ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-958/18 от 11.04.2018 Альметьевского городского суда (Республика Татарстан)

Подлинник данного решения приобщен к административному делу

№ 2а-958/18 Альметьевского городского суда РТ

Дело № 2а-958/2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 апреля 2018 года г. Альметьевск РТ

Альметьевский городской суд РТ в составе: председательствующего судьи Исмагилова А.Т.,

при секретаре Гараевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому ФИО10 к муниципальному унитарному предприятию «Управление капитального строительства Альметьевского муниципального района Республики Татарстан», муниципальному бюджетному учреждению «Управление архитектуры и градостроительства Альметьевского муниципального района Республики Татарстан» об оспаривании бездействия и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд административным исковым заявлением по указанной выше формулировке. В обоснование требований указано, что 10 июля 2015 года между исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района РТ и ООО «КамСтрой» заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности № , расположенного по адресу: <адрес> с разрешенным использованием – коммунальное обслуживание с целевым назначением земли населенных пунктов. 03 марта 2017 года договором о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка № от 10 июля 2015 года ООО «КамСтрой» передал административному истцу права и обязанности арендатора на указанный выше земельный участок. МБУ «Управление архитектуры и градостроительства Альметьевского муниципального района РТ» подготовлен градостроительный план земельного участка с кадастровым номером . В процессе использования данного земельного участка административный истец получил согласование с ПАО «Татнефть»им.В.Д. Шашина под коммунальное обслуживание, далее решение о согласовании осуществления действий вохраной зоне объектов электросетевого хозяйства филиала ОАО «Сетевая компания» Альметьевские электрические сети и 30 октября 2017 получено разрешение на строительство. Ранее, в сентябре 2017 года, административный истец обращался к административному истцу об уточнении местоположении земельного участка по отношению к территориальным зонам ЖЗ и Р1, на что было дано заключение о принятии решения о внесении изменений в «Правила землепользования и застройки муниципального образования «город Альметьевск», согласно которого спорный земельный участок будет учтен и определен к одной территориальной зоне – коммунальное обслуживание. Далее, 22 октября 2017 года вынесен ответ, что вопрос об учете разрешенного использования земельного участка будет направлен для учета в работе, при том, что 06 декабря 2016 года Постановлением исполнительного комитета № 2477 предписано подготовить проект внесения изменений в Правила землепользования и застройки и установлен срок для его выполнения – 31 декабря 2017 года. Данный проект в настоящее время не утвержден. При обращении в январе 2018 года с заявлением о получении разрешения на ввод построенного здания в эксплуатацию административному истцу в получении документа отказано, по причине неопределения зоны застройки.В связи с изложенным административный истец просил признать бездействие административных ответчиков незаконным в части не внесения изменений в «Правила землепользования и застройки» об определении территориальной зоны земельного участка, относящегося к зоне коммунальное обслуживание и возложить обязанность по устранению допущенного нарушения закона.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО2 административный иск просила удовлетворить по доводам, изложенным в нем.

Представитель Муниципального унитарного предприятия «Управление капитального строительства Альметьевского муниципального района РТ», муниципального бюджетного учреждения «Управление архитектуры и градостроительства Альметьевского муниципального района РТ» в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены.

Представитель исполнительного комитета Альметьевского муниципального района РТ по доверенности ФИО3 просила в удовлетворении требований отказать.

Специалист МБУ «Управление архитектуры и градостроительства Альметьевского муниципального района РТ» ФИО4 в судебном заседании высказала свои возражения по поводу удовлетворения заявленных требований, пояснив, что бездействие отсутствует и принимаются меры по внесению соответствующих изменений и разработки правил землепользования и застройки муниципального образования г. Альметьевск.

Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов (часть 1 статьи 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Согласно пунктам 1 и 3 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования, утверждение правил землепользования и застройки муниципальных образований.

То есть генеральный план, а также правила землепользования и застройки представляют собой нормативно-правовые акты органа местного самоуправления.

В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений. В правилах землепользования и застройки устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты, предусматривающие соответствующие виды разрешенного использования земельных участков.

Как видно из материалов дела, 10 июля 2015 года между исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района РТ и ООО «КамСтрой» заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности № МС 04-071-5085 ПР, согласно которого арендатору ООО «КамСтрой» сроком до 10 июля 2018 года предоставлен земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м., с целевым назначением – земли населенных пунктов, под разрешенное использование – коммунальное обслуживание (л.д. 11-15).

По договору от 03 марта 2017 года права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка от ООО «КамСтрой» переданы ФИО5 (л.д. 16-18).

Как следует из справки МУ «Палата земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района РТ» от 02.03.2017 года возражений у муниципального органа по поводу передачи ФИО5 прав и обязанностей по договору аренды, не имелось (л.д. 19).

Осуществление действий в охранных зонах данного земельного участка под коммунальное обслуживание административному истцу согласовано НГДУ «Альметьевнефть» ПАО «Татнефть» (л.д.31) и филиалом ОАО «Сетевая компания» (л.д. 34).

Как следует из оригинала градостроительного плана земельного участка (далее ГПЗУ), приложенного к материалам дела административным истцом, в данном документе указан генплан застройки с проектом межевания, с указанием границ земельного участка, места допустимого размещения объекта капитального строительства, и согласованием заинтересованными организациями и службами (эксплуатирующими объекты с имеющимися охранными зонами). Приведена информация о разрешенном использовании земельного участка, назначение объекта капитального строительства – коммунальное обслуживание.

Так же в этом ГПЗУ указано со ссылкой на классификатор видов разрешенного использования земельных участков (утвержденного приказом МинЭкономРазвития № 540 от 01 сентября 2014 года), что вид коммунальное обслуживание предусматривает размещение объектов капитального строительства в целях обслуживания юридических и физических лиц коммунальными услугами, в частности здания или помещения, предназначенных для приема физических и юридических лиц в связи с предоставлением им коммунальных услуг.

На основании указанного выше ГПЗУ административному истцу исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района РТ от 30 октября 2017 года выдано разрешение на строительство № 16-92608101-1826/с-2017 (л.д. 35-37). Согласно данного документа ФИО5 разрешено на данном земельном участке возведение объекта капитального строительства – «административного здания». При этом указана площадь разрешенного строительства и срок, на который выдана разрешительная документация – 30 января 2018 года.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (л.д. 38-40) 26 декабря 2017 года за административным истцом зарегистрировано право собственности на объект недвижимости, площадью 119,4 кв. м, степенью готовности 93 %, расположенного по адресу: РТ, г. Альметьевск, ул. АклимаМухаметзянова восточнее дом 20.

06 декабря 2016 года исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района РТ вынесено постановление № 2477 «О подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования г. Альметьевск», согласно которого предписано подготовить проект внесения изменений в правила землепользования и застройки, установлен планируемый результат выполнения работ – проект внесения изменений с учетом замечаний и предложений, поступивших при их согласовании и в ходе публичных слушаний, а также предельный срок выполнения работ по подготовке проекта – 31 декабря 2017 года (л.д. 41).

25 сентября 2017 года за № 434/6 административному истцу начальником Управления архитектуры и градостроительства дан ответ, что границы земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, согласно градостроительного зонирования расположены в границах двух территориальных зон Ж 3 и Р 1 и со ссылкой также на постановление исполкома № 2477 от 06 декабря 2016 года разъяснено, что земельный участок учтен и определен к одной территориальной зоне КО (коммунальное обслуживание).

На обращение административного истца об учете разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, письмом МБУ «Управление архитектуры и градостроительства Альметьевского муниципального района РТ» от 22 октября 2017года № Пгр-4600 сообщено, что постановлением исполнительного комитета № 2477 от 06.12.2016 года принято решение о подготовке проекта внесения изменения в Правила земле пользования и застройки и вопрос данный будет направлен для учета в работе (л.д. 49).

В силу ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределённого круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределённого круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Исходя из вышеуказанных норм закона заявитель, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействий) либо решений публичных органов должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы были нарушены и указать способ их восстановления.

В соответствии со статьей 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса.

Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются в том числе поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.

Предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются также физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.

Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации, который с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.

Исходя из положений статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, внесение изменений в указанные Правила землепользования и застройки в части изменения зоны градостроительного регламента по видам и параметрам использования спорного земельного участка должно производиться путем подачи соответствующих документов в комиссию по землепользованию и застройке, с последующим проведением публичных слушаний в порядке, установленном статьями 31, 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании административному истцу принадлежат права арендатора на земельный участок с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, видом разрешенного использования – коммунальное обслуживание. В части данного земельного участка административным истцом на основании градостроительного плана земельного участка и выданного на основании ГПЗУ разрешения на строительство, уполномоченными службами, построен объект капитального строительства и согласно выписке из ЕГРН право собственности за ним зарегистрировано на объект со степенью готовности 93 %. Поскольку земельный участок расположен в границах двух территориальных зон Ж З и Р 1 в то же время согласно договора и правоустанавливающих документов земельный участок имеет вид разрешенного использования – коммунальное обслуживание, административный истец обратился в комиссию с заявлением о внесении изменений и разъяснению местоположения земельного участка. Согласно заключения, выданного управлением архитектуры Альметьевского муниципального района РТ – земельный участок учтен и определен к одной территориальной зоне КО (коммунальное обслуживание) и принято соответствующее решение о внесении изменений в Правила землепользования и застройки. В то же время согласно ответа от 22 октября 2017 года вопрос об учете разрешенного использования спорного земельного участка направлен для учета при подготовке изменений в действующие Правила.

При таких обстоятельствах, учитывая, что срок выполнения работ по подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки г. Альметьевск РТ согласно постановления исполнительного органа местного самоуправления определен был до 31 декабря 2017 года, заключением комиссии по результатам рассмотрения обращения административного истца принято решение об учете и определения спорного земельного участка к одной территориальной зоне – «коммунальное обслуживание», в то жевремя принимая во внимание отсутствие сведений о внесении соответствующих изменений в действующие правила землепользования по поводу принадлежности земельного участка, арендатором которого является административный истец, суд приходит к выводу наличия бездействия административных ответчиков по не выполнению требований градостроительного законодательства в части отнесения земельного участка к территориальной зоне в соответствии с видом его использования, что приводит к нарушению прав административного истца как собственника объекта капитального строительства, расположенного на данном участке, при дальнейшей его эксплуатации.

В то же время необходимо отметить, что правила землепользования и застройки представляют собой нормативно-правовой акт органа местного самоуправления, принимаемый в процессе нормотворчества, в соответствии с уставом и порядком, определенном в нем, в связи с чем вмешательство в правотворческую деятельность путем возложения обязанности принять какой-либо индивидуально определенный правовой акт является недопустимым.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО5 - удовлетворить.

Признать бездействие муниципального унитарного предприятия «Управление капитального строительства Альметьевского муниципального района Республики Татарстан», муниципального бюджетного учреждения «Управление архитектуры и градостроительства Альметьевского муниципального района Республики Татарстан» не правомерным в части не внесения изменений и не определения в «Правилах землепользования и застройки муниципального образования город Альметьевск» территориальной зоны земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: ДД.ММ.ГГГГ (отнесенного к зоне – коммунальное обслуживание).

Возложить на административных ответчиков обязанность рассмотреть вопрос о возможности внесения изменений в «Правила землепользования и застройки муниципального образования город Альметьевск РТ» об определении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> к территориальной зоне – КО (коммунальное обслуживание) в соответствии с нормами земельного и градостроительного законодательства Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Альметьевский городской суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 16апреля 2018 года.

Судья подпись

Копия верна:

Судья Альметьевского городского суда РТ А.Т. Исмагилов

Решение вступило в законную силу «_____ » ___________ 201__ года

Судья