ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-957/2021 от 03.06.2021 Кетовского районного суда (Курганская область)

Дело № 2а-957/2021

45RS0008-01-2021-001171-64

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кетовский районный суд Курганской области в составе

председательствующего судьи Димовой Ю.А.

при секретаре Прокопьевой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Кетово Кетовского района Курганской области 03 июня 2021 года административное дело по административному иску Кетовского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области к Администрации Марковского сельсовета Кетовского района Курганской области о признании незаконным бездействия возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Кетовский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Курганской области обратился в Кетовский районный суд Курганской области с административным исковым заявлением к Администрации Марковского сельсовета Кетовского района Курганской области о признании незаконным бездействия возложении обязанности. В обоснование иска указав, что в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, по обращению гр. Гришаевой З.В. проведена оценка обеспеченности населения питьевой водой, качества воды в колодцах общественного пользования. В рамках межведомственного взаимодействия с Прокуратурой Кетовского района по обращению гр. Гришаевой З.В. по обеспеченности населения питьевой водой, качества воды в водозаборных колонках, колодцах общественного пользования, Кетовский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Курганской области выдал предписание филиалу ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» о проведении экспертной оценки оценку общественного колодца, расположенного на территории населенного пункта по адресу: <адрес> и обследование территории вокруг общественного колодца на предмет соответствия требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства с отбором проб воды с целью проведения санитарно-химических исследований (аммиак, нитриты, нитраты). Экспертной оценкой от 30.03.2021 установлено, что источник водоснабжения (общественный колодец) по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям п.87. СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Надземная часть общественного колодца не имеет надежного укрытия для предотвращения загрязнения воды водоисточника; территория вокруг каптажного сооружения не имеет ограждения и защиты каптажного сооружения от затопления поверхностными водами, отсутствуют оборудованные отмостки с уклоном в сторону водоотводной канавы, что не требованиям п.87. СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Качество воды из общественного колодца, расположенного по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» по санитарно-химическим показателям - проба воды №3112 «Вода питьевая (из источника нецентрализованного водоснабжения) колодец» на содержание нитратов не соответствует требованиям СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», согласно протоколу лабораторных испытаний № 3112 от 26.03.2021 ИЛЦ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области». Аттестат аккредитации № РОСС RU.0001.21AC09. Дата внесения в реестр сведений об аккредитованном лице 15.10.2015 г.), содержание нитратов - 60,3+9,0 мг/дм3, в норме - не более 45 мг/дм3. Таким образом, органом местного самоуправления - Администрацией Марковского сельсовета не принимается должное участие в организации безопасного питьевого водоснабжения для населения д. Снежная, Кетовский район, Курганская область, чем существенно нарушаются права граждан на охрану здоровья, предусмотренные ст.41 Конституции РФ. Для защиты конституционных прав граждан и интересов РФ необходимо организовать должный контроль за эксплуатацией общественного колодца, расположенного по <адрес> с проведением лабораторных исследований воды по микробиологическим и санитарно- химическим показателям с целью обеспечения постоянства качества воды, безопасности и безвредности водоснабжения для населения, провести санитарное обследования источника нецентрализованного водоснабжения, оборудования и устройств, и территории, прилегающей к водозаборному сооружению, чистки, промывки и профилактической дезинфекции данных колодцев в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении". Учитывая вышеизложенное, просят признать незаконным бездействие Администрации Марковского сельсовета Кетовского района Курганской области, выразившееся в отсутствии контроля за эксплуатацией источника нецентрализованного водоснабжения, расположенного по адресу: <адрес>, возложить обязать на Администрацию Марковского сельсовета Кетовского района Курганской области в срок до 01 сентября 2021 года привести объект и качество воды нецентрализованного водоснабжения по адресу: <адрес> в соответствие санитарным правилам.

В последствии заявленные требования уточнены, просили обязать Администрацию Марковского сельсовета Кетовского района Курганской области в срок до 01 сентября 2021 года привести объект и качество воды нецентрализованного водоснабжения по адресу: <адрес> в соответствие санитарным правилам: осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований воды из нецентрализованного источника водоснабжения с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке по микробиологическим и санитарно-химическим показателям с целью обеспечения постоянства качества воды, безопасности и безвредности водоснабжения для населения; привести источник водоснабжения, оборудования и устройства, территорию, прилегающую к водозаборному сооружению в соответствие санитарным правилам; провести очистку, промывку и профилактическую дезинфекцию данного, колодца.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель административного ответчика, действующая в силу постановления Глава сельсовета Радченко А.Л., в судебном заседании с исковыми требованиями согласился, не оспаривал, что источник питьевой воды принадлежит Администрации Марковского сельсовета, были проведены работы, однако до настоящего времени все работы небыли произведены, указывал, что до 01.09.2021 все недостатки будут устранены.

Представитель заинтересованного лица Администрации Кетовского района Курганской области в судебное заседание не явился, извещался надлежаще о причинах неявки не уведомил.

В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд определил, с учётом мнения представителя административного ответчика, рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Установлено, что в рамках межведомственного взаимодействия с Прокуратурой Кетовского района по обращению гр. Гришаевой З.В. по обеспеченности населения питьевой водой, качества воды в водозаборных колонках, колодцах общественного пользования, Кетовский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Курганской области выдал предписание № 58 от 24.03.2021 филиалу ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» о проведении экспертной оценки оценку общественного колодца, расположенного на территории населенного пункта по адресу: <адрес> и обследование территории вокруг общественного колодца на предмет соответствия требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства с отбором проб воды с целью проведения санитарно-химических исследований (аммиак, нитриты, нитраты).

Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» от 30.03.2021 № 45-20-12-ОИ-363-2021 и протоколу лабораторных испытаний № 3112 от 26.03.2021, экспертному заключению по результатам лабораторных испытаний № 3112 от 26.03.2021, Проба № 3112 "Вода питьевая (из источника нецентрализованного водоснабжения) колодец" не соответствует требованиям СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по показателю Нитраты (по N03-). Общественный колодец, расположенный по адресу: <адрес>, что не соответствует требованиям и. 87 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещении, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий". Общественный колодец, расположенный по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям п. 87 СаНПиП 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".

По сообщению администрации Марковского сельсовета от 13.05.2021, согласно протокола № 08-09-1/58 об административном правонарушении по содержанию видеоисточника, колодца, расположенного по адресу: <адрес> провели следующие работы: откачка воды в количестве 5 куб.м;, планировка рельефа вокруг колодца; отсыпка супесчанной глиной на 1 м. вокруг колодца; ограждение сеткой; оборудование скамейки для ведра. Дальнейшая работа, в части оборудование закрытого тента над устьем колодца, будет проведено с приобретением стройматериалов. Выполненные работы подтверждены фотоматериалами.

Статьями 41 и 42 Конституции РФ закреплено право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее по тексту - санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других Федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», гарантировано право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В соответствии со ст. 11 Федерального Закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В соответствии со ст. 18 Федерального Закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Водные объекты, используемые в целях питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее- водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

В соответствии с п.3 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» население городских и сельских поселений доли обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ) предусмотрено, что государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.

Водоснабжение представляет собой водоподготовку, транспортировку и подачу питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировку и подачу горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение) (пункт 4 статьи 2 вышеуказанного Федерального закона).

Пунктом 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ на органы местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях возложена обязанность по организации водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Питьевая вода - вода, за исключением бутилированной питьевой воды, предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения, а также для производства пищевой продукции (п. 18 ст. 2).

Согласно п.13 ст.2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении водоотведении" нецентрализованная система холодного водоснабжения - сооружения и устройств, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц.

В соответствии с п. 18 ст.2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении водоотведении" 18) питьевая вода - вода, за исключением бутилированной питьевой воды предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения также для производства пищевой продукции.

В силу п.п.1.5., 2.5. СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических), мероприятий» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, в том числе: осуществлять производственный контроль, в том числе осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований воды из нецентрализованных источников водоснабжения с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке.

Исходя из требований п.п. 4.1., 4.3. СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» производственный контроль осуществляется с применением лабораторных исследований, испытаний на следующих категориях объектов: объекты водоснабжения (эксплуатация централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения, системы питьевого водоснабжения на транспортных средствах; при осуществлении эксплуатации водных объектов централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах следует предусматривать лабораторный контроль за соответствием качества питьевой воды указанных систем требованиям санитарных правил, а также за соответствием водного объекта санитарным правилам и безопасностью для здоровья человека условий его использования.

Согласно п. 87. СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических профилактических) мероприятий» надземная часть водозаборных сооружений должна иметь укрытие для предотвращения загрязнения воды водоисточника. Территория вокруг каптажного сооружения должна быть ограждена. Для защиты каптажного сооружения от затопления поверхностными водами должны быть оборудованы отмостки с уклоном в сторону водоотводной канавы.

Исходя из п. 89. СанПиН 2.1.3684-21 чистка оборудования источника нецентрализованного водоснабжения должна проводиться хозяйствующими субъектами, обеспечивающими эксплуатацию системы водоснабжения и (или) обеспечивающими население питьевой водой, не реже одного раза в год. После каждой чистки или ремонта должна проводиться дезинфекция водозаборных сооружений с последующей промывкой и контролем качества и безопасности питьевой воды.

Согласно п. 91. СанПиН качество воды поверхностных и подземных водных объектов, используемых для водопользования населения (далее - качество воды водных объектов), должно соответствовать гигиеническим нормативам в зависимости от вида использования водных объектов или их участков.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

К бездействию относится неисполнение органом местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Согласно статье 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 вышеуказанного Закона к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Закона Курганской области от 25.12.2014 N 108 «О закреплении за сельскими поселениями Курганской области вопросов местного значения городских поселений» за сельскими поселениями Курганской области закреплены следующие вопросы местного значения из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения городских поселений: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 1).

Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что материалами дела достоверно подтверждено, что администрация Марковского сельсовета Кетовского района Курганской области выступает органом управления, осуществляющим организацию деятельности в области водоснабжения, бездействие администрации Марковского сельсовета Кетовского района Курганской области, выразившиеся в непринятии мер по приведению объекта и качества воды нецентрализованного водоснабжения по адресу: <адрес> в соответствие санитарным правилам, существенным образом нарушает права неопределенного круга лиц, находящихся на территории села, на благоприятную окружающую среду.

При таких обстоятельствах суд полагает исковые требования в части возложения обязанности на Администрацию Марковского сельсовета Кетовского района Курганской области осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований воды из нецентрализованного источника водоснабжения с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке по микробиологическим и санитарно-химическим показателям с целью обеспечения постоянства качества воды, безопасности и безвредности водоснабжения для населения; привести источник водоснабжения, оборудования и устройства, территорию, прилегающую к водозаборному сооружению в соответствие санитарным правилам; провести очистку, промывку и профилактическую дезинфекцию данного, колодца подлежащими удовлетворению.

Административным истцом указано на необходимость исполнения решения суда в срок до 01.09.2021, учитывая характер возложенных обязанностей, особенности условий необходимых работ, суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения суда до 01.09.2021

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 293 КАС РФ, суд

РЕШИЛ :

Административные исковые требования Кетовского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области к Администрации Марковского сельсовета Кетовского района Курганской области о признании незаконным бездействия возложении обязанности, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Марковского сельсовета Кетовского района Курганской области, выразившееся в отсутствии контроля за эксплуатацией источника нецентрализованного водоснабжения, расположенного по адресу: <адрес>,

Обязать Администрацию Марковского сельсовета Кетовского района Курганской области в срок до 01 сентября 2021 года привести объект и качество воды нецентрализованного водоснабжения по адресу: <адрес> в соответствие санитарными правилами СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий» и СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятия»:

- осуществить производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований воды из нецентрализованного источника водоснабжения по адресу: <адрес> с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке по микробиологическим и санитарно-химическим показателям с целью обеспечения постоянства качества воды, безопасности и безвредности водоснабжения для населения;

- надземную часть водозаборного сооружения оборудовать укрытием для предотвращения загрязнения воды водоисточника;

- территория вокруг каптажного сооружения обеспечить ограждением;

- для защиты каптажного сооружения от затопления поверхностными водами оборудовать отмостки с уклоном в сторону водоотводной канавы;

- провести чистка оборудования источника нецентрализованного водоснабжения с последующей дезинфекция водозаборных сооружений, промывкой и контролем качества и безопасности питьевой воды.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в срок 1 месяц со дня вынесения решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Кетовский районный суд Курганской области.

Судья: Ю.А. Димова