ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-957/20 от 20.05.2020 Псковского городского суда (Псковская область)

Дело №2а-957/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Псков 20 мая 2020 года

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Жбановой О.В.,

при секретаре Федорчук Ю.М.,

с участием

представителя административного истца Иванова И.А.,

представителя административного ответчика Тимофеевой Ю.А.,

представителей заинтересованных лиц Изюмовой-Нестеровой Д.А., Виноградовой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению кадастрового инженера Зарайской Н.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области и ФГБУ «ФКП Росреестра» о признании решения о невозможности внесения сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в Единый государственный реестр недвижимости от 14.10.2019 №КУВД-001/2019-11849771, обязании осуществить внесение сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в Единый государственный реестр недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

кадастровый инженер Зарайская Н.В. обратилась в суд с административным иском, уточненным в порядке ст. 46 КАС РФ, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области (далее по тексту Управление Росреестра по Псковской области) и ФГБУ «ФКП Росреестра» о признании решения о невозможности внесения сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в Единый государственный реестр недвижимости (далее ЕГРН) от 14.10.2019 №КУВД-001/2019-11849771 незаконным, обязании внести сведения, поступившие в порядке межведомственного информационного взаимодействия, о границе муниципального образования СП «Островская волость» Островского района Псковской области на основании карты (плана), подготовленной кадастровым инженером ООО «Гипрозем» Зарайской Н.В. от 03.12.2018, в ЕГРН.

В обоснование заявленных требований указано, что в рамках выполнения работ по государственному контракту от 20.07.2018 по установлению границ муниципальных образований, по заказу Комитета по управлению государственным имуществом Псковской области, кадастровым инженером Зарайской Н.В. изготовлена карта (план) границы муниципального образования СП «Островская волость» Островского района Псковской области с целью постановки на государственный кадастровый учет. В порядке межведомственного информационного взаимодействия Комитет по управлению государственным имуществом Псковской области обратился в Управление Росреестра по Псковской области с заявлением о государственном кадастровом учете границ муниципального образования на основании карты (плана). По результатам обращения, 14.10.2019 ответчиком принято решение в форме уведомления «О невозможности внесения сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в государственный реестр недвижимости» №КУВД-001/2019-11849771. Основанием для вынесения указанного уведомления послужило несоответствие представленной карты (плана) требованиям закона: граница муниципального образования, сведения о местоположении которой содержатся в поступивших документах, пересекает границы земельных участков с КН 60:13:0063301:1, КН 60:13:0063601:60, в устанавливаемую границу входит единое землепользование: 60:13:0000000:80, 60:13:000000022, 60:13:0000000:11, 60:13:0000000:3. Административный истец полагает указанное решение в форме уведомления незаконным, нарушающим его права, поскольку при издании оспариваемого решения ответчиком не были учтены положения ч. 11 ст. 22, ч. 8 ст. 34 Закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», согласно которым имеется исчерпывающий перечень оснований непринятия сведений в ЕГРН, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, и наличие пересечения муниципального образования с границами земельных участков не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета в случае наличия ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ таких земельных участков. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с заявленными выше требованиями.

В судебное заседание административный истец Зарайская Н.В. не явилась, извещена о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, воспользовалась правом на ведение дела через представителей.

Представители административного истца Иванов И.А. и Сергеева Т.С. в судебном заседании административные требования поддержали в полном объёме по основаниям, указанным в иске.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Псковской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении заявленных требований к Управлению просил отказать, поскольку Управление не является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям, так как оспариваемое решение не принимало, полномочиями по внесению в ЕГРН сведений о границах муниципальных образований не обладает. Кроме того, оспариваемое решение является законным, т.к. действующим законодательством установлен запрет на пересечение границ муниципальных образований с земельными участками.

Представитель административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» Тимофеева Ю.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, полагала, что оспариваемое решение является законным, поскольку при внесении филиалом сведений в ЕГРН о границах МО СП «Островская волость» Островского района Псковской области в соответствии с картой (планом), изготовленной кадастровым инженером Зарайской Н.В., установлено, что границы МО «Островская волость» пересекаются с границами земельных участков с КН 60:13:0063301:1, КН 60:13:0063601:60, единое землепользование с КН 60:13:0000000:80 входит частично в устанавливаемую границу: входящие земельные участка с КН 60:13:0056401:48, 60:13:0025001:9, 60:13:0024801:24, 60:13:0024801:23, 60:13:0024701:10, 60:13:0023001:41, 60:13:0023001:40, 60:13:0022901:16, 60:13:0022301:53, единое землепользование с КН 60:13:0000000:22 входит в устанавливаемую границу муниципального образования частично, входящие земельные участки с КН 60:13:0056301:1, 60:13:0056301:2, 60:13:0056401:6, 60:13:0056401:7, 60:13:0056401:8, 60:13:0056401:9, единое землепользование с КН 60:13:0000000:11 входит частично в устанавливаемую границу: входящие участки: 60:13:0024701:2, 60:13:0024701:1, 60:13:0024801:1, 60:13:0025401:1, 60:13:0024601:1, единое землепользование с КН 60:13:0000000:3 входит в устанавливаемую границу муниципального образования частично, входящий земельный участок с КН 60:13:0023401:1. Установление данного факта послужило основанием невозможности внесения сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в ЕГРН, о чем заинтересованному лицу было направлено оспариваемое уведомление. Поскольку частью 11 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и пунктом 3 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ не допускается пересечение границ земельных участков с границами муниципальных образований, то оспариваемое решение является законным. В отношении земельных участков с КН 60:13:0063301:1, КН 60:13:0063601:60 Управлением приняты решения об исправлении реестровой ошибки, которые на момент рассмотрения дела исправлены. Кроме того полагала, что Зарайская Н.В. не является надлежащим административным истцом по делу, поскольку с заявлением в порядке межведомственного информационного взаимодействия обращался Комитет по управлению государственным имуществом Псковской области, ввиду чего в удовлетворении иска просила отказать в полном объёме.

Представитель заинтересованного лица Комитета по управлению государственным имуществом Псковской области Изюмова-Нестерова Д.А. в судебном заседании полагала заявленные административным истцом требования подлежащими удовлетворению.

Представитель заинтересованного лица Комитета по природным ресурсам и экологии Псковской области Виноградова В.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала позицию административного ответчика, указав, что в настоящее время для решения вопроса о пересечении границ муниципальных образований с землями лесного фонда, являющихся собственностью Российской Федерации, по итогам рабочего совещания принято решение о проведении кадастровых работ по разделу лесных участков с целью устранения выявленных пересечений. В целях организации данных работ направлено обращение Губернатору Псковской области с просьбой о выделении денежных средств из резервного фонда Администрации области.

Представители заинтересованных лиц Администрация СП «Островская волость» и МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщили, позицию по иску не представили.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее по тексту Закон о регистрации) государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).

Из материалов дела следует, что 20.07.2018 между Государственным комитетом Псковской области по имущественным отношениям и ООО «Гипрозем» заключен государственный контракт № 0157200000318000462-0195155-02 по оказанию услуг землеустройства по установлению границ муниципальных образований Псковской области в соответствии с техническим заданием.

В соответствии с условиями контракта исполнитель ООО «Гипрозем» обязался выполнить услуги землеустройства по установлению границ МО СП «Островская волость» Островского района.

В соответствии с условиями контракта кадастровым инженером Зарайской Н.В., являющейся работником ООО «Гипрозем», 03.12.2018 изготовлена карта (план) с описанием границы МО СП «Островская волость» Островского района (л.д. 19-27).

24.09.2019 Комитетом по управлению государственным имуществом Псковской области в порядке межведомственного информационного взаимодействия в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Псковской области (г. Псков) подано заявление о внесении в ЕГРН сведений о границе МО СП «Островская волость» Островского района Псковской области в соответствии с картой (планом), изготовленной кадастровым инженером Зарайской Н.В.

Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Псковской области (г. Псков) по результатам рассмотрения обращения принято решение в форме уведомления от 14.10.2019 №КУВД-001/2019-11849771 о невозможности внесения сведений о границе МО СП «Островская волость» Островского района в ЕГРН по тем основаниям, что представленные документы не соответствуют требованиям ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»: заявление и документы представлены в форме электронных документов, электронных образов документов в формате, не соответствующем формату, установленному органом нормативно-правового регулирования, а именно: границы муниципального образования СП «Островская волость» пересекают границы земельных участков с КН 60:13:0063301:1, КН 60:13:0063601:60, единое землепользование с КН 60:13:0000000:80 входит частично в устанавливаемую границу: входящие земельные участка с КН 60:13:0056401:48, 60:13:0025001:9, 60:13:0024801:24, 60:13:0024801:23, 60:13:0024701:10, 60:13:0023001:41, 60:13:0023001:40, 60:13:0022901:16, 60:13:0022301:53, единое землепользование с КН 60:13:0000000:22 входит в устанавливаемую границу муниципального образования частично, входящие земельные участки с КН 60:13:0056301:1, 60:13:0056301:2, 60:13:0056401:6, 60:13:0056401:7, 60:13:0056401:8, 60:13:0056401:9, единое землепользование с КН 60:13:0000000:11 входит частично в устанавливаемую границу: входящие участки: 60:13:0024701:2, 60:13:0024701:1, 60:13:0024801:1, 60:13:0025401:1, 60:13:0024601:1, единое землепользование с КН 60:13:0000000:3 входит в устанавливаемую границу муниципального образования частично, входящий земельный участок с КН 60:13:0023401:1 (л.д. 9).

В отношении земельного участка с КН 60:13:0063301:1 Управлением Росреестра по Псковской области принято решение КУВД-001/2019-13694135 о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях ЕГРН (л.д. 49-51).

30.01.2020 правообладателю земельного участка с КН 60:13:0063301:1 ФГКУ "Северо-западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ было направлено уведомление №КУВД-001/2019-13694135/1 об исправлении реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка в соответствии с ч.7, ч.8 ст.61 Закона о регистрации, в которых указаны результаты исправления с координатами земельных участков до и после исправления (л.д. 52-53).

В отношении земельного участка с КН 60:13:0063601:60 Управлением Росреестра по Псковской области 06.11.2019 принято решение КУВД-001/2019-13664611/1 о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях ЕГРН (л.д. 54-56).

Как следует из сведений ФГБУ «ФКП Росреестра» земельный участок - единое землепользование с КН 60:13:0000000:80 с входящими в его состав 63 земельными участками, расположенный по адресу: Псковская область, Островский район, СП "Воронцовская волость", д. Астратово (Воронцовская волость), Печорское лесничество, Воронцовское участковое лесничество, ч.25, ч.29 стоит на кадастровом учете с характеристиками: категория земель - земли лесного фонда, разрешенное использование - для ведения лесного хозяйства, площадь уточненная 238642874,7 кв.м., принадлежит на праве собственности с 26.12.2005 Российской Федерации. Кадастровые работы по уточнению границ земельного участка проведены 12.05.2017 кадастровым инженером Римш С.А.

Земельный участок - единое землепользование с КН 60:13:0000000:22 с входящими в его состав 15 земельными участками, расположенный по адресу: Псковская область, Островский район, СП "Островская волость", д. Большое Приезжево, лесничество Печорское, участковое лесничество Островское, кв. 94, 97, 104-106, 116 стоит на кадастровом учете с характеристиками: категория земель - земли лесного фонда, разрешенное использование - для ведения лесного хозяйства, площадь уточненная 6631589 кв.м., с 03.11.2003 принадлежит на праве собственности Российской Федерации. Кадастровые работы по уточнению границ данного земельного участка проведены 09.09.2011 кадастровым инженером филиала ФГУП "Рослесинфорг" "Севзаплеспроект".

Земельный участок - единое землепользование с КН 60:13:0000000:11 с входящими в его состав 33 земельными участками, расположенный по адресу: Псковская область, Островский район, г. Остров, ГП "Остров", лесничество Печорское, участковое лесничество Островское, кв. 3,5-8, 13, 14, 22, 23, 33, 162, 163, 177, 178, 188 стоит на кадастровом учете с характеристиками: категория земель - земли лесного фонда, разрешенное использование - для ведения лесного хозяйства, площадь уточненная 18699898 кв.м., принадлежит на праве собственности с 30.10.2003 Российской Федерации. Кадастровые работы по уточнению границ данного земельного участка проведены 09.09.2011 кадастровым инженером филиала ФГУП "Рослесинфорг" "Севзаплеспроект".

Земельный участок - единое землепользование с КН 60:13:0000000:3 с входящими в его состав 39 земельными участками, расположенный по адресу: Псковская область, Островский район, СП "Воронцовская волость", д. Погорелка (Воронцовская волость), лесничество Печорское, участковое лесничество Воронцовское, кв. 14, 20, 23, 28-31, 44, 45, 47, 48, 52-54, 56, 57, 60-62, 74, 84, 94, 123, 133, 134, стоит на кадастровом учете с характеристиками: категория земель - земли лесного фонда, разрешенное использование - для ведения лесного хозяйства, площадь уточненная - 26226362 кв.м., принадлежит на праве собственности с 08.10.2003 Российской Федерации. Кадастровые работы по уточнению границ данного земельного участка проведены 09.09.2011 кадастровым инженером филиала ФГУП "Рослесинфорг" "Севзаплеспроект".

На момент рассмотрения дела, с учётом принятых Управлением Росреестра по Псковской области решений об исправлении реестровых ошибок в отношении земельных участков с КН 60:13:0063301:1 и КН 60:13:0063601:60, основанием для отказа во внесении соответствующих сведений о границе муниципального образования СП «Островская волость» являются положения ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ, частичное вхождение единых землепользований в устанавливаемую границу.

Признавая оспариваемое уведомление филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Псковской области незаконным суд основывается на следующем.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных п. 3 ч. 9 ст. 218 КАС РФ при рассмотрении данной категории дел возложена на орган, принявший оспариваемое решение (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

В силу статьи 1 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» (далее - Закон о землеустройстве) землеустройство представляет собой мероприятия, в том числе по описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, к которым относятся, в том числе территории муниципальных образований. Землеустроительная документация – документы, полученные в результате проведения землеустройства.

В соответствии с ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» орган регистрации прав в срок не позднее пятнадцати рабочих дней с даты поступления в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, направляет уведомление о невозможности внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости при наличии следующих оснований:

1) решения (акты), указанные в частях 1, 3 - 11, 13, 15 и 15.1 статьи 32 настоящего Федерального закона, приняты органами государственной власти или органами местного самоуправления, к полномочиям которых не отнесено принятие таких решений (актов);

2) в составе направленных документов отсутствует карта (план) объекта землеустройства, если ее представление необходимо в соответствии с частью 18 статьи 32 настоящего Федерального закона, или отсутствует предусмотренное частью 18.1 или 19 статьи 32 настоящего Федерального закона описание местоположения границ соответствующих территорий или зон, или отсутствует предусмотренное частью 15.1 статьи 32 настоящего Федерального закона описание местоположения границ публичного сервитута;

3) поступившие документы не соответствуют требованиям к формату таких документов в электронной форме, установленному в соответствии с частью 16 статьи 32 настоящего Федерального закона, в том числе не подписаны электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) границы лесничества, лесопарка, сведения о местоположении которых содержатся в поступивших документах, пересекают границы населенного пункта, территориальной зоны, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ таких населенного пункта, территориальной зоны в документах, на основании которых сведения вносились в Единый государственный реестр недвижимости;

5) границы населенного пункта, сведения о местоположении которых содержатся в поступивших документах, пересекают границы земельных участков, муниципального образования, территориальной зоны, за исключением случая, если границы населенного пункта могут быть изменены путем приведения в соответствие с границами земельных участков по правилам частей 8 - 11 настоящей статьи, а также в случае, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ таких муниципального образования, территориальной зоны в документах, на основании которых сведения вносились в Единый государственный реестр недвижимости;

6) границы территориальной зоны, сведения о местоположении которых содержатся в поступивших документах, пересекают границы земельных участков (за исключением земельных участков, пересечение границ которых с границами территориальной зоны допускается в соответствии с федеральным законом), населенного пункта, другой территориальной зоны, лесничества, лесопарка, за исключением случая, если границы территориальной зоны могут быть изменены путем приведения в соответствие с границами земельных участков по правилам частей 8 - 11 настоящей статьи, а также в случае, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ таких населенного пункта, территориальной зоны, лесничества, лесопарка в документах, на основании которых сведения вносились в Единый государственный реестр недвижимости.

Частью 16 ст. 32 данного Федерального закона №218-ФЗ предусмотрено, что перечень документов и состав содержащихся в них сведений, направляемых или предоставляемых в орган регистрации прав в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15, 15.1, 15.2 настоящей статьи, порядок их направления или предоставления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, и требования к формату таких документов в электронной форме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Указанных в оспариваемом уведомлении со ссылкой на п. 3 ч. 2 ст. 34 ФЗ №218-ФЗ (заявление и документы представлены в форме электронных документов, электронных образов документов в формате, не соответствующем формату, установленному органом нормативно-правового регулирования) оснований для отказа внесения сведений в ЕГРН судом не установлено и административным ответчиком не доказано, а потому основания принятия оспариваемого уведомления закону не соответствуют.

Часть 2 ст. 34 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» не содержит оснований невозможности внесения сведений в ЕГРН в случае частичного вхождения единых землепользований в устанавливаемую границу муниципального образования.

При издании оспариваемого решения административным ответчиком не было учтено, что согласно частям 8-10 статьи 34 Закона о регистрации, если при внесении в реестр границы сведений о местоположении границ населенных пунктов, в том числе при изменении сведений о местоположении таких границ, органом регистрации прав выявлено пересечение таких границ с границами земельных участков, сведения о местоположении границ которых содержатся в ЕГРН, орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней со дня выявления указанного пересечения с целью отнесения земельного участка только к одному населенному пункту вносит в реестр границ описание местоположения границ населенного пункта, в том числе изменения в сведения об их местоположении, в целях приведения этих сведений в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, сведения о местоположении границ которого содержатся в ЕГРН, при условии, что семьдесят пять и более процентов площади указанного земельного участка находится соответственно в границах определенного населенного пункта.

Представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что в процентном соотношении не может определить наложение земельных участков лесного фонда, т.к. они являются многоконтурными.

Таким образом, при недоказанности и отсутствии обстоятельств, указанных в п.10 ст. 34 ФЗ №218-ФЗ, с учетом отсутствия в п. 2 ст. 34 ФЗ №218-ФЗ возможности отказа во внесении сведений в ЕГРН в случае, если имеет место частичное вхождение единых землепользований в устанавливаемую границу, пересечение границ муниципального образования, сведения о местоположении которого содержатся в поступивших документах, и границ поставленного на учет земельного участка, орган регистрации прав с учетом указанных выше норм права обязан внести сведения о границе муниципального образования, которые поступили в орган регистрации прав для внесения в ЕГРН, и произвести действия по приведению этих сведений в соответствие с описанием местоположения границ земельного участка, сведения о местоположении границ которого содержатся в ЕГРН.

Кроме того, представленная в орган кадастрового учета карта (план) соответствовала требованиям закона в силу следующего.

В соответствии со статьей 20 Закона о землеустройстве карта (план) объекта землеустройства отображает в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики. Форма карты (плана) объекта землеустройства и требования к ее составлению устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 30.07.2009 № 621 «Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению» утверждена форма карты (плана) объекта землеустройства. Сведения о земельных участках, расположенных в границах объекта землеустройства, в карту (план) соответствующего объекта землеустройства, подготовленную в результате описания местоположения границ объекта землеустройства, не включаются.

Форма карты-плана территории утверждена приказом Минэкономразвития России от 21.11.2016 № 734.

Пунктом 2 Требований к подготовке карты-плана территории (приложение N 2 к приказу Минэкономразвития России от 21.11.2016 № 734) установлено, что в соответствии с Законом о государственной регистрации недвижимости карта-план территории содержит необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельных участках, расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ, а также сведения о местоположении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на таких земельных участках.

Положениями статьи 6 Закона о землеустройстве установлено, что государственная экспертиза землеустроительной документации осуществляется в целях обеспечения соответствия этой документации исходным данным, техническим условиям и требованиям.

Государственная экспертиза землеустроительной документации осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок проведения экспертизы установлен Положением о государственной экспертизе землеустроительной документации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002 г. №214 (далее - Положение № 214).

В соответствии с Положением № 214 экспертизу осуществляют экспертные комиссии Росреестра или его территориальных органов (далее - экспертная комиссия).

В соответствии со статьей 15 ФЗ № 78-ФЗ порядок описания местоположения границ объектов землеустройства определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Правила описания местоположения границ территорий муниципальных образований утверждены Приказом Минэкономразвития России от 03.06.2011 № 267 «Об утверждений порядка описания местоположения границ объектов землеустройства» (далее Приказ № 267).

Описание местоположения границ объектов землеустройства осуществляется с использованием сведений ЕГРН, документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документов государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, сведений и документов государственных картографо-геодезических фондов и иных предусмотренных законодательством документов и сведений (пункт 2 Приказа № 267).

Пункты 4, 6 и 7 данного приказа предусматривают, что, если часть границы объекта землеустройства совпадает с частью границы учтенного в ЕГРН земельного участка, то в качестве описания местоположения такой части границы объекта землеустройства принимается указанная часть границы земельного участка, за исключением случаев, если сведения ЕГРН о местоположении границы такого земельного участка требуют уточнения; при описании местоположения границ объекта землеустройства необходимо учитывать следующие требования: территория поселения не может входить в состав территории другого поселения и должна полностью входить в состав территории муниципального района. Если характерные точки устанавливаемой административной границы совпадают с характерными точками ранее установленной административной границы, в качестве описания местоположения такой устанавливаемой границы принимается описание ранее установленной административной границы. При описании местоположения административных границ дополнительно составляется текстовое описание местоположения административной границы относительно природных и созданных трудом человека объектов (базисов). При выборе базисов принимается во внимание обеспечение их долговременной сохранности.

В Законе Псковской области «Об установлении границ и статусе вновь образуемых муниципальных образований на территории Псковской области" от 28.02.2005 N 420-03 (с изменениями) содержится описание местоположения границы муниципального образования «Островская волость».

Из ответа Управления Росреестра по Псковской области от 11.03.2019 № 00991, направленного в адрес Комитета по управлению государственным имуществом Псковской области и ООО «Гипрозем», следует, что в адрес Управления Росреестра по Псковской области поступили землеустроительные дела по установлению границ муниципальных образований, расположенных в Новоржевском, Новосокольническом, Опочецком, Островском и Пушкиногорском районах для принятия в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

По представленным материалам проведена экспертиза землеустроительной документации, землеустроительные дела по установлению границ муниципальных образований, расположенных в Островском районе, включены в фонд данных со следующими номерами: МО «Горайская волость» - рег. № 62-О/11793 от 07.03.2019, ГП «Остров» - рег. №62-О/11797 от 07.03.2019, МО «Бережанская волость» - рег. № 62-О/11796 от 07.03.2019, МО «Воронцовская волость» - рег. № 62-О/11795 от 07.03.2019, МО «Островская волость» - рег. № 62-О/11795 от 07.03.2019.

Как следует из землеустроительного дела по установлению границы МО СП «Островская волость» Островского района Псковской области, изготовленного кадастровым инженером Зарайской Н.В., муниципальное образование «Островская волость» образовано в результате слияния муниципального образования «Волковская волость» и муниципального образования «Городищенская волость» в соответствии со статьёй 27 Закона Псковской области от 30.03.2015 № 1508-03 «О преобразовании муниципальных образований». Генеральный план объединенного муниципального образования и вошедших в него волостей отсутствует. За основу границы муниципального образования были взяты графические материалы Правил землепользования и застройки муниципальных образований, из которых сформировалась Островская волость. Также использовано описание местоположения границы муниципального образования «Островская волость», изложенное в Приложении 249 к Закону Псковской области «Об установлении границ и статусе вновь образуемых муниципальных образований на территории Псковской области" от 28.02.2005 N 420-03. При определении местоположения границы муниципального образования сельское поселение «Островская волость» Островского района были выявлены участки, сведения о границах которых имелись в ЕГРН, при этом участки выходили за границу муниципального образования, соответствующую ПЗиЗ. В то же время их местоположение не противоречило Закону Псковской области от 28.02.2005 N 420-03. Местоположение границы муниципального образования на этих отрезках обсуждалось на рабочих встречах у заместителя руководителя Управления Росреестра по Псковской области с представителями Управления Росреестра, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Псковской области, заказчика Комитета по управлению государственным имуществом Псковской.

Из приведенных положений следует, что кадастровый инженер обоснованно определил местоположение границ муниципального образования СП «Островская волость» исходя из ранее установленного описания административных границ данного муниципального образования относительно природных объектов, содержащихся в Законе Псковской области № 420-ОЗ. Границы согласованы с главами муниципальных образований.

Представленная карта (план) кадастрового инженера Зарайской Н.В., с учетом вышеприведенных правовых актов и положительного заключения экспертизы землеустроительной документации, проведенной Управлением Росреестра по Псковской области, соответствовала требованиям закона.

Следовательно, оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 13.07.2015 ФЗ №218-ФЗ, для вынесения 14.10.2019 уведомления №КУВД-001/2019-11849771 о невозможности внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости судом не установлено, административным ответчиком не представлено.

Ссылка административного ответчика в возражениях на положения п. 3 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ, части 11 статьи 22 ФЗ № 218-ФЗ, как на основания для отказа внести сведения о границах муниципального образования в ЕГРН, несостоятельна, поскольку данное основание не поименовано в части 2 статьи 34 ФЗ № 218-ФЗ и не указано в уведомлении при вынесении оспариваемого решения.

Доводы административного ответчика о возможном нарушении удовлетворением иска прав собственников земельных участков, с которыми выявлено пересечение границ муниципального образования, не является основанием для отказа в удовлетворении иска, так как восстановление их прав возможно путем устранения реестровой ошибки или раздела земельных участков лесного фонда.

Механизм исправления реестровых ошибок регламентирован положениями статьи 61 Закона о регистрации.

Администрацией Псковской области 19.05.2020 в адрес Губернатора области направлено письмо о выделении из резервного фонда Администрации области Комитету по природным ресурсам и экологии Псковской области денежных средств на проведение кадастровых работ по разделу лесных участков.

В судебном заседании представитель административного истца указал, что без внесения в ЕГРН сведений о границах МО СП «Островская волость» собственнику земельных участков лесного фонда невозможно будет произвести раздел земельных участков с целью устранения пересечений, т.к. участки лесного фонда являются многоконтурными.

Таким образом, удовлетворение иска, напротив, приведет к возможности устранения выявленных пересечений/вхождений единых землепользований в границу муниципального образования.

Доводы административного ответчика о том, что кадастровый инженер Зарайская Н.В. не является надлежащим истцом по делу, поскольку с заявлением в порядке межведомственного информационного взаимодействия обращался Комитет по управлению государственным имуществом Псковской области являются несостоятельными, поскольку положения Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", ст. 26 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" и ст. 64 ЗК РФ и ст. 218 КАС РФ наделяют кадастрового инженера, как заинтересованное лицо и исполнителя государственного контракта, полагающего свои права нарушенными оспариваемым решением, правом на обращение в суд с заявленными требованиями.

С учетом установленных по делу обстоятельств, применительно к указанным выше нормам права, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение не соответствует требованиям закона, в связи с чем требования административного истца, заявленные к ФГБУ «ФКП Росреестра», подлежат удовлетворению в полном объеме.

Пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ предусматривает, что в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения и необходимости принятия административным ответчиком каких- либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов истца суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов.

С учетом того, что в судебном заседании представитель административного ответчика пояснил об отсутствии иных оснований для невнесения сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в ЕГРН о границах МО СП «Островская волость», о соответствии закону всей предоставленной для внесения данных сведений в ЕГРН землеустроительной документации, суд полагает целесообразным в целях устранения прав административного истца возложить на ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Псковской области обязанность внести сведения в ЕГРН, поступившие в порядке межведомственного информационного взаимодействия, о границе муниципального образования сельское поселение «Островская волость» Островского района Псковской области на основании карты (плана), подготовленной кадастровым инженером ООО «Гипрозем» Зарайской Н.В. от 03.12.2018, в срок не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу решения, учитывая установленные ст. 34 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" сроки на рассмотрение документов и внесение сведений в ЕГРН.

В силу п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ об исполнении решения административный ответчик обязан сообщить в суд и административному истцу в течение одного месяца десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Согласно ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Как следует из платежного поручения от 14.01.2020, государственная пошлина в размере 300 рублей при обращении в суд уплачена представителем административного истца по доверенности Ивановым И.А. (л.д. 8).

В связи с чем, суд взыскивает с ФГБУ «ФКП Росреестра» в пользу Иванова И.А. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В удовлетворении требований к Управлению Росреестра по Псковской области административному истцу Зарайской Н.В. надлежит отказать, поскольку в силу п. 1 ч. 1.1 Приказа Росреестра от 18.10.2016 № П/0515 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» полномочиями по ведению ЕГРН в части внесения сведений о границах муниципальных образований наделены ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиалов. Управление Росреестра по Псковской области оспариваемое уведомление №КУВД-001/2019-11849771 от 14.10.2019 не принимало и надлежащим ответчиком по делу не является.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административный иск кадастрового инженера Зарайской Н.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области и ФГБУ «ФКП Росреестра» о признании решения о невозможности внесения сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в Единый государственный реестр недвижимости от 14.10.2019 №КУВД-001/2019-11849771, обязании осуществить внесение сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в Единый государственный реестр недвижимости удовлетворить частично.

Признать незаконным решение филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Псковской области о невозможности внесения сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в Единый государственный реестр недвижимости от 14.10.2019 №КУВД-001/2019-11849771.

Обязать ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Псковской области внести сведения, поступившие в порядке межведомственного информационного взаимодействия, о границе Муниципального образования сельское поселение «Островская волость» Островского района Псковской области на основании карты (плана), подготовленной кадастровым инженером ООО «Гипрозем» Зарайской Надеждой Владимировной от 03.12.2018, в Единый государственный реестр недвижимости в срок не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу решения.

Об исполнении настоящего решения ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Псковской области обязано сообщить в суд и административному истцу в течение одного месяца десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области Зарайской Надежде Владимировне отказать.

Взыскать с ФГБУ «ФКП Росреестра» в пользу Иванова Игоря Анатольевича расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (Триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд Псковской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья О.В. Жбанова

Решение в окончательной форме изготовлено 28 мая 2020 года.