Дело № 2а-9663/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 декабря 2021 года г. Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Москвина К.А.
при секретаре судебного заседания Бурнашкиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1 к Комитету лесного хозяйства Московской области о признании незаконным отказа, обязании заключить договор аренды и направить проект,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Комитету лесного хозяйства Московской области о признании незаконным и отмене решения об отказе в предоставлении земельного (лесного) участка с кадастровым номером 50:08:0050427:261 в аренду, изложенного в письме от 01.09.2021г. № ТГ-12359/28-14, обязании заключить договор аренды земли на земельный участок с кадастровым номером 50:08:0050427:261 на 49 лет на основании заявления от 25.08.2021 г. и предоставленных к нему документов, обязании направить проект договора аренды в адрес ФИО1 в течение двух недель с момент вступления решения суда в законную силу.
В обоснование завяленных требований указала, что ФИО1 является собственником жилого дома лит. А, а, а1, а2, а3, общей площадью 362,8 кв.м, гостевого дома, лит. Г, Г1, общей площадью 65,1 кв.м, хозблока лит. Г2, расположенных по адресуАДРЕС право собственности на объекты недвижимости зарегистрировано в установленном законом порядке. 20.01.2020 г. ФИО1 обратилась в Комитет лесного хозяйства Московской области с заявлением о предоставлении в аренду (без проведения аукциона) лесного участка, находящегося под пятном застройки для эксплуатации и обслуживания на испрашиваемом земельном участке принадлежащих истцу объектов недвижимости рекреационного назначения сроком на 49 лет.
Письмом от 01.09.2021 г. комитет отказал в предоставлении земельного (лесного) участка в аренду без достаточных на то оснований.
Представитель административного истца в судебное заседание явился, требования поддержал.
Представитель административного ответчика в судебное заседание явился, возражал против требований.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд установил следующее.
Согласно ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с п. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Согласно п. 10 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ возлагается на орган, организацию, лицо, наделённое государственными или иными публичными полномочиями принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Следовательно, при производстве по делу по административному исковому заявлению подлежат доказыванию следующие обстоятельства, а именно соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
- полномочия органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
- порядок принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
- основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Из материалов дела усматривается, что ФИО1 является собственником жилого дома лит. А, а, а1, а2, а3, общей площадью 362,8 кв.м, гостевого дома, лит. Г, Г1, общей площадью 685,1 кв.м, хозблока лит. Г2, расположенных по адресуАДРЕС, что подтверждается сведениями из ЕГРН.
Право собственности правопредшественника административного истца - ФИО2 на указанные объекты недвижимости возникло на основании вступившего в законную силу заочного решения Истринского городского суда Московской области от 14.12.2011 г.
25.08.2021г. ФИО1 обратилась в Комитет лесного хозяйства Московской области с заявлением о предоставлении в аренду (без проведения аукциона) лесного участка, находящегося под пятном застройки дома с кадастровым номером № площадью 1025+/- 11 кв.м, расположенного в выделах 17, 30, квартала 84 (Д), Дедовского ЛТУ Рождественского участкового лесничества Истринского лесничества Истринского района Московской области для эксплуатации и обслуживания на испрашиваемом земельном участке принадлежащих истцу объектов недвижимости рекреационного назначения сроком на 49 лет. (л.д12).
Письмом от 01.09.2021 г. № комитет сообщил, что Комиссией принято решение об отказе в предоставлении земельного (лесного) участка в аренду, так как в нарушение п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утверждённым проектом планировки (л.д. 14).
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Градостроительный кодекс Российской Федерации также предусматривает, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) (п. 1 ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации).
По смыслу указанной нормы, земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.
Ст. 73.1 Лесного кодекса российской Федерации предусмотрено, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса.
При заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам торгов изменение условий торгов на основании соглашения сторон или по требованию одной из сторон не допускается.
Без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях: 1) предусмотренных статьями 36, 43 - 45 настоящего Кодекса; 2) реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов; 3) заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса; 4) нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).
Заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе по результатам торгов, допускается с гражданами и юридическими лицами в случае отсутствия сведений о них в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Лесного кодекса РФ, имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 39.14 Земельного кодекса РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов путем подачи в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Требования к заявлению, а также к документам, которые должны быть приложены к заявлению, предусмотрены статьей 39.15 Земельного кодекса РФ.
По смыслу положений статей 39.3, 39.15, 39.16, 39.20 Земельного кодекса РФ правом на обращение в соответствующие органы с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Исключительность права на приватизацию земельного участка собственником здания, строения, сооружения, на нем расположенных, означает, что такой собственник вправе приватизировать исключительно земельный участок, занятый этим объектом и необходимый для его использования, и никто, кроме собственника объекта, не вправе приобрести соответствующий земельный участок. В то же время земельный участок для использования в иных целях, в том числе для осуществления на участке определенной деятельности, заинтересованное лицо вправе приобрести в порядке, установленном Земельным кодексом РФ, и предоставление земельного участка в таком случае не имеет исключительного характера.
В соответствии с пунктом 14 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Как следует из материалов дела земельный участок расположен на землях лесного фонда.
Статьей 41 Лесного кодекса РФ установлено, что леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации ( лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений. Рекреационная деятельность в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях. На лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты. Для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду. Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются, в том числе для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Из содержания норм, регулирующих правовой режим участков лесного фонда, следует, что на участке лесного фонда не допускается размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений, линий связи, линий электропередачи, подземных трубопроводов в зеленых зонах лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов.
Вопреки доводам административного истца испрашиваемый участок не имеет отдельного вида разрешенного использования «строительство», поскольку виды разрешенного использования лесов императивно определены законом (ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации).
Одним из видов использования лесов является строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов, а не строительство, как указывает административный истец.
Административный истец является собственником жилого дома и гостевого дома, которые не являются объектами
Довод административного истца о том, что он является собственником объектов рекреационного значения также отклоняется судом.
В силу части 1 статьи 41 ЛК РФ леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
Согласно части 2 статьи 41 ЛК РФ при осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение некапитальных строений, сооружений на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений.
Принадлежащие административному истцу объекты являются капитальными и предназначены для проживания, а не организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
Таким образом, разрешенное использование лесного участка не соответствует фактическому использованию данного лесного участка административным истцом, поскольку на нем располагаются объекты капитального строительства (объекты недвижимого имущества), что напрямую запрещено лесным законодательством; указанные объекты недвижимости не предполагают использования их для осуществления рекреационной деятельности.
При таких обстоятельствах предоставление лесного участка истцу в аренду с предварительным согласованием его предоставления возможно только после внесения изменений в лесоустроительную документацию и изменения целевого назначения лесного участка, то есть путем исключения данной территории из лесного фонда и переводом ее в иную категорию земель.
Фактическое использование объекта недвижимости, расположенного на спорном земельном участке и принадлежащего истцу на праве собственности, само по себе не является достаточным основанием для заключения с истцом договора аренды на спорный земельный участок, поскольку участок используется в нарушение разрешенного использования такого земельного участка.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.177-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований ФИО1 к Комитету лесного хозяйства Московской области о признании незаконным отказа, обязании заключить договор аренды и направить проект отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья К.А. Москвин