Дело № УИД: № РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ Железнодорожный районный суд гор. Самары в составе: председательствующего Чирковой Е.А., при секретаре Битановой Т.Ж., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Администрации г.о. Тольятти к Государственной жилищной инспекции Самарской области, государственному жилищному инспектору ФИО1, зам.руководителя управления надзора за деятельного регионального оператора, органов местного самоуправления ГИС ЖКХ ФИО2, заинтересованным лицам: ООО «ВИБ», ФИО3, ФИО4 о признании незаконным предписания органа государственного жилищного надзора об устранении выявленных нарушений, УСТАНОВИЛ: Администрация г.о.Тольятти (далее - Администрация) обратилась в Железнодорожный районный суд г.Самары с административным иском к Государственной жилищной инспекции Самарской области (далее – ГЖИ Самарской области), государственному жилищному инспектору ФИО1, заместителю руководителя управления надзора за деятельностью регионального оператора, органов местного самоуправления ГИС ЖКХ ФИО2 о признании незаконным предписания органа государственного жилищного надзора об устранении выявленных нарушений, в обоснование указав, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес Администрации поступил акт проверки органом регионального государственного жилищного надзора юридического лица № от ДД.ММ.ГГГГ нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, и предписание № от ДД.ММ.ГГГГ о принятии мер по устранению нарушений, предусмотренных п.3 ч.2 ст.26, ч.3 ст.36, ч.2 ст.40 Жилищного кодекса РФ, с которыми административный истец не согласен. На основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ заместителя руководителя – руководителя управления надзора за деятельностью регионального оператора, органов местного самоуправления ГИС ЖКХ ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая документарная проверка в отношении Администрации на предмет соблюдения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, задачами которой являлись осуществление контроля за соблюдением обязательных требований к порядку согласования переустройства или перепланировки помещений в многоквартирном доме, соблюдением полномочий в сфере правового регулирования отношений, возникающих при переустройстве и перепланировке помещений в многоквартирном доме, порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства или перепланировки помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства или перепланировки помещений в многоквартирном доме. По результатам внеплановой проверки ГЖИ Самарской области составлен акт и выдано предписание со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Административный истец указывает, что при проведении проверки в отношении органа местного самоуправления орган государственного жилищного надзора правомочен был проверить соблюдение процедуры, регламентированной законодательством, при принятии Администрацией соответствующих решений, и не вправе давать оценку по существу принятым решениям, которые не были обжалованы в установленном законом порядке заинтересованными лицами, поскольку проверка законности и обоснованности может быть осуществлена только судом. С учетом изложенного Администрация полагает, что оспариваемыми актом и предписанием нарушаются ее права, как органа местного самоуправления, на осуществление полномочий, предусмотренных п.п. «з» ч.1 ст.1 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», так как орган государственного жилищного надзора осуществил переоценку принятого Администрацией решения, возложил на виновное лицо обязанность с указанием конкретного срока для принятия решения по результатам рассмотрения заявлений о переустройствах и/ или перепланировках жилых/ нежилых помещений, которое может быть оспорено только в судебном порядке. При этом предписание принципу исполнимости не отвечает, содержит в себе только общее указание на соблюдение жилищного законодательства, без конкретизации мер, которые следует принять для соблюдения жилищного законодательства, таким образом, оценить действия Администрации относительно исполнения указаний предписания не представится возможным, что свидетельствует о несоответствии предписания требованиям, установленным законодательством. При таких обстоятельствах, ДД.ММ.ГГГГ в адрес ГЖИ Самарской области был направлен запрос о конкретизации условий, при наличии которых предписание будет являться исполненным. Ответ до настоящего времени Администрация не получила, что явилось основанием для оспаривания предписания в судебном порядке. Решением Железнодорожного районного суда г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Администрации г.о.Тольятти о признании незаконным предписания органа государственного жилищного надзора об устранении выявленных нарушений оставлены без удовлетворения. Апелляционным определением Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции отменено, дело направлено на новое рассмотрение в ином составе суда, поскольку к участию в рассмотрении дела не привлечена ФИО4 – собственник помещения по адресу: <адрес>, по заявлению которой ГЖИ Самарской области проведена внеплановая документарная проверка в отношении Администрации г.о.Тольятти. Представитель истца Администрации г.о.Тольятти – ФИО6, действующая по доверенности, просила иск удовлетворить. В судебном заседании представитель ответчика ГЖИ Самарской области – ФИО7, действующая по доверенности просила в иске отказать, по изложенным в отзыве основаниям. Представуитель заинтересованных лиц ООО «ВИБ» и ФИО3, по доверенности ФИО8 просил удовлетворить административный иск, ссылаясь на то, что торцевые стены здания, где была заменена дверь с окном не являются несущими. Согласно заключению специалиста общая площадь дома не изменилась. Кроме того, предписание не исполнимо. Заинтересованное лицо ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Остальные участники процесса государственный жилищный инспектор ФИО9, зам.руководителя управления надзора за деятельного регионального оператора, органов местного самоуправления ГИС ЖКХ ФИО9, надлежаще извещенные о времени и месте слушания, в судебное заседание не явились, уважительность причин неявки суду не сообщили, ходатайств и письменных пояснений суду не представили. Информация о времени и месте судебного заседания своевременно размещена судом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Железнодорожного районного суда <адрес>. На основании ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц. Заслушав стороны, ознакомившись с материалами административного дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска Администрации г.о.Тольятти в виду следующего. Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействий) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лицо, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействий) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействия) не могут быть признаны незаконными. Согласно пп.1 п.1 ст.17 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны, в том числе, выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда. Пунктом 1.1 Положения о государственной жилищной инспекции Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 10.04.2013 №150, установлено, что Государственная жилищная инспекция Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор (за исключением муниципального жилищного фонда), государственный контроль (надзор) за соблюдением органами исполнительной власти Самарской области, органами местного самоуправления установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности в Самарской области, региональный государственный лицензионный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, государственный контроль (надзор) за соблюдением специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности. Из п.2.1 Положения следует, что в ведении жилищной инспекции находится осуществление контроля (надзора), указанного в п.1.1 Положения, за соблюдением порядка осуществления перепланировки и/или переустройства помещений в многоквартирном доме. В соответствии с п.3 ч.5 ст.20 Жилищного кодекса РФ, в редакции от 30.12.2020, должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований. Как следует из материалов дела, государственной жилищной инспекцией Самарской области в лице заместителя руководителя – руководителя управления надзора за деятельностью ГИС ЖКХ ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ издано распоряжение № о проведении внеплановой, документарной проверки в отношении Администрации г.о.Тольятти с целью проверки сведений, изложенных в обращении от ДД.ММ.ГГГГ вх.№-ц ФИО4 Срок окончания проверки определен не позднее ДД.ММ.ГГГГ. По результатам проведенной проверки консультантом отдела надзора за деятельностью регионального оператора, органов местного самоуправления ГЖИ Самарской области ФИО9 составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ о выявленных нарушениях, а именно нарушении порядка согласования переустройства и перепланировки нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 676,7 кв.м. Администрацией г.о.Тольятти согласовано переустройство и перепланировка нежилого помещения, которое ведет к присоединению части общего имущества (наружных стен и земельного участка) к нежилому помещению, к уменьшению размера общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (наружных стен, земельного участка) без согласия всех собственников помещений МКД, что является нарушением п.3 ч.2. ст.26, ч.3 ст.36, ч.2 ст.40 Жилищного кодекса РФ. Согласно протоколу общего собрания собственников помещений в МКД от ДД.ММ.ГГГГ согласие всех собственников не получено (т.1 л.д.14-15). ДД.ММ.ГГГГ государственным жилищным инспектором ФИО9 выдано предписание №, согласно которому Администрации г.о.Тольятти необходимо принять меры по устранению нарушений по п.3 ч.2. ст.26, ч.3 ст.36, ч.2 ст.40 Жилищного кодекса РФ. Срок для устранения нарушений определен до ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.13). В силу положений п.7 ч.1 ст.4 Жилищного кодекса РФ отношения по поводу переустройства и перепланировки помещений в многоквартирном доме регулируются жилищным законодательством. Согласно ст.8 Жилищного кодекса РФ к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой помещений в многоквартирном доме, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом. На основании п.7, 9.1 ч.1 ст.14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится согласование переустройства и перепланировки помещений, а также определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и/или перепланировки помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки помещений. В соответствии с ч.1, 2 ст.25 Жилищного кодекса РФ под переустройством помещения следует понимать установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменений в технический паспорт помещения в многоквартирном доме; под перепланировкой - изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме. Согласно ст.26 Жилищного кодекса РФ переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Статьей 27 Жилищного кодекса РФ предусмотрены основания к отказу в согласовании переустройства или перепланировки помещений в многоквартирном доме. Пунктом 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 №170, установлено, что переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются. В соответствии с п.14 ст.1 Градостроительного кодекса РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов. При проведении перепланировки и переустройства помещений не требуется согласие собственников помещений в случае, если проведение указанных работ невозможно без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме. Установлено, ДД.ММ.ГГГГ ООО «ВИБ» в лице директора ФИО10 обратилось в Администрацию Центрального района с заявлением о перепланировке нежилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>, 1 этаж, комн. №, №, №, -1 этаж комн. № (т.1 л.д.24). Согласно проекту, подготовленного ООО «Дедал», в работы по перепланировке и переустройству нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, входят демонтаж перегородок, дверных и оконных блоков, установка новых перегородок, сантехнического оборудования. Согласно пояснительной записки к проекту при выполнении перепланировки не нарушаются права остальных собственников жилого дома, не выполняется присоединение части общего имущества жилого дома и не затрагиваются несущие конструкции жилого дома (т.1 л.д.53). Из протокола общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по второму вопросу голосования – размещение в нежилом помещении магазина «Пятерочка», размещение зоны погрузки-разгрузки товаров, подъездных путей, ЦХМ, организации входов в магазин, замену дверных и оконных проемов в помещении, демонтажа производственной вытяжки проголосовало 56,66%, из которых 0,86% возражали (л.д.57). К протоколу приобщен опросный лист (т.1 л.д.59). Распоряжением Заместителя Главы г.о.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ№-р/9 «О согласовании переустройства и перепланировки помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью №м.» заявление собственника помещения - ООО «ВИБ» удовлетворено (т. 1 л.д.54). Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ№-р/9 в ранее вынесенное распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения, вместо ООО «ВИБ» собственником помещения указан ФИО3 (т.1 л.д.55). Решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ протокол и решение от ДД.ММ.ГГГГ внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу : <адрес> признан недействительным. (т. 2 л.д. 136-144) Согласно ч.3 ст.36 Жилищного кодекса РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что государственным инспектором ГЖИ Самарской области обоснованно сделан вывод о наличии в действиях Администрации г.о.Тольятти нарушений при принятии решения по заявлению ООО «ВИБ». Вместе с тем, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд полагает, что оспариваемое предписание не отвечает предъявленным к нему требованиям в виду следующего. Порядок оформления исполнительных документов работниками государственной жилищной инспекции определен в методических разработках по оформлению и заполнению бланков предписаний, актов, протоколов, журнала, применяемых в работе государственной жилищной инспекцией субъектов Российской Федерации, утвержденных Приказом Минстроя РФ от 29.03.1995 №8. Согласно п.4 Методических разработок предписание имеет блочную структуру, отражающую информацию по итогам инспекционных обследований, в том числе: характеристику нарушения с указанием категории и кода пункта, перечень и объем работ для устранения допущенных нарушений, о сроках их выполнения. Одним из требований к данному ненормативному акту является исполнимость предписания, поскольку оно исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер, предусматривает срок исполнения, за нарушение которого наступает административная ответственность. Следовательно, предписание должно содержать законные требования, быть исполнимым, содержать конкретные указания и сроки исполнения, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить лицу в определенный срок для устранения нарушений, при этом, должны быть исключены двоякие формулировки, а изложение – кратким, четким, последовательным, доступным для понимания всем лицам. Как следует из текста предписания №, Администрации г.о.Тольятти указано на необходимость принятия мер по устранению нарушений, предусмотренных п.3 ч.2 ст.26, ч.3 ст.36, ч.2 ст.40 Жилищного кодекса РФ в срок до ДД.ММ.ГГГГ, вместе с тем, указаний на совершение конкретных действий для устранения нарушений органом государственного жилищного надзора в предписании не приведено, что свидетельствует о его неисполнимости, а равно ведет к нарушению прав и законных интересов административного истца. Согласно ответу ГЖИ Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ№ (т.1 л.д.92) на заявление Администрации г.о.Тольятии по вопросу возможности исполнения предписания № от ДД.ММ.ГГГГ разъяснено, что предписание содержит конкретные нарушения законодательства, подлежащие устранению в определенный срок, однако, инспекция не в праве ограничивать Администрацию в выборе способа устранения выявленных нарушений. Принимая во внимание изложенные обстоятельства дела, а также отсутствие до настоящего времени ответа ГЖИ <адрес> с указанием на совершение конкретных действий, необходимых для устранения выявленных в ходе проверки нарушений, суд приходит к выводу о незаконности предписания ГЖИ <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, а равно его отмене. Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд РЕШИЛ: Административное исковые требования Администрации г.о. Тольятти к Государственной жилищной инспекции Самарской области, государственному жилищному инспектору ФИО9, зам.руководителя управления надзора за деятельного регионального оператора, органов местного самоуправления ГИС ЖКХ ФИО5 о признании незаконным предписания органа государственного жилищного надзора об устранении выявленных нарушений – удовлетворить. Признать незаконным и отменить предписание Государственной жилищной инспекции Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ№. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Самара в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ. Председательствующий Е.А. Чиркова |