РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 апреля 2022 года город Иркутск
Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Сучилиной А.А., при помощнике судьи Ларионовой Т.С. ,
с участием административного истца ФИО1 ,
представителя административного истца ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представившей диплом о высшем юридическом образовании ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)» № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя административного ответчика ФИО3 , действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представившей диплом о высшем юридическом образовании НОУ ВПО Восточно-Сибирский институт экономики и права КФ № от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-957/2022 по административному исковому заявлению ФИО1 к Службе по тарифам Иркутской области в лице руководителя ФИО4 о признании действий, бездействия незаконными,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к Службе по тарифам Иркутской области в лице руководителя ФИО4 (далее по тексту – Служба, административный ответчик), в котором просит признать незаконным (в части) действие руководителя Службы по тарифам Иркутской области ФИО4 (доверенное лицо ФИО5 , действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№), выразившееся в предоставлении ответа ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ без номера, а именно: «По смыслу действующего законодательства нежилое здание предназначено для использования в административных, производственных, торговых, культурно-просветительных и иных целях, не связанных с постоянным проживанием в нем. Следовательно, потребленные в нежилом помещении нежилого здания коммунальные услуги не могут быть признаны потребленными на коммунально-бытовые нужды населения»; признать незаконным бездействие руководителя Службы по тарифам Иркутской области ФИО4, выразившееся в непредоставлении ответа ФИО1 на заявление от ДД.ММ.ГГГГ.
Административные исковые требования мотивированы тем, что в производстве судьи Ангарского городского суда Ковалевой А.В. находится дело № о признании акта бездоговорного потребления электроэнергии недействительным, истцом по которому выступает ФИО1 , ответчиками – ООО «Иркутскэнергосбыт» Ангарское отделение, филиал ОГУЭП «Облкоммунэнерго» «Ангарские электрические сети». ДД.ММ.ГГГГ представитель Службы по тарифам Иркутской области ФИО5 , действующая от имени руководителя ФИО4 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№, направила судье Ангарского городского суда Ковалевой А.В. ответ. С данным ответом (пояснениями) ФИО1 не согласен. ДД.ММ.ГГГГФИО1 направил заявление руководителю Службы по тарифам Иркутской области ФИО4 с просьбой провести проверку в отношении ООО «Иркутскэнергосбыт» Ангарское отделение, ОГУЭП «Облкоммунэнерго» «Ангарские электрические сети» по вопросу начисления и взимания платы за использованную электроэнергию с физического лица – собственника нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, квартал 14, нежилое здание 5, помещение 1, в связи с нарушением порядка ценообразования; установить персональный тариф по оплате за использованную электроэнергию физическому лицу - собственнику нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, квартал 14, нежилое здание 5, помещение 1 ФИО1 для группы «население». Данное заявление было получено руководителем Службы по тарифам Иркутской области ДД.ММ.ГГГГ. Ответ из Службы по тарифам Иркутской области до настоящего времени в адрес ФИО1 не поступал. ДД.ММ.ГГГГФИО1 направил по электронной почте и заказной почтовой корреспонденцией в адрес руководителя Службы по тарифам Иркутской области ФИО4 заявление. Ответ из Службы по тарифам Иркутской области до настоящего времени в адрес ФИО1 не поступал.
Административный истец ФИО1 , представитель административного истца ФИО2 в судебном заседании на удовлетворении заявленных административных исковых требований настаивали по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Службы по тарифам Иркутской области ФИО3 в судебном заседании заявленные административные исковые требования не признала по доводам и основаниям, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление, просила в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Представители заинтересованных лиц ООО «Иркутскэнергосбыт» в лице начальника Ангарского отделения ФИО6 , Службы государственного жилищного и строительного надзора в лице руководителя ФИО7 в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. При этом представитель заинтересованного лица ООО «Иркутскэнергосбыт» ФИО8 , действующая на основании доверенности, в направленных суду письменных пояснениях на административное исковое заявление просит о рассмотрении административного дела без участия представителя общества.
Руководствуясь положениями статьи 150, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), суд с согласия лиц, участвующих в деле, рассмотрел административное дело в отсутствие не явившихся представителей заинтересованных лиц.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (часть 2 статьи 45); каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (часть 1 статьи 46); суды реализуют функцию осуществления правосудия на основе принципов независимости и подчинения только Конституции Российской Федерации и федеральному закону (часть 1 статьи 118, часть 1 статьи 120).
Как следует из положений статьи 33 Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права.
Судом установлено и следует из материалов административного дела, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 направил заявление в адрес руководителя Службы по тарифам Иркутской области ФИО4 с просьбой провести проверку в отношении ООО «Иркутскэнергосбыт», ОГУЭП «Облкоммунэнерго» по вопросу начисления и взимания платы за использованную электроэнергию с физического лица – собственника нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, квартал 14, <адрес>, помещение 1, ФИО1 , в связи с нарушением порядка ценообразования; установить персональный тариф по оплате за использованную электроэнергию физическому лицу - собственнику нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, квартал 14, <адрес>, помещение 1, ФИО1 для группы «население», что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором №, сформированным официальным сайтом «Почта России».
Данное заявление ФИО1 поступило в Службу по тарифам Иркутской области ДД.ММ.ГГГГ, где было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ за №.
При рассмотрении заявления ФИО1 Службой установлено, что заявитель затрагивает в нем, в том числе вопрос соблюдения требований к предоставлению коммунальной услуги по электроснабжению потребителя, рассмотрение которого относится к компетенции Службы государственного жилищного надзора Иркутской области.
В связи с чем, заявление ФИО1 в данной части было переадресовано в Службу государственного жилищного надзора Иркутской области, о чем ФИО1 был уведомлен в письме от ДД.ММ.ГГГГ№.
По результатам рассмотрения заявления ФИО1 по существу вопросов, относящихся к компетенции Службы по тарифам Иркутской области, в адрес заявителя простым почтовым отправлением был направлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ№, что подтверждается списком № (партия 2640) простых почтовых отправлений от ДД.ММ.ГГГГ, реестром почтовых отправлений, сформированным официальным сайтом «Почта России».
ДД.ММ.ГГГГ через портал «Интернет-приемная» официального сайта Службы по тарифам Иркутской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в форме электронного документа в Службу поступило заявление представителя ФИО1 - ФИО2, в котором последняя просила направить в адрес ФИО1 обоснованный ответ на заявление от ДД.ММ.ГГГГ.
Данное заявление было зарегистрировано Службой ДД.ММ.ГГГГ за №.
По результатам рассмотрения заявления ФИО2 на адрес электронной почты, указанный в заявлении, Службой был направлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ№.
Постановлением Правительства Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№-пп утверждено Положение о службе по тарифам Иркутской области, из пункта 2 которого следует, что Служба является исполнительным органом государственной власти Иркутской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на территории Иркутской области, в том числе в сфере государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию.
Согласно подпункту 58 пункта 5 названного Положения Служба в соответствии с действующим законодательством обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, направление на них ответов.
Как следует из частей 1 и 3 статьи 1 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ), настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Как предусматривают часть 1 статьи 2, пункт 3 статьи 5 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ, граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам; гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Согласно части 4 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи (часть 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ).
Исходя из смысла приведенных норм в их взаимосвязи, обращение гражданина, поданное в соответствии с требованиями статьи 7 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ, во всяком случае, должно быть рассмотрено и на него должен быть дан мотивированный ответ.
Положения Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ распространяются на все обращения граждан, за исключением обращений, подлежащих рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (части 1 и 2 статьи 1 названного закона).
В целях установления общих требований к подготовке, обработке, хранению и использованию образующихся в деятельности исполнительных органов государственной власти Иркутской области и должностных лиц в системе исполнительных органов государственной власти Иркутской области документов, совершенствования делопроизводства и повышения его эффективности Указом Губернатора Иркутской области от 10.08.2016 № 179-уг утверждена Инструкция по делопроизводству в системе исполнительных органов государственной власти Иркутской области, из пункта 96 которой следует, что регистрация документов производится в течение двух рабочих дней со дня поступления с присвоением регистрационного номера.
Буквальное толкование содержания письменных ответов Службы по тарифам Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ на заявление ФИО1 (от ДД.ММ.ГГГГ) и от ДД.ММ.ГГГГ на заявление представителя ФИО1 – ФИО2 (от ДД.ММ.ГГГГ) свидетельствует о том, что Службой по тарифам Иркутской области порядок рассмотрения указанных заявлений, предусмотренный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ, соблюден, заявления рассмотрены в пределах компетенции Службы, при наличии на то оснований, изложенные в ответах на заявления выводы соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, права ФИО1 не нарушают, поскольку заявления ФИО1 и его представителя рассмотрены Службой в установленном законом порядке, на данные заявления в установленный законом срок уполномоченным должностным лицом заявителям даны мотивированные ответы по всем доводам заявлений.
Нарушений положений Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ при рассмотрении заявлений ФИО1 и его представителя – ФИО2 Службой не допущено, равно как и бездействия при рассмотрении данных заявлений.
По смыслу закона к бездействию относится неисполнение должностным лицом органа государственной власти, местного самоуправления обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия.
Поскольку заявления ФИО1 рассмотрены Службой, оснований для вывода о наличии бездействия со стороны государственного органа у суда не имеется.
Неполучение заявителем почтовой корреспонденции, несогласие ФИО1 с содержанием ответов само по себе не свидетельствует о бездействии Службы или о незаконности доводов, изложенных Службой в письменных ответах на вышеуказанные заявления.
Иные доводы административного истца, изложенные в административном исковом заявлении, не принимаются судом во внимание, поскольку не относятся к предмету судебного разбирательства по настоящему административному делу, а также основаны на неверном, субъективном толковании положений норм материального и процессуального права.
Установлено также, что ДД.ММ.ГГГГ в Службу поступило определение Ангарского городского суда Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ о принятии к производству искового заявления ФИО1 , возбуждении гражданского дела и назначении дела к судебному разбирательству. Служба привлечена к участию в данном гражданском деле в качестве третьего лица. В данном определении Службе предложено представить в суд письменные пояснения по существу исковых требований.
Во исполнение определения Ангарского городского суда Иркутской области Службой по тарифам Иркутской области судье Ангарского городского суда Иркутской области Ковалёвой А.В. представлены письменные пояснения от ДД.ММ.ГГГГ (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ), в которых изложена позиция данного государственного органа по вопросу применения цен (тарифов) на электрическую энергию.
Во исполнение требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации копия данных письменных пояснений для ознакомления вручена, в том числе истцу ФИО1
При таких обстоятельствах довод ФИО1 о незаконности (в части) действия руководителя Службы по тарифам Иркутской области ФИО4, выразившегося в предоставлении ответа ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, суд находит основанным на неверном толковании норм процессуального права.
Позиция Службы, изложенная в письменных пояснениях, относительно заявленных ФИО1 исковых требований, рассматриваемых Ангарским городским судом Иркутской области в рамках гражданского дела, носит информационно-разъяснительный характер, не имеет статуса ненормативного правового акта, подлежащего оспариванию в порядке главы 22 КАС РФ, поскольку сама по себе не влечет возникновения каких-либо правовых последствий для ФИО1 , не нарушает его права, свободы и законные интересы, судебная защита которых реализуется им по ранее заявленному в Ангарский городской суд Иркутской области исковому заявлению.
По результатам рассмотрения Ангарским городским судом Иркутской области гражданского дела в судебном акте по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации будет дана оценка всем доказательствам, представленным сторонами, а также добытым судом в ходе судебного разбирательства по делу, в том числе пояснениям представителя третьего лица Службы по тарифам Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу требований части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного лица, срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Из содержания статьи 227 КАС РФ следует, что для признания оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
По смыслу положений статьи 62 КАС РФ обязанность административного ответчика по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) наступает тогда, когда административным истцом надлежащим образом подтверждены факты, на которые он ссылается как на основания своих требований, а также сведения о том, что решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца либо возникла реальная угроза их нарушения.
В нарушение приведенных требований закона административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов.
Принимая во внимание, что государственным органом заявления ФИО1 в установленном законом порядке и сроки рассмотрены, в адрес заявителя направлены мотивированные ответы по существу поставленных в заявлениях вопросов, суд приходит к выводу об отсутствии оспариваемого бездействия, в связи с чем, правовых оснований, предусмотренных статьей 227 КАС РФ, для удовлетворения административного искового заявления у суда не имеется.
В силу требований части 1.1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
Принимая во внимание, что административным истцом оспаривается бездействие государственного органа, выразившееся в непредоставлении ответа на заявление от ДД.ММ.ГГГГ, учитывая, что настоящее административное исковое заявление представителем ФИО1 – ФИО2 было направлено в суд почтовой связью ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается штемпелем почтового отделения на конверте, и поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ, суд полагает, что срок на обращение с настоящим административным исковым заявлением, предусмотренный статьей 219 КАС РФ, административным истцом соблюден.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования ФИО1 к Службе по тарифам Иркутской области в лице руководителя ФИО4 о признании незаконным (в части) действия руководителя Службы по тарифам Иркутской области ФИО4 (доверенное лицо ФИО5 , действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№), выразившегося в предоставлении ответа ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ без номера, а именно: «По смыслу действующего законодательства нежилое здание предназначено для использования в административных, производственных, торговых, культурно-просветительных и иных целях, не связанных с постоянным проживанием в нем. Следовательно, потребленные в нежилом помещении нежилого здания коммунальные услуги не могут быть признаны потребленными на коммунально-бытовые нужды населения»; о признании незаконным бездействия руководителя Службы по тарифам Иркутской области ФИО4, выразившегося в непредоставлении ответа ФИО1 на заявление от ДД.ММ.ГГГГ, – оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Сучилина
Решение в окончательной форме принято 22.04.2022.