ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-9592/2023 от 11.12.2023 Одинцовского городского суда (Московская область)

№ 2а-9592/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Звенигород 11 декабря 2023 года

Одинцовский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Андреечкиной М.А.,

при секретаре Дьяковой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административным искам Одинцовского городского прокурора в интересах многодетных семей ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 и ФИО6, ФИО7, ФИО8 и ФИО9, ФИО10, ФИО11 и ФИО12, ФИО13 и ФИО14 к Администрации Одинцовского городского округа Московской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по обеспечению объектами инженерной инфраструктуры, возложении обязанности по строительству дороги местного значения,

УСТАНОВИЛ:

Одинцовский городской прокурор обратился в суд с вышеназванными административными исками. В обоснование своих требований административный истец указал следущее. Городской прокуратурой проведена проверка по коллективному обращению о нарушении прав многодетных семей при предоставлении земельных участков. Проведенной проверкой установлено, что постановлениями Администрации Одинцовского г.о. многодетным семьям ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО15, ФИО7, ФИО16, ФИО10, ФИО17, ФИО18 предоставлены земельные участки в АДРЕС, а именно: многодетной семье ФИО1 участок № 62 площадью 1000 +- 11 кв.м с к№ Постановлением Администрации от 17.02.2016 г. № 872; многодетной семье ФИО2 участок № 15 площадью 1000 +- 11 кв.м с к№ Постановлением Администрации от 17.02.2016 г. № 859; многодетной семье ФИО7 участок № 32 площадью 1000 +- 11 кв.м с к№ Постановлением Администрации от 29.02.2016 г. № 1037; многодетной семье ФИО16 участок № 11 площадью 1000 +- 11 кв.м с к№ Постановлением Администрации от 19.03.2019 г. № 1312; многодетной семье ФИО17 участок № 40 площадью 1000 +- 11 кв.м с к№ Постановлением Администрации от 28.09.2015 г. № 3403; многодетной семье ФИО10 участок № 45 площадью 1000 +- 11 кв.м с к№ Постановлением Администрации от 18.12.2015 г. № 5046; многодетной семье ФИО18 участок № 21 площадью 1000 +- 11 кв.м с к№ Постановлением Администрации от 17.02.2016 г. № 853; многодетной семье ФИО15 участок № 39 площадью 1000 +- 11 кв.м с к№ Постановлением Администрации от 28.09.2015 г. № 3405; многодетной семье ФИО4 участок № 25 площадью 1000 +- 11 кв.м с к№ Постановлением Администрации от 17.02.2016 г. № 867; многодетной семье ФИО3 участок № 8 площадью 1000 +- 11 кв.м с к№ Постановлением Администрации от 05.07.2016 г. № 3987. Установлено, что на протяжении длительного времени достаточных мер, направленных на обеспечение вышеназванных земельных участков инфраструктурой, не принимается. Административный истец просит признать незаконным бездействие Администрации по необеспечению земельных участков, предоставленных многодетным семьям, объектами инженерной инфраструктуры: водоснабжением, газоснабжением и водоотведением, возложить обязанность по обеспечению вышеназванными объектами инженерной инфраструктуры, обязать построить дорогу местного значения с твердым покрытием в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, действующими строительными нормами и правилами, обеспечивающую подъезд к земельным участкам.

Определением от 16.11.2023 г. дела по указанным административным искам объединены в одно производство.

В судебном заседании административный истец – помощник Одинцовского городского прокурора Московской области – заявленные требования поддержал.

Административные истцы ФИО1, ФИО13 требования прокурора поддержали.

Административный ответчик – представитель Администрации Одинцовского городского округа против удовлетворения требований возражал.

Заинтересованное лицо: представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области – в судебном заседании против удовлетворения требований возражала по доводам, изложенным в письменных возражениях, указав, что предоставление услуг по водоснабжению носит заявительный характер; обеспечение инфраструктурой возможно в пределах средств, предусмотренных программой комплексного развития и в иные сроки.

Заинтересованное лицо: представитель Министерства экономики и финансов Московской области поддержал указанные выше доводы, в иске просил отказать.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. От представителя заинтересованного лица - Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области поступили возражения по иску. Указывает, что исполнение органом местного самоуправления обязанности по обеспечению земельных участков истцов объектами инфраструктуры возможно только путем софинансирования строительства объектов.

Руководствуясь ст.150 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке лиц.

Выслушав доводы участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что постановлениями Администрации Одинцовского г.о. многодетным семьям ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО15, ФИО7, ФИО16, ФИО10, ФИО17, ФИО18 предоставлены земельные участки в АДРЕС, а именно: многодетной семье ФИО1 участок № 62 площадью 1000 +- 11 кв.м с к№ Постановлением Администрации от 17.02.2016 г. № 872; многодетной семье ФИО2 участок № 15 площадью 1000 +- 11 кв.м с к№ Постановлением Администрации от 17.02.2016 г. № 859; многодетной семье ФИО7 участок № 32 площадью 1000 +- 11 кв.м с к№ Постановлением Администрации от 29.02.2016 г. № 1037; многодетной семье ФИО16 участок № 11 площадью 1000 +- 11 кв.м с к№ Постановлением Администрации от 19.03.2019 г. № 1312; многодетной семье ФИО17 участок № 40 площадью 1000 +- 11 кв.м с к№ Постановлением Администрации от 28.09.2015 г. № 3403; многодетной семье ФИО10 участок № 45 площадью 1000 +- 11 кв.м с к№ Постановлением Администрации от 18.12.2015 г. № 5046; многодетной семье ФИО18 участок № 21 площадью 1000 +- 11 кв.м с к№ Постановлением Администрации от 17.02.2016 г. № 853; многодетной семье ФИО15 участок № 39 площадью 1000 +- 11 кв.м с к№ Постановлением Администрации от 28.09.2015 г. № 3405; многодетной семье ФИО4 участок № 25 площадью 1000 +- 11 кв.м с к№ Постановлением Администрации от 17.02.2016 г. № 867; многодетной семье ФИО3 участок № 8 площадью 1000 +- 11 кв.м с к№ Постановлением Администрации от 05.07.2016 г. № 3987.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 8 и 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. ч. 9 и 10 ст. 226 КАС РФ, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Из системного анализа пункта 4 части 1 статьи 14, пункта 4 части 1 статьи 15, пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения соответствующих муниципальных образований относятся вопросы организации в границах муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, а также водоотведения. Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа - документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, которые предусмотрены соответственно схемами и программами развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, территориальными схемами в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

В силу пункта 23 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ указанные выше программы разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, городского округа на основании утвержденных в порядке, установленном настоящим Кодексом, генеральных планов таких поселения, городского округа и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с потребностями в строительстве объектов капитального строительства и соответствующие установленным требованиям надежность, энергетическую эффективность указанных систем, снижение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека и повышение качества поставляемых для потребителей товаров, оказываемых услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также услуг по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем была обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг". Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

Согласно подпункту 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

В силу предписаний подпункта 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 6.2 Закона Московской области от 1 июня 2011 года № 73/201-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области" предоставление земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, осуществляется при условии их обеспечения инженерной инфраструктурой применительно к условиям соответствующего населенного пункта Московской области либо при условии, что на обеспечение инженерной инфраструктурой этих земельных участков предусмотрено финансирование на текущий финансовый год.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 9 ноября 2017 года N 2516-О "По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

Таким образом, земельные участки уже должны предоставляться многодетным семьям с транспортной инфраструктурой, обеспечивающей доступ к ним, обеспеченные объектами инфраструктуры, с техническими условиями подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, а получение этих технических условий, организация транспортной доступности участков, является обязанностью того органа местного самоуправление, который такой участок предоставил, поскольку возможность для граждан по подключению своих домов к сетям инженерно-технического обеспечения зависит от наличия таких сетей и точек подключения (технологического присоединения) к ним.

Согласно информации Администрации Одинцовского городского округа Московской области от 15.03.2023 г. № 136-01исх-4763Т, мероприятия по обеспечению инфраструктурой земельных участков, предоставленных многодетным семьям, включены в муниципальную программу Одинцовского городского округа Московской области «Развитие инженерной инфраструктуры, энергоэффективности и отрасли обращения с отходами на 2023-2027 годы», утвержденную Постановлением Администрации от 18.11.2022 г. № 6833.

Вместе с тем, в рассматриваемом деле установлено, что обязанность публичного органа по обеспечению земельного участка необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой зависит реальная возможность пользования вновь возведенным жилым объектом, не выполнена. Доказательств иного административным ответчиком не представлено.

Оценивая собранные доказательства в их совокупности, суд считает административные исковые требования основанными на законе и подлежащими удовлетворению, предоставляя Администрации разумный срок для реализации вышеназванных требований закона.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Одинцовского городского прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Одинцовского городского округа Московской области по необеспечению объектами инженерной инфраструктуры: водоснабжением, газоснабжением и водоотведением земельных участков: с кадастровым номером № , предоставленного многодетной семье ФИО13 и ФИО14, с кадастровым номером № , предоставленного многодетной семье ФИО11 и ФИО12, с кадастровым номером № , предоставленного многодетной семье ФИО10, с кадастровым номером № , предоставленного многодетной семье ФИО8 и ФИО9, с кадастровым номером № , предоставленного многодетной семье ФИО7, с кадастровым номером № , предоставленного многодетной семье ФИО5 и ФИО6, с кадастровым номером № , предоставленного многодетной семье ФИО4, с кадастровым номером № , предоставленного многодетной семье ФИО3, с кадастровым номером № , предоставленного многодетной семье ФИО1, с кадастровым номером № , предоставленного многодетной семье ФИО2.

Обязать Администрацию Одинцовского городского округа Московской области в течение двух лет со дня вступления настоящего решения в законную силу обеспечить объектами инженерной инфраструктуры (водоснабжением, газоснабжением и водоотведением) земельные участки: с кадастровым номером № по адресу: АДРЕС, с кадастровым номером № по адресу: АДРЕС, с кадастровым номером № по адресу: АДРЕС с кадастровым номером № по адресу: АДРЕС, с кадастровым номером № по адресу: АДРЕС, с кадастровым номером № по адресу: АДРЕС, с кадастровым номером № по адресу: АДРЕС, с кадастровым номером № АДРЕС с кадастровым номером № по адресу: АДРЕС, с кадастровым номером № по адресу: АДРЕС

Обязать Администрацию Одинцовского городского округа Московской области в течение двух лет со дня вступления настоящего решения в законную силу построить дорогу местного значения с твердым покрытием в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, действующими строительными нормами и правилами, обеспечивающую подъезд к земельным участкам: с кадастровым номером № по адресу: АДРЕС, с кадастровым номером № по адресу: АДРЕС, с кадастровым номером № по адресу: АДРЕС, с кадастровым номером № по адресу: АДРЕС, с кадастровым номером № по адресу: АДРЕС, с кадастровым номером № по адресу: АДРЕС, с кадастровым номером № по адресу: АДРЕС, с кадастровым номером № АДРЕС с кадастровым номером № по адресу: АДРЕС, с кадастровым номером № по адресу: АДРЕС

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Одинцовский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 31 января 2024 года

Судья М.А. Андреечкина