ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-957/19 от 01.07.2019 Калининского районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)

Дело №2а-957/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 июля 2019 года г. Чебоксары

Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Николаева М.Н., при секретаре судебного заседания Петровой Н.Н., с участием представителя административного истца – Фетисова А.Ю., представителей административного ответчика администрации г.Чебоксары – Кулеминой К.А., Шернюкова Д.Н., представителя заинтересованного лица – Иванова М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Орлова Леонида Леонидовича к администрации г.Чебоксары, Кузнецову Андрею Алексеевичу о признании незаконным отказа в установлении публичного сервитута, возложении обязанности установить публичный сервитут,

установил:

Орлов Л.Л. с учетом уточнения обратился в суд с административным иском к администрации г.Чебоксары, Кузнецову А.А. о признании незаконным отказа в установлении бессрочного публичного сервитута в целях прокладки, переустройства инженерных сетей, организации подъездных путей в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, возложении обязанности в течение месяца со дня вступления в силу решения суда установить публичный сервитут для обеспечения прохода и проезда, использования земельного участка в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линейных объектов системы газоснабжения.

Административные исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Орлов Л.Л. совместно с другими лицами, проживающими по <адрес> обратились в администрацию г.Чебоксары с заявлением об установлении публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 4 936 кв.м, с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, находящегося по адресу: г.Чебоксары, юго-западная часть кадастрового квартала <данные изъяты>, в целях организации подъездных путей и эксплуатации инженерных сетей бессрочно. Названный земельный участок принадлежит на праве собственности административному ответчику Кузнецову А.А., который не соглашается на установление публичного сервитута. Между тем, согласно техническим условиям ООО «Газпром газораспределение Чебоксары» единственно возможной точкой подключения и прохождения трассы газопровода является дорога – переулок Гремячевский и земельный участок Кузнецова А.А. Постановлением администрации г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ отказано в установлении публичного сервитута, поскольку его установление приведет к невозможности использования земельного участка собственником. Административный истец, считая указанное постановление незаконным, поскольку оно нарушает права неопределенного круга лиц на беспрепятственный проход или проезд через земельный участок, а также использование земельного участка в целях размещения коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, объектов транспортной инфраструктуры, обратился в суд.

Административный истец Орлов Л.Л. в судебное заседание не явился, реализовал право на участие через представителя – Фетисова А.Ю.

Представитель административного истца Фетисов А.Ю. в судебном заседании поддержал заявленные требования и вновь привел их суду.

Представители административного ответчика администрации г.Чебоксары Кулемина К.А., Шернюков Д.Н. в удовлетворении требований Орлова Л.Л. просили отказать по основаниям, изложенным в отзыве, указывая, что при наличии несогласия собственника земельного участка административный ответчик не имеет правовых оснований для установления публичного сервитута.

Административный ответчик Кузнецов А.А. в судебное заседание не явился, извещение о времени и месте рассмотрения дела направлено по адресу, указанному в адресной справке, вернулось с отметкой почтовой организации «по истечении срока хранения». Судом решен вопрос о рассмотрении дела в отсутствие административного ответчика Кузнецова А.А.

Представители заинтересованных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Чувашской Республике-Чувашии, Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Чувашской Республике-Чувашии в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщено, ранее представлены отзыв на исковое заявление, удовлетворение административного иска оставили на усмотрение суда.

Представитель заинтересованного лица СХПК им. И.Г. Кадыкова Иванов М.А. удовлетворение административного иска оставили на усмотрение суда.

Представитель прокуратуры Калининского района г. Чебоксары в судебном заседании не участвовал, имеются сведения о его надлежащем извещении.

Заслушав явившихся лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

При решении вопроса о том, является ли постановление органа местного самоуправления, в котором выражен отказ в установлении публичного сервитута, нормативным правовым актом, суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.

Из содержания постановления администрации г. Чебоксар от 15 ноября 2018 года не усматривается наличие правовых норм, обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Коме того, в соответствии со статьей 43.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные нормативные правовые акты подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации.

Регистры муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации объединены в федеральном регистре муниципальных нормативных правовых актов.

В федеральном регистре муниципальных нормативных правовых актов постановление администрации г. Чебоксары от 15 ноября 2018 года N 2205 не содержится, что подтверждается сведениями из официального сайта федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов о всех муниципальных нормативных правовых актах администрации г. Чебоксары, принятых 15 ноября 2018 года.

Указанное обстоятельство также подтверждает, что оспариваемое постановление не является нормативным правовым актом.

В соответствии с ч.1 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Из материалов дела следует, что Орлов Л.Л. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ является правообладателем земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общая площадь 1 105 кв.м, адрес: г.Чебоксары, юго-западная часть кадастрового квартал, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации . Кроме того, ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 21:01:030207:1352 общей площадью 281 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства (запись регистрации от ДД.ММ.ГГГГ).

Правообладателем земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 4 936+/-25, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: г.Чебоксары, юго-западная часть кадастрового квартала 21:01:030207, является административный ответчик Кузнецов А.А.

Как усматривается из Выписки из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ посредством названного земельного участка обеспечен доступ к земельным участкам с кадастровыми номерами <данные изъяты>. Сведения об ограничениях прав на объект недвижимости, обременениях данного объекта: публичный сервитут, основание: межевой план от ДД.ММ.ГГГГ.

Сведения о земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> внесены в кадастр недвижимости в связи с образованием 29 земельных участков и 145 частей земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>.

В составе указанного выше межевого плана от 30 июня 2010 года содержатся сведения о земельных участках, посредством которых обеспечивается доступ к образуемым земельным участкам, и договор о сервитуте от 29 июня 2010 года, согласно которому ЗУ 1 (после постановки на государственный кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>) обеспечивает доступ к другим 28 образуемым земельным участкам путем раздела земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>.

На земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> частично расположен объект капитального строительства с кадастровым номером <данные изъяты> – сооружение дорожного транспорта протяженностью 1 414 м, на которое на основании вступившего в законную силу решения Калининского районного суда г.Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ по делу зарегистрировано право муниципальной собственности.

Как следует из пояснений стороны истца, ДД.ММ.ГГГГ граждане, собственники земельных участков по пер.Гремячевский, обратились в администрацию г.Чебоксары с заявлением об установлении публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, принадлежащего Кузнецову А.А. Установление публичного сервитута мотивировано необходимостью прокладки распределительного газопровода низкого давления по переулку Гремячевский, при этом проектируемая трасса газопровода проходит по земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты>, принадлежащего Кузнецову А.А.

Согласно письму Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом администрации г.Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ/з-3276 в адрес Кузнецова А.А. направлено соответствующее письмо Горкомимущества о предоставлении заявления об установлении соразмерной платы за пользование земельным участком при установлении публичного сервитута или об отказе в ее установлении в течение 3 дней со дня получения письма.

Из письма Управления архитектуры и градостроительства администрации г.Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ №Пр002-582 усматривается, что собственник земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> Кузнецов А.А. письмом от ДД.ММ.ГГГГ сообщил о несогласии с установлением сервитута на указанный земельный участок. Также установление публичного сервитута для обеспечения проезда и прохода к жилым домам и земельным участкам в районе переулка Гремячевский г.Чебоксары, а также прокладка инженерных коммуникаций приведет к невозможности использования земельного участка с кадастровым номером 21:01:030207:682 с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» собственником земельного участка. В связи с вышеизложенным установление публичного сервитута в отношении данного земельного участка не представляется возможным.

Постановлением администрации г.Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ в установлении публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером 21:01:030207:682, площадью 4 936 кв.м, с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», расположенного по адресу: г.Чебоксары, в юго-западной части кадастрового квартала 21:01:030207, для обеспечения проезда и прохода, для строительства и эксплуатации линейных объектов в целях прокладки инженерных коммуникаций к жилым домам и земельным участкам в районе переулка Гремячевский г.Чебоксары, отказано в связи с тем, что установление публичного сервитута приведет к невозможности использования земельного участка собственником.

Считая названный отказ незаконным, административный истец обратился в суд.

Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" внесены изменения в ряд нормативных правовых актов, касающихся процедуры установления публичного сервитута.

Поскольку заявление об установлении публичного сервитута подано, а публичные слушания проведены до издания указанного Федерального закона, суд применяет закон, действовавший на момент существования спорных правоотношений.

В силу ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения заявления) сервитут - это право ограниченного пользования чужим земельным участком. Сервитуты бывают двух видов: частные и публичные. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, когда это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний (п. 2 ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 1 части 3 статьи 23 ЗК РФ установлен исчерпывающий перечень потребностей, для реализации которых могут устанавливаться публичные сервитуты, в том числе для прохода или проезда через земельный участок. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен (пункт 5). Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке (пункт 8).

Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

При этом важным моментом при решении вопроса об установлении публичного сервитута во всех случаях должен являться факт наличия интересов государства, местного самоуправления или местного населения, то есть публичного интереса.

Публичный сервитут устанавливается для обеспечения нужд неопределенного круга лиц только в том случае, если их интересы не могут быть обеспечены каким-либо иным способом.

Нормативное регулирование и процедура установления публичных сервитутов для обеспечения интересов местного самоуправления и местного населения на момент рассмотрения заявления об установлении публичного сервитута был установлен Законом Чувашской Республики от 20.07.2005 N 26 "Об установлении публичных сервитутов на земельные участки в Чувашской Республике" (утратил силу 02 декабря 2018 года) и соответствующим Порядком, утвержденным постановлением администрации г. Чебоксары от 17 января 2017 года № 118 (утратил силу 18 июня 2019 года).

Согласно п.п. 3.1, 3.2 данного Порядка решение об установлении публичного сервитута в интересах местного самоуправления и местного населения принимается администрацией города Чебоксары по представлению Управления архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары, с учетом результатов общественных слушаний. Инициатором установления публичного сервитута могут выступать граждане и организации, а также структурные подразделения администрации города Чебоксары.

Пунктом 3.7 Порядка определено, когда органом местного самоуправления принимается решение об отказе в установлении публичного сервитута:

1) публичный сервитут не соответствует правовому режиму земельного участка;

2) установление публичного сервитута приведет к невозможности использования земельного участка собственником;

3) цель, для достижения которой предполагалось установить публичный сервитут, может быть достигнута другим способом, в том числе путем установления частного сервитута.

Отказывая административному истцу в установлении публичного сервитута, администрация г.Чебоксары, ссылаясь на подп.2 п. 3.7 Порядка, исходила из того, что в случае его установления земельный участок не сможет быть использован собственником в соответствии с целевым назначением земельного участка – для сельскохозяйственного производства, а кроме того, собственник земельного участка выразил несогласие с установлением публичного сервитута.

Как указывалось ранее земельный участок, в отношении которого инициирована процедура установления публичного сервитута, относится к категории земли населенных пунктов с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства.

В силу п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли определенных категорий используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно п.1 ст. 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальным зонам сельскохозяйственного использования.

Пункт 11 данной статьи определяет, что земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, которые должны использоваться в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки

При решении вопроса о возможности установления публичного сервитута на данном земельном участке каких-либо доказательств, указывающих на то, что собственник Кузнецов А.А. использует его в целях сельскохозяйственного производства, представлено не было, как и не было представлено квалифицированного заключения специалиста о невозможности использования земельного участка с указанным видом разрешенного использования в случае установления публичного сервитута для прокладки инженерных сетей, поскольку одно лишь немотивированное несогласие собственника данное обстоятельство не подтверждает.

При этом суд соглашается с доводами административного истца относительно того, что формальный отказ собственника земельного участка без подтверждающих данных о невозможности использования земельного участка в условиях действия публичного сервитута не являлся препятствием для органа местного самоуправления в решении вопроса о возможности установлении публичного сервитута в целях обеспечения нужд неопределенного круга лиц.

Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 октября 2018 года №680-О-О установление публичного сервитута отнесено к компетенции органов публичной власти, действующих в общественных интересах, и осуществляется по специальной процедуре, в виде властного предписания, не требующего согласия собственника или судебного решения. К органам публичной власти, действующих в общественных интересах, относится, в том числе и администрация г. Чебоксары.

Данная позиция отражена также в Обзоре Судебной практики Верховного суда Чувашской Республики по гражданским и административным делам N 3/2018" (апелляционное дело ).

В то же время согласно выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ на данном земельном участке расположено сооружение дорожного транспорта – автодорога, собственником которой является муниципальное образование «г. Чебоксары – столица Чувашской Республики» (л.д. 150), и при решении вопроса о возможности установления публичного сервитута, в том числе при проведении публичных слушаний, указанное обстоятельство не было предмет обсуждения и оценки.

Таким образом, отказ по основанию, изложенному в оспариваемом постановлении административного ответчика является незаконным и необоснованным, поскольку доказательств невозможности использования земельного участка по целевому назначению при установлении ограничения в виде публичного сервитута администрацией г.Чебоксары не представлено, при этом административным ответчиком не обсуждался вопрос о соотношении прав собственника земельного участка и его использование по назначению при наличии на нем автодороги местного значения.

Исходя из указанного вывода, требования истца о признании незаконным отказа администрации г.Чебоксары в установлении публичного сервитута, выраженного в постановлении администрации г.Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ, подлежат удовлетворению.

Как отмечено ранее, вступившим в законную силу решением Калининского районного суда г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право муниципальной собственности на сооружение дорожного транспорта – автодороги, протяженностью 1 414 м с кадастровым номером <данные изъяты>, которая частично расположена на земельном участке с кадастровым номером 21:01:030207:682.

Согласно п. 19 ст.23 Земельного кодекса РФ особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Статья 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определяет, что автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В статье 5 данного Федерального закона указывается, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц (ст. 6 Федерального закона).

Согласно постановлению администрации г. Чебоксары ЧР от 31.07.2017 N 1860 "Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики" к автомобильной дороге общего пользования местного значения относится и автодорога, расположенная в Калининском районе г. Чебоксары, пер. Гремячевский, протяженностью 1414 м., идентификационный ОП МГ 114, проходящая через земельный участок административного ответчика Кузнецова А.А.

В силу пунктов 4.2-4.4 статьи 25 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" допускается использование гражданами или юридическими лицами земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации на условиях публичного сервитута. При этом прекращение права постоянного (бессрочного) пользования данными земельными участками не требуется. Решения об установлении публичных сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог принимаются органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на предоставление данных земельных участков владельцам автомобильных дорог, по заявлениям владельцев инженерных коммуникаций.

Порядок подачи и рассмотрения заявления об установлении сервитута, требования к составу документов, прилагаемых к заявлению об установлении сервитута, требования к содержанию решения об установлении публичного сервитута устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение об отказе в установлении публичного сервитута в следующих случаях:

1) нарушение установленных порядка подачи заявления об установлении сервитута или требований к составу документов, прилагаемых к заявлению об установлении сервитута;

2) несоответствие деятельности, которая осуществляется в границах полос отвода автомобильных дорог и для обеспечения которой необходимо установление публичного сервитута, требованиям технических регламентов, федеральных законов и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Порядок подачи и рассмотрения заявления об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций и их эксплуатации, а также требования к составу документов, прилагаемых к заявлению об установлении такого публичного сервитута, и требования к содержанию решения об установлении такого публичного сервитута, утверждены Приказом Минтранса России от 17 октября 2012 г. N 373.

В соответствии с п.3 данного Порядка в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог общего пользования местного значения заявление об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций и их эксплуатации (далее - заявление) подается владельцем инженерных коммуникаций или его уполномоченным представителем согласно образцу, указанному в приложении к настоящему Порядку, в орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление данных земельных участков владельцам автомобильных дорог.

Согласно п. 1.3 Порядка, утвержденного постановлением администрации г. Чебоксары от 17 января 2017 года № 118, его действие не распространяется на отношения, возникающие при установлении публичных сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог для прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации, а также для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, размещения и эксплуатации рекламных конструкций.

Между тем из материалов дела следует, что при решении вопроса о возможности установления публичного сервитута на земельный участок, через который проходит муниципальная автомобильная дорога, административный ответчик руководствовался Порядком, действие которого не распространяется на указанные отношения.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае процедура решения вопроса об установлении публичного сервитута при наличии на земельном участке автомобильной дороги муниципального значения нарушена. Указанное нарушение не может быть устранено одним лишь принятием нормативного акта органом местного самоуправления об установлении публичного сервитута (о чем заявляет административный истец), являющимся заключительным этапом в решении вопроса об установлении публичного сервитута, поскольку для этого необходимо было соблюдать процедуру в соответствии с вышеуказанным Приказом Минтранса России от 17 октября 2012 г. N 373.

В силу чего суд отказывает в удовлетворении административного иска в части возложения на администрацию г.Чебоксары обязанности в течение месяца со дня вступления в силу решения суда установить публичный сервитут, поскольку только после соблюдения установленного законом порядка вопрос об установлении либо об отказе в установлении публичного сервитута должен решаться уполномоченным на то органом, который суд подменять не вправе.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

признать незаконным отказ администрации г. Чебоксары в установлении бессрочного публичного сервитута в целях прокладки, переустройства инженерных сетей, организации подъездных путей в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, выраженный в постановлении администрации г. Чебоксары от 15 ноября 2018 года № 2205.

В удовлетворении административного искового заявления Орлова Леонида Леонидовича к администрации г. Чебоксары, Кузнецову Андрею Алексеевичу о возложении обязанности установить в течение месяца со дня вступления в силу решения суда публичный сервитут на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> для обеспечения прохода и проезда, для использования земельного участка в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линейных объектов системы газоснабжения отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Калининский районный суд г. Чебоксары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья М.Н. Николаев

Мотивированное решение изготовлено 08 июля 2019 года