ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-960/19 от 04.04.2019 Анапского городского суда (Краснодарский край)

К делу № 2а-960/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 апреля 2019 года. Анапский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Абраменко С.В.,

при секретаре Акобян А.М.,

с участием: административного истца Беляева Н.К.,

представителя административного ответчика ИФНС России по городу-курорту Анапа – Плишкиной А.Н., действующей на основании доверенности от 02 ноября 2018 года,

представителя административного ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю – Кудряшовой Р.Т., действующей на основании доверенности от 29 декабря 2017 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Беляева Н. К., Беляевой В. И. к Инспекции ФНС РФ по городу-курорту Анапа, Территориальному отделу Федерального государственного бюджетного учреждения « Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об обжаловании действий по необоснованной отмене льготы по налогу на имущество физических лиц,

У С Т А Н О В И Л:

Беляев Н.К. и Беляева В.И. обратились в суд с административным исковым заявлением к Инспекции ФНС РФ по городу-курорту Анапа, Территориальному отделу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об обжаловании действий по необоснованной отмене льготы по налогу на имущество физических лиц.

В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что в налоговые органы поступает различная информация по виду жилого помещения с кадастровым номером , находящегося по адресу: <адрес>. До 2017 года это жилое помещение для целей налогообложения значилось как жилой дом, в 2018 году Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу-курорту Анапа Краснодарского края переквалифицировала принадлежащее им на праве общей долевой собственности жилое помещение с жилого дома на квартиру и доначислила налог на имущество физических лиц за период с 2015 года, лишив пенсионеров действовавшей льготы по налогу в этой части. Действиями как налоговой инспекцией так и Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» фактически дезавуировано решение Анапского районного суда от 14 декабря 2011 года, которым удовлетворен их иск и сохранено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> в перепланированном и переустроенном виде. Сохранены вспомогательные строения жилого дома. Административные истцы считают действия ответчиков незаконными и просят признать недействительной информацию о виде помещения по СНТС- «30200 –квартиры» жилого помещения по адресу: <адрес>. Обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Территориального отдела по г-к Анапа внести информацию о виде жилого помещения по адресу: <адрес> как жилой дом, а в электронном взаимодействии с налоговой службой использовать по строе «Вид ОН по СНТС»- 30100 - жилой дом. Восстановить Беляевой В.И. льготу на имущество физических лиц за 2015 год по объекту налогообложения - жилой дом, признав недействительным требование об уплате налога в сумме 1 465 рублей 00 копеек. Признать в отношении Беляевой В.И. недействительным налоговое уведомление от 14 июля 2018 года на сумму начисления налога за 2017 год 753 рублей по объекту налогообложения - квартира по адресу: <адрес>. Обязать ИФНС по городу-курорту Анапа восстановить Беляевой В.И. ранее предоставленную льготу на имущество физических лиц по объекту налогообложения жилой дом и предоставить льготу за 2017 год в сумме 753 рублей. Признать в отношении Беляева Н.К. недействительным налоговое уведомление от 29 августа 2018 года на сумму начисленного налога за 2017 год 753 рублей по объекту налогообложения - квартира по адресу: <адрес>. Обязать ИФНС по городу-курорту Анапа восстановить Беляеву Н.К. ранее предоставленную льготу на имущество физических лиц по объекту налогообложения - жилой дом и предоставить льготу за 2017 г. В сумме 753 рублей. Обязать ИФНС по городу-курорту Анапа не чинить препятствия Беляевой В.И. и Беляеву Н.К. в предоставлении льготы по налогу на имущество физических лиц в отношении объекта налогообложения часть жилого дома, находящегося у них в общей долевой собственности по адресу: <адрес>.

В судебном заседании административный истец Беляев Н.К. поддержал заявленные требования по изложенным в административном иске основаниям, просил их удовлетворить, суду дал пояснения согласно заявленных требований.

Административный ответчик Беляева В.И. в судебное заседание не явилась, о дне и времени слушания дела извещена судом надлежащим образом, в суд представила письменное заявление с просьбой о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель административного ответчика ИФНС РФ по городу-курорту Анапа Краснодарского края - Плишкина А.Н., возражала против заявленных требований по основаниям, указанным в возражении.

Представитель административного ответчика - Территориального отдела Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» - Кудряшова Р.Т. в судебном заседании также исковые требования не признала, суду пояснила, что заявлены требования ненадлежащему лицу, просила в их удовлетворении отказать.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений действий (бездействия) органа государственной власти, органов местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями ( включая решения, действия (бездействия) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Из материалов дела следует, что административным истцам на праве общей долевой собственности принадлежит недвижимое имущество - жилой дом с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>.

Административный истцы обжалуют действия ИФНС РФ по г-к Анапа о необоснованной отмене льготы по имущественному налогу собственникам части жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, поскольку из ответа налогового органа в адрес истцов следует, что Инспекция является пользователем информации об объектах недвижимости, представляемой регистрирующими органами, жилое помещение истцов с кадастровым номером регистрирующими органами квалифицировано как «квартира».

В целях проведения налогового контроля физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств.

Согласно пп.2 п.5 ст. 83 НК РФ постановка на учет, снятие с учета физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества осуществляется на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в ст. 85 НК РФ.

Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе ( правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 01 января текущего года ( п.4 ст. 85 НК РФ).

Согласно данных ЕГРН Беляева В.И. владеет объектами недвижимого имущества, в том числе : квартира с кадастровым номером по адресу: <адрес>. Согласно данных ЕГРН Беляев Н.К. владеет объектами недвижимого имущества, в том числе: квартира с кадастровым номером по адресу: <адрес>.

В отношении спорного объекта недвижимости расположенного по адресу: <адрес>, в налоговый орган 19 января 2018 года из органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество в электронном виде поступили годовые сведения, где в разделе « вид жилого помещения» и « вид объекта недвижимости» указано « квартира».

При этом, налоговые органы не наделены правом по своему усмотрению корректировать сведения, поступившие из регистрирующих органов.

Согласно пп.1 п.1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии со ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Главой 32 НК РФ определяется порядок исчисления налога на имущество физических лиц.

Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ.

В соответствии с п.1 ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения.

Расчет налога на имущество физических лиц осуществляется налоговым органом на основании информации о налоговой базе, характеристиках и периоде владения в отношении налогооблагаемого имущества, данные о которых представляются в налоговые органы, органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, а также на основании информации о налоговых ставках и льготах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Согласно пп.3 п.1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики вправе использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Право на налоговую льготу по налогу на имущество имеют пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленным пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет ( соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежегодное пожизненное содержание ( пп.10 п.1 ст. 407 НК РФ).

Налоговая льгота предоставляется в размере, подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого в предпринимательской деятельности.

Налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.

Пунктами 6и7 ст. 407 НК РФ установлено, что физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе предоставить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на налоговую льготу, уведомления о выбранном объекте налогообложения налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога.

Расчет налога на имущество в отношении Беляева Н.К. за 2017 год произведен налоговым органом с учетом сведений, поступивших из органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. В связи с отсутствием информации о предоставлении в налоговые органы Беляевым Н.К. и Беляевой В.И. уведомления о выбранном объекте налогообложения для предоставления льготы по налогу на имущество, такая налоговая льгота Беляеву Н.К. предоставлена в отношении имущества: квартира, расположенная по адресу: <адрес>; Беляевой В.И. - квартира, расположенная по адресу: <адрес>.

Льгота по налогу на имущество ( <адрес>) была представлена истцам в 2016 году на основании сведений, поступивших в 2017 году из регистрирующих органов. Сведения, поступившие в 2018 году в отношении вида указанного выше спорного имущества, не позволяют налоговому органу предоставить льготу по налогу на имущество физического лица.

Кроме того, ведение государственного кадастрового учета с 01 января 201 7 года осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии с ч.1 ст. 3 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.

В соответствии со ст.ст. 3, 4 Закона № 218-ФЗ, Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01 июня 2009 года № 457, Приказа Росреестра № П/05015 от 18 октября 2016 года « О наделении государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» отдельными полномочиями органа регистрации прав, с 01 января 2017 года осуществление государственного кадастрового учете объектов недвижимости относиться к полномочиям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и его территориальных органов.

Решения, связанные с осуществлением государственного кадастрового учета, на основании требований Закона № 218-ФЗ, могут быть принято только Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии ( его территориальными органами), то есть, исполнение функции, связанной с осуществлением государственного кадастрового учета вступившего в законную силу судебного акта, может быть исполнено только территориальным органом Управления Росреестра по Краснодарскому краю.

Изложенное выше в совокупности, приводит суд к выводу о необходимости отказа в удовлетворении административного иска Беляева Н.К. и Беляевой В.И.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении административного искового заявления Беляева Н. К., Беляевой В. И. к Инспекции ФНС РФ по городу-курорту Анапа, Территориальному отделу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об обжаловании действий по необоснованной отмене льготы по налогу на имущество физических лиц - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанции Краснодарского краевого суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Анапский городской суд.

Председательствующий: