ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-95/2022 от 12.07.2022 Ягоднинского районного суда (Магаданская область)

Дело № 2а-95/2022

49RS0009-01-2022-000241-98

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Ягодное 12 июля 2022 года

Ягоднинский районный суд Магаданской области в составе председательствующего судьи Кошкиной А.А., при секретаре судебного заседания Мустапаевой О.А., с участием и.о. прокурора Ягоднинского района – Труфанова К.В., представителя административного ответчика – администрации Ягоднинского городского округа Агаркова Н.И., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ягоднинского районного суда Магаданской области административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ягоднинского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Ягоднинского городского округа об оспаривании решения органа местного самоуправления, принятого административным ответчиком, и совершении определенных действий,

установил:

прокурор Ягоднинского района обратился в Ягоднинский районный суд Магаданской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации Ягоднинского городского округа о признании недействующим постановления администрации Ягоднинского городского округа ДД.ММ.ГГГГ, утверждающего схему теплоснабжения муниципального образования «Ягоднинский городской округ» на период до 2040 года, а также о возложении обязанности в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу утвердить схему теплоснабжения муниципального образования «Ягоднинский городской округ» в соответствии с Требованиями к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 №154.

В обоснование иска указывает, что в нарушение требований пунктов 20-23 Требований к схемам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года №154 публичные слушания по проекту схемы теплоснабжения не проводились, чем нарушены права неопределенного круга лиц, в том числе и предпринимателей. По данному факту главе Ягоднинского городского округа внесено представление ДД.ММ.ГГГГ, которое рассмотрено и удовлетворено. Вместе с тем, постановление администрации Ягоднинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, утверждающее схему теплоснабжения муниципального образования «Ягоднинский городской округ» на период до 2040 года на дату подачи иска в суд не отменено, новая схема теплоснабжения не утверждена.

В судебном заседании прокурор просил административные исковые требования удовлетворить в полном объеме по основаниям указанным в административном исковом заявлении.

В судебном заседании от представителя ответчика – администрации Ягоднинского городского округа, поступило письменное заявление о признании исковых требований к администрации Ягоднинского городского округа о признании недействительным постановления администрации Ягоднинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, утверждающего схему теплоснабжения муниципального образования «Ягоднинский городской округ» на период до 2040 года, а также о возложении обязанности в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу утвердить схему теплоснабжения муниципального образования «Ягоднинский городской округ» в соответствии с Требованиями к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 №154. Заявление о признании исковых требований подписано лично представителем административного ответчика, имеющего право на признание иска в соответствии с доверенностью № от ДД.ММ.ГГГГ года, последствия признания исковых требований разъяснены и понятны. На основании статьи 157 Кодекса административного судопроизводства (далее – КАС РФ) данное заявление приобщено к материалам дела.

Выслушав стороны, исследовав представленные суду документы, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора Ягоднинского городского округа к администрации Ягоднинского городского округа о признании недействующим постановления администрации Ягоднинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, утверждающего схему теплоснабжения муниципального образования «Ягоднинский городской округ» на период до 2040 года, а также о возложении обязанности в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу утвердить схему теплоснабжения муниципального образования «Ягоднинский городской округ» в соответствии с Требованиями к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 №154 подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи218КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ, для признания решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; а также наличие нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.

В соответствии с пунктами 3, 4 части 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении» (пункт 4.2 части 1 статьи 17 Закона № 131-ФЗ).

Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон «О теплоснабжении») устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.

В силу пунктов 1, 9 части 1 статьи 3 Закона «О теплоснабжении» к общим принципам организации отношений в сфере теплоснабжения относится в том числе обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения.

Согласно части 5 статьи 20 Закона «О теплоснабжении» проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб, обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения, обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 Закона «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе присвоение статуса единой теплоснабжающей организации.

Распределение тепловой нагрузки потребителей тепловой энергии в системе теплоснабжения между источниками тепловой энергии, поставляющими тепловую энергию в данной системе теплоснабжения, осуществляется органом, уполномоченным в соответствии с настоящим Федеральным законом на утверждение схемы теплоснабжения, путем внесения ежегодно изменений в схему теплоснабжения (часть 1 статьи 18 Закона «О теплоснабжении»).

Частями 2,3 ст. 23 Закона «О теплоснабжении» установлено, что развитие системы теплоснабжения поселения или городского округа осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения или городского округа. Уполномоченные в соответствии с настоящим Федеральным законом органы должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения, которые должны содержать:

1) определение условий организации централизованного теплоснабжения, индивидуального теплоснабжения, а также поквартирного отопления;

2) решения о загрузке источников тепловой энергии, принятые в соответствии со схемой теплоснабжения;

3) графики совместной работы источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, и котельных, в том числе график перевода котельных в "пиковый" режим функционирования;

4) меры по консервации избыточных источников тепловой энергии;

5) меры по переоборудованию котельных в источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии;

6) радиус эффективного теплоснабжения, позволяющий определить условия, при которых подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок к системе теплоснабжения нецелесообразно вследствие увеличения совокупных расходов в указанной системе;

7) оптимальный температурный график и оценку затрат при необходимости его изменения;

7.1) обязательную оценку экономической эффективности мероприятий по переводу открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), отдельных участков таких систем на закрытые системы горячего водоснабжения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Без проведения такой оценки схема теплоснабжения не может быть утверждена (актуализирована);

8) иные меры, предусмотренные правилами, определяющими требования к содержанию схем теплоснабжения и порядку их разработки, в целях достижения установленных в инвестиционных программах организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения.

Пунктом 11 статьи 4 Закона «О теплоснабжении» определено, что к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере теплоснабжения относятся утверждение требований к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения.

Во исполнение данной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года № 154 утверждены «Требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» (далее – Требования).

Согласно пункту 20 Требований обеспечение открытости процедуры разработки и утверждения проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) осуществляется органами местного самоуправления путем сбора замечаний и предложений к соответствующему проекту, а также организации публичных слушаний.

Для организации сбора замечаний и предложений к проекту схемы теплоснабжения (проекту актуализированной схемы теплоснабжения) органы местного самоуправления, органы исполнительной власти городов федерального значения при его размещении на официальном сайте указывают адрес, по которому осуществляется сбор замечаний и предложений, а также срок их сбора, который не может быть менее 20 и более 30 календарных дней со дня размещения соответствующего проекта (пункт 21 Требований).

В соответствии с пунктом 22 Требований публичные слушания по проекту схемы теплоснабжения (проекту актуализированной схемы теплоснабжения) начинаются не позднее 15 календарных дней со дня окончания срока сбора замечаний и предложений. Срок проведения публичных слушаний не может быть более 30 календарных дней.

Процедура проведения публичных слушаний органами местного самоуправления, регламентирована пунктом 23 Требований и состоит из следующих этапов:

а) размещение на официальном сайте уведомления о проведении публичных слушаний в срок не менее чем за 7 календарных дней до дня их начала. Указанное уведомление должно содержать информацию о дате, времени и месте проведения собрания участников публичных слушаний. При проведении публичных слушаний должно быть обеспечено обязательное извещение в письменной форме о проведении публичных слушаний теплоснабжающих и теплосетевых организаций, указанных в проекте схемы теплоснабжения (проекте актуализированной схемы теплоснабжения);

б) размещение на официальном сайте замечаний и предложений, поступивших в соответствии с пунктом 21 настоящего документа, не позднее 3 календарных дней со дня окончания срока сбора указанных замечаний и предложений;

в) проведение собрания участников публичных слушаний;

г) подготовка и оформление итогового документа (протокола) публичных слушаний;

д) размещение итогового документа (протокола) публичных слушаний.

Согласно материалов дела при утверждении схемы теплоснабжения, вопреки положениям пунктом 20-23 Требований публичные слушания по проекту не проводились.

Постановлением администрации Ягоднинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ года № постановление администрации Ягоднинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ года № «Об утверждении схемы теплоснабжения муниципального образования «Ягоднинский городской округ» на период до 2040 года» признан утратившим силу.

В соответствии с частью 3 статьи 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично, что в соответствии с частью 2 статьи 137.7 КАС РФ должно быть принято судом. Поскольку в судебном заседании от представителя ответчика поступило заявление о признание иска и данное заявление не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, соответствует интересам сторон, суд принимает его.

В части 3 статьи 157 КАС РФ указано, что в случае признания административным ответчиком административного иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 46, 157, 175-177 КАС РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Ягоднинского городского округа к администрации Ягоднинского городского округа о признании недействующим постановления администрации Ягоднинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, утверждающего схему теплоснабжения муниципального образования «Ягоднинский городской округ» на период до 2040 года, а также о возложении обязанности в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу утвердить схему теплоснабжения муниципального образования «Ягоднинский городской округ» в соответствии с Требованиями к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 №154 удовлетворить в полном объеме.

Признать недействующим постановление администрации Ягоднинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, утверждающего схему теплоснабжения муниципального образования «Ягоднинский городской округ» на период до 2040 года.

В связи с добровольным исполнением административным ответчиком указанных исковых требований решение суда в указанной части к исполнению не обращать.

Возложить на администрацию Ягоднинского городского округа обязанность в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу утвердить схему теплоснабжения муниципального образования «Ягоднинский городской округ» в соответствии с Требованиями к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 №154.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Ягоднинский районный суд в течение месяца со дня, следующего за днем принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий (подпись) А.А. Кошкина