Дело № 2а-957/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
01 октября 2018 года пос. Ува Удмуртской Республики
Увинский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Ёлкиной В.А.,
при секретаре Пантюхиной И.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ***1 к Администрации муниципального образования «***» о признании незаконным и отмене решения Администрации муниципального образования «***» об отказе на выдачу разрешения на размещение объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов от ******, возложении обязанности рассмотреть заявление ***1 от *** на выдачу разрешения на размещение объектов и принять новое решение о предоставлении разрешения на размещение объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов,
у с т а н о в и л:
Административный истец ***1 обратился в суд с вышеназванным иском к ответчику, мотивируя свои требования тем, что *** он обратился в Администрацию муниципального образования «***» с заявлением на выдачу разрешения на размещение объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, на земельном участке с кадастровым номером *** (в границах кадастрового квартала *** согласно схеме границ предполагаемых к использованию земель на кадастровом плане территории, приложенной к заявлению. Данное разрешение необходимо для строительства теплотрассы в рамках технологического присоединения теплоснабжения жилого дома, расположенного по адресу: ***, по договору *** от ***. о подключении (технологическом присоединении) к тепловым сетям.
*** он получил решение об отказе *** в выдаче разрешения на размещение объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на земельном участке с кадастровым номером *** Данное решение об отказе принято на основании подпункта 3 пункта 10 Положения о порядке и условиях размещения объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства УР от ******, абзаца 4 пункта 2.8 Административного регламента предоставления муниципальной услуги, утвержденного постановлением Администрации МО «***» от ******: земельные участки, на использование которых испрашивается разрешение, предоставлены физическому или юридическому лицу.
Данный отказ считает незаконным, так как в соответствии с выпиской ЕГРН от *** земельный участок с кадастровым номером *** относится к категории земель: «Земли населенных пунктов», и имеет вид разрешенного использования: «Земельные участки (территории) общего пользования - размещение автомобильных дорог в границах населенных пунктов». Согласно сведений из ЕГРН данный земельный участок находится в муниципальной собственности, следовательно, разрешение на размещение объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, должна предоставлять Администрация.
Земельный участок с кадастровым номером *** относится к землям категории земель общего пользования.
Согласно п.2 Постановления Правительства Удмуртской Республики от ****** «О порядке и условиях размещения объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов», размещение объектов без предоставления земельных участков и установления сервитутов осуществляется на основании разрешений на размещение объектов без предоставления земельных участков и установления сервитутов, выдаваемых органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Административный истец считает, что нарушены его права на размещение объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, а именно на размещение тепловых сетей. Жилое помещение предназначено для проживания граждан. Но из-за отсутствия возможности размещения тепловых сетей проживание в проектируемом жилом доме не представляется возможным.
Административный истец просит признать решение Администрации муниципального образования «***» об отказе на выдачу разрешения на размещение объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов от ****** незаконным и отменить данное решение, обязать административного ответчика рассмотреть заявление ***1 от *** на выдачу разрешения на размещение объектов и принять новое решение о предоставлении разрешения на размещение объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В судебное заседание административный истец ***1 не явился, просил дело рассмотреть без его участия, его представитель по доверенности адвокат ***3 иск поддержал и привел те же доводы, что и в административном исковом заявлении, суду пояснил, что на принадлежащем истцу земельном участке по адресу: *** расположен пристрой к жилому дому, к нему предполагается провести трубы теплоснабжения по договору с ***» от ***, сносу пристрой не подлежит.
Представитель административного ответчика Администрации МО «***» ***4, действующая на основании доверенности, иск не признала и поддержала письменные возражения, согласно которых из административного иска ***1 следует, что разрешение на размещение объектов, размещение которых может осуществляться на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, на земельном участке с кадастровым номером *** ему необходимо для строительства теплотрассы в рамках технологического присоединения теплоснабжения жилого дома, расположенного по адресу: ***, по договору от ****** о подключении к тепловым сетям, и отсутствие возможности размещения тепловых сетей делает невозможным проживание в данном жилом доме. Однако по данному адресу нахождение жилого дома не установлено. По адресу: ***, был расположен двухквартирный деревянный жилой дом. Первоначально ***1 была приобретена *** земельным участком с кадастровым номером *** и получено разрешение на реконструкцию данной квартиры с возведением жилого пристроя общей площадью ***, в одноэтажном исполнении. После этого ***1 была приобретена *** указанного жилого дома с земельным участком с кадастровым номером ***. По заявлению ***1 оба земельных участка были объединены и объединенному земельному участку был присвоен кадастровый *** с разрешенным использованием- для ведения личного подсобного хозяйства.
В настоящее время, согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, указанный дом снят с кадастрового учета как несуществующий.
По данному адресу находится объект незавершенного строительства, по которому в соответствии с определением *** от *** строительные работы запрещены.
Более того, согласно апелляционного определения *** от *** по делу ***, объект незавершенного строительства подлежит сносу.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости, по адресу: ***, зарегистрирован жилой дом площадью ***, с кадастровым номером ***. В соответствии с публичной кадастровой картой, под жилым домом указаны гаражи и часть незавершенного строительства.
В соответствии с положениями Градостроительного кодекса РФ и Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства РФ от ******, подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, к каковым относится теплотрасса, осуществляется к строящимся (реконструируемым) объектам капитального строительства. При сносе объектов капитального строительства в целях безопасности наоборот предусмотрено отключение от сетей инженерно-технического обеспечения.
С учетом приведенных доводов, подключение объекта капитального строительства, подлежащего сносу, к сетям инженерно-технического обеспечения представляется невозможным, следовательно, и выдача разрешения на размещение объектов, размещение которых может осуществляться на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в целях прокладки теплотрассы, является незаконным.
В силу того, что предоставление ***1 разрешения на размещение объектов, размещение которых может осуществляться на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в рассматриваемом случае, с учетом названных доводов, представляется невозможным, то в соответствии с судебной практикой (неправильное применение материального права не повлекло за собой вынесения неправильного решения) неверная ссылка на основание отказа в удовлетворении заявления истца не влечет признание решения Администрации МО «***» незаконным.
В данном случае, правомерна ссылка на п.п.4 п. 10 Положения о порядке и условиях размещения объектов, размещение которых может осуществляться на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного Правительством УР от ******, и на п.п.4 п.3.4.2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на размещение объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов», утвержденного постановлением *** от ******, согласно которым, решение об отказе в выдаче разрешения на размещение объекта принимается в случае, если размещение объекта противоречит требованиям законодательства Российской Федерации.
Администрация МО «***» просит в удовлетворении исковых требований ***1 отказать в полном объеме.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п.2 Положения о порядке и условиях размещения объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от ******, размещение объектов без предоставления земельных участков и установления сервитутов осуществляется на основании разрешений на размещение объектов без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - разрешение), выдаваемых органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - уполномоченный орган).
Физическое или юридическое лицо (далее - заявитель) либо представитель заявителя подает в уполномоченный орган заявление о выдаче разрешения на размещение объекта (далее - заявление).
В соответствии с п.10 указанного Положения, решение об отказе в выдаче разрешения на размещение объекта принимается в случае, если:
1) заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 3 и 4 настоящего Положения;
2) в заявлении указаны цели использования земель или земельных участков или объекты, предполагаемые к размещению, не предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации;
3) земельные участки, на использование которых испрашивается разрешение, предоставлены физическому или юридическому лицу;
4) размещение объекта противоречит требованиям законодательства Российской Федерации;
5) заявление подано в отношении земель или земельных участков, не являющихся государственной или муниципальной собственностью.
В решении об отказе в выдаче разрешения на размещение объекта должно быть указано основание отказа, предусмотренное пунктом 10 настоящего Положения, а также в чем состоит нарушение (п.11 Положения).
Решение уполномоченного органа об отказе в выдаче разрешения на размещение объекта может быть обжаловано в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.13 Положения).
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ч.ч. 1,5,7 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что *** в целях размещения тепловых сетей в рамках технологического присоединения по договору *** о подключении (технологическом присоединении) к тепловым сетям ***1 обратился в Администрацию МО «***» с заявлением на выдачу разрешения на размещение объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, на земельном участке с кадастровым номером *** (в границах кадастрового квартала ***, ***) на срок до 2 лет. К заявлению он приложил схему границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории и копию договора *** от ***.
Тепловые сети всех видов, включая сети горячего водоснабжения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, включены в п.7 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ******.
*** Администрация МО «***» письмом *** отказала в выдаче разрешения на размещение тепловых сетей на земельном участке с кадастровым номером ***, ссылаясь на подпункт 3 пункта 10 Положения о порядке и условиях размещения объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства *** от ******, абзац 4 пункта 2.8 Административного регламента предоставления муниципальной услуги, утвержденного постановлением Администрации муниципального образования «***» от ******.
******1 обратился в суд с административным иском об оспаривании данного отказа, то есть с соблюдением сроков и требований ст. 219 КАС РФ.
Судом из представленных сторонами материалов дела установлено, что на земельном участке по адресу: *** ранее располагался двухквартирный жилой деревянный дом. ***1 приобрел по договору купли-продажи от ****** указанном доме и получил *** разрешение на реконструкцию *** возведением жилого пристроя общей площадью *** в одноэтажном исполнении. ******1 по договору купли-продажи приобрел *** указанном доме. По его заявлению земельные участки под квартирами были объединены с присвоением объединенному земельному участку кадастрового номера *** с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства. Постановлением Администрации МО «***» *** от *** на основании заявления ***1 утвержден градостроительный план земельного участка, согласно которому участок расположен в зоне Ж1- зона застройки индивидуальными жилыми домами (1-3 этажи), максимальный процент застройки в пределах земельного участка-60%.
***1, являясь собственником земельного участка с кадастровым номером ***, площадью *** кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: ***, неоднократно обращался в Администрацию МО «***» за разрешением на строительство, однако не получив его, в *** приступил к строительству объекта. Согласно техническому паспорту по состоянию на *** данный объект являлся незавершенным строительством индивидуальным жилым домом, имеет два надземных этажа, 1 подземный этаж, общей площадью ***, степень готовности-65%. Актом осмотра здания от *** установлено наличие строящегося объекта капитального строительства в виде многоэтажного каркасного здания, комиссия пришла к выводу, что строительство трехэтажного здания является самовольным, так как разрешение выдавалось на строительство одноэтажного пристроя к ***.
***1 обратился в *** суд с иском к Администрации МО «***» о признании за ним права собственности на незавершенный строительством индивидуальный жилой дом со степенью готовности 65%, общей площадью ***.
Администрация МО «***» обратилась со встречным иском к ***1 о сносе самовольной постройки, расположенной по адресу: ***, ***, при этом ходатайствовала о принятии мер по обеспечению встречного иска в виде наложения запрета на дальнейшее строительство на земельном участке. *** от *** в обеспечение встречного искового заявления Администрации МО «***» к ***1 о сносе самовольной постройки наложен запрет ответчику и другим лицам, фактически осуществляющим строительные работы на спорном объекте по заданию заказчика ***1 на основании гражданско-правовых либо трудовых договоров, на дальнейшее строительство на земельном участке с кадастровым номером ***, расположенном по адресу: ***.
Решением *** районного суда от *** исковые требования ***1 к Администрации МО «***» были удовлетворены, за ***1 признано право собственности на незавершенный строительством индивидуальный жилой дом со степенью готовности 65%, общей площадью ***, расположенный по адресу: ***; в удовлетворении встречного иска Администрации МО «***» к ***1 о сносе самовольной постройки-отказано.
Апелляционным определением *** от *** решение *** суда от *** отменено, принято по делу новое решение, которым в удовлетворении искового заявления ***1 к Администрации МО «***» о признании права на незавершенный строительством объект, расположенный по адресу: *** отказано, встречное исковое заявление Администрации МО «***» к ***1 о сносе самовольной постройки удовлетворено, на ***1 возложена обязанность снести незавершенный строительством объект, расположенный по адресу: *** на земельном участке с кадастровым номером ***.
Обращаясь *** в Администрацию МО «***» за разрешением на размещение тепловых сетей к возводимому индивидуальному жилому дому, как указано в п. 2.1 договора *** от *** о подключении (технологическом присоединении) к тепловым сетям, ***1 знал о результате судебного разбирательства по своему иску к Администрации МО «***» и встречному иску к нему о сносе самовольной постройки. Требуя разрешения на размещение тепловых сетей к объекту незавершенного строительства, признанному судом самовольной постройкой и подлежащей сносу, ***1, по мнению суда, злоупотребляет своими правами, не исполняет решение суда о сносе самовольной постройки, продолжает использовать свой земельный участок не по назначению- для эксплуатации и обслуживания офисного помещения, размещенного в незавершенном строительством трехэтажном здании, чем нарушает права неопределенного круга лиц. Доводы административного истца и его представителя о том, что тепловые сети будут подводиться к жилому пристрою, который находится на земельном участке законно и не подлежит сносу, суд во внимание не принимает, поскольку фактически таковой постройки на земельном участке не имеется, а предоставленная суду выписка по состоянию на *** из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости- пристроя к жилому дому площадью 50,4 кв.м, расположенного по адресу: ***, не является актуальной, схема расположения объекта недвижимости на земельном участке не отображает фактически находящегося на участке незавершенного строительством объекта площадью *** и не соответствует ситуационному плану с противопожарными отступами, составленного отделом архитектуры и строительства Администрации МО «***».
Отказ Администрации МО «***» *** от *** в разрешении на размещение тепловых сетей на земельном участке с кадастровым номером *** для подключения (технологического присоединения) тепловых сетей вновь возводимого индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: ***, к системе теплоснабжения ***» по договору *** от ***, суд находит законным и обоснованным, поскольку размещение объекта противоречит требованиям действующего законодательства: в соответствии с положениями Градостроительного кодекса РФ и Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства РФ от ******, подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, к каковым относится теплотрасса, осуществляется к строящимся (реконструируемым) объектам капитального строительства. Так, согласно п.2 указанных Правил, подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения - процесс, дающий возможность осуществления подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также к оборудованию по производству ресурсов.
При сносе объектов капитального строительства в целях безопасности предусмотрено отключение от сетей инженерно-технического обеспечения. Так, согласно п.1 ст.55.31 ГрК РФ снос объекта капитального строительства осуществляется в соответствии с проектом организации работ по сносу объекта капитального строительства после отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с условиями отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения, выданными организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, а также после вывода объекта капитального строительства из эксплуатации в случае, если это предусмотрено федеральными законами.
Кроме того, на производство строительных работ на земельном участке с кадастровым номером ***, к которому ***1 предполагает подведение сетей теплоснабжения, судом наложен запрет определением от ***, и данный запрет до настоящего времени не отменен, определением *** от *** вынесено решение о сносе самовольной постройки- незавершенного строительством объекта, расположенного по адресу: *** на земельном участке с кадастровым номером ***.
Вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации(п.2 ст.13 ГПК РФ).
Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом (п.3 ст.13 ГПК РФ).
Указание в письме *** от *** основания отказа в выдаче разрешения- подпункта 3 пункта 10 Положения о порядке и условиях размещения объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от ******, согласно которого решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если земельные участки, на использование которых испрашивается разрешение, предоставлены физическому или юридическому лицу, суд находит неверным, однако с учетом установленных по делу обстоятельств не может по формальным основаниям отменить законное решение органа местного самоуправления.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца.
Согласно части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания указанного обстоятельства возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Обстоятельств, которые бы свидетельствовали о том, что оспариваемым решением органа местного самоуправления нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы ***1, созданы препятствия к осуществлению им прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности, не установлено. Никаких доказательств того, что в результате отказа Администрации МО «***» были нарушены права и законные интересы ***1, в материалах дела не имеется, и административным истцом таковых не представлено.
Таким образом, оснований для удовлетворения административного иска ***1 судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного искового заявления ***1 к Администрации муниципального образования «***» о признании незаконным и отмене решения Администрации муниципального образования «***» об отказе на выдачу разрешения на размещение объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов от ******, возложении обязанности рассмотреть заявление ***1 от *** на выдачу разрешения на размещение объектов и принять новое решение о предоставлении разрешения на размещение объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов-отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме через Увинский районный суд.
В окончательной форме решение принято ***.
Судья- В.А.Ёлкина