ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-963/2016 от 24.05.2016 Кингисеппского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2а-963/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 мая 2016 года г. Кингисепп

Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Дунькиной Е.Н.,

при секретаре Васильевой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с участием помощника Ленинград-Финляндского транспортного прокурора Федоровой ФИО6, действующей на основании удостоверения ТО , представителя административного истца Кингисеппской таможни Петровой ФИО8, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия на один год, представителя административного ответчика ТУ Росимущества в Ленинградской области Сафроновой ФИО10, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ,

административное дело по административному исковому заявлению Ленинград-Финляндского транспортного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов Российской Федерации в лице Кингисеппской таможни, к Территориальному управлению Росимущества в Ленинградской области о признании незаконным бездействия, обязании распорядиться конфискованным имуществом,

У С Т А Н О В И Л:

Ленинград-Финляндский транспортный прокурор, действующий в защиту прав и законных интересов Российской Федерации в лице Кингисеппской таможни, обратился в Кингисеппский городской суд Ленинградской области с административным исковым заявлением к Территориальному управлению Росимущества в Ленинградской области о признании незаконным бездействия по распоряжению имуществом, изъятым Кингисеппской таможней при производстве по делу об административном правонарушении и принятым ДД.ММ.ГГГГ по акту приема-передачи имущества, обращенного в собственность государства,

и обязании распорядиться имуществом конфискованным постановлением Кингисеппского городского суда Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу .

В обоснование своих требований указал, что в ходе проведенной в декабре 2015 года проверки исполнения требований законодательства при хранении товаров, обращенных в федеральную собственность, а также товаров, изъятых по делам об административных правонарушениях и уголовным делам, было установлено, что постановлением Кингисеппского городского суда Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу ООО «Алиен-Балт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения: сложенные друг на друга без паллет тюки из полимерного материала зеленого цвета (мешки), на всех имеются бумажные наклейки с указание артикула -«<данные изъяты>», веса брутто - 20,5 кг., веса нетто - 19 кг., количества содержимого - 32 рулона, всего 64 тюка.

ДД.ММ.ГГГГ конфискованное имущество по акту приема-передачи имущества, обращенного в собственность государства, передано в ТУ Росимущества. До настоящего времени имущество находится на хранении на территории склада ООО «Северо-Западный регион», расположенного по адресу: <адрес>.

Отмечает, что длительное, в течение более года, бездействие ТУ Росимущества по распоряжению товарами, обращенными в собственность государства, влечет утрату потребительских свойств товара, может привести к уничтожению товара и неполучению денежных средств в федеральный бюджет.

В судебном заседании помощник Ленинград-Финляндского транспортного прокурора Федорова ФИО7 поддержала свои требования, дав аналогичные объяснения, просила обязать ТУ Росимущества распорядиться товарами, обращенными в собственность государства, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель административного истца Кингисеппской таможни Петрова ФИО9 поддержала доводы административного иска.

Представитель административного ответчика ТУ Росимущества по Ленинградской области Сафронова ФИО11 в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, представив письменные возражения (л.д. 36-39), указала, что в настоящее время в распоряжении таможенного органа товар отсутствует, расходы по хранению имущества, обращенного в собственность государства, таможенный орган не несет, сохранность переданного имущества, обращенного в собственность государства, обеспечивает ТУ Росимущества по Ленинградской области. Все необходимые последовательные действия по учету, оценке и распоряжению имущества, обращенного в собственность государства, в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2003 № 311, ТУ Росимущества по Ленинградской области выполнены.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно статье 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Указом Президента РФ от 12.05.2008 № 724 функции по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений и актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, возложены на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).

Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 (далее - Положение), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в частности, функции по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество.

Пунктом 5.5 названного Положения установлено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, в частности, организует в установленном порядке реализацию (выступает продавцом) имущества (в том числе имущественных прав), арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2003 № 311 утверждено Положение «О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства», определяющее порядок учета, оценки и распоряжения обращенными в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность Российской Федерации конфискованным, движимым бесхозяйным и изъятым имуществом, товарами, в отношении которых при перемещении через таможенную границу Российской Федерации был заявлен таможенный режим отказа в пользу государства, и кладами.

В силу пункта 2 названного Положения имущество, обращенное в собственность государства, подлежит в установленном порядке передаче Российскому фонду федерального имущества (его филиалам) для учета, оценки и реализации, переработки (утилизации), уничтожения.

Для передачи имущества, обращенного в собственность государства, государственный орган (организация), владеющий таким имуществом, либо соответствующий федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган), указанный в пункте 2 настоящего Положения, о наличии и месте нахождения этого имущества.

Передача имущества, обращенного в собственность государства, осуществляется по акту приема-передачи, подписываемому уполномоченным лицом государственного органа (организации), владеющего таким имуществом, и уполномоченным лицом Федерального агентства по управлению государственным имуществом (его территориального органа) либо соответствующего федерального органа исполнительной власти (п.п. 3, 4 Положения «О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства»).

В случае передачи имущества, обращенного в собственность государства, без установленной учетной стоимости Российский фонд федерального имущества (его отделение) либо соответствующий федеральный орган исполнительной власти в срок не позднее месяца со дня передачи имущества организует его оценку в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (п. 6 Положения «О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства»).

Пунктом 8 Положения определено, что Российский фонд федерального имущества (его филиалы) организует проведение санитарно-гигиенической, экологической, товароведческой и иных экспертиз (далее - экспертиза) в целях подтверждения соответствия имущества, обращенного в собственность государства, установленным требованиям.

При заключении экспертизы об утрате имуществом, обращенным в собственность государства, потребительских свойств Российский фонд федерального имущества (его филиалы) организует переработку (утилизацию) имущества, обращенного в собственность государства, а в случае невозможности переработки либо нарушения исключительных прав в результате нахождения конфискованного имущества в обороте - уничтожение.

Российский фонд федерального имущества (его отделение) либо соответствующий федеральный орган исполнительной власти обеспечивает сохранность переданного ему имущества, обращенного в собственность государства (пункт 9 Положения).

В ходе судебного заседания судом установлено и материалами дела подтверждено, что постановлением Кингисеппского городского суда Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу ООО «Алиент-Балт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения: сложенные друг на друга, без паллет, тюки из полимерного материала зеленого цвета (мешки), на всех имеются бумажные наклейки с указанием артикула – «<данные изъяты>», веса брутто - 20.5 кг, веса нетто - 19 кг, количества содержимого - 32 рулона. Всего 64 тюка, в каждом находится по 32 катушки с намотанной тесьмой (узорная лента из плотного материала, один край волнистый, бело-золотистого цвета, ширина около 3-х см), на катушке намотано около 200 метров тесьмы. Вес одного тюка - 20,656 кг, одной катушки с тесьмой - 0,640 кг. Вес брутто товара - 1321,984 кг, вес нетто - 1310,720 кг., изъятые по протоколу изъятия вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ и помещенные на ответственное хранение на СВХ ООО «Северо-Западный Регион (<адрес>А).

Постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10-17).

На основании Соглашения о порядке взаимодействия Федеральной таможенной службы и Федерального агентства по управлению государственным имуществом при организации приема-передачи отдельных категорий имущества, заключенного в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ (далее - Соглашение) Кингисеппская таможня ДД.ММ.ГГГГ направила в адрес ТУ Росимущества в Ленинградской области уведомление о наличии и месте нахождения имущества обращенного в собственность государства , которое находится на ответственном хранении на складе временного хранения ООО «Северо-Западный регион», расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 40-42).

ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с заключенным государственным контрактом -ХР от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по приему и хранению обращенного в собственность государства имущества, ТУ Росимущества в Ленинградской области поручило ООО «Северо-Западный регион» принять на хранение имущество, указанное в уведомлении таможни от ДД.ММ.ГГГГ, о чем выдало поручение № (л.д. 43).

ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт приема-передачи имущества, обращенного в собственность государства , согласно которому представитель ТУ Росимущества в Ленинградской области ООО «Северо-Западный регион» принял имущество на основании постановления Кингисеппского городского суда Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу (л.д. 44-45).

В силу пункта 2.10 Соглашения при заключении экспертизы о безопасности имущества для жизни и здоровья человека и возможности использования его по обычному предназначению Росимущество (его территориальный орган) обеспечивает его реализацию в соответствии с законодательством Российской Федерации. При реализации имущества Росимущество (его территориальный орган) организует сертификацию (декларирование) имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Денежные средства, полученные от реализации, переработки/утилизации имущества, подлежат перечислению Росимуществом (его территориальным органом) в федеральный бюджет за вычетом сумм налогов, уплаченных в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации (пункт 2.11 Соглашения).

Как указано выше, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2003 № 311 утверждено Положение «О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства». В силу указанного Положения организация работы административного ответчика с имуществом, обращенным в собственность государства, включает в себя ряд последовательных необходимых действий, по результатам осуществления которых ТУ Росимуществом по Ленинградской области принимается решение о способе распоряжения данным федеральным имуществом, а именно: его реализации (продажи) либо уничтожении (переработке, утилизации).

Для исполнения постановления Кингисеппского городского суда Ленинградской области по делу отДД.ММ.ГГГГ в части исполнения административного наказания ТУ Росимуществом по Ленинградской области необходимо было обеспечить разработку мероприятий по организации хранения груза и определить порядок его дальнейшего распоряжения по результатам рассмотрения заключений независимой экспертной организации.

Отбор организаций по хранению и экспертизе указанного имущества производится административным ответчиком с учетом выделенного финансирования таких мероприятий из средств федерального бюджета.

Закупка товаров, работ и услуг в рамках исполнения федерального бюджета может осуществляться административным ответчиком только в соответствии с процедурами, предусмотренными Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

С учетом требований Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ ТУ Росимуществом по Ленинградской области ДД.ММ.ГГГГ заключен договор -хр на оказание услуг по приему и хранению обращенного в собственность государства имущества ООО «Северо-Западный регион».

В соответствии с пунктом 8 Положения, проведена санитарно-эпидемиологической экспертиза товара. Согласно экспертному заключению ООО «Северо-Западный финансовый альянс» -э от ДД.ММ.ГГГГ, имущество не соответствует Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому контролю, утвержденным решением Комиссии таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ и техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности» (TP ) (л.д. 46-52).

Как установлено из объяснений представителя административного ответчика, ДД.ММ.ГГГГ на заседании постоянно действующей Комиссии, уполномоченной принимать решения о направлении на переработку (утилизацию) или уничтожение изъятого из незаконного оборота или конфискованного имущества и имущества, обращенного в собственность государства на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, утвержденной приказом Территориального управления от ДД.ММ.ГГГГ, принято решение о направлении имущества на переработку. В связи с чем административным ответчиком заключен государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по определению рыночной стоимости (оценке) имущества, обращенного в собственность государства, с ООО «Независимая оценочная компания «АСКО».

ДД.ММ.ГГГГ ТУ Росимуществом по Ленинградской области выдано поручение -оц на определение рыночной стоимости рассматриваемого имущества, как материалы для дальнейшей переработки на ветошь (л.д. 53-54).

После определения рыночной стоимости имущества, потерявшего потребительские свойства, административный ответчик проведет отбор организаций, осуществляющих переработку имущества на вторичное сырье и заключит соответствующий договор на переработку, предполагающий отчисление денежных средств от переработки имущества в
федеральный бюджет.

При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что административный ответчик ТУ Росимущества по Ленинградской области, отвечающий за законность и качество процедуры распоряжения имуществом, обращенным в собственность Российской Федерации, не уклоняется от исполнения постановления Кингисеппского городского суда Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу , а напротив приняло все необходимые действия в соответствии с Положением «О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2003 № 311.

Суд считает, что действия ТУ Росимущества по Ленинградской области в данной конкретной ситуации соответствуют установленному законом порядку учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства, бездействия со стороны административного ответчика не имело место быть. Административным ответчиком необходимые мероприятия по распоряжению указанным имуществом выполнены и продолжают выполняться в рамках бюджетных средств, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения исковых требований об обязании распорядиться конфискованным имуществом не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 8, 62, 84, 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного искового заявления Ленинград-Финляндского транспортного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов Российской Федерации в лице Кингисеппской таможни, к Территориальному управлению Росимущества в Ленинградской области о признании незаконным бездействия, обязании распорядиться конфискованным имуществом – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца, путем подачи апелляционной жалобы через Кингисеппский городской суд Ленинградской области.

Судья