ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-963/20 от 26.09.2017 Невинномысского городского суда (Ставропольский край)

Дело № 2а-963/2020

УИД 26RS0024-01-2020-001711-92

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 августа 2020 года г. Невинномысск

Невинномысский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Филатовой В.В.

при секретаре судебного заседания Хижняк И.А.,

с участием представителя административного истца АО «Водоканал» г. Невинномысск по доверенности от 27.07.2020 года ФИО1, административного ответчика старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2, представителя Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора по доверенности № 05 от 10.01.2020 года ФИО3, представителя заинтересованного лица АО «Невинномысский Азот» по доверенности 26 АА 329663 от 26.09.2017 года ФИО4, представителя заинтересованного лица администрации города Невинномысска по доверенности № 1-01 от 14.01.2020 года ФИО5, представителя заинтересованного лица управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска по доверенности № 49-14 от 14.01.2020 года ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании с ведением аудиопротоколирования и протокола судебного заседания материалы административного дела по административному исковому заявлению АО «Водоканал» г. Невинномысск об оспаривании ненормативных правовых актов и действий должностного лица,

установил:

АО «Водоканал» г. Невинномысск обратилось в суд с административным иском об оспаривании ненормативных правовых актов и действий должностного лица - о признании незаконным и отмене предписания об устранении выявленных обязательных требований № 20-0/АР/020/19 от 06.05.2020 года, вынесенного старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среду по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2, о признании незаконным и отмене представления № 20-0/АР/020/18 от 06.05.2020 года, вынесенного старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среду по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2, о признании незаконными действий должностного лица - старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среду по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2, выразившихся в вынесении определения от 06.05.2020 года об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении .

В обоснование административного иска административный истец указал, что 06.05.2020 года старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 по результатам административного расследования, возбужденного в отношении АО «Водоканал» г. Невинномысск, вынесено постановление о назначении административного наказания , которым АО «Водоканал» г. Невинномысск признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, выразившееся в несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при транспортировании отходов производства и потребления, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей. Местом совершения административного правонарушения является г. Невинномысск Ставропольского края. Кроме того, 06.05.2020 года старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 вынесено представление № 20-0/АР/020/18, которым предписано АО «Водоканал» г. Невинномысск предпринять исчерпывающие меры по недопущению транспортирования жидких бытовых отходов без лицензии, обеспечить контроль за соблюдением требований ч.1 ст.9 ФЗ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч.1 ст.51 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» при транспортировании жидких бытовых отходов. Также 06.05.2020 года должностным лицом вынесено предписание № 20-0/АР/020/19 об устранении выявленных нарушений обязательных требований в области охраны окружающей среды при транспортировании жидких бытовых отходов, а, именно, АО «Водоканал» г. Невинномысск осуществляет деятельность по транспортировке жидких бытовых отходов в отсутствие лицензии. АО «Водоканал» г. Невинномысск с вышеуказанными ненормативными правовыми актами не согласно, считает их не основанными на законе и подлежащими отмене по следующим основаниям. В рамках проведения административного расследования административным истцом в адрес должностного лица была представлена информация, согласно которой АО «Водоканал» г. Невинномысск указывало, что деятельность по транспортированию жидких бытовых отходов не осуществляет. Административный истец, являясь гарантирующим поставщиком на территории муниципального образования города Невинномысска, обеспечивает холодное водоснабжение и водоотведение на территории города Невинномысска. Постановлением главы города Невинномысска от 29.12.2014 года № 4063 утверждена схема водоснабжения и водоотведения. АО «Водоканал» г. Невинномысск в соответствии со ст. 36 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» как гарантирующий поставщик в сфере водоснабжения и водоотведения на территории города Невинномысска, осуществляет свою деятельность в пределах утвержденной схемы водоснабжения и водоотведения. Водопроводные и канализационные сети переданы заявителю по договору аренды муниципального имущества города Невинномысска № 623 от 15.11.2010 года. В связи с тем, что на территории муниципального образования города Невинномысска очистных сооружений, принадлежащих городскому муниципальному образованию, не имеется, очистка сточных вод, поступающих в городскую систему водоотведения, осуществляется на очистных сооружениях, принадлежащих АО «Невинномысский Азот». Прием, транспортировка и очистка сточных вод осуществляется предприятием с использованием централизованной системы водоотведения с дальнейшей передачей сточных вод на очистные сооружения АО «Невинномысский Азот», с которым АО «Водоканал» г. Невинномысск заключило договор №35/04560 от 16.05.2003. Прием сточных вод из выгребных ям в оборудованные специализированными вакуумными цистернами автотранспортные средства с дальнейшей передачей и их дальнейшее удаление производится в централизованную систему водоотведения. Принятые сточные воды из выгребных ям перемещаются в централизованные сети водоотведения и транспортируются на очистные сооружения в общем потоке сточных вод для дальнейшей очистки. В ходе проведения административного расследования административным истцом были представлены доказательства, подтверждающие факт того, что жидкие фракции из выгребных ям являются сточными водами, которые в дальнейшем перемещаются в централизованные сети водоотведения и транспортируются на очистные сооружения в общем потоке сточных вод для дальнейшей очистки. Такими доказательствами являются договоры и акты. В соответствии с письмом от 4 апреля 2017 года N 12-47/9678 Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в случае, если жидкие фракции, выкачиваемые из выгребных ям, удаляются путем очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты, следует считать сточными водами и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства, т.е. отнесение жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, к сточным водам или отходам зависит от конечного способа их удаления. Таким образом, в процессе деятельности предприятия жидкие бытовые отходы не образуются и услуги по приему, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению жидких бытовых отходов АО «Водоканал» г. Невинномысск не оказывает. В силу ст. 1 ФЗ № 89-ФЗ обращение с отходами – это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. При этом должностное лицо ссылается на ФЗ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», который регулирует иную сферу деятельности по сравнению с Федеральным законом № 416 «О водоснабжении и водоотведении». Кроме того, должностное лицо не учитывает позицию, изложенную в Письме Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 04.04.2017 года № 12-47/9678. В части 1 ст. 29.13 КоАП РФ, предусматривающей направление представления о принятии мер, используется слово «вносит», что прямо свидетельствует о том, что направление представления в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам является не правом лица, рассматривающим дело, а его обязанностью. Внесение представления направлено на устранение причин совершения правонарушения и условий, способствовавших его совершению, то есть, на предупреждение совершения новых административных правонарушений. Исполнимость требования предписания является необходимым условием для данного вида ненормативного акта и одним из элементов законности требования, поскольку оно исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер. Требования об исполнимости заложены в статье 17 Федерального закона от 26.12.2008года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», по смыслу которой предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы. Таким образом, из-за неправильного применения норм действующего законодательства и установления фактических обстоятельств при проведении административного расследования, принимая оспариваемые ненормативные правовые акты, административный истец полагает, что должностное лицо фактически злоупотребляет своими правами, понуждая АО «Водоканал» совершить незаконные действия, чем нарушает права и законные интересы АО «Водоканал» г. Невинномысск. Фактически, исполняя оспариваемые ненормативные акты, административный истец обязан совершить действия в отношении деятельности, которую он не осуществлял и осуществлять не будет, в связи с чем, оспариваемые преставление и предписание не могут быть исполнены в силу закона. Вынесенное должностным лицом постановление о назначении административного наказания от 06.05.2020г. также будет обжаловано в судебном порядке, как основанное не неправильном толковании закона и неправильном установлении обстоятельств, повлекших административное правонарушение. Кроме этого, 06.05.2020 года должностным лицом вынесено определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении , в отношении виновного должностного лица, допустившего не соблюдение требований в области охраны окружающей среды при транспортировании жидких бытовых отходов. Административный истец полагает, что указанные действия должностного лица являются незаконными, так как деятельность по обращению с отходами на предприятии не ведется, а соответственно нет лица, отвечающего за соблюдение требований при осуществлении указанной деятельности. Таким образом, незаконными ненормативными правовыми актами и действиями должностного лица нарушены права и законные интересы АО «Водоканал» г. Невинномысск. Должностное лицо, игнорируя письмо от 04.04.2017 года № 12-47/9678 Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, своими действиями фактически воспрепятствует осуществлению деятельности АО «Водоканал» г. Невинномысск. Более того, административный истец полагает, что данные действия свидетельствуют о превышении прав должностным лицом и создают угрозу деятельности стратегически важного для муниципального образования - города Невинномысска предприятия (т. 1 л.д. 4-8).

Определением Невинномысского городского суда Ставропольского края от 17.06.2020 года в качестве заинтересованного лица по делу привлечено Акционерное общество «Невинномысский Азот» (т. 1 л.д. 69-71).

Определением Невинномысского городского суда Ставропольского края от 09.07.2020 года в качестве заинтересованного лица по делу привлечена Администрация города Невинномысска (т. 1 л.д. 149-151).

Определением Невинномысского городского суда Ставропольского края от 07.08.2020 года в качестве заинтересованного лица по делу привлечено Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска (т. 1 л.д. 205-207).

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 заявленные исковые требования, поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении (т. 1 л.д. 4-8), просила иск удовлетворить, признать незаконным и отменить предписание об устранении выявленных обязательных требований от 06.05.2020 года, вынесенное старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среду по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2, признать незаконным и отменить представление от 06.05.2020 года, вынесенное старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среду по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2, признать незаконными действия должностного лица - старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среду по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2, выразившиеся в вынесении определения от 06.05.2020 года об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении , в отношении виновного должностного лица, допустившего не соблюдение требований в области охраны окружающей среды при транспортировании жидких бытовых отходов.

Должностное лицо старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 и представитель Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 исковые требования не признали по доводам, изложенным в возражении на иск от 01.06.2020 года и в дополнении к возражению на иск от 11.08.2020 года (т. 1 л.д. 99-104, 177-181, 215-228), в удовлетворении исковых требований просили отказать в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица АО «Невинномысский Азот» ФИО4 просила административный иск АО «Водоканал» удовлетворить как обоснованный, а также пояснила, что 16.05.2003 между АО «Невинномысский Азот» и АО «Водоканал» заключен договор на оказание услуг по приему и очистке хозбытовых и промышленных стоков, а также дренажных вод, подпадающих в систему городских хозбытовых и промышленных стоков. В соответствии с условиями договора АО «Невинномысский Азот» осуществляет прием сточных вод от АО «Водоканал», обеспечивает их очистку и сброс в водный объект. Стоки АО «Водоканал» поступают на очистные сооружения АО «Невинномысский Азот». После очистки сточная вода сбрасывается в реку Барсучки. Процесс приема сточных вод из выгребных ям в централизованную систему водоотведения АО «Невинномысский Азот» неизвестен. Подтвердить или опровергнуть доводы АО «Водоканал» г. Невинномысск, что жидкие фракции из выгребных ям перемещаются в централизованные сети водоотведения и транспортируются на очистные сооружения АО «Невинномысский Азот» не может, поскольку сточные воды от АО «Водоканал» поступают на очистные сооружения АО «Невинномысский Азот» в общем потоке сточных вод по одной трубе. Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» отходы (осадки) из выгребных ям, код 7 32 100 01 30 4, относятся к 4 классу опасности и отражены в Блоке 7 классификатора «Отходы при водоснабжении, водоотведении, деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов (за исключением вод, удаление которых производится путем их очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты)». Из письма Минприроды России от 04.04.2017 следует, что с целью однозначного отнесения веществ, представленных в жидкой фракции, к отходам или сточным водам, Росприроднадзором по согласованию с Минприроды России были внесены дополнения и изменения в федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО), утвержденный приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445. Так, название блока 7 ФККО («отходы при водоснабжении, водоотведении, деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов») дополнено словами «за исключением вод, удаление которых производится путем их очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты)». В связи с этим, отнесение жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, к сточным водам или отходам зависит от способа их удаления. В случае, если жидкие фракции, выкачиваемые из выгребных ям, удаляются путем очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты, их следует считать сточными водами и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства. Таким образом, если такие фракции удаляются путем очистки на очистных сооружениях, а затем направляются в систему оборотного водоснабжения или сбрасываются в водные объекты, они являются сточными водами. Обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства, то есть лицензия не потребуется. Если стоки удаляются иным способом, исключающим сброс в водные объекты или направление в систему оборотного водоснабжения, их следует считать жидкими отходами. Дальнейшее обращение с ними должно осуществляться по законодательству об отходах производства и потребления. При этом деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов, отнесенных к I - IV классам опасности, лицензируется. Согласно пункта 19 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации сточные воды - дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади. В случае если жидкие фракции, выкачиваемые из выгребных ям, удаляются путем отведения в водные объекты после соответствующей очистки, их следует считать сточными водами, и обращение с ними в данном случае регулируется нормами водного законодательства. В случае если такие фракции удаляются иным способом, исключающим их сброс в водные объекты, такие стоки не подпадают под определение сточных вод в терминологии Водного кодекса РФ и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления. Поскольку в рассматриваемом случае жидкие фракции отводятся в водный объект, то они не относятся к жидким отходам. АО «Невинномысский Азот» полагает, что в действиях АО «Водоканал» отсутствует объективная сторона административного правонарушения, предусмотренная частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, в связи с чем законных оснований для вынесения оспариваемых предписания об устранении выявленных обязательных требований от 06.05.2020 года и представления от 06.05.2020 года у должностного лица не имелось. К материалам дела представителем заинтересованного лица АО «Невинномысский Азот» приобщен письменный отзыв (т. 1 л.д. 229-230).

Представитель заинтересованных лиц администрации города Невинномысска и управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска ФИО5 пояснила, что в рамках рассмотрения административного дела по административному исковому заявлению АО «Водоканал» установлено, что Администрация города Невинномысска на запрос Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому Федеральному округу 11.11.2019 года направила информацию по вывозу жидких бытовых отходов. Информация о том, что АО «Водоканал» г. Невинномысск осуществляет вывоз жидких бытовых отходов, подготовил и направил в адрес Департамента работник управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска в отсутствие документально подтвержденных сведений. Сведения о том, что АО «Водоканал» г. Невинномысск оказывает услуги по вывозу жидких бытовых отходов в управлении ЖКХ, отсутствует. Таким образом, направленная в Департамент информация содержит некорректные данные, в связи с чем к главному специалисту отдела городского хозяйства ФИО6 применено дисциплинарное взыскание в виде замечания, что подтверждается приказом от 10.08.2020 года.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, копии материалов дела об административном правонарушении в отношении АО «Водоканал» г. Невинномысск по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, суд приходит к следующему.

Согласно ст.46 Конституции РФ и ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как указано в ч. 9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия): б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, принимается судом по результатам рассмотрения административною дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

При этом, следует учитывать, имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия); соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению административного искового заявления в таком случае может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Из смысла приведенных правовых норм следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований об оспаривании решений и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего является установление незаконности этих решении и действий и нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.

Судом установлено, что постановлением администрации города Невинномысска от 18.07.2013 года № 2188 «О наделении открытого акционерного общества «Водоканал», осуществляющего холодное водоснабжение и водоотведение на территории города Невинномысска, статусом гарантирующей организации», АО «Водоканал» г. Невинномысск наделен статусом гарантирующей организации, и его зона деятельности установлена в соответствии с границами муниципального образования города Невинномысска.

На основании договора аренды муниципального имущества города Невинномысска от 15 ноября 2010 г. № 623 Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Невинномысска передал АО «Водоканал» в аренду муниципальное имущество, предназначенное для оказания услуг водоснабжения и водоотведения на территории города, в том числе водопроводные и канализационные сети, насосные станции и иное оборудование.

Срок действия договора аренды муниципального имущества города Невинномысска от 15.11.2010 года № 623 установлен с 30.07.2010 года по 29.07.2059 года (49 лет). Договор зарегистрирован в установленном порядке.

Из материалов дела усматривается, что 16.05.2003 года между АО «Невинномысский Азот» и АО «Водоканал» г. Невинномысск заключен договор № 35/04560 на оказание услуг по приему и очистке хозбытовых и промышленных стоков, а также дренажных вод, подпадающих в систему городских хозбытовых и промышленных стоков. В соответствии с условиями договора АО «Невинномысский Азот» осуществляет прием сточных вод от АО «Водоканал», обеспечивает их очистку и сброс в водный объект.

Заключаемыми АО «Водоканал» г. Невинномысск с потребителями договоры на поставку воды и прием сточных вод предусмотрена обязанность потребителей не допускать сброса в канализацию дождевых и талых вод.

Судом установлено, что 24.01.2020 года старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 было возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении АО «Водоканал» по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среда при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления».

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 о назначении административного наказания от 06.05.2020 года АО «Водоканал» г. Невинномысск признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, выразившееся в несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при транспортировании отходов производства и потребления с назначением административного наказания в виде административного штрафа 100000 рублей.

Также 06.05.2020 года в отношении АО «Водоканал» г. Невинномысск старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 06.05.2020 года вынесено представление № об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, из которого следует, что АО «Водоканал» не соблюдаются требования в области охраны окружающей среды при транспортировании жидких бытовых отходов. АО «Водоканал» имело возможность для соблюдения требований природоохранного законодательства, вместе с тем должные меры надлежаще выполнены не были, в связи с чем должное лицо обязало АО «Водоканал» принять меры по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.

Кроме того, 06.05.2020 года в отношении АО «Водоканал» старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 06.05.2020 года вынесено предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований , в котором должное лицо обязывает АО «Водоканал» устранить выявленные нарушения в области охраны окружающей среды при транспортировании жидких бытовых отходов.

Судом установлено, что основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении АО «Водоканал» г. Невинномысск по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среда при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления» явилась информация, представленная Администрацией города Невинномысска 11.11.2019 года.

В ходе судебного разбирательства представитель управления ЖКХ администрации пояснила, что направленная на запрос № 16-15/5300 от 03.09.2019г. Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому Федеральному округу 11.11.2019 года администрацией города Невинномысска информация по вывозу жидких бытовых отходов АО «Водоканал» г. Невинномысск была подготовлена в отсутствие документально подтвержденных сведений. Сведения о том, что АО «Водоканал» г. Невинномысск оказывает услуги по вывозу жидких бытовых отходов, в управлении ЖКХ администрации г. Невинномысска отсутствуют. Направленная в Департамент информация содержит некорректные данные. К главному специалисту отдела городского хозяйства ФИО6, подготовившему ответ 11.11.2019 года на запрос Департамента от 03.09.2019 года, применено дисциплинарное взыскание в виде замечания.

Из копий материалов дела об административном правонарушении в отношении АО «Водоканал» г. Невинномысск по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ усматривается, что, получив письмо администрации города Невинномысска от 11.11.2019 года старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 от АО «Водоканал» г. Невинномысск в рамках возбужденного административного дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ были истребованы сведения (документы) по обращению с отходами.

Иных фактов непосредственного обнаружения нарушений в области охраны окружающей среды АО «Водоканал» на 24.01.2020 года – дату возбуждения дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ должностным лицом не было установлено.

Судом установлено, что АО «Водоканал» г. Невинномысск в рамках проведения административного расследования по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ в адрес старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 была представлена информация, согласно которой административный истец указал, что деятельность по транспортированию жидких бытовых отходов не осуществляет.

Проверяя довод АО «Водоканал» г. Невинномысск об отсутствии нарушений в области охраны окружающей среды, суд приходит к следующему.

Федеральным законом от 24.06.1998г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" настоящий федеральный закон регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения; забор воды из водного объекта и сброс сточных вод в водный объект регулируются водным законодательством.

Согласно ст. 1 Водного кодекса РФ сточные воды - дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.

В статье 2 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлены следующие основные понятия:

абонент - физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения;

водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения;

гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод;

организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем;

сточные воды централизованной системы водоотведения (далее - сточные воды) - принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод;

транспортировка воды (сточных вод) - перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей;

централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения;

Статьей 7 Федерального закона от 07.12.2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что водоотведение с использованием централизованных систем водоотведения осуществляется на основании договоров водоотведения (часть 1). Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают с гарантирующими организациями договоры водоотведения. Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией (часть 5).

Согласно ст. 14 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения (часть 1). К договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения (часть 2).

Пунктом 113 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013г. № 644 установлены требования, которым должны соответствовать сточные воды, принимаемые (отводимые) в централизованные системы водоотведения:

а) запрещается производить сброс в централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, по перечню согласно приложению № 4;

б) значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения (далее - максимальные допустимые значения показателей и концентраций), по перечню согласно приложению № 5, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 настоящих Правил.

Определение принимаемых и транспортируемых веществ как отходов осуществляется на основании Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017г. № 242. Блок 7 указанного ФККО определяет отходы при водоснабжении, водоотведении, деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, исключая воды, удаление которых производится путем их очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты.

В официальном письме Минприроды России от 04.04.2017 года № 12-47/9678 "Разъяснения в области обращения с жидкими фракциями сточных вод" даны разъяснения, в соответствии с которыми, если жидкие фракции, выкачиваемые из выгребных ям, удаляются путем отведения в водные объекты после соответствующей очистки, их следует считать сточными водами и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства; в случае, если такие фракции удаляются иным способом, исключающим их сброс в водные объекты или направление в систему оборотного водоснабжения, такие стоки не подпадают под определение сточных вод в терминологии Водного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 07.12.2011г. № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления.

В соответствии с действующим законодательством, регулирующим деятельность Росприроднадзора, принятые разъяснения Минприроды России обязательны для исполнения должностными лицами Росприроднадзора и не допускают произвольного толкования.

Таким образом, главным критерием отнесения жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, является способ их удаления.

При этом под способом удаления понимаются не предварительные процедуры сбора и транспортировки и иные манипуляции, а способ уничтожения жидких фракций, либо путем очистки на очистных сооружениях с последующим сбросом в водные объекты, либо утилизация на полигоне бытовых отходов.

Судом установлено, что прием, транспортировка и очистка сточных вод осуществляется АО «Водоканал» с использованием централизованной системы водоотведения с дальнейшей передачей сточных вод на очистные сооружения АО «Невинномысский Азот», с которым между АО «Водоканал» г. Невинномысск и АО «Невинномысский Азот» заключен договор от 16.05.2003 года,

Прием сточных вод из выгребных ям в оборудованные специализированными вакуумными цистернами автотранспортные средства осуществляется в централизованную систему водоотведения. Принятые сточные воды из выгребных ям перемещаются в централизованные сети водоотведения и транспортируются на очистные сооружения в общем потоке сточных вод для дальнейшей очистки.

Таким образом, судом установлено, что в рассматриваемом случае, удаление принимаемых АО «Водоканал» г. Невинномысск по договорам производится путем их очистки на очистных сооружениях АО «Невинномысский Азот» с последующим направлением в водный объект, в связи с чем данные вещества квалифицируются как сточные воды, и их обращение с ними регулируется нормами водного законодательства.

Вышеприведенные обстоятельства, в том числе подтверждаются материалами дела об административном правонарушении № 20-0/АР/020 - договорами подрядов, актами вывоза хозбытовых сточных вод, калькуляциями, счетами-фактурами (копии материалов дела об административном правонарушении № 20-0/АР/020 – л.д. 159-176191-196, 203-283).

Деятельность АО «Водоканал» г. Невинномысск по водоотведению сточных вод не относится к деятельности по обращению с отходами для целей Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Признавая сточные воды жидкими бытовыми отходами 4 класса опасности, должностным лицом сделан вывод, противоречащий Приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 22.05.2017г. № 242 «Об утверждении федерального классифицированного каталога отходов», в соответствии с которым (БЛОК 7) речь идет об отходах, за исключением вод, удаление которых производится путем их очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты.

Таким образом, вывод должностного лица о том, что сточные воды являются жидкими бытовыми отходами 4 класса опасности, сделан без проверки информации о том, каким образом поступают сточные воды на очистные сооружения АО «Невинномысский Азот» в г. Невинномысске.

Допустимых и относимых доказательств, свидетельствующих о том, что АО «Водоканал» г. Невинномысск осуществляет деятельность по транспортировке жидких бытовых отходов, как на то указано в оспариваемых предписании об устранении выявленных обязательных требований № 20-0/АР/020/19 от 06.05.2020 года и представлении № 20-0/АР/020/18 от 06.05.2020 года, по делу не представлено.

Довод должностного лица о том, что постановление о назначении административного наказания № 20-0/АР/020/17 от 06.05.2020 года решением Невинномысского городского суда СК от 17.07.2020 года оставлено без изменения, как основание для отказа в иске, судом отклоняется, поскольку вышеназванное судебное решение не имеет преюдициального значения при рассмотрении настоящего дела, не вступило в законную силу, и, кроме того, как установлено судом, АО «Водоканал» г. Невинномысск продолжает реализовать свое право на судебную защиту в порядке, установленном законом, оспаривая постановление о назначении административного наказания.

,В силу вышеизложенного, учитывая, что бесспорных доказательств нарушения АО «Водоканал» г. Невинномысск требований в области охраны окружающей среду судом не установлено, а оспариваемые предписание об устранении выявленных обязательных требований от 06.05.2020 года и представление от 06.05.2020 года, возлагают на АО "Водоканал» г. Невинномысск не предусмотренные Уставом Общества и законом обязанности, чем нарушают его права и законные интересы, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые АО «Водоканал» г. Невинномысск предписание об устранении выявленных обязательных требований от 06.05.2020 года и представление от 06.05.2020 года, вынесенные старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среду по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2, следует признать незаконными и отменить.

Исковые требования АО «Водоканал» г. Невинномысск о признании незаконными действий должностного лица - старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среду по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2, выразившихся в вынесении определения от 06.05.2020 года об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении , суд находит не подлежащими удовлетворению, поскольку должностное лицо, действуя в рамках, предоставленных ему полномочий вправе истребовать все необходимые документы в рамках возбужденного дела об административном расследовании, и, кроме того, как следует, из копии дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении АО «Водоканал» г. Невинномысск оспариваемое определение от 06.05.2020 года фактически было исполнено административным ответчиком, а доказательств того, что определение от 06.05.2020 года об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении , каким-либо образом нарушило права и законные интересы АО «Водоканал» г. Невинномысск, суду не представлено.

Руководствуясь ст.ст. 175, 176, 177-180, 226-227 Кодекса административного судопроизводства РФ,

решил:

Исковые требования АО «Водоканал» г. Невинномысск об оспаривании ненормативных правовых актов и действий должностного лица, удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить предписание об устранении выявленных обязательных требований от 06.05.2020 года, вынесенное старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среду по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2, в отношении АО «Водоканал» г. Невинномысск.

Признать незаконным и отменить представление от 06.05.2020 года, вынесенное старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среду по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2, в отношении АО «Водоканал» г. Невинномысск.

В удовлетворении исковых требований АО «Водоканал» г. Невинномысск о признании незаконными действий должностного лица - старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среду по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2, выразившихся в вынесении определения от 06.05.2020 года об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении , в отношении виновного должностного лица, допустившего не соблюдение требований в области охраны окружающей среды при транспортировании жидких бытовых отходов, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Невинномысский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения 17.08.2020 года.

Судья В.В. Филатова