ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-965/19 от 24.04.2019 Сакского районного суда (Республика Крым)

Дело № 2а-965/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 апреля 2019 г. Саки

Сакский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Мазаловой М.И.,

при секретаре Исмаиловой Э.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Лизуновой ФИО6 к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, заинтересованное лицо: Администрация Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым, СТ «Ветеран» о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и обязании выполнить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Лизунова Е.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, в котором просит признать незаконным решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и отказе в утверждении схемы расположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ; обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым повторно рассмотреть заявление от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. по вышеуказанному адресу.

В обоснование заявленных требований истец указала, что на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ истцу принадлежит нежилое здание кадастровый , расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. Истец ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым ( далее по тексту –МИЗО) с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов. Данное заявление осталось без ответа. ДД.ММ.ГГГГ истец в адрес ответчика направил жалобу. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ истцу сообщено, что указанная жалоба рассмотрена, вместе с ней была приложена копия письма от ДД.ММ.ГГГГ, как результат рассмотрение заявления истца по существу. Истец полагает, что ответчиком нарушен порядок рассмотрения заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, который привел к нарушению прав истца. Считает решение об отказе в утверждении схемы незаконным. Заявление истца не возвращено ответчиком, оно должно быть рассмотрено по существу, чего сделано не было. Истец не просил предоставить ей земельный участок в порядке ч.4 ст. 11.4 ЗК РФ, т.е. в порядке раздела земельного участка, ранее предоставленного для ведения садоводства некоммерческому объединению граждан, истец обратилась к ответчику с заявлением о формировании указанного земельного участка на основе предоставленной схемы расположения. Ссылка ответчика на порядок формирования и предоставления земельных участков членам кооператива истец считает несостоятельной и свидетельствует о ненадлежащем рассмотрении заявления и документов от ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным органом..

Истец Лизунова Е.Н., представитель истца Дударев Д. С. В судебное заседание не явились. Обратились с письменным ходатайством о рассмотрении дела в отсутствии истца и представителя, настаивали на удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Ответчик, заинтересованные лица в судебное заседание своих представителей не направили. О месте и времени судебного разбирательства извещены надлежаще. От МИЗО в суд поступили письменные возражения на иск.

Учитывая мнение участников процесса, суд определил, рассмотреть административное дело при данной явке.

Изучив письменные материалы дела, суд пришел к выводу об отказе истцу в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме по следующим основаниям.

Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд.

В судебном заседании установлено, что истец обжалует письмо МИЗО от ДД.ММ.ГГГГ.

Статья 219 КАС РФ предусматривает, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Как следует из материалов дела, истец обратилась в суд ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в установленный срок.

Из материалов дела следует, что истцу принадлежит на праве личной собственности садовый домик, назначение: нежилое, общей площадью <данные изъяты> кв.м. кадастровый на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Право собственности истца на данный объект зарегистрировано в ЕГРП ( в настоящее время -ЕРГН) ДД.ММ.ГГГГ. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.

ДД.ММ.ГГГГ истец через своего представителя Игумнову А.А. направила в МИЗО заявление, в котором просила, руководствуясь ч.2 п.6 ст.39.3, ст.39.20 Земельного Кодекса Российской Федерации, предварительно согласовать предоставление земельного участка и (или) утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Основание: предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов: ч.2 п.6 ст.39.3,ст.39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.

К заявлению приложены: копия свидетельства о государственной регистрации права на садовый домик, схема расположения земельного участка, копия доверенности и паспорта представителя.

Согласно отчета об отслеживании отправления с сайта «Почта России», данное заявление с приложенными документами получено МИЗО ДД.ММ.ГГГГ.

В силу п.6 ч.2 ст.39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа:

6) земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса;

Согласно ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В материалах для представлено письмо МИЗО от ДД.ММ.ГГГГ, направленно на имя истца и его представителя Игумновой А.А. «О рассмотрении заявления», из которого следует, что заявление истца рассмотрено в установленные сроки и истцу сообщено, что в соответствии с действующим законодательством на территории Республики Крым, образование земельных участков для ведения садоводства осуществляется на основании проекта межевания территории садоводческого товарищества, а не по схеме расположения земельных участков на кадастровом плане территории, соответственно, рассмотрение заявление истца не представляется возможным. Истцу дополнительно сообщено, что МИЗО не располагает информацией по какой из дорожных карт осуществляется оформление земель СТ «Ветеран». Заявление в межведомственную комиссию о выдаче заключения относительно возможности (невозможности) расположения садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан на земельном участке в уточненных границах от СТ «Ветеран» не поступало, утвержденный проект межевания территории СТ «Ветеран» в МИЗО не поступал.

Согласно положений, закрепленных в ст.2 Закона Республики Крым -ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым (далее по тексту - ЗРК ) права на земельные участки на территории <адрес> разграничены.

МИЗО осуществляет функции по управлению в пределах компетенции землями государственной собственности Республики Крым, согласно положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Крым, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно п. 4.69 Положения МИЗО в пределах своей компетенции и в соответствии с функциями выступает от имени Республики Крым в качестве истца и ответчика при рассмотрении споров, связанных с владением, пользованием, распоряжением земельными участками, находящимися в собственности Республики Крым, если иное не установлено законодательством Республики Крым либо принятыми в соответствии с ним решениями Главы <адрес> или Совета министров Республики Крым.

Согласно ч.3 ст.18 Закона <адрес>-ЗРК «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и некоторых вопросах, земельных отношений» (далее по тексту - ЗРК ) (в редакции, действующей по дату подачи истцом заявления), земельные участки могут образовываться на основании утвержденной схемы расположения земельных участков без ограничений, предусмотренных федеральными законами, до ДД.ММ.ГГГГ, за исключением образования земельных участков из земельных участков, предоставленных некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам.

Согласно ст.20 ЗРК до ДД.ММ.ГГГГ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются без проведения торгов в собственность бесплатно, за плату или в аренду:

1) членам садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, созданных до вступления в силу Федерального конституционного закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, которые привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации, а также сведения о которых, внесены в Единый государственный реестр юридических лиц;

2) членам садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 2 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 320-ЗРК/2016 "Об особенностях предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан на территории Республики Крым и о внесении изменений в некоторые законы Республики Крым".

Земельный участок предоставляется членам объединений граждан, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части, независимо от даты вступления в члены указанных объединений в ранее определенных границах или размерах, если данный земельный участок по решению общего собрания членов объединения граждан о распределении земельных участков между его членами распределен данному лицу (члену указанного объединения).

Земельный участок по правилам настоящей статьи предоставляется гражданам Российской Федерации в собственность бесплатно, иностранным гражданам или лицам без гражданства - в аренду или собственность за плату.

Согласно ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

2) проектная документация лесных участков;

3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков:

2) из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу( п.3).

Согласно п.2 ст.39.15 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:

1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя;

Судом установлено, что при подаче заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка, представителем истца не приложен правоустанавливающий документ, подтверждающий право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, а именно: договор купли- продажи нежилого здания -садового домика от ДД.ММ.ГГГГ, заявителем к заявлению приложена нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации права, которая по своей правовой сути является лишь правоподтверждающим документом.

Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;

3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

В случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения. В этом случае обязательным приложением к решению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, направленному заявителю, является схема расположения земельного участка.

Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.

Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.

Судом установлено, что МИЗО в письме истцу указал на невозможность рассмотрения заявления истца в связи с тем, что образование земельных участков для ведения садоводства осуществляется на основании проекта межевания территории садоводческого товарищества, а не по схеме расположения земельных участков на кадастровом плане территории.

По смыслу ст. 218 КАС РФ гражданин, может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).

Учитывая правила, изложенные в указанных нормах, суд приходит к выводу о том, что названные в административном исковом заявлении обстоятельства не могут быть отнесены к решениям, которыми нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы административного истца, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Письмо ответчика о рассмотрении заявления не содержит отказа истцу в предварительном согласовании предоставления земельного участка и отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.

На данное обстоятельство также указывает истец в своем иске, что письмо МИЗО представлено как ответ в порядке ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а не как мотивированное решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка в порядке норм ЗК РФ.

Доводы истца о нарушении его права отказом МИЗО, обличенным в форму письма не соответствует установленным судом обстоятельствам, т.к. письмо ответчика о рассмотрении заявления не содержит отказа.

Согласно ст. 124 КАС РФ административное исковое заявление может содержать требования:

1) о признании не действующим полностью или в части нормативного правового акта, принятого административным ответчиком;

2) о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия);

3) об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца;

4) об обязанности административного ответчика воздержаться от совершения определенных действий;

5) об установлении наличия или отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом.

Таким образом, судом установлено, что отсутствует нарушение прав и интересов истца, поскольку отсутствуют вынесенные в отношении него какие-либо решения, ущемляющие права заявителя. Административный истец не лишен возможности повторно обратиться с соответствующим заявлением в компетентный орган, предоставив пакет документов в полном объеме, а при бездействии уполномоченного органа, обратиться в суд с иском о признании бездействия незаконным.

При отказе в иске государственная пошлина в пользу истца с ответчика не взыскивается.

На основании изложенного, ст.ст.4, 227, 228 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Лизуновой ФИО7 к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и отказе в утверждении схемы расположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м., местонахождение: <адрес>, <адрес>, <адрес>, оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ, и обязании выполнить определенные действия, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Сакский районный суд Республики Крым.

Судья Мазалова М.И.