ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-958/2021 от 25.11.2021 Скопинского районного суда (Рязанская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 ноября 2021 года г.Скопин

Скопинский районный суд Рязанской области в составе:

председательствующего судьи – Стениной О.В.,

при секретаре – Ивановой О.В.,

с участием:

административного истца – Зубрилиной Г.П.,

представителя административного истца – Казьмина А.А., действующего на основании доверенности,

представителей административного ответчика – администрации МО городской округ город Скопин Рязанской области – Мироновой А.С., Корневой Н.А.. действующих на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в г. Скопине административное дело по административному исковому заявлению Зубрилиной Г.П. к администрации муниципального образования городской округ город Скопин Рязанской области о признании незаконным постановления и бездействия органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Зубрилина Г.П. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования городской округ город Скопин Рязанской области о признании незаконным постановления и бездействия органа местного самоуправления. В обоснование заявленных требований указала, что 18.06.2014 межведомственной комиссией, назначенной распоряжением главы администрации МО - городской округ город Скопин Рязанской области, проведено обследование многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, по результатам которого составлен акт обследования помещения и дано заключение о признании дома аварийным и подлежащим сносу. Постановлением главы администрации муниципального образования - городской округ город Скопин от 20.06.2014 вышеуказанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. 31.05.2021 Зубрилина Г.П. обратилась в Скопинскую межрайоную прокуратуру с заявлением о проведении проверки исполнения законодательства при признании указанного многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу. Постановление от 20.06.2014 уполномоченными должностными лицами противоречащим федеральному законодательству не признавалось и не отменялось. Между тем, данный дом в реестр аварийных не включен, жильцы дома в программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда включены не были. 19.02.2020 межведомственной комиссией вновь проведено обследование многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> по результатам которого составлен акт обследования помещения, а также дано заключение о признании дома аварийным и подлежащим сносу. Постановлением главы администрации МО - городской округ город Скопин Рязанской области от 30.12.2020 указанный дом повторно признан аварийным и подлежащим сносу. Выявленные нарушения свидетельствуют о неисполнении должностными лицами МО-городской округ город Скопин Рязанской области требований жилищного законодательства, что привело к нарушению прав жильцов многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, на своевременное расселение из аварийного дома. Однако, вместо восстановления нарушенных прав жильцов указанного выше многоквартирного дома и принятия конкретных мер, направленных на их своевременное расселение из аварийного дома, администрацией МО - городской округ город Скопин Рязанской области вынесено постановление от 26.07.2021 "О внесении изменения в постановление администрации муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области от 30.12.2020 "О признании жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу", согласно которому в указанное выше постановление от 30.12.2020 внесено дополнение: "п.2 Постановления администрации МО - городской округ город Скопин от 20.06.2014 "О признании многоквартирного дома по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу" отменить». Полагает, что необоснованное решение об отмене постановления главы администрации МО - городской округ город Скопин от 20.06.2014 , которым указанный многоквартирный дом в 2014 году признан аварийным и подлежащим сносу, нарушает права административного истца, поскольку препятствует включению домостроения в муниципальную программу МО - городской округ город Скопин Рязанской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы". В этой связи просит: признать незаконным постановление администрации муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области от 26.07.2021 "О внесении изменения в постановление администрации муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области от 30.12.2020 "О признании жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу"; обязать администрацию муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской повторно рассмотреть вопрос о включении многоквартирного дома по адресу: <адрес> муниципальную программу муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы".

В судебном заседании административный истец Зубрилина Г.П., представитель административного истца Казьмин А.А. административные исковые требования по изложенным в административном иске доводам поддержали. Также с учетом уточнения срока просили: обязать администрацию муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть вопрос о включении многоквартирного дома по адресу: <адрес> муниципальную программу муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы". При этом Зубрилина Г.П. пояснила, что на основании договора социального найма жилого помещения от 24.08.2009, она (ранее ФИО9) является членом семьи нанимателя жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. По данному договору в бессрочное владение и пользование ее супругу ФИО5 и членам его семьи было передано указанное выше жилое помещение, состоящее из 1 квартиры, площадью 33,0 кв.м., жилой 24,1 кв.м. 16.02.2014 ее супруг ФИО5 (наниматель) умер. В 2014 году она обратилась с заявлением в администрацию МО городской округ г.Скопин о признании указанного выше жилого дома аварийным. При этом каких-либо дополнительных документов, в том числе заключение специализированной организации по обследованию многоквартирного дома, в нарушение п.44 Положения от 28.01.2006 №47 с нее не потребовали. По результатам осмотра жилого дома и заключения межведомственной комиссии в 2014 году администрацией МО - городской округ город Скопин было вынесено постановление о признании многоквартирного жилого дома аварийным. Акт обследования жилого помещения от 18.06.2014 и заключение межведомственной комиссии от 18.06.2014, на основании которого было вынесено постановление от 20.06.2014, до настоящего времени в установленном порядке не оспорены и не отменены. На протяжении более 6 лет постановление главы администрации МО - городской округ город Скопин от 20.06.2014 никем не оспаривалось. Также указала, что повторно с письменным заявлением по вопросу признания жилого дома аварийным в 2020 году она (Зубрилина) в администрацию МО городской округ.Скопин Рязанской области не обращалась. Считает, что вынося постановление администрации МО - городской округ город Скопин Рязанской области от 26.07.2021 и отменяя через 7 лет вынесенное 20.06.2014 постановление о признании жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным, административный орган явно злоупотребил своим правом, что заведомо повлекло незаконное не включение спорного жилого дома в муниципальную программу и лишило ее (Зубрилину) как владельца непригодного жилого помещения возможности реализации своих жилищных прав и возможности в разумный определенный срок улучшить свои жилищные условия в рамках ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Также указала, что копия оспариваемого постановления от 26.07.2021 административным органом ей (Зубрилиной) не направлялась. О вынесении данного постановления она узнала лишь после получения ответа из Скопинской межрайонной прокуратуры. Установленный законом трехмесячный срок обращения в суд по отмене оспариваемого постановления ею не нарушен.

Представители административного ответчика – администрации МО городской округ город Скопин Рязанской области Миронова А.С., Корнева Н.А. административные исковые требования не признали. При этом пояснили, что постановлением администрации МО городской округ г.Скопин Рязанской области от 14.03.2019 утверждена муниципальная программа МО городской округ г.Скопин Рязанской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда за 2019-2025 годы». 18.06.2014 межведомственной комиссией МО городской округ г.Скопин Рязанской области проведено обследование многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, по результатам которого составлен акт обследования помещения и дано заключение о признании указанного выше дома аварийным и подлежащим сносу. На основании заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания от 18.06.2014 администрацией МО городской округ г.Скопин принято постановление от 20.06.2014 «О признании многоквартирного дома по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу». При этом указанное выше решение было принято в 2014 году администрацией в нарушение требований п.п. «г» п.45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47, а также п.2.6.1., п.3.1 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание (непризнание) помещения жилым помещением, жилого помещения, непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утв. Постановлением администрации МО городской округ г.Скопин Рязанской области от 14.06.2013, поскольку Зубрилиной Г.П. не было представлено заключение специализированной организации. В этой связи спорный многоквартирный дом не был включен в перечень муниципальной программы МО городской округ г.Скопин Рязанской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда за 2019-2025 годы». 19.02.2020 по устному заявлению Зубрилиной Г.П. межведомственной комиссией МО городской округ г.Скоппин Рязанской области повторно проведено обследование многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, по результатам которого составлен акт обследования помещения, а также на основании заключения специалиста ООО «Точный результат» межведомственной комиссией дано заключение о признании дома аварийным и подлежащим сносу. Постановлением главы администрации МО городской округ г.Скопин Рязанской области от 30.12.2020 вышеуказанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации МО городской округ г.Скопин Рязанской области от 26.07.2021 по представлению Скопинского межрайонного прокурора постановление от 20.06.2014 отменено. В дальнейшем при наличии механизма расселения многоквартирных домов, признанных в установленном порядке после 01.01.2017 аварийными и подлежащими сносу, спорный многоквартирный дом будет включен в муниципальную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Также считают, что спорный жилой дом фактически относится не к многоквартирному дому, а к домам блокированной застройки, ввиду чего требования ст.16 Федерального закона о включении многоквартирных домов в региональные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на него дом не распространяются. При изложенных обстоятельствах в удовлетворении административного иска Зубрилиной Г.П. просят отказать.

Выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии с пунктами 3,6 части 1, части 3 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно пунктам 6 и 8 ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.

К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений в силу пунктов 8 и 9 ст.14 Жилищного кодекса Российской Федерации относится, в частности, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.

Согласно ч.3 ст.15 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года № 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу", действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п.2 Положения).

В соответствии с п.7 Положения от 28 января 2006 года №47 оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Согласно абзацу 4 указанного пункта орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

Согласно п.42 Положения от 28 января 2006 года №47 комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положения требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Как видно из подпункта «г» п.45 Положения от 28 января 2006 года №47 в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции заявитель представляет в комиссию заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома.

Согласно п.46 Положения от 28 января 2006 года №7, комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в п.47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения (в редакции 08.04.2013).

Согласно п.47 Положения от 28 января 2006 года №47 9 (в редакции 08.04.2013) по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (п.49 Положения в редакции 08.04.2013).

Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован ст.ст.86-89 ЖК РФ.

В силу ст.86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

По смыслу вышеизложенных норм материального права вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания отнесены к мсключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой органом местного самоуправления, и органа исполнительной власти. Принятие решения о признании дома аварийным имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (ст.ст.85,86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище,

В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан Федеральный закон №185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон №185-ФЗ) устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

Наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда является одним из условий участия субъекта в реализации указанного федерального закона и получения финансовой поддержки на ее реализацию за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (п.11 ч.1 ст.14, ст.16 Федерального закона № 185-ФЗ).

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года №185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" главой администрации МО городской округ г.Скопин Рязанской области утверждена муниципальная программа МО городской округ г.Скопин Рязанской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годах".

В судебном заседании установлено, что 24.08.2009 между МУ ЖКХ «Дирекция единого заказчика» МО городской округ г.Скопин Рязанской области (наймодатель) и ФИО5 (наниматель) был заключен договор социального найма жилого помещения.

Как следует из п.п.1,3 договора, наймодатель передает нанимателю и членам его семьи – супруге ФИО1 в бессрочное владение и пользование жилое помещение, состоящее из 1 квартиры, площадью 33,0 кв.м., жилой 24,1 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. Данные факты подтверждаются договором социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ и не оспариваются сторонами.

ДД.ММ.ГГГГФИО5 умер. ДД.ММ.ГГГГФИО1 в связи с вступлением в брак присвоена фамилия Зубрилина. С момента заключения договора социального найма жилого помещения до настоящего времени Зубрилина Г.П. зарегистрирована в указанном выше многоквартирном жилом доме. Данные факты подтверждаются справкой о смерти от ДД.ММ.ГГГГ, копией паспорта Зубрилиной Г.П., копией свидетельства о заключении брака и не оспариваются сторонами.

Судом установлено, что в 2014 году Зубрилина Г.П. (ранее ФИО9) обратилась в администрацию МО городской округ г.Скопин Рязанской области с письменным заявлением о признании многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, многоквартирным.

18.06.2014 межведомственной комиссией, назначенной главой администрации МО городской округ г.Скопин от 09.06.2014 , произведено обследование многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в ходе которого установлено: обрушение крыши шиферной на тесовой обрешетке, значительная просадка и гниль деревянных лаг-перекрытий; деформация и гниль в древесине сборно-щитовых стен, перекосы фундамента деревянного столбчатого, разрушение печного отопления, разрушение полов и т.д.

Заключением межведомственной комиссией МО городской округ г.Скопин от 18.06.2014 многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением главы администрации муниципального образования - городской округ город Скопин от 20.06.2014 на основании акта обследования помещения от 18.06.2014 и заключения межведомственной комиссии МО городской округ г.Скопин Рязанской области от 18.06.2014 вышеуказанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу.

Как видно из представленных материалов, указанное выше постановление вынесено без заключения специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома (п.п.«г» п.45 Положения от 28 января 2006 года №47).

Данные факты подтверждаются объяснениями административного истца, актом обследования помещения от 18.06.2014, заключением межведомственной комиссией МО городской округ г.Скопин от 18.06.2014, постановлением администрации муниципального образования - городской округ город Скопин от 20.06.2014 и не оспорены административными ответчиками.

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года №185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" постановлением главы администрации МО городской округ г.Скопин Рязанской области от 14.03.2019 утверждена муниципальная программа МО городской округ г.Скопин Рязанской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годах".

Как следует из п.3 Программы, основной ее целью является ликвидация аварийного жилья, признанного таковым до 1 января 2017 года. Для достижения поставленной цели необходимо решить задачу переселения граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных аварийными до 2017 года, в благоустроенные жилые помещения в соответствии с требованиями ЖК РФ.

Судом установлено, что 19.02.2020 г. межведомственной комиссией, назначенной главой администрации МО - городской округ город Скопин Рязанской области, проведено повторное обследование многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, по результатам которого составлен акт обследования помещения, а также дано заключение о признании дома аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением администрации муниципального образования - городской округ город Скопин от 30.12.2020 на основании акта обследования помещения от 19.02.2020 и заключения межведомственной комиссии МО городской округ г.Скопин Рязанской области от 19.02.2020 вышеуказанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением администрации муниципального образования - городской округ город Скопин от 26.07.2021 внесены изменения в постановление администрации муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области от 30.12.2020 путем дополнения п.2 которым постановление главы администрации муниципального образования - городской округ город Скопин от 20.06.2014 "О признании жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу" отменено.

Оспаривая указанное выше постановление от 26.07.2021 , Зубрилина Г.П. заявила о защите нарушенных жилищных прав.

В соответствии с п.1 ст.10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

По общему правилу п.5 ст.10 ГК РФ, добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. В этом случае суд при рассмотрении дела выносит на обсуждение обстоятельства, явно свидетельствующие о таком недобросовестном поведении, даже если стороны на них не ссылались.

Если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны п.2 ст.10 ГК РФ).

В силу части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).

Между тем, бесспорных доказательств законности и обоснованности оспариваемого постановления административным ответчиком суду не представлено.

Факт аварийности спорного жилого дома административным ответчиком по сути не оспаривается и подтверждается: актом обследования помещения от 18.06.2014, заключением межведомственной комиссии МО городской округ г.Скопин Рязанской области от 18.06.2014, техническим заключением ООО «Точный результат» от 20.01.2020, актом обследования помещения от 19.02.2020, заключением межведомственной комиссии МО городской округ г.Скопин Рязанской области от 19.02.2020.

Сами по себе доводы административного ответчика на несоблюдение процедуры принятия постановления от 20.06.2014 ввиду не предоставления заявителем заключения специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, по мнению суда, не являются основанием для отмены оспариваемого постановления.

Согласно п.44 Положения от 28 января 2006 года №47 (в редакции от 08.04.2013) процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее - заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).

Между тем, административный орган, приняв к рассмотрению в 2014 году заявление Зубрилиной Г.П. (ранее ФИО9), вопреки требованиям указанного выше Положения не определил перечень дополнительных документов, необходимых для признания многоквартирного жилого помещения аварийным, не предложил представить заявителю заключение специализированной организации (п.44), не принял решение о проведении дополнительного обследования (п.46) оцениваемого помещения и постановлением администрации МО - городской округ город Скопин от 20.06.2014 признал спорный жилой дом аварийным.

Суд также отмечает, что акт обследования от 18.06.2014 и заключение межведомственной комиссии МО городской округ г.Скопин Рязанской области от 18.06.2014, положенные в основу указанного выше постановления, до настоящего времени в установленном порядке не оспорены и не отменены.

При таких обстоятельствах, формальная отмена административным органом спустя семь лет Постановления администрации МО - городской округ город Скопин от 20.06.2014 без установления обстоятельств обоснованности принятия такого решения, а именно, установления факта аварийности помещения, в котором проживает гражданин, опасности данного помещения для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, соответствия этого помещения санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть признана правильной, поскольку влечет нарушение конституционных прав ответчиков на жилище.

Это не соответствует ни балансу частных и публичных интересов, ни стабильности публичных правоотношений, ни принципам недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения, а также принципу недопустимости злоупотребления правом, поскольку полностью нивелирует цели и задачи жилищного законодательства, заключающегося в необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности (п.1 ст.1 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Не могут быть признаны состоятельными и голословные доводы представителей административного ответчика о том, что спорный жилой дом является домом блокированной застройки.

Законодательство Российской Федерации о градостроительной деятельности предусматривает особенности проектирования и строительства объектов блокированной застройки, в том в части архитектурно-конструктивной и инженерной автономности входящих в состав дома блокированной застройки блоков.

В этой связи, здание можно отнести к дому блокированной застройки, если каждый блок такового соответствует признакам индивидуального жилого дома (в том числе в силу п.2 ч.2 ст.49 Градостроительного кодекса Российской Федерации и расположен на отдельном земельном участке).

Таковых доказательств административным ответчиком суду не представлено.

Напротив, как следует из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, является многоквартирным.

При изложенных обстоятельствах суд полагает, что постановление администрации муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области от 26.07.2021 "О внесении изменения в постановление администрации муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области от 30.12.2020 "О признании жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу» нельзя признать законным и обоснованным.

Установленный законом трехмесячный срок для оспаривания постановления от 26.07.2021 административным истцом не пропущен, поскольку с настоящим административным иском Зубрилина Г.П. обратилась в суд 26.10.2021.

Согласно п. 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, оценивая собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что доводы административного истца Зубрилиной Г.П. о незаконности администрации муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области от 26.07.2021 "О внесении изменения в постановление администрации муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области от 30.12.2020 "О признании жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу" и нарушении ее жилищных прав нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.

В этой связи, заявленные административные исковые требования Зубрилиной Г.П. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В качестве способа восстановления нарушенного права административного истца (п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ) суд считает необходимым обязать администрацию МО городской округ город Скопин Рязанской в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть вопрос о включении многоквартирного дома по адресу: <адрес> муниципальную программу муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы".

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Зубрилиной Г.П. к администрации муниципального образования городской округ город Скопин Рязанской области о признании незаконным постановления и бездействия органа местного самоуправления удовлетворить.

Признать незаконным постановление администрации муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области от 26.07.2021 "О внесении изменения в постановление администрации муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области от 30.12.2020 "О признании жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу";

Обязать администрацию муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть вопрос о включении многоквартирного дома по адресу: <адрес> муниципальную программу муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы".

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Скопинский районный суд Рязанской области в течение месяца со дня принятия судом решения.

Мотивированное решение изготовлено 26.11.2021.

Судья-