ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-965/17 от 02.11.2017 Наримановского районного суда (Астраханская область)

№ 2а-965/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 ноября 2017 года г. Нариманов

Наримановский районный суд Астраханской области в составе:

председательствующего судьи Мухамбеталиевой Л.К.,

при секретаре Асановой Э.Р.,

с участием: представителя административного истца Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление «Астраханмелиоводхоз» ФИО1,

представителя административного ответчика Администрации МО «Наримановский район» ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление «Астраханмелиоводхоз» к Администрации МО «Наримановский район» об оспаривании решения органа местного самоуправления,

у с т а н о в и л:

ФГБУ «Управление «Астраханмелиоводхоз» обратился в суд с административным иском к Администрации МО «Наримановский район» об оспаривании решения органа местного самоуправления, указав, что постановлением №1169 от 23.06.2017 года Администрация МО «Наримановский район» отказала в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории под действующее оросительно-обводнительные системы и каналы, истец не согласен с принятым постановлением, поскольку на балансе Правобережного филиала ФГБУ «Управление «Астраханмелиоводхоз» находятся объекты недвижимости в виде обводного канала Прикаспийской оросительно-обводнительной системы, Табдыгчинский водный тракт, Прикаспийская оросительно-обводнительная система, данные объекты недвижимости представляют собой совокупность гидротехнических сооружений, предназначенных для осуществления сельскохозяйственного водоснабжения, и расположены на земельный участках, относящихся к категории земель водного фонда. Действующее законодательство требует от лиц, эксплуатирующих объекты недвижимости осуществлять государственную регистрацию самих объектов и земельных участков на которых они расположены. Закон6ом предусмотрено формирование земельного участка в землях водного фонда под гидротехническими сооружениями, таким образом отказ в утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории нарушает право ФГБУ «Управление «Астраханмелиоводхоз» на формирование земельного участка под эксплуатируемыми гидротехническим сооружениями, в связи с чем просят постановление Администрации МО «Наримановский район» 31169 от 23.06.2017 года признать незаконным и отменить.

Впоследствии административный истец увеличил исковые требования, просил признать незаконным и отменить постановление Администрации МО «Наримановский район» №1 169 и возложить обязанность на Администрацию МО «Наримановский район» утвердить схемы расположения земельных участков: <адрес>

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 поддержал заявленные требования с учетом их увеличения, просил иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика Администрации МО «Наримановский район» ФИО2 оставил решение на усмотрение суда.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Установлено, что ФГБУ «Управление «Астраханмелиоводхоз» на праве оперативного управления принадлежат сооружения в виде обводного канала Прикаспийской оросительно-обводнительной системы, Табдычинский водный тракт, Прикаспийская оросительно-обводнительная система.

Постановлением №1169 от 23.06.2017 года Администрации МО «Наримановский район» ФГБУ «Управление «Астраханмелиоводхоз» отказано в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории под действующее оросительно-обводнительные системы и каналы по основанию, предусмотренному п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ (образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные Земельным кодексом, другими федеральными законами).

Согласно п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные этим Кодексом, другими федеральными законами.

Как установлено в судебном заседании, Администрация МО «Наримановский район» отказала в утверждении схемы расположения земельного участка по тем основаниям, при рассмотрении схем расположения земельных участков установлен, что в границы планируемых к образованию земельных участков входят водные поверхности, а согласно пункту 2 статьи 102 Земельного кодекса на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется формирование земельных участков.

Согласно заключению строительно-технической экспертизы <данные изъяты><адрес> расположен в юго-западной части <адрес>. Поверхность Западной ильменно-бугровой равнины представляет собой обширную низменность с большим количеством водотоков - ериков и водоёмов озёрного типа - ильменей, формирующих единую водную систему Западных подстепных ильменей, между которыми располагаются водораздельные высоты <адрес>. Водоёмы и <адрес> в основном имеют вытянутую форму и восточнозападную ориентацию. В состав <адрес> (<адрес> входят: - Головная насосная станция первого подъёма на правом берегу протоки <адрес>. - Головная насосная станция второго подъёма на ерике <адрес> в западной оконечности села <адрес> - Насосная станция третьего подъёма (законсервирована) в юго-западной оконечности ильменя <адрес>. - Цепочка каналов, расположенных по руслам естественных водотоков - ериков и ильменей: ерик <адрес>

<адрес> является искусственно созданным мелиоративным гидротехническим комплексом, состоящим из водозаборных, водопроводящих, регулирующих гидротехнических сооружений, в совокупности с каналами и водохранилищами.

Согласно заключению строительно-технической экспертизы №06 <адрес> в юго-западной части <адрес> В состав <адрес> входят: - Головная насосная станция первого подъёма, расположенная в северо-западной оконечности ерика <адрес>. - Головная насосная станция второго подъёма, расположенная в северо-западной оконечности <адрес>). -два шлюза-регулятора, расположенных в грунтовой дамбе, которая разделяет ильмень <адрес>

Прикаспийская оросительно-обводнительная система является искусственно созданным мелиоративным гидротехническим комплексом, состоящим из водозаборных, водопроводящих, регулирующих гидротехнических сооружений, в совокупности с каналами и водохранилищами.

Согласно заключению строительно-технической экспертизы №07 <адрес> расположена в юго-западной части <адрес>, является искусственно созданным мелиоративным гидротехническим сооружением.

Согласно положениям п. п. 1 - 3 ст. 5 Водного кодекса РФ водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на: 1) поверхностные водные объекты; 2) подземные водные объекты.

К поверхностным водным объектам относятся: 1) моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие); 2) водотоки (реки, ручьи, каналы); 3) водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); 4) болота; 5) природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); 6) ледники, снежники. 3. Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.

Таким образом, доводы административного истца о том, что Администрацией района постановление принято необоснованно, опровергаются представленными в материалы дела заключениями, которые подтверждают наличие в границах образуемых участков поверхностных водных объектов в виде <адрес> и <адрес><адрес>, в состав которых входят каналы и водохранилища, отнесенные законодательством к поверхностным водным объектам.

Согласно части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 данной статьи, согласно которой пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

Пунктами 1, 2, 4 статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах относятся к землям водного фонда. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется формирование земельных участков. Порядок использования экраны земель водного фонда определяется указанным Кодексом и водным законодательством.

Таким образом, земельные участки, на которых находится водный объект, в соответствии со статьей 102 Земельного кодекса Российской Федерации относятся к землям водного фонда, в связи с чем, суд приходит к выводу, что постановление №1169 от 23.06.2017 года Администрации МО «Наримановский район» принято законно, и в удовлетворении исковых требований необходимо отказать.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 218 – 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление «Астраханмелиоводхоз» к Администрации МО «Наримановский район» об оспаривании решения органа местного самоуправления оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Астраханского областного суда через Наримановский районный суд Астраханской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Мухамбеталиева Л.К.

Мотивированный текст решения изготовлен 07 ноября 2017 года.

Судья Мухамбеталиева Л.К.