ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-966/17 от 20.10.2017 Узловского городского суда (Тульская область)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

20 октября 2017 года город Узловая

Узловский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Казгалеевой М.И.,

при ведении протокола секретарем Калининой О.В.,

с участием

помощника Тульского природоохранного прокурора Беликовой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-966/2017 по административному иску Тульского природоохранного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Узловский район об обязании организовать сбор и вывоз коммунальных отходов и мусора,

у с т а н о в и л :

Тульский природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеназванным административным иском, указав в его обоснование следующее. Проведенной 17.08.2017 г. проверкой соблюдения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства при обращении с отходами производства и потребления на территории муниципального образования г.Узловая Узловского района Тульской области установлено наличие несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов и строительного мусора размером около 15х3 м каждая - <адрес>

Административный истец указывает, что образование несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, что приводит к значительному ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории муниципального образования г. Узловая Узловского района Тульской области, негативно влияет на состояние природной среды. Обязанность по ликвидации несанкционированных свалок законом возложена на администрацию муниципального образования Узловский район Тульской области.

Ссылаясь на Федеральный закон от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 98-ФЗ «Об отходах производства и потребления», просил суд обязать администрацию МО Узловский район организовать сбор и вывоз коммунальных отходов и мусора с несанкционированных мест размещения на территории муниципального образования город Узловая Узловского района <адрес>

В судебном заседании помощник Тульского транспортного прокурора Беликова С.В. поддержала заявленные требования, просила удовлетворить их в полном объеме.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Узловский район Тульской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. В письменном заявлении, поступившим суду 18.10.2017 г., представитель административного ответчика администрации муниципального образования Узловский район Тульской области по доверенности ФИО1 просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Одновременно указал, что ликвидация обеих несанкционированных свалок начата силами управления городского хозяйства.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства по административному делу, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

На основании ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу положений ст. 42 Конституции РФ и п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Отношения, возникающие при организации деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований регулируются положениями ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ, ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года, ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ.

В соответствии с п.1 ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе принципа соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст.ст.8,21 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Согласно ст.13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации».

В силу ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения сельского поселения относятся помимо прочего вопросы участия в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

В силу п.5 ст.1 Закона Тульской области от 20.11.2014 г. № 2217-ЗТО «О закреплении за сельскими поселениями Тульской области вопросов местного значения городских поселений» за сельскими поселениями Тульской области закреплены вопросы местного значения городских поселений, в том числе участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Согласно п.1.1. ч.1 ст.5 Устава МО Узловский район, принятого на референдуме города Узловая и Узловского района, к вопросам местного значения муниципального образования Узловский район, относится решение иных вопросов местного значения, предусмотренных ч.1 ст.14 Федерального Закона от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ (Устав принят на референдуме города Узловая и Узловского района по принятию Устава, протокол № 14 заседания территориальной комиссии по проведению референдума города Узловая и Узловского района по принятию Устава города Узловая и Узловского района от 24.03.1997 г., с изменениями и дополнениями).

В соответствии со ст.2 Устава МО Узловский район, городское поселение город Узловая Узловского района входит в состав муниципального образования Узловский район.

Соглашением от 29.12.2014 г. о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения органов местного самоуправления муниципального образования город Узловая Узловского района органам местного самоуправления муниципального образования Узловский район полномочия по организации сбору и вывозу бытовых отходов и мусора переданы МО город Узловая Узловского района МО Узловский район (п.п.18 п.1.2 ч.1).

На основании п.п.18 п.1.2 «Дополнительного соглашения к дополнительному соглашению о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения органов местного самоуправления муниципального образования город Узловая Узловского района органам местного самоуправления муниципального образования Узловский район от 29.12.2014 г.» от 29.06.2016 г. органы местного самоуправления поселения передают, а органы местного самоуправления района принимают полномочия органов местного самоуправления поселения, указанные в п.1.3 настоящего соглашения, по решению вопросов местного значения поселения, в том числе, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию коммунальных бытовых отходов.

Из приведенных положений закона и установленных данных следует, что обязанность по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории города Узловая возложена на администрацию муниципального образования Узловский район Тульской области, как орган, созданный, в том числе и в целях осуществления управленческих функций в области жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, природопользования и охраны окружающей среды.

Из материалов дела следует, что на территории муниципального образования город Узловая Узловского района, <адрес> имеются две несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов и строительного мусора размером около 15х3 м каждая.

Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки указанной территории от 17.08.2017 г. (вместе с фотоматериалом к нему), проведенной Тульской природоохранной прокуратурой совместно с представителем Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области. Согласно акту, свалки расположены <адрес>, ичастично засыпаны грунтом.

С учетом вышеназванных норм права и установленных обстоятельств, суд приходит к выводу об обоснованности заявленного административным истцом административного иска к администрации муниципального образования Узловский район Тульской области о принятии мер по ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов и мусора, распложенных на территории юрисдикции административного ответчика.

Административным ответчиком в процессе судебного разбирательства, а также, на день вынесения решения, наличие несанкционированных свалок коммунальных отходов и мусора на территории вблизи домов <адрес>, не опровергнуто.

С учетом положений ч.1 ст.65 КАС РФ, согласно которой обстоятельства, признанные стороной, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, принимаются судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.

Исследовав представленные доказательства в соответствии с правилами ст.84 КАС РФ, суд приходит к выводу о незаконности бездействия администрации муниципального образования Узловский район Тульской области по исполнению установленных законом полномочий в области обращения с отходами потребления, что существенно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц – жителей города Узловая Узловского района и иных лиц.

При таком положении требования административного истца об обязании администрации МО Узловский район организовать сбор и вывоз коммунальных отходов и мусора правомерны и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 227-228, 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Тульского природоохранного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Узловский район Тульской области удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Узловский район Тульской области организовать сбор и вывоз коммунальных отходов и мусора с несанкционированных мест размещения отходов, расположенных на территории муниципального образования Узловский район, <адрес>

Об устранении нарушений администрация муниципального образования Узловский район Тульской области обязана сообщить суду и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Узловский городской суд Тульской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий М.И.Казгалеева