ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-9668/19 от 11.09.2019 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2а-9668/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Якутск 11 сентября 2019 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кочкиной А.А., при секретаре Кузьминой Л.П., рассмотрев в судебном заседании дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) к некоммерческой организации «Совет муниципальных образований РС(Я)» о ликвидации некоммерческой организации и об исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц,

у с т а н о в и л :

Административный истец обратился в суд к административному ответчику о ликвидации некоммерческой организации и об исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц, мотивируя тем, что административный ответчик неоднократно нарушал требования федерального законодательства Российской Федерации игнорируя предупреждения Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия), в связи с чем, просит ликвидировать «Совет муниципальных образований РС(Я)» и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.

В судебном заседании представитель административного истца Баишева А.А. требования поддержала.

Административный ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд представителя не направил. В соответствии со ст.165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Согласно п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» по смыслу п.1 ст.165.1 ГК РФ, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю. Таким образом, поскольку согласно имеющимся в материалах дела сведениям, извещение было направлено и оставлено по юридическому адресу административного ответчика, суд, признавая административного ответчика извещенным надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, определил рассмотреть дело в его отсутствие.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что решение о государственной регистрации «Совета муниципальных образований Республики Саха (Якутия)» (далее - Организация) принято Министерством юстиции Республики Саха (Якутия) 04.03.2002. Запись о государственной регистрации Организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) 21.03.2006, с присвоением основного государственного регистрационного номера (далее - ОГРН): .

Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В соответствии со статьей 33 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация в случае нарушения настоящего Федерального закона несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Административным истцом в 2013 году проведена плановая документарная проверка ответчика, по результатам которой в деятельности организации выявлены нарушения Федерального законодательства и положений своего устава.

Административным истцом в порядке статьи 32 №7-ФЗ вынесены в адрес ответчика предупреждения от 24.04.2013 исх. , 04.10.2013 ИСХ. , 06.08.2015 исх. , последним предупреждением установлен срок для устранения нарушений до 15.11.2015. Предупреждение от 06.08.2015 вручено лично представителю Организации, что подтверждается отметкой о вручении.

Между тем, до настоящего времени не устранены следующие нарушения федерального законодательства: в нарушение пункта 1 статьи 4, пункта 5 статьи №7-ФЗ в пунктах 1.1, 1.3 Устава указано наименование Организации, не содержащее указание на ее организационно - правовую форму - «ассоциация» или «союз»; наименование Организации не соответствует пункту 1 статьи 4 №7-ФЗ и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 06.10.2013 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - №131-Ф3), так как не отражает характер деятельности Организации ввиду представления интересов ограниченного круга муниципальных образований Республики Саха (Якутия).

Исходя из смысла пункта 1 статьи 8 №131-Ф3 на территории субъекта Российской Федерации может быть создан и осуществлять свою деятельность только один Совет муниципальных образований субъекта, созданный в целях организации взаимодействия органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований.

Согласно информации, представленной Организацией, в ее состав входят только 6 муниципальных образований, интересы которых представляет Организация.

Кроме того, 24.03.2006 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №5 по Республике Саха (Якутия) принято решение и внесена запись в ЕГРЮЛ о государственной регистрации изменений в учредительные документы Организации, которыми внесены изменения в ее наименование. Изменения внесены на основании решения Редакционной комиссии Организации от 03.03.2006 г., что является нарушением пункта 3 статьи 29 №7-ФЗ и пункта 7.3.1 Устава, согласно которым принятие решения о внесении изменений в устав Организации отнесено к исключительной компетенции высшего органа управления - Общего собрания членов.

В нарушение пункта 1 статьи 24 №7-ФЗ, согласно которому некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами, положения Устава Организации содержат следующие положения, не соответствующие целям ее деятельности: в пункте 5.1.7 Устава указано, что Организация производит продукцию и услуги; в пункте 5.1.8 Устава указано, что Организация предоставляет своим членам скидки, льготы и услуги, установленные Общим собранием членов.

В нарушение статьи 20 №7-ФЗ, регулирующей порядок распоряжения имуществом некоммерческой организации при её ликвидации, в пунктах 5.1.11, 10.8 Устава указано, что члены Организации вправе получать в случае ликвидации Организации часть ее имущества, оставшееся после расчетов с кредиторами в размере своего вступительного взноса.

В нарушение пункта 4 статьи 29 №7-ФЗ пункта 7.4 Устава, согласно которым Общее собрание членов некоммерческой организации правомочно, если на указанном собрании присутствует более половины ее членов, в пункте 7.7 Устава указано, что внеочередные Общие собрания членов Организации созываются в количестве не менее 1/5 от общего числа членов Организации.

В нарушение пункта 3 статьи 29 №7-ФЗ, согласно которому к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организации относится решение вопроса образования исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий, в пункте 7.3 Устава к исключительной компетенции Общего собрания членов не отнесено решение вопроса образования исполнительного органа Организации - Администрации. Кроме того, в нарушение указанного положения закона в пункте 7.8 Устава указано, что исполнительный орган Организации - Администрация формируется Директором.

В нарушение статей 61 - 63 ГК РФ, устанавливающих основания и порядок ликвидации юридического лица в Уставе Организации указано, что Руководство Организации (не предусмотренный уставом орган управления) или суд, принявший решение о ликвидации назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию, ликвидационную комиссию и устанавливают порядок и сроки ликвидации. •

В нарушение пункта 1 статьи 28 №7-ФЗ в Уставе Организации не определены компетенция, срок полномочий и порядок принятия решения исполнительного органа управления - Администрации.

В нарушение пункта 2 статьи 14 №7-ФЗ Организация не соблюдает положения в своего устава: в части периодичности проведения заседаний высшего органа управления - Общего собрания, за проверяемый период заседание Общего собрания было проведено только 1 раз- 12.10.2011 г.; в части срока полномочий Директора, решением Общего собрания от 17.02.2006г. на должность Директора избран ММИ., с которым 24.03.2006г. заключен трудовой договор на период срока полномочий, предусмотренного уставом, то есть до 24.03.2011г. По истечении указанного срока ММИ не был избран на должность директора на новый срок, а значит, трудовой договор признается прекращенным в соответствии с п. 10 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации; в части формирования контрольно-ревизионного органа - Ревизионной комиссии. Решением Общего собрания от 17.02.2006г. в состав Ревизионной комиссии были избраны представители членов Организации - ФЭЕ., ЖСР., срок полномочий которых истек 17.02.2011г.

В части порядка осуществления контроля Ревизионной комиссией, Организацией не представлены документы Ревизионной комиссии, что позволяет сделать вывод о том, что контроль за финансово - хозяйственной деятельностью Организации не осуществляется, проверки финансово - хозяйственной деятельности Ревизионной комиссией не проводятся.

В нарушение пункта 4 статьи 3 №7-ФЗ Организация имеет печать с полным ее наименованием, не соответствующим полному наименованию, сведения о котором указаны в пункте 1.3 Устава, а также содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц.

В нарушение пункта 1 статьи 24 №7-ФЗ Организацией внесены в ЕГРЮЛ сведения о виде экономической деятельности - код по ОКВЭД 74.60 - проведение расследований и обеспечение безопасности, не соответствующий ее целям.

В нарушение статей 6, 9, 10-12 Федерального закона от 21.11.1996 №129 ФЗ «О бухгалтерском учете» в Организации не организовано ведение бухгалтерского учета, не принята учетная политика, не оформляются оправдательные документы, являющиеся первичными учетными документами, не составляются сводные учетные документы, не ведутся регистры бухгалтерского учета, не осуществляется оценка имущества и обязательств, не проводится их инвентаризация.

Административным истцом по результатам анализа материалов учетного дела Организации установлено следующее нарушение федерального законодательства.

В соответствии со статьей 5 №7-ФЗ символика некоммерческих организаций не должна совпадать с государственной символикой Российской Федерации, государственной символикой субъектов Российской Федерации, символикой муниципальных образований, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, символикой иностранных государств, а также с символикой международных организаций.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона Республики Саха (Якутия) от 15.07.2004 151-3 №313-111 «Об официальной символике в Республике Саха (Якутия)» (далее Закон «Об официальной символике в Республике Саха (Якутия)») государственный герб Республики Саха (Якутия) является основным государственным символом и служит основным знаком органов государственной власти Республики Саха (Якутия).

В соответствии со статьей 10 Закона «Об официальной символике в Республике Саха (Якутия)» символы, относящиеся к муниципальной символике и геральдической символике юридических и физических лиц, а также символы общественных объединений не могут быть идентичны Государственному гербу Республики Саха (Якутия) или выполнены с использованием Государственного герба Республики Саха (Якутия) в качестве геральдической основы либо элемента.

В нарушение вышеуказанных положений законодательства печать Организации содержит элементы Государственного герба Республики Саха (Якутия).

В связи с выявленными нарушениями административным истцом 02.12.2011 в адрес ответчика вынесено предупреждение о недопустимости нарушения требований законодательства и установлен срок до 01.04.2012 для устранения нарушения.

Между тем, Организацией указанное предупреждение не исполнено, нарушение не устранено, в связи с чем, 16.04.2012 Управлением составлен в отношении должностного лица Организации протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ.

Постановлением мирового судьи судебного участка №42 г. Якутска от 16.05.2012 (дело ) должностное лицо Организации (ММИ.) привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 1000 рублей.

Организацией 15.04.2015, 13.04.2016. 12.05.2017, 02.04.2018, 22.04.2019 представлены в Управление ежегодные отчеты, на которых проставлена печать Организации, содержащая Государственный герб Республики Саха (Якутия).

Административным истцом в порядке статьи 32 №7-ФЗ вынесено предупреждение от 19.06.2018 исх. с возложением обязанности устранить допущенное нарушение законодательства и представить письменное уведомление о принятых мерах в срок до 06 августа 2018 года. Организация не предприняла мер по получению предупреждения, либо отказалась от его получения.

В связи с неисполнением Организацией предупреждения от 19.06.2018 Управлением 19.09.2018 составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ.

Постановлением мирового судьи судебного участка №62 г. Якутска РС(Я) от 16.10.2018 (дело ) должностное лицо Организации (ММИ) привлечено к административной ответственности и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 1000 (одна тысяча) рублей.

В связи с неустранением нарушений 25.09.2018 исх. № Управлением вынесено повторное предупреждение со сроком до 21.11.2018, а также предупредждение от 17.12.2018 со сроком устранения до 13.03.2019. Нарушения Организацией не устранены, уведомление о принятых мерах в Управление не представлено.

19.12.2018 Управлением составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ.

Постановлением мирового судьи судебного участка №62 г. Якутска РС(Я) от 05.02.2019 (дело ) должностное лицо Организации привлечено к административной ответственности и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 2000 (две тысячи) рублей.

Таким образом, некоммерческой организацией допущены нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, требования об устранении которых игнорируются.

Вместе с тем, как следует из перечисленных нарушений, допущенных административным ответчиком, такие нарушения были допущены еще на этапе создания Организации, при формировании и принятии Устава и изготовлении печати Организации.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства. Неустранение ранее выявленного нарушения не образует неоднократности независимо от длительности такого неустранения.

Поскольку требования истца основаны на тех обстоятельствах, что административным ответчиком длительное время не устраняются ранее выявленные нарушения и игнорируются неоднократные предупреждения об устранении тех же нарушений, суд приходит к выводу о недостаточности оснований для удовлетворения административного иска о ликвидации некоммерческой организации фактически осуществляющей свою деятельность, при том, что доказательств осуществления неуставной деятельности суду не представлено, а указанные истцом факты неоднократности нарушений законодательства о некоммерческих организациях не образуют.

При таких обстоятельствах административный иск подлежит отказу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении административного иска Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) к некоммерческой организации «Совет муниципальных образований РС(Я)» о ликвидации некоммерческой организации и об исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня изготовления в мотивированном виде.

Судья А.А. Кочкина