ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-960/2020КОПИ от 17.01.2019 Железнодорожного районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 февраля 2020 года г. Красноярск

Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Панченко Л.В.,

при секретаре Парамоновой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю о признании незаконным действий (бездействия), наложении обязанности устранить нарушения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю о признании незаконными действий (бездействия), наложении обязанности устранить нарушения. Требования мотивированы тем, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером категорией земель – земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным видом использования: для ведения садоводства, общей площадью 799 кв.м, адрес (местонахождение) объекта: Россия, Красноярский край, Манский район, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир район д. Малый Кускун, СНТ «Весна», на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась в структурное подразделение КГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» с заявлением № КУВД-001/2018-7657204 о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на объект недвижимости: здание (жилое строение), расположенное по адресу: <адрес>. К заявлению ФИО1 представила технический план здания, подготовленный ДД.ММ.ГГГГ в результате выполнения кадастровых работ в связи с постановкой на государственный кадастровый учет зданий, не являющихся многоквартирными домами. Уведомлениями от ДД.ММ.ГГГГ № КУЫД-001/2018-7657204/1 Управления Росреестра по Красноярскому краю осуществление действий по постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в связи с созданием, образованием объекта недвижимости было приостановлено до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с отсутствием согласия владельца автомобильной дороги на строительство указанного объекта недвижимости. ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в ФКУ Упрдор «Енисей» с заявлением о выдаче соответствующего согласия, ДД.ММ.ГГГГ в выдаче согласия было отказано. ДД.ММ.ГГГГ на основании поданного в МФЦ заявления № MFC-0001/2019-18151-1 были уточнены сведения о годе завершения строительством здания и представлены дополнительные документы: технический план здания от ДД.ММ.ГГГГ, в результате выполнения кадастровых работ в связи с созданием здания, расположенного по адресу: <адрес>, площадью – 78,1 кв.м, год завершения строительства – 2014, в том числе на основании акта приема-сдачи от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором прав Управления Росреестра по <адрес> принято повторное решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. В соответствии со ст. 30 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав были приостановлены на 6 месяцев на основании заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ по результатам правовой экспертизы государственным регистратором прав Управления Росреестра по Красноярскому краю ФИО2, на основании ст. 27 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», принято решение об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на здание (жилое строение), расположенное по адресу: Россия, <адрес> в связи с не представлением документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а именно согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги на создание вышеуказанного здания, в связи с тем, что в ЕГРН содержатся сведения об ограничении прав на земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес> предусмотренные ст.ст. 56, 56.1 ЗК РФ, охранная зона 24.24.2.17. Режим использования установлен ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», на основании приказа Министерства транспорта РФ «Об установлении и использовании придорожных полос автомобильных дорог федерального значения» от ДД.ММ.ГГГГ Дата начала действия - ДД.ММ.ГГГГФИО1 считает отказ незаконным и необоснованным, наущающим ее права и законные интересы, как собственника на владение, пользование и распоряжение имуществом. Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, в графе «Особые отметки», срок действия предусмотренных ст.ст. 56, 56.1 ЗК РФ ограничений прав на принадлежащий истцу земельный участок, частично расположенный в границах придорожной полосы автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-255 «Сибирь» Новосибирск-Кемерово-Красноярск-Иркутск, установлен с ДД.ММ.ГГГГ Здание (жилое строение), в отношении которого было подано заявление на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, завершено строительством в 2014 г., что подтверждается актом приема-сдачи от ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, на дату строительства в ДД.ММ.ГГГГ г., ни охранная зона 24.24.2.17, ни ограничения прав на принадлежащий ФИО1 земельный участок установлены не были, в связи с чем, согласия владельца автомобильной дороги не требовалось, и соответственно у административного ответчика отсутствовали основания для запроса дополнительных документов. Истребование административным ответчиком дополнительных документов противоречит действующему законодательству и основано на неправильном толковании норм права. На основании изложенного, ФИО1 просит признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на здание, расположенное по адресу: Российская Федерация, <адрес>, и обязать осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности истца на указанный объект на основании представленных документов.

В судебном заседании административный истец ФИО1 поддержала заявленные требования, по изложенным в иске основаниям. Дополнительно пояснила, что жилой дом построен надлежащим собственником земельного участка, при этом согласно ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, разрешения на строительство не требовалась. Кроме того, на момент постройки дома в 2014 году, никакой придорожной полосы и ограничений прав, запрещающих строительство данного объекта на земельном участке, установлено не было. Просила административное исковое заявление удовлетворить.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю ФИО3, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (сроком по ДД.ММ.ГГГГ), в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, представила письменные возражения, в которых указала, что требования административного истца об обязании Управления осуществить постановку объекта недвижимости на государственный кадастровый учет и зарегистрировать право собственности при отсутствии со стороны Управления нарушений прав заявителя, необоснованны и противоречат действующему законодательству. ФИО1 обратилась в КГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении здания, площадью – 78, 1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. В качестве правоустанавливающего документа на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав представлен технический план здания, подготовленный ДД.ММ.ГГГГ г. в результате выполненных кадастровых работ в связи с созданием здания, распложенного по адресу: <адрес>, год завершения строительства – ДД.ММ.ГГГГ г. В соответствии с представленным техническим планом здания от ДД.ММ.ГГГГ указанное жилое помещение расположено на земельном участке с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения садоводство. При проведении правовой экспертизы было установлено, что в ЕГРН содержатся сведения об ограничении прав на земельный участок, предусмотренные ст. ст. 56, 56.1 ЗК РФ, охранная зона 24.24.2.17. Режим использования установлен ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», на основании приказа Министерства транспорта РФ «Об установлении и использовании придорожных полос автомобильных дорог федерального значения» от ДД.ММ.ГГГГ Дата начала действия ДД.ММ.ГГГГ В силу ч. 1 ст. 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим кодексом, федеральными законами. Ограничения прав на землю устанавливаются, в том числе, в порядке, предусмотренном настоящим кодексом для охранных зон (ч. 3 ст. 56 ЗК РФ). В соответствии с ч. 1, 8 ст. 26 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", для автомобильных дорог, за исключением автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов, устанавливаются придорожные полосы. Строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. Вместе с тем, в Управление не представлено согласие владельца автомобильной дороги, на осуществление строительства заявленного на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию объекта недвижимости. Учитывая непредставление документов прямо предусмотренных действующим законодательством, ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором принято решение о приостановлении постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ № КУВД-001/2018-7657204 сроком до ДД.ММ.ГГГГ В период принятия государственным регистратором решения о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав получены ответы из КГКУ «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю», содержащие информацию о том, что земельный участок с кадастровым номером , находится в придорожной полосе автомобильной дороги Р-255 «Сибирь», а также о том, что строительство в границах придорожной полосы автомобильной дороги общего пользования не допускается. Кроме того, ФИО1 за выдачей согласия в письменной форме на размещение жилого строения в границах придорожной полосы не обращалась. В дальнейшем, в период действия приостановления в КГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» ДД.ММ.ГГГГ обратилась ФИО1 с заявлением о принятии дополнительных документов по заявлению о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении здания, площадью – 78,1 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. К указанному заявлению приложен технический план от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому год завершения строительства здания уже 2014 <адрес>, представленные документы не устранили выявленных нарушений, поскольку надлежащим образом оформленное согласие на строительство не представлено, в связи с чем государственным регистратором принято уведомление о приостановлении постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ № КУВД-001/2018-7657204 сроком до ДД.ММ.ГГГГ В последующем, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ заявителем подавались заявления о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, в связи с предоставлением неполного пакета документов, по которым государственным регистратором принимались уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав сроком до ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно. Однако, поскольку обстоятельства, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении здания заявителем не устранены, ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором принято уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении спорного здания. Просила в удовлетворении административного иска отказать.

Представитель заинтересованного лица ФКУ УПРДОР «ЕНИСЕЙ» ФИО4, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (сроком по ДД.ММ.ГГГГ), в судебном заседании полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению, представила отзыв на административное исковое заявление ФИО1, в котором указала, что земельный участок с кадастровым номером 24:24:0184001:54 распложен в придорожной полосе автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-255 «Сибирь». Придорожная полоса установлена п. 2 распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГр шириной 75 метров с каждой стороны полосы отвода автомобильной дороги. Одновременно было ограничено право по использованию земельных участков в границах придорожной полосы в соответствии с Правилами установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с действующим законодательством в пределах придорожных полос автомобильных дорог федерального значения запрещается строительство жилых, садовых домов и иных подобных капитальных сооружений. Придорожная полоса, в границах которой расположен земельный участок с кадастровым номером 24:24:0184001:54, считается установленной с даты принятия соответствующего решения – ДД.ММ.ГГГГ независимо от даты внесения сведений о ней в государственный кадастр недвижимости. Довод истца о том, что строительство объекта недвижимости было осуществлено в 2014 г., то есть до внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о придорожной полосе - ДД.ММ.ГГГГ, не подтвержден. Просила в удовлетворении административного иска отказать.

Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом, как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

По смыслу вышеприведенных норм закона только при наличии совокупности двух признаков, а именно: несоответствия оспариваемых решения, действия (бездействия) закону или иным правовым актам и нарушения этими решением, действием (бездействием) прав, законных интересов граждан, организаций и иных лиц, такое решение, действие (бездействие) государственного органа могут быть признаны судом незаконными.

Согласно п. 1 ст. 8.1 Гражданского кодекса РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.

Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра.

Пунктом 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ определен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельным участком объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:

1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);

2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Согласно пп. 5, 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если:

- не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

- форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Как установлено в судебном заседании административный истец ФИО1 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка с кадастровым номером: 24:24:0184001:54, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения садоводства, общей площадью 799 кв.м, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии

ДД.ММ.ГГГГФИО1, имея намерение оформить в свою собственность здание, расположенное на вышеуказанном земельном участке, обратилась в КГБУ «МФЦ» с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на недвижимое имущество в отношении здания площадью 78, 1 кв.м, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, д. Малый Кускун, СНТ «Весна», участок .

К заявлению о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и государственной регистрации прав на здание административным истцом были приложены: технический план здания от ДД.ММ.ГГГГ, квитанция об уплате госпошлины от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 350 рублей.

Согласно представленному техническому плану, подготовленному ДД.ММ.ГГГГ, строительство здания площадью 78, 1 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> завершено в ДД.ММ.ГГГГ г. Жилое строение расположено на земельном участке с кадастровым номером .

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № КУВД-001/2018-7657204/1 осуществление действий по постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав, в связи с созданием, образованием объекта недвижимости в отношении здания, расположенного по адресу: <адрес>, было приостановлено до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что при проведении правовой экспертизы установлено, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения об ограничении прав на земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес> ограничения прав на земельный участок, предусмотренные ст. ст. 56, 56.1 Земельного кодекса РФ, охранная зона 24.ДД.ММ.ГГГГ. Режим использования установлен ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», на основании приказа Министерства транспорта РФ «Об установлении и использовании придорожных полос автомобильных дорог федерального значения» от ДД.ММ.ГГГГ Дата начала действия ДД.ММ.ГГГГ Вместе с тем, в Управление не представлено согласие владельца автомобильной дороги на строительство заявленного на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности объекта недвижимого имущества. Данное обстоятельство является основанием для приостановления государственной регистрации на основании п. 5 ч. 1 ст. 26 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

ДД.ММ.ГГГГФИО1 в период действия приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав дополнительно представила в КГБУ «МФЦ» технический план, подготовленный ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что строительство здания по адресу: <адрес> завершено в ДД.ММ.ГГГГ г. Жилое строение расположено на земельном участке с кадастровым номером .

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № КУВД-001/2018-7657204/2 осуществление действий по постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав, в связи с созданием, образование объекта недвижимости в отношении здания, расположенного по адресу: <адрес>, было приостановлено до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что в соответствии с представленным техническим планом здания от ДД.ММ.ГГГГ указанное жилое строение расположено на земельном участке с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения садоводства. В Управление поступил ответ ФКУ УПРОДОР «Енисей» от ДД.ММ.ГГГГ на межведомственный запрос от ДД.ММ.ГГГГ № КУВД-001/2018-7657204, согласно которому земельный участок с кадастровым номером частично расположен в границах придорожной полосы автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-255 «Сибирь» Новосибирск-Кемерово- Красноярск-Иркутск. Строительство жилого строения на части земельного участка, расположенной в границах придорожной полосы автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-255 «Сибирь» Новосибирск-Кемерово- Красноярск-Иркутск, не допускается. Кроме того, ФИО1 за выдачей согласия в письменной форме за размещением жилого строения в границах придорожной полосы автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-255 «Сибирь» Новосибирск-Кемерово- Красноярск-Иркутск, не обращалась.

На основании заявления административного истца, в соответствии с ч. 1 ст. 30 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", начиная с ДД.ММ.ГГГГ осуществление действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав приостановлено до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается уведомлением № КУВД-001/2018-7657204/3.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № КУВД-001/2018-7657204/4 в соответствии с ч. 1 ст. 30 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", начиная с ДД.ММ.ГГГГ осуществление действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав приостановлено до ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с истечением ДД.ММ.ГГГГ срока приостановления действий, и не устранением причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, административному истцу было отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на здание, расположенное по адресу: <адрес>, о чем вынесено уведомление № КУВД-001/2018-7657204/5.

В пункте 1 ст. 56 Земельного кодекса РФ указано, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным этим кодексом, а также федеральными законами.

В силу положений п. 2 ст. 56 Земельного кодекса РФ могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю:

1) ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий;

2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;

4) иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с п. 3 ст. 56 Земельного кодекса РФ ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с настоящим Кодексом.

В силу ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" для автомобильных дорог, за исключением автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов, устанавливаются придорожные полосы.

Частью 8 ст. 26 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги.

Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-001/2019-1388042, на земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес> установлены ограничения прав, предусмотренные ст. ст. 56, 56.1 Земельного кодекса РФ, срок действия с ДД.ММ.ГГГГ Реквизиты документы-основания: Приказ «Об установлении и использовании придорожных полос автомобильных дорог федерального значения» от ДД.ММ.ГГГГ, выдан Министерство транспорта РФ. Право зарегистрировано на объект недвижимости с видом разрешенного использования: для ведения садоводства.

Судом также установлено, что земельный участок с кадастровым номером расположен в придорожной полосе автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-255 «Сибирь» (до 01.01.2019 М-53 «Байкал»), что подтверждается кадастровой картой (планом) участка с кадастровым номером

Придорожная полоса была установлена п. 2 распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ-р шириной 75 метров с каждой стороны полосы отвода автомобильной дороги, а также было ограничено право по использованию земельным участком в границах придорожной полосы в соответствии с Правилами установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ответу КГКУ «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю» от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером находится в придорожной полосе автомобильной дороги Р-255 «Сибирь». Владельцем автодороги является ФКУ УПРДОР «Енисей».

В соответствии с п. 2 Порядка установления и использования придорожных полос автомобильных дорог федерального значения, утвержденного Приказом Минтранса России от 13.01.2010 N 4, в пределах придорожных полос автомобильных дорог федерального значения устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания таких автомобильных дорог, их сохранности и с учетом перспектив их развития, который предусматривает, что в придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования запрещается строительство капитальных сооружений, за исключением:

объектов, предназначенных для обслуживания таких автомобильных дорог, их строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания; объектов Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации; объектов дорожного сервиса, рекламных конструкций, информационных щитов и указателей; инженерных коммуникаций.

Из ответа ФКУ УПРДОР «Енисей» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок с кадастровым номером частично расположен в границах придорожной полосы автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-255 «Сибирь» Новосибирск-Кемерово-Красноярск-Иркутск. Строительство жилого строения на части земельного участка с кадастровым номером расположенной в границах придорожной полосы автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-255 «Сибирь» Новосибирск-Кемерово-Красноярск-Иркутск, не допускается. ФИО1 за выдачей согласия в письменной форме на размещение жилого строения в границах придорожной полосы автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-255 «Сибирь» Новосибирск-Кемерово-Красноярск-Иркутск не обращалась.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оснований для постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав здания, расположенного по адресу: <адрес> у государственного регистратора прав не имелось, поскольку в ЕГРН содержатся сведения об ограничении прав на земельный участок с кадастровым номером , на котором расположено вышеуказанное здание.

Административным истцом не представлено письменное согласие владельца автомобильной дороги на создание вышеуказанного здания, которое располагается на земельном участке с кадастровым номером частично расположенном в границах придорожной полосы автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-255 «Сибирь» Новосибирск-Кемерово-Красноярск-Иркутск.

Согласно п. 24 ст. 106 Земельного кодекса РФ, зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.

Вместе с тем, придорожная полоса, в границах которой расположен земельный участок ФИО1, считается установленной с даты принятия распоряжения от ДД.ММ.ГГГГр «О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование», поскольку придорожная полоса была установлена до вступления в силу п. 24 ст. 106 Земельного кодекса РФ, введенной Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ.

Доводы административного истца о том, что строительство здания по адресу: <адрес>, было осуществлено в ДД.ММ.ГГГГ году, в подтверждение чего суду представлены технический план здания от ДД.ММ.ГГГГ, договоры на выполнение подрядных работ от ДД.ММ.ГГГГ, на возмездное оказание услуг от ДД.ММ.ГГГГ, страховой полис серии НДМ , не имеют правового значения для разрешения настоящего спора, с учетом вышеназванных правовых норм и установленных по делу обстоятельств, с учетом того, что решение об отказе в постановке на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права принималось административным ответчиком на момент обращения административного истца ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с действующим законодательством, когда имело место ограничение прав на земельный участок ( охранная зона 24.24.2.17, установленная в соответствии с ФЗ-257 «Об установлении и использовании придорожных полос автомобильных дорог федерального значения»).

На основании п.п. 8, 9 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.

Пунктом 2 ст. 227 КАС РФ установлено, что суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

По смыслу вышеприведенных норм закона только при наличии совокупности двух признаков, а именно: несоответствия оспариваемых решения, действия (бездействия) закону или иным правовым актам и нарушения этими решением, действием (бездействием) прав, законных интересов граждан, организаций и иных лиц, такое решение, действие (бездействие) государственного органа могут быть признаны судом незаконными.

Таким образом, в действиях должностных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю каких-либо нарушений требований закона, а также прав и свобод административного истца, судом не установлено, оспариваемое ФИО1 уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № КУВД-001/2018-7657204/5, принято в строгом соответствии с действующим законодательством, в пределах предоставленных административному ответчику полномочий.

Поскольку, нарушение административным ответчиком каких-либо прав административного истца судом не установлено, административные исковые требования ФИО1 к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на здание, расположенное по адресу : <адрес>, возложении обязанности осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности истца на указанный объект, суд оставляет без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175 – 180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования ФИО1 к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на здание, расположенное по адресу : Российская Федерация, Красноярский край, Манский район, д. Малый Кускун, СНТ «Весна», участок № 56, возложении обязанности осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности истца на указанный объект, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца, с даты, следующей после даты вынесения решения суда, с подачей апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Красноярска.

Судья Л.В. Панченко

Решение изготовлено в окончательной форме 21 февраля 2020 года.