соглашение (п.п. 1).
В соответствии с п.1 ч.7 ст. 51 ГрК РФ правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута, а также схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, на основании которой был образован указанный земельный участок и выдан градостроительный план земельного участка в случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 57.3 настоящего Кодекса
Таким образом, подпункт 1 п. 7 раздела II Регламента не соответствует п. 1 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ (в редакции Федерального закона от 02.08.2019 № 283-ФЗ (далее - Закон № 283-ФЗ), вступившего в силу со 02.08.2019), так как не предусматривает предоставления для получения разрешения на строительство схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, на основании которой был образован указанный земельный участок и выдан градостроительный план земельного участка в случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 57.3 настоящего Кодекса.
Материалы, содержащиеся в проектной документации (п.п. 3) - не соответствует п. 3 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ (в редакции Федерального закона от 27.06.2019 года № 151-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 151-ФЗ), вступившего в силу со 02.08.2019), так как не предусматривает среди документов результатов инженерных изысканий.
Положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 Градостроительного кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 Градостроительного кодекса (п.п. 4) - не соответствует п. 4 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ (в ред. Закона № 151-ФЗ) в той части, в которой не предусматривает предоставления положительного заключения экспертизы проектной документации, в том числе в случае, если данной проектной документацией предусмотрены строительство или реконструкция иных объектов капитального строительства, включая линейные объекты.
Пунктом 7 раздела II Регламента не предусмотрены следующие документы, необходимые для получения разрешения на строительство:
- подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 ГрК РФ, предоставленное лицом, являющимся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и утвержденное привлеченным этим лицом в соответствии с ГрК РФ специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования в должности главного инженера проекта, в случае внесения изменений в проектную документацию в соответствии с частью 3.8 статьи 49 ГрК РФ, предусмотренное п. 4.2 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ (в ред. Закона 142151-ФЗ).
- подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.9 статьи 49 ГрК РФ, предоставленное органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу проектной документации, в случае внесения изменений в проектную документацию в ходе экспертного сопровождения в соответствии с частью 3.9 статьи 49 ГрК РФ, предусмотренное п. 4.3 ч. 7 ст, 51 ГрК РФ (в ред. Закона № 151-ФЗ).
- копия договора о развитии застроенной территории или договора о комплексном развитии территории в случае, если строительство, реконструкцию объектов капитального строительства планируется осуществлять в границах территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о развитии застроенной территории или решение о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления, за исключением случая принятия решения о самостоятельном осушествлении комплексного развития территории, предусмотренная п. 10 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ (в ред. Закона № 283-ФЗ).
В силу ч. 7.1 ст. 51 ГрК РФ документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1 - 5, 7, 9 и 10 части 7 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в абзаце первом части 7 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.
Перечень документов, запрашиваемых по каналам межведомственного взаимодействия (п. 8 раздела II Регламента), не соответствуют ч. 7.1 ст. 51 ГрК РФ, поскольку не предусматривает запрос документа, указанного в п. 10 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ (копии договора о развитии застроенной территории или договора о комплексном развитии территории).
Таким образом, п. 8 раздела II Регламента содержит коррупциогенный фактор, предусмотренный п.п. «ж» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 №96, - «отсутствие или неполнота административных процедур», так как не предусматривает обязанности органов местного самоуправления (их должностных лиц) запросить в порядке межведомственного взаимодействия копии договора о развитии застроенной территории или договора о комплексном развитии территории.
Пункт 13 раздела II Регламента не соответствует ч. 13 ст. 51 ГрК РФ в той части, в которой в качестве основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги не предусматривает отсутствие документации по планировке территории, утвержденной в соответствии с договором о развитии застроенной территории или договором о комплексном развитии территории (за исключением случая принятия решения о самостоятельном осуществлении комплексного развития территории), в случае, если строительство, реконструкция объекта капитального строительства планируются на территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о развитии застроенной территории или решение о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления.
Согласно ответу заместителя главы администрации города Бердска от 05.11.2019 года № 5209-05/01-18, постановление администрации города Бердска от 08.04.2019 № 1217 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство» приведено в соответствие с действующим законодательством, с учетом указанных в протесте прокурора города Бердска замечаний. В настоящее время регламент находится на согласовании в структурных подразделениях администрации города Бердска. После утверждения администрацией г. Бердска постановления, административный регламент будет направлено в прокуратуру города Бердска для проведения правовой экспертизы (л.д.29).
Из ответа Управляющего делами администрации города Бердска следует, что постановление администрации города Бердска от 08.04.2019 № 1217 было обнародовано 08.04.2020 года в общедоступных местах города Бердска (л.д.30), что также подтверждается актом об обнародовании постановления администрации города Бердска от 08.04.2019 № 1217 (л.д.31).
В соответствии с ч.4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Таким образом, исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что указанные выше несоответствия Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство», утвержденного постановлением администрации города Бердска от 08.04.2019 № 1217 "Градостроительному кодексу Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ нарушают права субъектов градостроительной деятельности на получение муниципальной услуги по выдаче разрешения на строительство надлежащего качества.
При таких данных, требования прокурора города Бердска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 218 КАС РФ суд
РЕШИЛ:
Требования Прокурора города Бердска, в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Признать противоречащими и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу: пункт 7 раздела II Регламента - части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, пункт 8 раздела II Регламента - части 7.1. ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, пункт 13 раздела II Регламента -части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ.
Опубликовать решение суда в течение месяца после вступления его в законную силу в газете «Бердские новости».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья /подпись/ Н.В. Новосадова
В окончательной форме решение принято 03.08.2020 года.
Судья /подпись/ Н.В. Новосадова