ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-963/20 от 15.09.2020 Бахчисарайского районного суда (Республика Крым)

№ 2а-963/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Бахчисарай

Бахчисарайский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи –

Корбут А.О.

при секретаре –

Шепелевой Д.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Верхореченскому сельскому совету Бахчисарайского района Республики Крым, председателю Верхореченского сельского совета - главе администрации Верхореченского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, заинтересованные лица: прокуратура Бахчисарайского района Республики Крым, Комитет по противодействию коррупции Республики Крым, о признании незаконным решения, признании незаконными действия (бездействия) депутатов, обязании совершить определенные действия, -

установил:

27 апреля 2020 года ФИО2 обратился в Бахчисарайский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением к Верхореченскому сельскому совету Бахчисарайского района Республики Крым, в котором, уточнив административные исковые требования, просит признать незаконным решения № 39 от 10 марта 2020 года 7-ой сессии 2 созыва Верхореченского сельского совета Бахчисарайского района Республики Крым; признать незаконным отсутствие действий ответчика по не подтверждению в судебном порядке фактов и обстоятельств о противоправности способа подачи ФИО2 справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в орган по профилактике коррупционных и иных правонарушений через портал Гослуслуг, который регламентирован федеральными властями Российской Федерации в рамках действующей инфраструктуры электронного правительства, созданной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2011 года № 977 «О федеральной государственной информационной системе ЕСИА»; признать незаконным отсутствие действий ответчика по выражению своего несогласия с неподтвержденными в судебном порядке позициями ФИО3 С.В., изложенной в письме за исх. № 1/01-53/1176 от 28 февраля 2020 года и представления и.о. прокурора Бахчисарайского района ФИО9 от 4 марта 2020 года за /Прдп, которым придана сила судебного решения, признающего нарушения депутатом ФИО2 антикоррупционного законодательства; признать незаконными отсутствие действий ответчика по выражению своего несогласия с позицией представления и.о. прокурора Бахчисарайского района ФИО9 от 4 марта 2020 года /Прдп, выводы и заключения которой основаны на положениях субъектного Закона от 14 марта 2018 года № 479-ЗРК/2018, действие которого подпунктом «а» части 3 Указа Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года № 460 (ред. от 9 октября 2017 года) исключена из порядка предоставления Справки о доходах; признать незаконными отсутствие действий ответчика по выражению своего несогласия с позицией представления и.о. прокурора Бахчисарайского района ФИО9 от 4 марта 2020 за /Прдп, выводы и заключения которой основаны на отсутствующем положении субъектного Закона от 14 марта 2018 года № 479-ЗРК/18, цитирую: «подлинник которой предоставляется в орган по профилактике коррупционных и иных правонарушений»; признать незаконным отсутствие действий ответчика по выражению своего несогласия с позицией представления и.о. прокурора Бахчисарайского района ФИО9 от 4 марта 2020 года за /Прдп, выводы и заключения которой основаны ссылкой на рекомендательные подзаконные акты (Методические рекомендации), положения которых, в силу лингвистического смысла слова «рекомендации» - не образуют обязующего правила для депутата; признать незаконными отсутствие действий ответчика по признанию удостоверенного письмом председателя Комитета по противодействию коррупции Республики Крым за исх. 01/20 от ДД.ММ.ГГГГ и представлением и.о. прокурора Бахчисарайского района ФИО9 от 4 марта 2020 года за /Прдп фактов подачи депутатом ФИО2 и двукратной регистрации председателем Комитета по противодействию коррупции Республики Крым справки о доходах, доказательством, которыми исчерпывающе опровергаются обвинения в нарушении ФИО2 антикоррупционного законодательства; признать незаконными отсутствие действий ответчика по признанию факта, что запрос от депутата ФИО2 от 30 декабря 2019 года о предоставлении ему формы Справки о доходах у главы поселения ФИО11 - остался нерассмотренным и без ответа; признать незаконным отсутствие действий по указанию в тексте оспариваемого решения нормы права, которыми действующее законодательство наделяет орган по профилактике коррупционных правонарушений правомочием «считать не поданной» дважды зарегистрированную Комитетом по противодействию коррупции Республики Крым Справку о доходах; признать незаконным отсутствие действий ответчика по исключению из своего внимания заявленных под протокол сессии депутатом ФИО10 недостоверных сведений, о том, что органом по профилактике коррупционных и иных правонарушений административному истцу предлагалось отозвать поданную Справку о доходах и в месячный срок подать ее лично в Комитет; признать незаконным отсутствие действий ответчика по установлению умысла к нарушению антикоррупционного законодательства в подаче через портал Госуслуг депутатом ФИО2 Справки о доходах; признать незаконным отсутствие действий ответчика по выражению оценочного мнения, что решение органа по профилактике коррупционных правонарушений «считать не поданной» дважды им зарегистрированную Справку о доходах - свидетельствует скорее о наличии признаков неподобающего правоприменения действующего законодательства со стороны работников Комитета по противодействию коррупции Республики Крым с умыслом к прекращению депутатских полномочий у ФИО2 за конструктивную критику в адрес властей; признать незаконным действия ответчика по исключению из своего внимания, что требование к изготовлению Справки о доходах с использованием специального программного обеспечения «Справки БК», - получает свое надлежащее законодательное закрепление лишь в редакции Указа Президента Российской Федерации № 13 от.15 января 2020 года и вступает в силу через пол года – с 1 июля 2020 года; признать незаконными действия ответчика по исключению из своего внимания, что позиция члена партии «Единая Россия», Главы Крыма Аксенова С.В. противоречит позиции партии «Единая Россия», выраженной секретарем Бахчисарайского местного отделения Крымского регионального отделения Всероссийской партии «Единая Россия» об объявлении благодарности депутату ФИО2 за применение современных средств коммуникации при исполнении своих обязанностей для налаживания конструктивного диалога между властью, и жителями района с целью наиболее полного вовлечения граждан в решение вопросов местного значения; признать незаконными действия ответчика по необеспечению участия представителя прокуратуры района, как это предписано Представлением и.о. прокурора Бахчисарайского района ФИО9 от 4 марта 2020 года за /Прдп, на что было депутатом ФИО2 обращено внимание; признать незаконным отсутствие действий ответчика по учету того факта, что письмо Главы Республики Крым исх. от 28 февраля 2020 года не является судебным решением и не может служить доказательством о наличии конкретных противоправных решений или действий (бездействий) депутата, что это письмо служит лишь основанием для инициирования судебной проверки обстоятельств, которые послужили Главе Республики Крым поводом для обвинения депутата ФИО2 в нарушении антикоррупционного законодательства; признать нарушение ответчиком права административного истца на конституционную самостоятельность органа самоуправления; признать нарушение ответчиком права на привлечение административного истца к ответственности на основании судебного решения, а - не на основании гипотетического мнения субъектов властного права.

Вместе с тем, 3 июня 2020 года ФИО2 обратился в Бахчисарайский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением к Верхореченскому сельскому совету Бахчисарайского района Республики Крым, в котором просит признать незаконным решения № 39 от 10 марта 2020 года 7 сессии 2 созыва Верхореченского сельского совета Бахчисарайского района Республики Крым; признать незаконными действия/бездействия депутатов Верхореченского сельского совета Бахчисарайского района Республики Крым по неосуществлению запроса до принятия решения об увольнении (досрочном прекращении полномочий, освобождения от должности) у лица, замещающего муниципальную должность, о предоставлении письменных объяснений; по не составлению соответствующего акта, если по истечении трех рабочих дней со дня предъявления лицу, замещающему муниципальную должность, требования о предоставлении письменных объяснений – последние не предоставлены; по неосуществлению <данные изъяты> голосования при принятии решения № 39 от 10 марта 2020 года; по не указанию в решении № 39 от 10 марта 2020 года существа совершенного административным истцом коррупционного правонарушения и положения нормативно-правовых актов, которые административным истцом нарушены, а также по не указанию оснований предусмотренных ст. ст. 7.1, 13.1 ФЗ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Административное исковое заявление мотивировано тем, что по результатам рассмотрения письма Главы Республики Крым от 28 февраля 2020 года о досрочном прекращении полномочий депутата Верхореченского сельского совета Бахчисарайского района Республики Крым второго созыва ФИО2, решением Верхореченского сельского совета Бахчисарайского района Республики Крым № 39 от 10 марта 2020 года досрочно прекращены полномочия депутата второго созыва Верхореченского сельского совета Бахчисарайского района Республики Крым ФИО2

ФИО2 полагает, что административный ответчик, при принятии указанного решения, оставил без внимания информацию и доказательства административного истца о факте предоставления им сведений о его доходах и о доходах его семьи на Портал Правительства Республики Крым в интернет-приемную электронным сообщением от 9 января 2020 года.

Определением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 3 июля 2020 года объединены в одно производство административное дело № 2а-963/2020 по административному исковому заявлению ФИО2 к Верхореченскому сельскому совету Бахчисарайского района Республики Крым, председателю Верхореченского сельского совета - главе администрации Верхореченского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия и административное дело № 2а-1061/2020 по административному исковому заявлению ФИО2 к Верхореченскому сельскому совету Бахчисарайского района Республики Крым, о признании незаконным решения, признании незаконным действий и бездействий.

Административному делу присвоен общий номер № 2а-963/2020.

В судебное заседание стороны не явились, о времени и месте рассмотрения указанного административного дела извещены надлежащим образом (111, 112, 113).

Заинтересованные лица также не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения указанного административного дела извещены надлежащим образом (л.д. 116, 136).

Суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, в порядке ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления, по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 (соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения) и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконным решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (ч. 8 ст. 226 КАС РФ).

Судом установлено, а материалами дела подтверждено, что ФИО2 являлся депутатом второго созыва Верхореченского сельского совета Бахчисарайского района Республики Крым.

9 января 2020 года в Комитет по противодействию коррупции Республики Крым через интернет-приемную Портала Правительства Республики Крым в электроном виде поступило обращение ФИО2, содержащее сведения о его доходах и о доходах его семьи.

10 января 2020 года Комитет по противодействию коррупции Республики Крым в письме № 01/20 разъяснил ФИО2 установленный порядок и сроки представления сведений о доходах.

Получение ФИО2 письма от 10 января 2020 года № 01/20 не оспаривается и административным истцом, что следует из содержания административного искового заявления.

Вместе с тем, поскольку ФИО2 в установленном порядке не представил в Комитет по противодействию коррупции Республики Крым сведения о доходах в четырехмесячный срок со дня принятия Территориальной избирательной комиссией Бахчисарайского района Республики Крым решения об избрании его депутатом, Главой Республики Крым была направлена информация о непредставлении ФИО2 в установленном порядке сведений о доходах в Верхореченский сельский совет.

Как следует из письма Главы Республики Крым от 28 февраля 2020 года , адресованного председателю Верхореченского сельского совета – главе администрации Верхореченского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым ФИО11, депутат Верхореченского сельского совета Бахчисарайского района Республики Крым второго созыва ФИО2 сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом и передачи ему вакантного депутатского мандата Главе Республики Крым не представил.

В связи непредставлением сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Глава Республики Крым просил рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Верхореченского сельского совета Бахчисарайского района Республики Крым второго созыва ФИО2 в соответствии с действующим законодательством (л.д. 130).

Вместе с тем, 4 марта 2020 года в адрес председателя Верхореченского сельского совета – главы администрации Верхореченского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым и.о. прокурора Бахчисарайского района Республики Крым, по результатам проведенной прокуратурой района проверки исполнения требований федерального законодательства о противодействии коррупции, вынесено представление об устранении нарушения законодательства о противодействии коррупции.

Из указанного представления следует, что 9 января 2020 года в Комитет по противодействию коррупции посредством электронной связи поступили сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении ФИО2 и членов его семьи.

Игнорируя требования антикоррупционного законодательства, законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, депутат ФИО2 подлинник указанной справки в установленном порядке и в предусмотренные законом сроки не представил.

Тем самым не исполнил возложенные на него обязанности и совершил коррупционное правонарушение (л.д. 121-122).

Решением 7 сессии 2 созыва Верхореченского сельского совета Бахчисарайского района Республики Крым № 39 от 10 марта 2020 года, досрочно прекращены полномочия депутата Верхореченского сельского совета Бахчисарайского района Республики Крым ФИО2, в связи с неисполнением им обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО2 был рассмотрен на основании письма Главы Республики Крым от 28 февраля 2020 года о досрочном прекращении полномочий депутата Верхореченского сельского совета Бахчисарайского района Республики Крым второго созыва ФИО2, в связи с выявлением фактов не предоставления им сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Главе Республики Крым в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, а также представления прокуратуры Бахчисарайского района Республики Крым «Об устранении нарушения законодательства о противодействии коррупции» от 4 марта 2020 года /Прдп (л.д. 129).

Согласно статье 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат - член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения.

В соответствии с частью 7.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

Конституционный Суд Российской Федерации отмечал, что досрочное прекращение полномочий депутата вследствие нарушения запрета (несоблюдения требования), связанного с его публично-правовым статусом, выступает, по сути, в качестве специальной меры конституционно-правовой ответственности (Постановление от 27 декабря 2012 года № 34-П), а гражданин, добровольно избирая такой род занятий, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус (Определение от 26 января 2017 года № 104-О).

Следовательно, гражданин, вступая в должность депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принимает на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этим статусом обязанности и ограничения. В связи с этим возможность привлечения его к конституционно-правовой ответственности, в том числе в виде досрочного прекращения депутатских полномочий за несоблюдение соответствующих обязанностей и ограничений, не может сама по себе рассматриваться как нарушение принципов справедливости и соразмерности.

Часть 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» закрепляет обязанность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Законом Республики Крым от 16 сентября 2014 года № 77-ЗРК «О Реестре муниципальных должностей в Республике Крым» должность депутата сельского совета отнесена к муниципальным должностям в Республике Крым.

Согласно части 4.2 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», если иное не установлено федеральным законом, лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о доходах высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации в порядке установленном законом субъекта Российской Федерации.

В Республике Крым порядок представления лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах установлен Законом Республики Крым от 14 марта 2018 года № 479-ЗРК/2018 «О порядке представления гражданами, претендующими на замещение должности главы местной администрации по контракту, муниципальной должности, лицами замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверки достоверности и полноты указанных сведений».

Исходя из положений ст. 2 Закона Республики Крым № 479-ЗРК/2018, депутат представительного органа сельского поселения, осуществляющий свои полномочия на непостоянной основе, представляет сведения о доходах в течение 4 месяцев со дня избрания депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата в орган Республики Крым по профилактике коррупционных и иных правонарушений – Комитет.

В соответствии со статьей 2 Закона Республики Крым № 479-ЗРК/2018 лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о доходах по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки в Комитет. При этом заполнение справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера осуществляется с использованием специального программного обеспечения «Справки БК», размещенного на официальном сайте государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Частью 3 статьи 2 Закона Республики Крым № 479-ЗРК/2018 предусмотрено, что подлинники справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные в соответствии с настоящим Законом в орган по профилактике коррупционных и иных правонарушений лицами, замещающими должность, по окончании календарного года направляются в соответствующие органы местного самоуправления для приобщения к личным делам.

Как следует из пункта 5 Методических рекомендаций по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2020 году (за отчетный 2019 год), разработанных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, при невозможности представить сведения лично служащему (работнику) рекомендуется направить их в государственный орган, орган местного самоуправления, организацию посредством почтовой связи.

Исходя из системного анализа вышеуказанных норм материального закона, суд приходит к выводу о том, что представление сведений о доходах в электронном виде, без направления соответствующего экземпляра на бумажном носителе, не предусмотрено.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» критериями требований, определяющих качество предоставляемых депутатами представительных органов местного самоуправления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, выступает их полнота и достоверность.

Непредставление, представление не в полном объеме, искажение указанных сведений является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий, что является мерой публичной ответственности за совершенное правонарушение.

В случае неисполнения указанной обязанности лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия на основании пункта 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Согласно части 10.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.

Решение о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования вправе принять представительный орган муниципального образования (часть 11 статьи 40 названного Федерального закона).

В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 41 Устава муниципального образования Верхореченское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым, полномочия депутата прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами, Законом Республики Крым «Об основах местного самоуправления в Республике Крым».

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена.

Решение 7 сессии 2 созыва Верхореченского сельского совета Бахчисарайского района Республики Крым № 39 от 10 марта 2020 года «О досрочном прекращении полномочий депутата второго созыва ФИО6 сельского совета Бахчисарайского района Республики Крым ФИО2» принято в установленном порядке, в пределах полномочий представительного органа, основания для принятия оспариваемого решения имелись.

Оценивая доводы административного истца о том, что отсутствие действия ответчика по не подтверждению в судебном порядке фактов и обстоятельств о противоправности способа подачи ФИО2 справки о доходах в орган по профилактике коррупционных и иных правонарушений через портал Гослуслуг является незаконным; отсутствие действий ответчика по не подтверждению в судебном порядке фактов и обстоятельств о противоправности способа подачи ФИО2 справки о доходах в орган по профилактике коррупционных и иных правонарушений через портал Гослуслуг является незаконным; отсутствие действий ответчика по выражению своего несогласия с неподтвержденными в судебном порядке позициями Главы Крыма Аксенова С.В., изложенной в письме за исх. от 28 февраля 2020 года и представления и.о. прокурора Бахчисарайского района ФИО9 от 4 марта 2020 года за /Прдп, которым придана сила судебного решения, признающего нарушения депутатом ФИО2 антикоррупционного законодательства, являются незаконными; отсутствие действий ответчика по выражению своего несогласия с позицией представления и.о. прокурора Бахчисарайского района ФИО9 от 4 марта 2020 года /Прдп, выводы и заключения которой основаны на положениях субъектного Закона от 14 марта 2018 года № 479-ЗРК/2018, действие которого подпунктом «а» части 3 Указа Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года № 460 (ред. от 9 октября 2017 года) исключена из порядка предоставления Справки о доходах являются незаконными; отсутствие действий ответчика по выражению своего несогласия с позицией представления и.о. прокурора Бахчисарайского района ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ за /Прдп, выводы и заключения которой основаны ссылкой на рекомендательные подзаконные акты (Методические рекомендации), положения которых, в силу лингвистического смысла слова «рекомендации» - не образуют обязующего правила для депутата являются незаконными; отсутствие действий ответчика по признанию удостоверенного письмом председателя Комитета по противодействию коррупции Республики Крым за исх. 01/20 от 10 января 2020 года и представлением и.о. прокурора Бахчисарайского района ФИО9 от 4 марта 2020 года за /Прдп фактов подачи депутатом ФИО2 и двукратной регистрации председателем Комитета по противодействию коррупции Республики Крым справки о доходах, доказательством, которыми исчерпывающе опровергаются обвинения в нарушении ФИО2 антикоррупционного законодательства являются незаконными; отсутствие действий ответчика по признанию факта, что запрос от депутата ФИО2 от 30 декабря 2019 года о предоставлении ему формы Справки о доходах у главы поселения ФИО11 - остался нерассмотренным и без ответа является незаконным; отсутствие действий по указанию в тексте оспариваемого решения нормы права, которыми действующее законодательство наделяет орган по профилактике коррупционных правонарушений правомочием «считать не поданной» дважды зарегистрированную Комитетом по противодействию коррупции Республики Крым Справку о доходах не законными; отсутствие действий ответчика по исключению из своего внимания заявленных под протокол сессии депутатом ФИО10 недостоверных сведений, о том, что органом по профилактике коррупционных и иных правонарушений административному истцу предлагалось отозвать поданную Справку о доходах и в месячный срок подать ее лично в Комитет являются незаконными; отсутствие действий ответчика по установлению умысла к нарушению антикоррупционного законодательства в подаче через портал Госуслуг депутатом ФИО2 Справки о доходах является незаконным; отсутствие действий ответчика по выражению оценочного мнения, что решение органа по профилактике коррупционных правонарушений «считать не поданной» дважды им зарегистрированную Справку о доходах - свидетельствует скорее о наличии признаков неподобающего правоприменения действующего законодательства со стороны работников Комитета по противодействию коррупции Республики Крым с умыслом к прекращению депутатских полномочий у ФИО2 за конструктивную критику в адрес властей является незаконной; действия ответчика по исключению из своего внимания, что требование к изготовлению Справки о доходах с использованием специального программного обеспечения «Справки БК», - получает свое надлежащее законодательное закрепление лишь в редакции Указа Президента Российской Федерации № 13 от 15 января 2020 года и вступает в силу через пол года – с 1 июля 2020 года является незаконным; действия ответчика по исключению из своего внимания, что позиция члена партии «Единая Россия», Главы Крыма Аксенова С.В. противоречит позиции партии «Единая Россия», выраженной секретарем Бахчисарайского местного отделения Крымского регионального отделения Всероссийской партии «Единая Россия» об объявлении благодарности депутату ФИО2 за применение современных средств коммуникации при исполнении своих обязанностей для налаживания конструктивного диалога между властью, и жителями района с целью наиболее полного вовлечения граждан в решение вопросов местного значения является незаконной; действия ответчика по необеспечению участия представителя прокуратуры района, как это предписано представлением и.о. прокурора Бахчисарайского района ФИО9 от 4 марта 2020 года за /Прдп, на что было депутатом ФИО2 обращено внимание является незаконным; отсутствие действий ответчика по учету того факта, что письмо ФИО12 Республики Крым исх. от 28 февраля 2020 года не является судебным решением и не может служить доказательством о наличии конкретных противоправных решений или действий (бездействий) депутата, что это письмо служит лишь основанием для инициирования судебной проверки обстоятельств, которые послужили Главе Республики Крым поводом для обвинения депутата ФИО2 в нарушении антикоррупционного законодательства является незаконным; незаконными являются действия/бездействия депутатов Верхореченского сельского совета Бахчисарайского района Республики Крым по неосуществлению запроса до принятия решения об увольнении (досрочном прекращении полномочий, освобождения от должности) у лица, замещающего муниципальную должность, о предоставлении письменных объяснений, по не составлению соответствующего акта, по неосуществлению <данные изъяты> голосования при принятии решения № 39 от 10 марта 2020 года являются незаконными, а также по не указанию в решении № 39 от 10 марта 2020 года существа совершенного административным истцом коррупционного правонарушения и положения нормативно-правовых актов, которые административным истцом нарушены и по не указанию оснований предусмотренных ст. ст. 7.1, 13.1 ФЗ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», суд приходит к выводу о том, что они основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства и оценке доказательств.

Следует отметить, что ФИО2, являясь депутатом Верхореченского сельского совета, должен был знать и применять в своей работе, как федеральное законодательство, так и законодательство Республики Крым.

Оснований полагать, что оспариваемое решение принято без учета характера совершенного коррупционного правонарушения, его тяжести, либо без должного анализа обстоятельств, связанных с неисполнением ФИО2 обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, не имеется.

Согласно п. 2 ч. 2 ст.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлены особенности производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Заявленные административным истцом административные исковые требования о признании нарушения ответчиком права административного истца на конституционную самостоятельность органа самоуправления; признании нарушения ответчиком права на привлечение административного истца к ответственности на основании судебного решения, а - не на основании гипотетического мнения субъектов властного права, не основаны на нормах действующего законодательства, при этом незаконности действий административного ответчика при принятии Верхореченским сельским советом Республики Крым решения № 39 от 10 марта 2020 года «О досрочном прекращении полномочий депутата второго созыва Верхореченского сельского совета Бахчисарайского района Республики Крым ФИО2», судом не установлено, ввиду чего в данной части заявленные требования также являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 226-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, -

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым через Бахчисарайский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение вынесено 18 сентября 2020 года.

Судья А.О. Корбут