ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-959/2022 от 18.05.2022 Балаклавского районного суда (город Севастополь)

Дело №2а-959/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 мая 2022 года г. Севастополь

Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи: Казацкого В.В.

при секретаре: Окуневой В.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Севастополе административное дело по административному иску АДМ.ИСТЕЦ к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, заинтересованное лицо: Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя о признании отказа незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия, -

установил:

Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику, заинтересованное лицо: Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя о признании отказа незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия. Свои требования мотивируют тем, что ДД.ММ.ГГГГ через МФЦ он обратился к административному ответчику с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности Севастополя, и земельного участка, находящегося в частной собственности, однако решением административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ №ГУ-исх- в удовлетворении заявления ему было отказано по причине несоответствия схемы расположения земельного участка градостроительной документации. Истец полагает, что представленные им документы соответствуют требованиям земельного законодательства, в связи с чем у ответчика отсутствовали основания для отказа в предоставлении государственной услуги, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Административный истец в судебное заседание не явился, был уведомлен, направил своего представителя.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, был уведомлен, направил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, на удовлетворении иска настаивает по изложенным в нем основаниям.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, был уведомлен надлежащим образом, направил письменные возражения, согласно которым просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Иные участники процесса в судебное заседание не явились, были уведомлены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили.

Исследовав материалы дела и дав оценку доказательствам по делу в их совокупности, суд приходит к убеждению о наличии оснований для удовлетворения требований административного иска исходя из следующего.

Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ. В соответствии со ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств: - нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; - соблюдены ли сроки обращения в суд, - возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств: - соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; - соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Суд удовлетворяет административное исковое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.

Как установлено судом, административный истец является собственником земельного участка площадью 638+/-9 кв. м., предназначенного для ведения садоводства, расположенного по адресу: г. Севастополь, , .

ДД.ММ.ГГГГ административный истец через МФЦ, , обратился к административному ответчику с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящегося в государственной собственности, и земельного участка, находящегося в его собственности, в отношении земельного участка площадью 638+/-9 кв. м., расположенного по адресу: г. Севастополь, , в .

При этом административным истцом к своему заявлению была приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с указанием границ и площади образуемого земельного участка.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ №ГУ-исх- административный ответчик отказал в предоставлении государственной услуги по причине несоответствия испрашиваемого вида разрешенного использования земельного участка действующей градостроительной документации. Согласно Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением Сессии Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ, испрашиваемый земельный участок находится в зоне малоэтажной жилой застройки; в том числе усадебной; частично в зоне неопределенного функционального назначения. В соответствии с приказом Минкультуры от ДД.ММ.ГГГГ с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ испрашиваемый участок относится к зоне Р-4-4 уч.С-13.

Кроме того, в оспариваемом отказе указано, что на перераспределяемой части земельного участка возможно формирование самостоятельного земельного участка.

Также представленная на утверждение схема расположения земельного участка была составлена с нарушением предусмотренных п. 12 ст. 11.10 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам, а именно в представленной схеме отсутствует условное обозначение образуемого земельного участка.

Согласно части 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, предусмотрены статьей 39.28 ЗК РФ.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков и при отсутствии утвержденного проекта межевания территории в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (пункты 2 и 3 статьи 39.28 ЗК РФ).

Основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков предусмотрены в пункте 9 статьи 39.29 ЗК РФ.

Согласно данного пункта статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган отказывает в случае, если:

1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;

2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;

3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса;

4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте, за исключением случаев, если такое перераспределение осуществляется в соответствии с проектом межевания территории с земельными участками, указанными в подпункте 7 пункта 5 статьи 27 настоящего Кодекса;

5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;

6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;

7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;

8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков;

9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;

10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";

11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.

Согласно подпункту 11 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган отказывает в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах Частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона №6-ФКЗ от 21.03.2014 года «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, что до 01 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Законодательным Собранием города Севастополя принят Закон города Севастополя от 25.07.2014 года №46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя", который устанавливает особенности регулирования имущественных, земельных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории города Севастополя.

Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 19.01.2017 года №542-РДЗ утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги "Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, и земельных участков, находящихся в частной собственности" (далее Регламент).

Пунктом 2.9 указанного Регламента предусмотрены основания для отказа в предоставлении данной государственной услуги.

Согласно предоставленной суду выкопировке из Генерального плана города Севастополя, испрашиваемый земельный участок практически своими 2/3 частями находится в проектируемой дачно-рекреационной зоне, а 1/3 часть земельного участка находится в зоне неопределенного функционального назначения.

Кроме того, указанный земельный участок в соответствии с приказом Минкультуры от 12.08.2016 года №1864 относится к зоне Р-4-4 уч. С-13 (территория садовых товариществ и дачных коллективов с объектами инфраструктуры), в которой разрешается размещение объектов и сооружений жизнеобеспечения садоводческих товариществ в соответствии с установленными видами разрешенного использования; изменение существующего вида разрешенного использования земельных участков для ИЖС, объектов обслуживания населения, отдыха, спорта, здравоохранения, создание парков, рекреационных зон, с учетом утвержденных генеральных планов.

Таким образом, принимая во внимание представленные сторонами доказательства, а также учитывая то обстоятельство, что испрашиваемый истцом земельный участок практически своими 2/3 частями находится в проектируемой дачно-рекреационной зоне, а 1/3 часть земельного участка находится в зоне неопределенного функционального назначения, принимая во внимание положения приказа Минкультуры от 12.08.2016 года №1864, согласно которого испрашиваемый земельный участок относится к зоне Р-4-4 уч. С-13, суд приходит к убеждению, что вышеизложенные обстоятельства не запрещают использование испрашиваемого земельного участка в качестве садового.

Кроме того, административным ответчиком не доказана возможность формирования самостоятельного земельного участка на перераспределяемой части земельного участка, поскольку истцом испрашивается для перераспределения земельный участок площадью 162 кв. м, и формирование самостоятельного земельного участка на данной площади противоречит постановлению правительства города Севастополя от 20.04.2017 года №317 (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого решения).

Иные основания для отказа, указанные в обжалуемом решении, по мнению суда, являются недостаточными для отказа истцу в предоставлении испрашиваемой нею услуги.

Таким образом, заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 62,175-181,187, 218, 226, 227 КАС РФ суд, -

решил:

Иск удовлетворить.

Признать решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об отказе в перераспределении земель и земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в отношении земельного участка, расположенного по адресу: РФ, г. Севастополь, , выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ №ГУ-исх – незаконным.

Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя повторно рассмотреть заявление АДМ.ИСТЕЦ №ГУ- от ДД.ММ.ГГГГ (поступившее из МФЦ ) о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в отношении земельного участка, расположенного по адресу: РФ, РФ, г. Севастополь, , .

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение суда в окончательной форме составлено 01 июня 2022 года.

Судья В.В.Казацкий