ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-962/2021 от 10.02.2021 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

УИД: 59RS0004-01-2021-000321-51

Дело № 2а-962/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 февраля 2021 года г.Пермь

Ленинский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Подгайной Н.В.,

при секретаре Корольковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1 к Департаменту градостроительства и архитектуры администрации г.Перми о признании незаконными уведомления, возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Административный истец обратилась в суд с административным иском к Департаменту градостроительства и архитектуры администрации г.Перми о признании незаконными Уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке в части несоответствия параметров, указанных в уведомлении, и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства в связи с расположением земельного участка с кадастровым номером в границах зоны с особыми условиями использования территории – зона катастрофического затопления и необходимости запроса требований и исходных данных для разработки инженерно-технических мероприятий и для обеспечения соответствующей инженерной защиты территории от затопления; уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке; возложении обязанности повторно рассмотреть уведомления административного истца о соответствии планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства с кадастровым номером и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу <Адрес>.

Свои требования административный истец мотивировала тем, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу <Адрес>. На указанном земельном участке расположен жилой дом, общей площадью кв.м., который в связи с давностью постройки и эксплуатации требует проведения работ по реконструкции.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Перми с уведомлением о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.

ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком принято Уведомление о несоответствии планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.

В качестве оснований административным ответчиком было указано:

- отсутствие требований и исходных данных для разработки инженерно-технических мероприятий (инженерной защиты) по предотвращению затопления (подтопления) и последствий затопления (подтопления) в связи с нахождением земельного участка в зоне катастрофического затопления, которые административному истцу необходимо запросить в ГУ МЧС России по Пермскому краю;

- отсутствие сведений об отступах от северной, южной, восточной границ земельного участка на схематическом изображении планируемого к реконструкции объекта капитального строительства, что не позволяет провести проверку соответствия параметров планируемого к реконструкции объекта предельным параметрам разрешенного строительства, установленных Правилами землепользования и застройки города Перми.

Устранив недостатки, административный истец ДД.ММ.ГГГГ вновь обратилась к административному ответчику с уведомлением о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.

ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком выдано уведомление о несоответствии планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.

В качестве основания отказа было указано на отсутствие требований и исходных данных для разработки инженерно-технических мероприятий (инженерной защиты) по предотвращению затопления (подтопления) и последствий затопления (подтопления) в связи с нахождением земельного участка в зоне катастрофического затопления, которые административному истцу необходимо запросить в ГУ МЧС России по Пермскому краю

С указанными уведомлениями от ДД.ММ.ГГГГ в части и от ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме административный истец не согласна, считает их незаконными, ограничивающими ее права как собственника по распоряжению и целевому использованию находящегося в собственности земельного участка, а также возлагающими на нее чрезмерные обязанности по представлению дополнительных документов, не предписанных ГрК РФ либо иными федеральными законами.

Административный истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена судом надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д. 38).

Административный ответчик о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя, представил письменные возражения (л.д.40-45), из которых следует, что возражает против удовлетворения административного иска.

Исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению на основании следующего.

Согласно положению ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (ч. 1 ст. 218).

В соответствии с п. 8 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту Земельного кодекса РФ), одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому, правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к определенной категории разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно ст.7 Земельного кодекса РФ, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда;7) земли запаса. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Статьей 85 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Частью 4 вышеуказанной статьи определено, что земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.

Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.

В соответствии с ч.5 данной статьи, земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.

Согласно положениям ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве), содержащее следующие сведения:

1) фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица);

2) наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

3) кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка;

4) сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц);

5) сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома);

6) сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка;

7) сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости;

8) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком;

9) способ направления застройщику уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7 и пунктом 3 части 8 настоящей статьи (ч.1).

Форма уведомления о планируемом строительстве утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (ч.2).

К уведомлению о планируемом строительстве прилагаются:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок в случае, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;

2) документ, подтверждающий полномочия представителя застройщика, в случае, если уведомление о планируемом строительстве направлено представителем застройщика;

3) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если застройщиком является иностранное юридическое лицо;

4) описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома включает в себя описание в текстовой форме и графическое описание. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в текстовой форме включает в себя указание на параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, цветовое решение их внешнего облика, планируемые к использованию строительные материалы, определяющие внешний облик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, а также описание иных характеристик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, требования к которым установлены градостроительным регламентом в качестве требований к архитектурным решениям объекта капитального строительства. Графическое описание представляет собой изображение внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, включая фасады и конфигурацию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (ч.3).

Документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пункте 1 части 3 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в абзаце первом части 1 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения уведомления о планируемом строительстве, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно. По межведомственным запросам органов, указанных в абзаце первом части 1 настоящей статьи, документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пункте 1 части 3 настоящей статьи, предоставляются государственными органами, органами местного самоуправления и подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, в распоряжении которых находятся указанные документы, в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения соответствующего межведомственного запроса (ч.4).

Застройщик вправе осуществить строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения в соответствии с типовым архитектурным решением объекта капитального строительства, утвержденным в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» для данного исторического поселения. В этом случае в уведомлении о планируемом строительстве указывается на такое типовое архитектурное решение. Приложение описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома к уведомлению о планируемом строительстве не требуется (ч.5).

В случае отсутствия в уведомлении о планируемом строительстве сведений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, или документов, предусмотренных пунктами 2 - 4 части 3 настоящей статьи, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение трех рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве возвращает застройщику данное уведомление и прилагаемые к нему документы без рассмотрения с указанием причин возврата. В этом случае уведомление о планируемом строительстве считается ненаправленным (ч.6).

Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи:

1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;

2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Формы уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (ч.7).

Если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения и в уведомлении о планируемом строительстве не содержится указание на типовое архитектурное решение, в соответствии с которым планируется строительство или реконструкция таких объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления:

1) в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления этого уведомления при отсутствии оснований для его возврата, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, направляет, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, указанное уведомление и приложенное к нему описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия;

2) проводит проверку соответствия указанных в этом уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления этого уведомления, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления этого уведомления;

3) в срок не позднее двадцати рабочих дней со дня поступления этого уведомления направляет застройщику способом, определенным им в этом уведомлении, предусмотренное пунктом 2 части 7 настоящей статьи уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (ч.8).

Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:

1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;

4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения (ч.10).

В уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке должны содержаться все основания направления застройщику такого уведомления с указанием предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые установлены правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами, действуют на дату поступления уведомления о планируемом строительстве и которым не соответствуют параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанные в уведомлении о планируемом строительстве, а также в случае недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке - установленный вид разрешенного использования земельного участка, виды ограничений использования земельного участка, в связи с которыми не допускается строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, или сведения о том, что лицо, подавшее или направившее уведомление о планируемом строительстве, не является застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок. В случае направления застройщику такого уведомления по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 10 настоящей статьи, обязательным приложением к нему является уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения (ч.11).

Согласно положениям п. 5 ст. 16 Федерального закона от 03.08.2018 г. № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции от 02.08.2019) правообладатель дачного или садового земельного участка, правообладатель земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства, в границах населенного пункта, на которых до дня вступления в силу настоящего Федерального закона начаты строительство или реконструкция жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства, вправе до 1 марта 2021 года направить в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления предусмотренное ч.1 ст.51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) уведомление о планируемых строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства. При этом применяются положения статьи 51.1, частей 16 - 21 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). В данном случае получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется.

В судебном заседании установлено, что на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу ФИО1 принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером по адресу <Адрес>, общей площадью кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под жилой дом (л.д. 19).

Согласно кадастровой выписки о земельном участке (л.д. 21-24) земельный участок с кадастровым номером входит в территориальную зону «Зона индивидуальной жилой застройки городского типа с предельной высотой разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства м (Ж-4)».

Также на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу на праве собственности принадлежит жилой дом общей площадью кв.м., расположенный по адресу <Адрес> (л.д. 20).

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась в Департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Перми с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке (л.д. 53-55).

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом градостроительства и архитектуры администрации города Перми принято Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства, в котором административный ответчик уведомил, о несоответствии параметров, указанных в уведомлении, предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства по следующим основаниям: согласно документации по планировке территории, утвержденной Постановлением администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером расположен в зоне существующей индивидуальной застройки. Согласно правилам землепользования и застройки города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Перми» земельный участок расположен в территориальной зоне индивидуальной жилой застройки городского типа (Ж-4). Минимальный отступ от границ земельного участка до места допустимого размещения зданий, строений в данной территориальной зоне составляет 3 м. В п. 3.3.3 «Сведения об отступах от границ земельного участка» и п. 4 «Схематичное изображение планируемого к строительству или реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке» отсутствуют сведения об отступах от северной, южной, восточной границ земельного участка, в связи с чем, не представляется возможным провести проверку соответствия параметров объекта индивидуального жилищного строительства предельным параметрам разрешенного строительства, установленным Правилам. Кроме того, согласно сведений, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, земельный участок полностью расположен в зоне катастрофического затопления (л.д.16-17,49).

Устранив недостатки, административный истец ДД.ММ.ГГГГ вновь обратилась к административному ответчику с уведомлением о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства (л.д. 51-52).

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом градостроительства и архитектуры администрации города Перми принято Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства, в котором административный ответчик уведомил, о несоответствии параметров, указанных в уведомлении, предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства по следующим основаниям: согласно документации по планировке территории, утвержденной Постановлением администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером расположен в зоне существующей индивидуальной застройки. Использование территории в данной зоне определяется спецификой размещения существующей застройки в зоне катастрофического затопления, новое строительство и реконструкция объектов капитального строительства в которой, без индивидуальных мероприятий по предотвращению последствий затопления запрещено. Кроме того, согласно сведений, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, земельный участок полностью расположен в зоне катастрофического затопления (л.д.18, 50).

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий;

Функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение;

Градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов;

Территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты;

Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений;

Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.

Согласно п.35 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, элемент планировочной структуры - часть территории поселения, городского округа или межселенной территории муниципального района (квартал, микрорайон, район и иные подобные элементы).

Виды элементов планировочной структуры устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п.39 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия «объект индивидуального жилищного строительства», «жилой дом» и «индивидуальный жилой дом» применяются в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства настоящим Кодексом, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Постановлением администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении документации по планировке территории жилого района Камская долина, ограниченного ул.Короленко, ул.Маршала Жукова, границей жилого района Средняя Курья и рекой Камой в Ленинском районе города Перми» утверждён проект межевания и проект планировки территории жилого района Камская долина, ограниченного ул.Короленко, ул.Маршала Жукова, границей жилого района Средняя Курья и рекой Камой в Ленинском районе города Перми.

На территории города Перми действуют Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ.

Из содержания абз.1 п.1 ст.7 Правил землепользования и застройки города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ за , следует, что земельные участки и объекты капитального строительства, ставшие не соответствующими настоящим Правилам после внесения изменений в настоящие Правила, могут использоваться без установления срока их приведения в соответствие с настоящими Правилами, за исключением, установленным федеральными законами и настоящими Правилами.

Правилами землепользования и застройки города Перми определена зона индивидуальной жилой застройки городского типа Ж-4.

Зона индивидуальной жилой застройки Ж-4 выделена для обеспечения правовых условий формирования жилых районов из отдельно стоящих и блокированных индивидуальных жилых домов (коттеджей) с минимально разрешенным набором услуг местного значения.

В данной зоне определены такие основные виды разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство, блокированная жилая застройка, детские сады, иные детские дошкольные учреждения, общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, прочие), детские площадки с элементами озеленения, площадки для отдыха с элементами озеленения, площадки для выгула собак с элементами озеленения, жилищно-эксплуатационные и аварийно-диспетчерские службы, диспетчерский пункт электротранспорта, объекты наружного противопожарного водоснабжения (пожарные резервуары, водоемы, пирсы и прочие).

Проанализировав представленные суду доказательства в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком не предоставлено доказательств, подтверждающих, что принадлежащий на праве собственности административному истцу, земельный участок, является ограниченным в обороте. Установленная Постановлением администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ, рекреационная зона (в том числе предполагаемая) входит (или будет входить) в состав территориальной зоны Ж4, выделенной для обеспечения правовых условий формирования жилых районов и отдельно стоящих и блокированных индивидуальных жилых домов (коттеджей) с минимально разрешенным набором местного значения. К числу основных видов разрешенного использования которой отнесено индивидуальное жилищное строительство.

В соответствии с положениями ст. 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя:1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь; 2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; 3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений; 4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в части 1 настоящей статьи размеры и параметры, их сочетания. Предельные параметры разрешенного строительства или реконструкции объектов капитального строительства в составе градостроительного регламента, установленного применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, должны включать в себя требования к архитектурным решениям объектов капитального строительства. Требования к архитектурным решениям объектов капитального строительства могут включать в себя требования к цветовому решению внешнего облика объекта капитального строительства, к строительным материалам, определяющим внешний облик объекта капитального строительства, требования к объемно-пространственным, архитектурно-стилистическим и иным характеристикам объекта капитального строительства, влияющим на его внешний облик и (или) на композицию и силуэт застройки исторического поселения.

С учетом правил землепользования и застройки, действующих на территории города Перми, а также вида разрешенного использования земельного участка, суд не усматривает оснований, препятствующих строительству объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером , площадью кв.м., расположенный по адресу <Адрес>.

Доводы административного ответчика о нахождении земельного участка в зоне катастрофического затопления, также основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований не являются в силу следующего.

В соответствии со ст.67.1 Водного кодекса Российской в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с настоящим Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод.

Решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Положение о зонах затопления, подтопления утверждается Правительством Российской Федерации.

В границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются:

1) размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления;

2) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;

3) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов;

4) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами.

Согласно пункту 3 Правил определения границ зон затопления утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 18 апреля 2014 года № 360 «Об определении границ затопления, подтопления» Зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления (далее - предложения) и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Форма графического описания местоположения границ зон затопления, подтопления, а также требования к точности определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего сведения о границах зон затопления, подтопления, устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации. Решение об установлении или изменении зон затопления, подтопления оформляется актом Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов).

В силу пункта 5 Правил Зоны затопления, подтопления считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зонах затопления, подтопления, соответствующих изменений в сведения о таких зонах в Единый государственный реестр недвижимости. Зоны затопления, подтопления считаются прекратившими существование со дня исключения сведений о них из Единого государственного реестра недвижимости.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий включаются в Единый государственный реестр недвижимости.

Так как сведения о границах зоны катастрофического затопления, в Единый государственный реестр недвижимости не включены, доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, подтверждающих нахождение спорного земельного участка в зоне затопления, подтопления, установленной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, определенном Положением, в материалы дела административным ответчиком не представлено, суд приходит к выводу, что установленный законом порядок определения границ зон затопления не был соблюден, а, следовательно, отсутствует возможность сопоставления зоны затопления и территории спорного земельного участка. В связи с этим решения Департамента о невозможности проведения ФИО1 строительства объекта индивидуального жилищного строительства, без выполнения инженерно-технических мероприятий по защите от затопления, не основано на законе.

При таких обстоятельствах, следует признать незаконными Уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке в части несоответствия параметров, указанных в уведомлении, и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства в связи с расположением земельного участка с кадастровым номером в границах зоны с особыми условиями использования территории – зона катастрофического затопления и необходимости запроса требований и исходных данных для разработки инженерно-технических мероприятий и для обеспечения соответствующей инженерной защиты территории от затопления и уведомление от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд считает необходимым обязать Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми устранить в полном объеме допущенные нарушения прав административного истца, путем повторного рассмотрения уведомления административного истца.

На основании п.4 ч.3 ст. 227 КАС РФ настоящее решение опубликованию в печатных изданиях не подлежит.

С учётом изложенного, руководствуясь ст.ст. 173-180, 227 КАС РФ суд,

р е ш и л :

уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке в части несоответствия параметров, указанных в уведомлении, и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства в связи с расположением земельного участка с кадастровым номером в границах зоны с особыми условиями использования территории – зона катастрофического затопления и необходимости запроса требований и исходных данных для разработки инженерно-технических мероприятий и для обеспечения соответствующей инженерной защиты территории от затопления и уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, признать незаконными.

Возложить на Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми обязанность повторно, в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть уведомления ФИО1 , о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером , площадью кв.м., расположенном по адресу <Адрес>, о чём в течение месяца сообщить административному истцу и суду.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия решения судом.

Председательствующий подпись Н.В.Подгайная

Копия верна, судья

Подлинник настоящего судебного акта находится в материалах дела Ленинского районного суда г.Перми № 2а-962/2021.