ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-959/18 от 05.06.2018 Динского районного суда (Краснодарский край)

К делу №2а-959/18

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 июня 2018 года Динской районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующей Неженской Е.С.,

при секретаре Петровой О.А.,

с участием административного истца Майстровского Р.А.,

представителя административного ответчика Лямкиной А.В.,

представителя третьего лица Заболотней Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Мамонова А. В. к Администрации МО Динской район об обжаловании органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Мамонов А.В. обратился в суд с административным иском к Администрации МО Динской район об обжаловании органа местного самоуправления, указав, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 65566 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГг. он обратился в Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Динской район с заявлением о внесении изменений в Генеральный план Южно- Кубанского сельского поселения <адрес> в части изменения зоны расположения земельного участка с кадастровым номером площадью 65566 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования-для сельскохозяйственного использования, расположенною по адресу: <адрес> с зоны сельскохозяйственного использования на зону средне этажными жилыми домами и зону застройки индивидуальными жилыми домами. Заявление мотивировано тем, что вблизи его участка на основании заключенного муниципального контракта началось строительство школы на 1100 мест, которое окончится согласно условий муниципального контракта по истечению 20 месяцев, также планируется в соответствии с утвержденным генеральным планом Южно-Кубанского сельского поселения строительство дошкольных образовательных учреждений, в связи с чем, он не сможет использовать принадлежащий ему земельный участок по его прямому назначению ввиду того что в своей деятельности по выращиванию саженцев и других сельскохозяйственных культур необходимо использование различных химикатов для обработки саженцев, а также применение сельскохозяйственной техники с высоким уровнем шума, что будет мешать учебному процессу и повлечет за собой многочисленные жалобы населения и руководства будущей школы и многочисленные проверки органов муниципального земельного контроля, Роспотребнадзора и т.д., что в свою очередь будет препятствовать осуществлению им хозяйственной деятельности на принадлежащем ему земельном участке по его прямому предназначению. Письмом от ДД.ММ.ГГГГг. администрация муниципального образования <адрес> посчитала нецелесообразным внесение изменений в Генеральный план Южно- Кубанского сельского поселения, в части изменения зоны расположения земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> с зоны сельскохозяйственного использования на зону малоэтажной и средне этажной жилой застройки. Также администрацией МО <адрес> данный отказ мотивируется тем что собственник не в праве самостоятельно устанавливать разрешенное использование земельных участков. Считает, что действия администрации муниципального образования <адрес> нарушают его права и законные интересы, а также являются незаконными. Лицом, уполномоченным действующим законодательством на разработку проекта планировки территории является орган местного самоуправления, утверждение и реализация новых проектов планировки территории не должна нарушать законные права и интересы действующих правообладателей. Земельный участок с кадастровым номером с кадастровым номером относится к категории земель: земли населенных пунктов. Соседние земельные участки не предназначены для сельскохозяйственного использования. Земельный участок вошел в черту населенного пункта. Земельный участок входит в зону перспективной застройки, которая предназначена для развития жилой застройки, и не предназначена для сельскохозяйственного производства. На момент установления функциональных и территориальных зон (разработка Генерального плана и ПЗЗ) земельный участок с кадастровым номером , площадью 65566 кв.м, был предназначен и использовался собственником для выращивания сельскохозяйственных культур. Это было так же обусловлено и расположением земельного участка: вокруг были земли сельскохозяйственного назначения. На сегодняшний день в связи с большим приростом населения поселка и стремительным развитием его территорий, земельный участок с кадастровым номером , оказался в кольце застройки, что не может не сказаться на сельскохозяйственном производстве. В свою очередь близость сельскохозяйственного производства может негативно отразиться на близлежащей территории, а также здоровье граждан. В связи с вышеизложенным истец был вынужден обратиться в суд с настоящим административным иском.

В ходе судебного разбирательства представителем истца были уточнены требования, согласно которым просит суд признать незаконным отказ администрации МО Динской район от ДД.ММ.ГГГГ; обязать администрацию МО Динской район в течение одного месяца принять постановление о даче согласия на разработку проекта внесения изменений в Генеральный план Южно-Кубанского сельского поселения; утвердить Генеральный план с учетом проекта внесения изменений в части изменения зоны расположения земельного участка с кадастровым номером с зоны сельскохозяйственного использования на зону застройки средне этажными жилыми домами и зону застройки индивидуальными жилыми домами с учетом результата рассмотрения проекта внесения изменений в Генеральный план Южно-Кубанского сельского поселения на публичных слушаниях.

Представитель административного истца Мамонова А.В. - Майстровский Р.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал уточненные требования и просил суд их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Администрации МО Динской район Лямкина А.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Представитель третьего лица Администрации Южно-Кубанского сельского поселения Заболотняя Н.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований Мамонова А.В. по доводам изложенным в отзыве, пояснив, что правила землепользования и застройки разрабатываются для того, чтобы создать условия устойчивого развития территорий населенных пунктов, вместе с тем также призваны обеспечивать права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки (пункт 1 части 1 статьи 30 ГрК РФ). Земельный участок с кадастровым номером с кадастровым номером относится к категории земель: земли населенных пунктов. Соседние земельные участки не предназначены для сельскохозяйственного использования. Земельный участок вошел в черту населенного пункта и входит в зону перспективной застройки, которая предназначена для развития жилой застройки, и не предназначена для сельскохозяйственного производства. Также администрация Южно-Кубанского сельского поселения согласна с доводами истца в отношении того, что на момент установления функциональных и территориальных зон (разработка Генерального плана и ПЗЗ) земельный участок с кадастровым номером , площадью 65566 кв.м. был предназначен и использовался собственником для выращивания сельско-хозяйственных культур. Это было так же обусловлено и расположением земельного участка: вокруг были земли сельско-хозяйственного назначения, в связи с большим приростом населения поселка и стремительным развитием его территорий, земельный участок с кадастровым номером , оказался в кольце застройки, что не может не сказаться на сельско-хозяйственном производстве. В свою очередь близость сельско-хозяйственного производства может негативно отразиться на близлежащей территории, а также здоровье граждан. На этот фактор дополнительно накладывается существующие 2-й и 3-й пояса зоны санитарной охраны водозабора. В которых в соответствии с Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводовпитьевого назначения» запрещено размещение полей ассенизации, полей фильтрации, навозохранилищ, силосных траншей, животноводческих и птицеводческих предприятий и других объектов, обусловливающих опасность микробного загрязнения подземных вод. <адрес>не ограничивает применение удобрений и ядохимикатов. Так же следует учесть фактическое «соседство» земельного участка с кадастровым номером и земельного участка, на котором ведется строительство школы. В соответствии с СП Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89* (с Поправкой) территории объектов здравоохранения, детских дошкольных учреждений, школ, объектов рекреации относятся к зонам с особыми требованиями к качеству атмосферного воздуха и не допускается превышение установленных санитарными нормами предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязнений – 0,8 ПДК. Что делает невозможным применение органических удобрений, ядохимикатов, а так же хранение вышеперечисленных веществ на данном земельном участке. При планировке и застройке городов и других поселений необходимо зонировать их территорию с установлением видов преимущественного функционального использования, а также других ограничений на использование территории для осуществления градостроительной деятельности. Границы территориальных зон устанавливаются при подготовке правил землепользования и застройки с учетом: возможности сочетания в пределах одной зоны различных видов существующего и планируемого использования территории; функциональных зон и параметров их планировочного развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; сложившейся планировки территории и существующего землепользования; планируемых изменений границ земель различных категорий в соответствии с документами территориального планирования и документацией по планировке территории; предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства. Границы территориальных зон должны устанавливаться по линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений; красным линиям; границам земельных участков. В связи с тем, что близлежащая территория относится к территориальной зоне малоэтажной и среднеэтажной застройки и зоне индивидуальными жилыми домами, то целесообразно земельный участок с кадастровым номером включить в состав указанных зон.В связи с тем, что дальнейшее сельскохозяйственное использование земельного участка с кадастровым номером не просто затруднено, а чрезвычайно опасно и влечет за собой возможные экологические проблемы, администрация Южно-Кубанского сельского поселения <адрес> считает целесообразным и необходимым внести изменения в Генеральный план Южно-Кубанского сельского поселения <адрес>, а так же Правила землепользования и застройки Южно-Кубанского сельского поселения <адрес> в части изменения функциональной и территориальной зон земельного участка с кадастровым номером площадью 65566 кв.м.

Выслушав пояснения лиц, участвовавших в судебном заседании, исследовав представленные доказательства с учётом их относимости и допустимости, возражения, суд приходит к следующему.

В соответствие с п. 2 ст. 259 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Согласно ст. 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со ст. 304 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Как установлено в судебном заседании истец является собственником земельного участка с кадастровым номером категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования-для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГг. истец обратился в Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования <адрес> с заявлением о внесении изменений в Генеральный план Южно-Кубанского сельского поселения <адрес> в части изменения зоны расположения земельного участка с кадастровым номером площадью 65566 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования-для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу: <адрес> с зоны сельскохозяйственного использования на зону средне этажными жилыми домами и зону застройки индивидуальными жилыми домами. Заявление мотивировано тем, что вблизи принадлежащего истцу земельного участка на основании заключенного муниципального контракта началось строительство школы на 1100 мест, которое окончится согласно условий муниципального контракта по истечению 20 месяцев, также планируется в соответствии с утвержденным генеральным планом Южно-Кубанского сельского поселения строительство дошкольных образовательных учреждений, в связи с чем, истец не сможет использовать принадлежащий ему земельный участок по его прямому назначению ввиду того что в своей деятельности по выращиванию саженцев и других сельскохозяйственных культур необходимо использование различных химикатов для обработки саженцев, а также применение сельскохозяйственной техники с высоким уровнем шума, что будет мешать учебному процессу и повлечет за собой многочисленные жалобы населения и руководства будущей школы и многочисленные проверки органов муниципального земельного контроля, Роспотребнадзора, что в свою очередь будет препятствовать осуществлению им хозяйственной деятельности на принадлежащем ему земельном участке по его прямому предназначению.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГг. администрация муниципального образования <адрес> посчитала нецелесообразным внесение изменений в Генеральный план Южно-Кубанского сельского поселения, в части изменения зоны расположения земельного участка с кадастровым номером площадью 65566 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования-для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу: <адрес> с зоны сельскохозяйственного использования на зону малоэтажной и среднеэтажной жилой застройки. Также администрацией МО Динской район данный отказ мотивируется тем, что собственник не в праве самостоятельно устанавливать разрешенное использование земельных участков.

В соответствии с градостроительным законодательством РФ при разработке генеральных планов городов и сельских населенных пунктов необходимо исходить из оценки их экономико-географического, социального, производственного, историко-архитектурного и природного потенциала. При этом следует учитывать административный статус городов и сельских поселений, прогнозируемую численность населения, экономическую базу, местоположение и роль в системе расселения (агломерации), а также природно-климатические, социально-демографические, национально-бытовые и другие местные особенности; исходить из комплексной оценки и зонирования территории населенного пункта и прилегающих зон, их рационального использования, имеющихся ресурсов (природных, водных, энергетических, трудовых, рекреационных), прогнозов изменения экономической базы, состояния окружающей среды и ее влияния на условия жизни и здоровья населения, социально-демографической ситуации, включая межгосударственную и межрегиональную миграцию населения предусматривать улучшение экологического и санитарно-гигиенического состояния окружающей среды поселений и прилегающих к ним территорий, сохранение историко-культурного наследия, определять рациональные пути развития поселений с выделением первоочередных (приоритетных) и перспективных социальных, экономических и экологических проблем.

Согласно п.3 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 ГрК РФ и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц. Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план.

Согласно п.1 ст. 1 Земельного Кодекса РФ земельное законодательство основывается на следующих принципах: приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде; приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат; участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством.

Как установлено судом на момент установления функциональных и территориальных зон (разработка Генерального плана и ПЗЗ) земельный участок с кадастровым номером , площадью 65566 кв.м. был предназначен и использовался собственником для выращивания сельско-хозяйственных культур. Это было так же обусловлено и расположением земельного участка: вокруг были земли сельско-хозяйственного назначения, Генеральный план Южно-Кубанского сельского поселения утвержден решением Совета Южно-Кубанского сельского поселения от 05.10.2012 г.№ 48, согласно утвержденного Генерального плана Южно-Кубанского сельского поселения земельный участок вошел в черту населенного пункта и входит в зону перспективной застройки, которая предназначена для развития жилой застройки, и не предназначена для сельскохозяйственного производства, в связи с большим приростом населения поселка и стремительным развитием его территорий, земельный участок с кадастровым номером 23:07:0301029:41, оказался в кольце застройки, что подтверждается фотоматериалами в материалах дела.

Согласно пункту 13 статьи 24 ГрК РФ представительный орган местного самоуправления с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением.

В соответствии с пунктом 15 статьи 24 ГрК РФ правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.

В силу части 16 статьи 24 ГрК РФ органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план.

В соответствии с подпунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний.

Согласно п.8 ст. 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации «Особенности организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов». Срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.

Не оспорено и подтверждено пояснениями сторон, что подготовка проекта внесения изменений в Генеральный план, обсуждение его на публичных слушаниях, а также проведение публичных слушаний по вопросу внесения изменений в генеральный план отнесено к компетенции ответчика по делу.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 175 -180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Мамонова А. В. к Администрации МО Динской район об обжаловании органа местного самоуправления удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ администрации МО Динской район от 29.11.2017 г. № 06-06/4934.

Обязать администрацию МО Динской район в течение одного месяца принять постановление о даче согласия на разработку проекта внесения изменений в Генеральный план Южно-Кубанского сельского поселения.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Динской районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Динского районного суда

Краснодарского края Е.С. Неженская