Дело №2а-956/2023
УИД 91RS0022-01-2023-000319-81
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 марта 2023 года город Феодосия
Феодосийский городской суд Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи – Стародуба П.И.,
при секретаре – Заика Ю.К.,
с участием представителя административного истца – ФИО2,
представителя административного ответчика – ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению заместителя прокурора города Феодосии к администрации г. Феодосии Республики Крым, заинтересованное лицо Сектор муниципальных услуг управления организационной работы и документационного обеспечения Администрации города Феодосии Республики Крым о признании незаконным бездействия, понуждении совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора города Феодосии в феврале 2023 года обратился в суд с административным исковым заявлением, поданным в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации города Феодосии Республики Крым о признании бездействия незаконным, понуждении совершить определенные действия, мотивируя тем, что прокуратурой города проведена проверка исполнения администрацией города Феодосии Республики Крым требований законодательства при предоставлении муниципальных услуг в электронной форме и в сфере реализации национальных проектов.
В рамках Государственной программы Российской Федерации «Информационное общество», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 313, реализуется национальный проект «Цифровая экономика», утвержденный протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 04.06.2019 № 7.
Национальная программа направлена на достижение цели, определенной Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 № 204 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» в части решения задач и достижения стратегических целей по направлению «Цифровая экономика».
Реализация программы способствует достижению стратегически значимых задач Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года (утверждены Правительством Российской Федерации от 29.09.2018).
Мероприятия национальной программы «Цифровая экономика» направлены на реализацию ключевых направлений преобразования экономики и социальной сферы: формирование новой регуляторной среды отношений граждан, бизнеса и государства, возникающих с развитием цифровой экономики, создание современной высокоскоростной инфраструктуры хранения, обработки и передачи данных, обеспечение устойчивости и безопасности ее функционирования, формирование системы подготовки кадров для цифровой экономики, поддержка развития перспективных «сквозных» цифровых технологий и проектов по их внедрению, повышение эффективности государственного управления и оказания государственных услуг посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений.
Распоряжением Администрации города Феодосии от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Реестр муниципальных услуг, предоставляемых Администрацией города Феодосии.
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 18 ноября 2021 года N 1528-р утвержден Перечень массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг Республики Крым, подлежащих предоставлению в электронной форме (с изменениями согласно распоряжения Совета министров Республики Крым от 29.09.2022 № 1479-р).
Указанным распоряжением утвержден перечень муниципальных услуг, доступных к предоставлению в электронном виде органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Крым на Едином портале государственных и муниципальных услуг Республики Крым.
В нарушение требований Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Распоряжения Совета министров Республики Крым от 18 ноября 2021 года N 1528-р, на региональном портале услуги, входящие в перечень первоочередных муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления в электронном виде администрацией города Феодосии Республики Крым не размещены муниципальные услуги: по организации отдыха детей в каникулярное время (постановление администрации города Феодосии от <данные изъяты>), выплаты компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях (постановление администрации города Феодосии от <данные изъяты>), подготовки и утверждении документации, установлению информационной вывесок, согласованию дизайн-проекта размещения вывески (постановление администрации города Феодосии от <данные изъяты>).
Заявка на предоставление муниципальных услуг в электронном формате в установленном порядке не подана, что является нарушением п.3 ч.1 ст. ст.5 Федерального закона от 27.07.2010 № 210, предусматривающей право заявителя на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города в адрес главы администрации города Феодосии было внесено представление об устранении нарушений закона в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг.
Из ответа администрации города на представление прокуратуры г. Феодосии от ДД.ММ.ГГГГ следует, что требования прокурора удовлетворены не в полном объеме, предоставление не всех действующих муниципальных услуг переведено в электронный формат.
Таким образом, по мнению истца, несмотря на реализуемую в стране государственную политику, направленную на повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг, администрацией г. Феодосии, в нарушение п. 6 ст. 4 Закона № 210-ФЗ не осуществлены действия по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронном виде.
В нарушение указанных требований на региональном портале услуги, входящие в перечень первоочередных муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления в электронном виде, администрацией города Феодосии в электронном виде предоставляются не в полном объеме.
Бездействие органов местного самоуправления не позволяет достичь целевые показатели национального проекта «Цифровая экономика».
Указанное свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц.
В связи с чем, обращаясь в суд, административный истец просит суд признать незаконным бездействие администрации города Феодосии Республики Крым, выразившееся в не предоставлении в электронной форме заявителям следующих муниципальных услуг: по организации отдыха детей в каникулярное время (постановление администрации города Феодосии от <данные изъяты>), выплаты компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях (постановление администрации города Феодосии от <данные изъяты>), подготовки и утверждении документации, установлению информационной вывесок, согласованию дизайн-проекта размещения вывески (постановление администрации города Феодосии от <данные изъяты>). Обязать администрацию города Феодосии в течение 3 месяцев с момента вступления решения в законную силу устранить нарушения законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг, обеспечив возможность получения заявителями в электронной форме следующих муниципальных услуг: по организации отдыха детей в каникулярное время (постановление администрации города Феодосии от <данные изъяты>), выплаты компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях (постановление администрации города Феодосии от <данные изъяты>), подготовки и утверждении документации, установлению информационной вывесски, согласованию дизайн-проекта размещения вывески (постановление администрации города Феодосии от <данные изъяты>).
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания 27 февраля 2023 года, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Сектор муниципальных услуг управления организационной работы и документационного обеспечения Администрации города Феодосии Республики Крым.
В судебном заседании представитель административного истца – старший помощник прокурора г.Феодосии ФИО2, заявленные исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить в полном объеме, по изложенным в нем основаниям, пояснив, что после вынесенного представления прокурора г. Феодосии, администрации г. Феодосии ничего не препятствовало своевременно перевести административные регламенты, выявленные актом прокурорского реагирования в электронную форму. Несмотря на направление администрацией г. Феодосии Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ заявок для подключения в Министерство внутренней политики, информации и связи Республики Крым, указанный регламенты до настоящего времени в электронной форме не работают, а административный регламент «Организация отдыха детей в каникулярное время» не предусматривает возможности обращения заявителей в электронном виде.
Представитель административного ответчика в судебном заседании против заявленных требований возражал, по основаниям, изложенным в письменных возражениях, просил в иске отказать (л.д. 48-49).
Заинтересованное лицо при надлежащем извещении явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайств об отложении рассмотрения дела в адрес суда не поступало.
В соответствии со статьей 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. Суд явку лиц, участвующих в деле, обязательной не признал.
Дело в отношении заинтересованного лица рассмотрено в порядке ст.ст. 150, 226 КАС РФ.
Суд, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы административного дела и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, приходит к выводу, что заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В рамках Государственной программы Российской Федерации «Информационное общество», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 313, реализуется национальный проект «Цифровая экономика», утвержденный протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 04.06.2019 № 7.
Национальная программа направлена на достижение цели, определенной Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 № 204 (в редакции от 21.07.2021 № 474) «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» в части решения задач и достижения стратегических целей по направлению «Цифровая экономика».
Реализация программы способствует достижению стратегически значимых задач Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года (утверждены Правительством Российской Федерации от 29.09.2018).
Мероприятия национальной программы «Цифровая экономика» направлены на реализацию ключевых направлений преобразования экономики и социальной сферы: формирование новой регуляторной среды отношений граждан, бизнеса и государства, возникающих с развитием цифровой экономики, создание современной высокоскоростной инфраструктуры хранения, обработки и передачи данных, обеспечение устойчивости и безопасности ее функционирования, формирование системы подготовки кадров для цифровой экономики, поддержка развития перспективных «сквозных» цифровых технологий и проектов по их внедрению, повышение эффективности государственного управления и оказания государственных услуг посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений.
Целевые показатели регионального проекта направлены на увеличение доли государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронной форме.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, а также деятельность организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон № 210-ФЗ).
В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона № 210-ФЗ при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме.
В силу п. 3 ст. 5, п. 2 ст. 6 Закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем муниципальной услуги в электронной форме.
Согласно п. 2 ст. 2 названного закона муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.
Основным принципом предоставления государственной и муниципальной услуги п. 6 ст. 4 Закона № 210-ФЗ является возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.
К числу прав заявителя при получении государственных и муниципальных услуг относится, в том числе: получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме (п. 3 ст. 5 Закона № 210-ФЗ).
Данному праву корреспондирует п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона № 210-ФЗ в соответствие, с которым органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.
При этом п. 6 ст. 2 Закона № 210-ФЗ определено, что предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме - предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. В целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут использоваться другие средства информационно-телекоммуникационных технологий в случаях и порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Под порталом государственных и муниципальных услуг п. 7 названной статьи понимается государственная информационная система, обеспечивающая предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона № 210-ФЗ перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями и уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертами, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, утверждается нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления - в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления органами местного самоуправления муниципальных услуг.
При этом перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, размещаются на официальных сайтах органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, на сайтах организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, а также в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на едином портале государственных и муниципальных услуг.
Согласно ч. 1 ст. 11 Закона № 210-ФЗ государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг.
Частью 6 ст. 11 названного закона предусмотрено, что реестр муниципальных услуг содержит сведения: 1) о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании; 2) об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона; 3) об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета; 4) иные сведения, состав которых устанавливается местной администрацией.
Формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией (ч. 7 ст. 11).
В соответствии с ч. 2 ст. 10 Закона № 210-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 26.03.2016 № 236 утверждены требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг. Указанный документ устанавливает требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг (далее - услуги) федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Пунктом 2 Требований закреплено, что при предоставлении услуг в электронной форме посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - единый портал), порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации (далее - порталы услуг), а также официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления (далее - официальные сайты) заявителю обеспечивается: а) получение информации о порядке и сроках предоставления услуги; б) запись на прием в орган (организацию), многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) для подачи запроса о предоставлении услуги (далее - запрос); в) формирование запроса; г) прием и регистрация органом (организацией) запроса и иных документов, необходимых для предоставления услуги; д) оплата государственной пошлины за предоставление услуг и уплата иных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - оплата услуг); е) получение результата предоставления услуги; ж) получение сведений о ходе выполнения запроса; з) осуществление оценки качества предоставления услуги; и) досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия) органа (организации), должностного лица органа (организации) либо государственного или муниципального служащего; к) анкетирование заявителя (предъявление заявителю перечня вопросов и исчерпывающего перечня вариантов ответов на указанные вопросы) в целях определения варианта государственной услуги, предусмотренного административным регламентом предоставления государственной услуги, соответствующего признакам заявителя; л) предъявление заявителю варианта предоставления государственной услуги, предусмотренного административным регламентом предоставления государственной услуги.
Пунктом 3 Требований закреплено, что состав действий, которые заявитель вправе совершить в электронной форме при получении услуги с использованием единого портала, порталов услуг и официальных сайтов, определяется в административном регламенте предоставления услуги.
В соответствии с пунктом 6 Положения о государственной информационной системе «Портал государственных услуг Республики Крым», утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 19.05.2016 № 215, Государственная информационная система «Портал государственных и муниципальных услуг Республики Крым» обеспечивает возможность подачи заявителем в электронной форме заявления о предоставлении услуги и иных документов, необходимых для получения услуги; доступность для копирования и заполнения в электронной форме заявлений и документов; возможность получения заявителем сведений о ходе рассмотрения заявления, поданного в электронной форме; возможность получения заявителем результатов предоставления услуги в электронной форме, за исключением случаев, когда предоставление результатов услуги в такой форме запрещено федеральным законом; возможность уплаты заявителем в электронной форме государственной пошлины или иной платы за предоставление услуг, осуществляемой посредством взаимодействия Государственной информационной системы «Портал государственных и муниципальных услуг Республики Крым» с информационной системой Федерального казначейства.
В реализацию вышеперечисленных законодательных актов распоряжением Совета министров Республики Крым от 18 ноября 2021 года N 1528-р утвержден Перечень массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг Республики Крым, подлежащих предоставлению в электронной форме (с изменениями согласно распоряжения Совета министров Республики Крым от 29.09.2022 № 1479-р).
Указанным распоряжением утвержден перечень муниципальных услуг, доступных к предоставлению в электронном виде органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Крым на Едином портале государственных и муниципальных услуг Республики Крым, в том числе:
- п. 17 «Организация отдыха детей в каникулярное время» (Органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым);
- п. 25 «Выплата компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории Республики Крым» (Органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым);
- п. 46 «Установка информационной вывески, согласование дизайн-проекта размещения вывески» (Органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым).
Согласно ст. 2 Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Судебным разбирательством установлено, что прокуратурой города Феодосии проведена проверка исполнения администрацией города Феодосии Республики Крым требований законодательства при предоставлении муниципальных услуг в электронной форме. По результатам проверки на имя и.о. главы администрации г. Феодосии Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ направлено представление в котором сообщалось, что должностными лицами администрации г. Феодосии Республики Крым в соответствие с информацией администрации г. Феодосии от ДД.ММ.ГГГГ исх. № не приняты меры по переводу 37 муниципальных услуг в электронную форму. Указанные нарушения влекут не достижение реализации задач национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации» на территории городского округа Феодосия Республики Крым», что оказывает негативное влияние не только на темпы и качество реализации национальных проектов, но и на развитие региона отраслей экономики в целом. В связи с чем прокурор города Феодосии требовал рассмотреть представление и принять меры к устранению выявленных нарушений требований федерального законодательства, причин и условий, способствующих их допущению (л.д. 16).
В соответствии с ответом администрации г. Феодосии Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, в администрации города Феодосии утверждено и действует 64 административных регламента по предоставлению муниципальных услуг. В соответствие с Распоряжением Совета министров Республики Крым от 16.10.2020 года №1666-р, администрацией города Феодосии проведена работа о внесении в Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг 64 административных регламентов предоставления муниципальных услуг. Во исполнения комплекса мероприятий по переводу муниципальных услуг в электронный вид, администрацией города Феодосии Республики Крым было принято оборудование, подключение и настройка к структурированной кабельной сети администрации, направляются заявки на предоставление доступа участникам информационного обмена. Администрация города Феодосии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в электронном виде предоставляет на Едином Портале государственных и муниципальных услуг - 21 муниципальную услугу, а посредством Портала государственных и муниципальных услуг Республики Крым – 8 муниципальных услуг. Одновременно сообщено, что в рамках реализации национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации» предусмотрено поэтапное достижение целей по ускорению внедрения цифровых технологий в Российской экономической и социальной сфере, а Распоряжение Совета министров Республики Крым от 18.11.2021 №1528-р и Распоряжение Совета министров Республики Крым от 20.01.2022 №59-р носят рекомендательный характер (л.д. 24-25).
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание, что выявленные в результате проверки прокуратуры нарушения законодательства при предоставлении муниципальных услуг в электронной форме не были устранены в полном объеме, заместитель прокурора города Феодосии обратился в суд с данным иском.
Также судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес первого заместителя Министра внутренней политики, информации и связи Республики Крым, администрацией г. Феодосии Республики Крым направлена заявка на подключение к ЕПГУ сотрудников администрации, ответственных за предоставление услуг (л.д. 76 - 80).
На дату рассмотрения дела судом, указанные услуги в электронном виде должностными лицами администрации города Феодосии Республики Крым не оказываются, что было подтверждено представителем ответчика в судебном заседании.
Из пояснений представителя ответчика в судебном заседании и письменных пояснений усматривается, что административный регламент предоставления муниципальной услуги «Организация оздоровления и отдыха детей в организациях, расположенных на территории Республики Крым», утвержденный постановлением администрации горда Феодосии Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ№ не предусматривает оказания указанной услуги в электронной форме. Указанный регламент внесен в План нормотворчества на февраль 2023 года (л.д. 48 - 49).
В судебном заседании 22 марта 2023 года представитель административного ответчика пояснила, что на дату принятия судом решения указанный административный регламент подлежит редактированию и утвержден не был.
Таким образом, по состоянию на сегодняшний день, администрацией города Феодосии Республики Крым заявителям не предоставляются услуги в электронной форме: по организации отдыха детей в каникулярное время (постановление администрации города Феодосии от <данные изъяты>), выплаты компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях (постановление администрации города Феодосии от <данные изъяты>), подготовки и утверждении документации, установлению информационной вывесок, согласованию дизайн-проекта размещения вывески (постановление администрации города Феодосии от <данные изъяты>).
По мнению суда, несмотря на реализуемую в стране государственную политику, направленную на повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг, администрацией города Феодосии Республики Крым, в нарушение пункта 6 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" не осуществлены действия к переходу на предоставление муниципальных услуг в электронном виде.
В нарушение требований Федерального закона N 210-ФЗ на региональном портале услуги, входящие в перечень первоочередных муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления в электронном виде администрацией города Феодосии Республики Крым в электронном виде, не предоставляются.
Указанное свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц.
Выявленные нарушения свидетельствуют о самоустранении должностных лиц администрации города Феодосии Республики Крым от решения вопросов местного значения при реализации, возложенных на них полномочий.
Данные нарушения являются следствием низкого уровня исполнительской дисциплины и подменой решения принципиально важных задач фактами формального подхода при исполнении своих обязанностей, а также полным отсутствием должного контроля за их деятельностью со стороны руководства.
Согласно части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, а именно: соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, - возложены на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 9 и 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таким образом, исходя из приведенных законоположений, административный ответчик должен представить в суд доказательства, свидетельствующие о законности и обоснованности обжалуемых истцом действий/бездействий.
Администрацией города Феодосии Республики Крым не предоставлены суду доказательства, подтверждающие обеспечение возможности получения в электронной форме муниципальных услуг, оказываемых (предоставляемых) администрацией города Феодосии Республики Крым, о которых идет речь в административном исковом заявлении.
В связи с чем, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления и в целях восстановления нарушенного права считает необходимым возложить на административного ответчика обязанность обеспечить возможность получения заявителями в электронной форме следующих муниципальных услуг: по организации отдыха детей в каникулярное время (постановление администрации города Феодосии от <данные изъяты>, выплаты компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях (постановление администрации города Феодосии от <данные изъяты>), подготовки и утверждении документации, установлению информационной вывесок, согласованию дизайн-проекта размещения вывески (постановление администрации города Феодосии от <данные изъяты>).
Руководствуясь требованиями пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, суд находит целесообразным установить срок для исполнения настоящего решения суда, обязывающего административного ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в защиту интересов которых обращается административный истец, – три месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Также суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность по сообщению об исполнении настоящего решения в суд и административному истцу в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Административное исковое заявление поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ, о нарушении прав истцу стало известно из ответа на представление исх. от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, суд приходит, что административное исковое заявление подано в предусмотренные законом сроки.
Учитывая, что административный истец и ответчик освобождены от уплаты судебных расходов по уплате госпошлины, расходы по уплате государственной пошлины следует отнести за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 12, 14, 45, 38, 62, 64, 150, 175-180 КАС Российской Федерации, суд, -
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление заместителя прокурора города Феодосии, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации г. Феодосии Республики Крым, выразившееся в не предоставлении в электронной форме заявителям следующих муниципальных услуг: по организации отдыха детей в каникулярное время (постановление администрации города Феодосии от <данные изъяты>), выплаты компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях (постановление администрации города Феодосии от <данные изъяты>), подготовки и утверждении документации, установлению информационной вывесок, согласованию дизайн-проекта размещения вывески (постановление администрации города Феодосии от <данные изъяты>).
Обязать администрацию города Феодосии в течение 3 месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить возможность получения заявителями в электронной форме следующих муниципальных услуг: по организации отдыха детей в каникулярное время (постановление администрации города Феодосии от <данные изъяты>), выплаты компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях (постановление администрации города Феодосии от <данные изъяты>), подготовки и утверждении документации, установлению информационной вывесок, согласованию дизайн-проекта размещения вывески (постановление администрации города Феодосии от <данные изъяты>).
Возложить на администрацию города Феодосии Республики Крым обязанность сообщить административному истцу и суду об исполнении решения в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Стародуб П.И.
Решение в окончательной форме изготовлено 28 марта 2023 года.
Председательствующий Стародуб П.И.