Дело № 2а-963/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 марта 2020 года Великий Новгород
Новгородский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Мисилиной О.В.,
при секретаре Павловой П.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Ассоциации арбитражных управляющих «Центр финансового оздоровления предприятий агропромышленного комплекса», ФИО2 о признании незаконным действия,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с иском к Ассоциации арбитражных управляющих «Центр финансового оздоровления предприятий агропромышленного комплекса» о признании незаконным действия.
В обоснование административного иска указано, что 29 ноября 2019 года ФИО1 обратился в Ассоциацию арбитражных управляющих «Центр финансового оздоровления предприятий агропромышленного комплекса» (далее по тексту также – Ассоциация, ААУ «ЦФОП АПК») с заявлением о совершении организованной группой лиц преступления, ответственность за которое установлена ч. 4 ст. 159 УК РФ. В заявлении истец просил привлечь конкурсного управляющего ФИО3 к дисциплинарной ответственности, за допущенное незаконное бездействие и переадресовать данное обращение в органы следствия и дознания.
11 декабря 2019 года Ассоциация, в лице директора ААУ «ЦФОП АПК» ФИО2, отказала истцу в удовлетворении его просьбы по тем основаниям, что согласно положению Приказа Минэкономразвития России № 32 от 03.07.2015 года, в проведении проверки деятельности арбитражного управляющего ФИО3 при исполнении ею обязанностей конкурсного управляющего в деле № А44-4426/2019 о банкротстве СКПК «Доходъ» отказано по причине отсутствия в обращении указания на факты нарушения арбитражным управляющим требований Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», а также невозможности подтвердить полномочия лица, подписавшего текст жалобы (обращения).
В заявлении в Ассоциацию истец сообщил о нарушениях конкурсного управляющего СКПК «Доходъ» ФИО3 требований Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», а именно, то обстоятельство, что ФИО3 знала о заключении СКПК «Доходъ» мошенническим путем ничтожных договоров на сумму свыше 7000000 руб., однако в правоохранительные органы в порядке, установленном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», с заявлением о возможном преступлении не обратились.
В силу требований федерального законодательства административный ответчик обязан был направить указанное сообщение о преступлении в органы следствия и дознания, что им не сделано. Бездействием ответчика (действиями по уклонению от перенаправления сообщения о преступлении) нарушены имущественные права конкурсных кредиторов, нарушено право истца на обращение (на рассмотрение обращения и получения ответа по существу обращения). Обращение в порядке подчиненности не направлялось и не рассматривалось.
На основании изложенного, истец просит признать бездействие Ассоциации незаконным в части принятия мер по пунктам просительной части заявления административного истца от 29 ноября 2019 года и обязать устранить допущенные нарушения.
Судом к участию в деле привлечены в качестве заинтересованных лиц конкурсный управляющий СКПК «Доходъ» ФИО3, директор Ассоциации ФИО2, СКПК «Доходъ».
Впоследствии определением суда к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен директор Ассоциации ФИО2
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, извещен надлежащим образом, в заявлении просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика Ассоциации арбитражных управляющих «Центр финансового оздоровления предприятий агропромышленного комплекса», административный ответчик ФИО2 в суд не явились, извещены надлежащим образом. ФИО2 просил рассмотреть дело без своего участия.
Заинтересованное лицо ФИО3, представители заинтересованных лиц СКПК «Доходъ», Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в суд не явились, извещены надлежащим образом.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено, что решением Арбитражного суда Новгородской области по делу А44-4426/2019 от 23 августа 2019 года СКПК «Доходъ» признан несостоятельным (банкротом) и в его отношении открыто конкурсное производство по упрощенной процедуре ликвидируемого должника сроком на шесть месяцев, до 23 февраля 2020 года.
Вышеуказанным решением арбитражного суда конкурсным управляющим СКПК «Доходъ» утверждена ФИО3 (<данные изъяты>), член Ассоциации арбитражных управляющих «Центр финансового оздоровления предприятий агропромышленного комплекса».
29 ноября 2019 года ФИО1 обратился с заявлением в Некоммерческое партнерство «Центр финансового оздоровления предприятий агропромышленного комплекса» о совершении конкурсным управляющим СКПК «Доходъ» (далее также - Кооператив) должностного преступления, который уклонился от подачи заявления в правоохранительные органы о возможном преступлении, выразившимся в заключении Кооперативом договоров передачи личных сбережений с физическими лицами после выхода 01 июня 2018 года из Ассоциации «Саморегулируемая организация кредитных кооперативов «Содействие». (Кооператив в иную саморегулируемую организацию (СРО) не вступил). Просил за допущенное преступное деяние привлечь конкурсного управляющего ФИО3 к дисциплинарной ответственности, направить его обращение в органы следствия и дознания.
Ответом от 11 декабря 2019 года административный ответчик Ассоциация в лице директора ФИО2 отказала в удовлетворении данного заявления по тем основаниям, что деятельность СРО арбитражных управляющих урегулирована положениями Федеральных законов «О несостоятельности (банкротстве)» и «О саморегулируемых организациях», согласно которым СРО арбитражных управляющих неправомочно подменять своими функциями судебные органы, проводить проверки на соблюдение органами исполнительной, судебной власти требований действующего законодательства, и тем, что, согласно положению Приказа Минэкономразвития России № 32 от 03.07.2015, в проведении проверки деятельности арбитражного управляющего ФИО3 при исполнении ею обязанностей конкурсного управляющего в деле № А44-4426/2019 о банкротстве Кооператива отказано по причине отсутствия в обращении указания на факты нарушения арбитражным управляющим требований Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», а также невозможности подтвердить полномочия лица, подписавшего текст жалобы (обращения).
В соответствии со ст. 6 ФЗ «О саморегулируемых организациях» саморегулируемая организация осуществляет следующие основные функции:
1) разрабатывает и устанавливает условия членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемой организации;
2) применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов;
3) осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом некоммерческой организации или иным документом, утвержденными решением общего собрания членов саморегулируемой организации;
4) представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
5) организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами;
6) обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывает информацию об этой деятельности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации;
7) осуществляет контроль за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации;
8) рассматривает жалобы на действия членов саморегулируемой организации и дела о нарушении ее членами требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации;
9) ведет реестр членов саморегулируемой организации в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 2 ст. 22 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» саморегулируемая организация арбитражных управляющих обязана:
разрабатывать и устанавливать условия членства арбитражных управляющих в саморегулируемой организации;
разрабатывать и устанавливать обязательные для выполнения членами саморегулируемой организации стандарты и правила профессиональной деятельности;
контролировать профессиональную деятельность членов саморегулируемой организации в части соблюдения требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности, в том числе посредством проведения проверки в порядке и с периодичностью, которые установлены федеральными стандартами;
рассматривать жалобы на действия члена саморегулируемой организации, исполняющего обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве;
применять меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов, в том числе исключение из членов саморегулируемой организации, соблюдать утвержденный в соответствии с настоящим Федеральным законом порядок применения мер дисциплинарного воздействия и порядок рассмотрения дел о нарушении членами саморегулируемой организации требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности;
заявлять в арбитражный суд ходатайства об отстранении от участия в деле о банкротстве арбитражного управляющего - члена саморегулируемой организации в случае исключения арбитражного управляющего из членов саморегулируемой организации в срок не позднее дня, следующего за днем такого исключения, а также в случаях нарушения арбитражным управляющим условий членства в саморегулируемой организации, требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности, применения к арбитражному управляющему административного наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения и в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом;
осуществлять анализ деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом некоммерческой организации или иным документом, утвержденным решением общего собрания членов саморегулируемой организации;
хранить отчеты арбитражных управляющих и иные документы, утвержденные решением общего собрания членов саморегулируемой организации, в течение пяти лет с даты представления соответствующего документа;
осуществлять организацию и проведение стажировки гражданина Российской Федерации в качестве помощника арбитражного управляющего;
осуществлять с соблюдением требований настоящего Федерального закона, Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и в соответствии с перечнем обязательных сведений, включаемых саморегулируемой организацией в реестр арбитражных управляющих, и порядком ведения саморегулируемой организацией такого реестра, утвержденным в форме федерального стандарта, включение в реестр членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих обязательных сведений и ведение такого реестра;
обеспечивать формирование компенсационного фонда саморегулируемой организации для финансового обеспечения ответственности по возмещению убытков, причиненных членами саморегулируемой организации при исполнении обязанностей арбитражных управляющих;
организовывать повышение уровня профессиональной подготовки своих членов;
по запросам судьи, органа по контролю (надзору) в случае возбуждения дела об административном правонарушении, в том числе при проведении административного расследования в отношении арбитражного управляющего, представлять документы, которые содержат информацию об исполнении арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и имеют отношение к указанному делу об административном правонарушении;
заключить с управляющей компанией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами (далее - управляющая компания), и со специализированным депозитарием, имеющим лицензию на осуществление депозитарной деятельности и лицензии на осуществление деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (далее - специализированный депозитарий), договоры, предусмотренные настоящим Федеральным законом, в срок не позднее чем в течение девяноста дней с даты включения сведений о некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, заявлять в арбитражный суд ходатайства об освобождении от участия в деле о банкротстве арбитражного управляющего - члена саморегулируемой организации в случаях, установленных настоящим Федеральным законом;
в срок не позднее чем в течение четырнадцати рабочих дней с даты возникновения несоответствия саморегулируемой организации требованиям пункта 2 статьи 21 настоящего Федерального закона представлять в орган по контролю (надзору) информацию о таком несоответствии;
проводить в порядке, установленном федеральными стандартами, стандартами и правилами профессиональной деятельности, аккредитацию лиц, привлекаемых арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве;
обеспечивать доступ к включенным в реестр членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих сведениям заинтересованных в их получении лиц в порядке, установленном регулирующим органом;
разрабатывать и устанавливать обязательный для выполнения саморегулируемой организацией порядок проведения процедуры выбора кандидатуры арбитражного управляющего, включая критерии выбора, для целей, указанных в абзаце втором пункта 1 и пункте 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
разрабатывать и устанавливать обязательный для выполнения саморегулируемой организацией порядок определения компетентности, добросовестности и независимости арбитражного управляющего, включая критерии определения, в зависимости от особенностей дела о банкротстве конкретного должника и процедуры, применяемой в деле о его банкротстве, для целей, указанных в абзаце втором пункта 5 статьи 45 настоящего Федерального закона.
Приказ Минэкономразвития России от 03.07.2015 № 432 «Об утверждении Федерального стандарта деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих «Правила проведения саморегулируемой организацией арбитражных управляющих проверок профессиональной деятельности членов саморегулируемой организации в части соблюдения требований Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности» устанавливает правила проведения саморегулируемой организацией арбитражных управляющих (далее - саморегулируемая организация, СРО) проверок профессиональной деятельности членов саморегулируемой организации (арбитражных управляющих) в части соблюдения требований Закона о банкротстве, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности саморегулируемой организации (далее - проверка профессиональной деятельности).
Исходя из вышеизложенного, у Ассоциации отсутствовали основания для проведении проверки в действиях указанных в обращении ФИО1 лиц признаков уголовного преступления, поскольку в полномочия Ассоциации не входит проведение подобных проверок, и отсутствовали основания для привлечения конкурсного управляющего ФИО3 к дисциплинарной ответственности, в связи с тем, что заявителем не были указаны факты нарушения управляющим требований Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Также у административного ответчика не имелось правовых оснований для перенаправления заявления ФИО1 в правоохранительные органы. Кроме того, административный истец был вправе самостоятельно обратиться в правоохранительные органы с заявлением о проведении проверки при наличии подозрений о совершении преступления. Также административный истец при наличии у него полномочий представлять интересы конкурсного кредитора ФИО4 вправе был в случае наличия у него подозрений в неправомерных действиях конкурсного управляющего при исполнении последним своих должностных обязанностей обратиться в Арбитражный суд Новгородской области в рамках рассмотрения дела о банкротстве, либо в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии с жалобой на действия конкурсного управляющего.
При обращении с заявлением в Ассоциацию (Некоммерческое партнерство «Центр финансового оздоровления предприятий агропромышленного комплекса») ФИО1 указывал, что является представителем конкурсного кредитора <данные изъяты> по заявлению которого решением Арбитражного суда Новгородской области от 23 августа 2019 года по делу № А44-4426/2019 СКПК «Доходъ» признан несостоятельным (банкротом). При этом, административный истец ФИО1 конкурсным кредитором Кооператива не является, в предварительном судебном заседании по настоящему делу пояснил суду, что с данным обращением выступал как частное лицо, в защиту прав и законных интересов <данные изъяты> не выступал.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Данной совокупности в рассматриваемом деле не имеется.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что применительно к ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ бездействие со стороны административных ответчиков не допущено, доказательств нарушения прав административного истца суду не представлено, в связи с чем, у суда отсутствуют основания для удовлетворения административного иска.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск ФИО1 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий О.В. Мисилина
Мотивированное решение составлено 24 марта 2020 года