ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-964/19 от 21.05.2019 Ленинскогого районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

Дело №2а-964/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Астрахань 21.05.2019 года

Ленинский районный суд г.Астрахани в составе председательствующего судьи Апостолова К.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства, в здании Ленинского районного суда г.Астрахани, расположенного по адресу: <...> административное дело по административному иску ФИО1 и ФИО2 к администрации МО «город Астрахань» о признании отказа незаконным и обязании,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с административным иском о признании распоряжения администрации г.Астрахани № 137-р от 21.01.2019г. об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства в с/т «<адрес> указав, что истцы являются собственниками земельного участка по адресу: <адрес> с кадастровым номером <№> площадью 537 кв.м. по ? доли каждая и расположенных на нем жилых домов с кадастровым номером <№> (ФИО1) и кадастровым номером <№> (ФИО2). 24.10.2018г. истцы обратились в администрацию МО «город Астрахань» с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, в части уменьшения допустимой минимальной площади образуемых земельных участков с 400 кв.м. до 270 кв.м. и 267 кв.м. соответственно. В соответствии с распоряжением от 21.01.2019г. № 137-р истцам отказано в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства в с/т <адрес>, в связи с невозможностью соблюдения при строительстве, реконструкции и эксплуатации объекта капитального строительства на указанных земельных участках национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований ФЗ от 30.12.2009г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Считают данное распоряжение нарушающим права истцов, поскольку данный регламент не является документом прямого действия и в нем не указан адресат – для кого он собственно написан. В критерий законности ненормативного правового акта – распоряжения администрации МО «город Астрахань» от 21.01.2019г. № 137-р должны включаться такие категории, как мотивированность и обоснованность. Просят суд признать распоряжение администрации МО «город Астрахань» № 137-р от 21.01.2019г. по отказу ФИО1 и ФИО2 в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капительного строительства в с/т «<адрес>, не соответствующим требованиям предъявляемым к ненормативному правовому акту и обязать администрацию МО <адрес> в течение 2 месяца после вступления решения в законную силу устранить в полном объеме допущенные нарушение прав ФИО1 и ФИО2

В судебное заседание стороны не явились, судом извещались.

В части 7 статьи 150 КАС РФ указано, что если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса.

На основании указанных норм дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства без ведения аудиопротоколирования и протокола, поскольку в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, находит исковое заявление не обоснованным по следующим основаниям.

В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст.227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Пунктом 2 статьи 11 Земельного Кодекса РФ предусмотрено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В силу ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частями 1 - 2, 4 - 6 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов.

Вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений, предусмотренных статьей 39 настоящего Кодекса. Расходы, связанные с организацией и проведением публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения.

На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации.

Глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.

Как следует из материалов дела, ФИО1 и ФИО2 на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок по адресу: <адрес> с кадастровым номером <№> площадью 537 кв.м. по ? доли каждой и расположенные на нем жилые дома с кадастровыми номерами <№> (ФИО1) и <№> (ФИО2), что подтверждается выписками из ЕГРН.

Согласно распоряжению администрации г.Астрахань №137-р от 21.01.2019г. истцам отказано в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства в с/т <адрес> в связи с невозможностью соблюдения при строительстве, реконструкции и эксплуатации объекта капитального строительства на указанных земельных участках национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований ФЗ от 30.12.2009г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Согласно статьи 12 Правил землепользования и застройки г.Астрахани общественные обсуждения или публичные слушания по вопросам землепользования и застройки организовываются и проводятся в порядке, определенном нормативным правовым актом Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань", с учетом особенностей предусмотренных ГрК РФ. Под общественными обсуждениями или публичными слушаниями по вопросами землепользования и застройки в настоящих Правилах понимаются общественные обсуждения или публичные слушания, проводимые в отношении в том числе вопроса - предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства.

Постановлением мэра города Астрахани от 31.07.2009г. N 2925-м (ред. от 19.01.2017) утверждено положение "О комиссии по землепользованию и застройке города Астрахани", в полномочия которой входит рассмотрение заявлений правообладателей земельных участков о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Согласно гл.5 указанного Положение о комиссии по землепользованию и застройке города Астрахани правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков, либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться в Комиссию - на имя заместителя председателя Комиссии - начальника управления по строительству, архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Астрахань", в компетенцию которого входит оказание соответствующей муниципальной услуги, с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.

Возможность предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства рассматривается на рабочем заседании Комиссии в порядке, установленном настоящим Положением.

Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при условии соблюдения требований технических регламентов.

После рассмотрения обращений, на основании протокола Комиссией готовятся рекомендации о рассмотрении указанных вопросов на публичных слушаниях.

Публичные слушания проводятся в порядке, установленном Уставом муниципального образования "Город Астрахань", действующим законодательством, а также настоящим Положением.

Заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования, по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования "Город Астрахань".

Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется Уставом муниципального образования "Город Астрахань" и (или) нормативным правовым актом Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" и не может быть более одного месяца.

На основании заключения о результатах публичных слушаний комиссия осуществляет подготовку рекомендаций, на основании которых глава администрации муниципального образования "Город Астрахань".

В течение семи дней со дня поступления таких рекомендаций принимает постановление о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.

Указанные постановления администрации муниципального образования "Город Астрахань" подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте администрации муниципального образования "Город Астрахань" в сети "Интернет".

В рамках проведения публичных обсуждений по вопросу предоставления разрешения на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, в части уменьшения допустимой минимальной площади образуемых земельных участков с 400 кв.м. до 270 кв.м. и 267 кв.м. предложений и замечаний не поступало.

Протоколом заседания комиссии по землепользованию и застройки МО г.Астрахань от 14.12.2018г. подготовлены рекомендации, согласно которым решено не рекомендовать предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства на земельном участке по адресу <адрес> В качестве оснований для принятия такого решения комиссия сослалась на невозможность соблюдения при строительстве, реконструкции и эксплуатации объекта капитального строительства на указанных земельных участках национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований ФЗ от 30.12.2009г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», поскольку земельный участок истцов находится в зоне Ж-4 - Зона смешанной индивидуальной жилой застройки, цель выделения: - обеспечение правовых условий формирования жилых районов из отдельно стоящих индивидуальных домов и домов садового типа, для которой установлена минимальная площадь земельного участка – 400 кв.м., а вновь образуемые земельные участки 267 и 270 кв.м. меньше установленной градостроительным регламентом минимальной площади участка для садовых домов, дач.

На основании рекомендаций комиссии главой администрации МО «город Астрахань» вынесено распоряжение № 137-р от 21.01.2019г.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что порядок принятия решения соблюден, распоряжение вынесено уполномоченным лицом, нарушений требований закона при его принятии не установлено.

Согласно Федеральному закону от 30.12.2009г. N 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона. Национальные стандарты и своды правил являются обязательными для применения, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями.

Доводы истцов о немотивированности оспариваемого распоряжения и не возможности сделать вывод о характере нарушений установленных правил и принятия необходимых мер, отклоняется судом, поскольку данные доводы не основаны на законе, а в распоряжении подробно приведены выводы, к которым пришел административный орган, в том числе мотивы отказа ответчика, со ссылкой на нормы действующего законодательства, в том числе на требования Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

Исходя из вышеприведенных правовых норм, регулирующих порядок выдачи разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, и установленных по делу обстоятельств, при принятии решения об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства администрацией МО «город Астрахань» нарушений действующего законодательства, а также прав административных истцов не допущено.

Обращение ФИО1 и ФИО2 в компетентный орган для решения вопроса о предоставлении им разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства не влечет безусловную обязанность указанного органа выдавать соответствующее разрешение.

В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для признания решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов административного истца.

При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.

Поскольку совокупность условий, при которых могут быть удовлетворены требования административного истца в настоящем споре, отсутствует, правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 и ФИО2 не усматривается.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180,227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск ФИО1 и ФИО2 к администрации МО «город Астрахань» о признании отказа незаконным и обязании – оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Полный текст решения изготовлен 24.05.2019 года.

Судья подпись К.В.Апостолов