ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-966/2022 от 15.03.2022 Анапского городского суда (Краснодарский край)

дело №2а-966/2022

УИД: 23RS0003-01-2022-000894-77

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город-курорт Анапа "15" марта 2022 года

Анапский городской суд Краснодарского края в составе:

судьи Аулова А.А.

при секретаре Засеевой О.В.

с участием: административного истца ФИО1, он же представитель административного истца ФИО2 на основании доверенности 66АА 7231051 от 10 февраля 2022 года,

представителя административного ответчика - администрации муниципального образования город-курорт Анапа ФИО3, действующей на основании доверенности №103-07-15475/21 от 30 декабря 2021 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1, ФИО2 к администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании уведомлений о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства незаконными и возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ФИО2 обратились в Анапский городской суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании уведомлений о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства незаконными и возложении обязанности совершить определенные действия, сославшись на то, что они являются сособственниками земельного участка с кадастровым номером , с разрешенным видом использования - "для индивидуального жилищного строительства", расположенного по адресу: <адрес> В целях согласования планируемого индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке ими в соответствии со ст.51.1 Градостроительного кодекса РФ в администрацию муниципального образования город-курорт Анапа были направлены уведомления о планируемом строительстве объектов индивидуального жилищного строительства. 25 ноября 2021 года ими были получены уведомления администрации муниципального образования город-курорт Анапа №2/46 от 16 ноября 2021 года и №3/46 от 17 ноября 2021 года о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, поскольку градостроительный регламент для территориальной зоны P-К правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа, утвержденных решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа №165 от 08 июля 2021 года, не содержит вид разрешенного использования - "для индивидуального жилищного строительства". Между тем, указанные уведомления администрации муниципального образования город-курорт Анапа являются незаконными, в связи с тем, что, несмотря на то, что из градостроительного регламента для территориальной зоны Р-К исключен условно разрешенный вид использования земельного участка - "для индивидуального жилищного строительства", однако в целях соблюдения прав собственников земельных участков с видом разрешенного использования - "для индивидуального жилищного строительства" добавлено ранее отсутствующее примечание следующего содержания: "В случае размещения объекта индивидуального жилищного строительства к нему применяются положения, указанные в примечании зоны Ж-1А.", что допускает размещение объектов индивидуального жилищного строительства в градостроительной зоне P-К по правилам установленным для территориальной зоны Ж-1А. Кроме того, как следует из п.6 обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 14 ноября 2018 года, исходя из положений ч.8 ст.36 Градостроительного кодекса РФ и ч.4 ст.85 Земельного кодекса РФ, в случае изменения градостроительного регламента земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом за исключением случаев, в которых использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия. Таким образом, исключение из градостроительного регламента территориальной зоны P-К вида разрешенного использования - "для индивидуального жилищного строительства" не влечет безусловного запрета на дальнейшее использование земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования - "для индивидуального жилищного строительства", при том, что оспариваемые уведомления администрации муниципального образования город-курорт Анапа, запрещающие возведения объектов индивидуального жилищного строительства на земельном участке, не содержат доказательств того, что планируемое индивидуальное жилищное строительство представляет опасность для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия. Отсутствие в действующей редакции градостроительного регламента условно разрешенного вида использования земельного участка не влечет отмены ранее предоставленного разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, с учетом того, что данное разрешение было предоставлено бессрочно и не является достаточным основанием для отказа в согласовании уведомления о планируемом строительстве объектов индивидуального жилищного строительства. Кроме того, градостроительный регламент для территориальной зоны P-К правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа в редакциях от 2018-2020 годов допускал условно разрешенный вид использования земельного участка - "для индивидуального жилищного строительства", в связи с чем в 2019 году ими было получено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка - "для индивидуального жилищного строительства". В связи с чем административные истцы ФИО1, ФИО2 обратилась в суд с настоящими административными исковыми требованиями и просят признать незаконными уведомления администрации муниципального образования город-курорт Анапа №2/46 от 16 ноября 2021 года и №3/46 от 17 ноября 2021 года о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес> и обязать администрацию муниципального образования город-курорт Анапа повторно рассмотреть поданные ФИО2 и ФИО1 уведомления от 10 ноября 2021 года о планируемом строительстве объектов индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, не позднее 7 дней после вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании административный истец ФИО1, он же представитель административного истца ФИО2 заявленные административные исковые требования поддержал по изложенным доводам и основаниям.

Административный истец ФИО4 в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом извещена о дате, времени и месте судебного разбирательства административного дела, ранее представила в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие с участием её представителя ФИО1, в связи с чем, учитывая, что явка указанного лица не является обязательной, учитывая надлежащее извещение административного истца, способом, предусмотренным ст.96 КАС РФ, а также принимая во внимание положения ст.150 КАС РФ, в соответствии с которой неявка лиц, участвующих в деле, не является препятствием к рассмотрению и разрешению дела, суд полагает возможным рассмотреть настоящее административное дело в отсутствие административного истца ФИО4

Представитель административного ответчика - администрации муниципального образования город-курорт Анапа ФИО3 в судебном заседании заявленные административные исковые требования не признала по доводам и основаниям, приведенным в возражениях на заявленные административные исковые требования, согласно которых земельный участок с кадастровым номером с измененным видом разрешенного использования с "для сельскохозяйственного производства" на "для индивидуального жилищного строительства", находящийся по адресу: <адрес>, в соответствии с правилами землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа (в редакции от 08 июля 2021 года №165) расположен в зоне объектов санаторно-курортного назначения (Р-К). Градостроительным регламентом размещение объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома в зоне Р-К не предусмотрено. Кроме того, судебные акты не могут подменять собой решения органов местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений, в связи с чем возложение на администрацию муниципального образования город-курорт Анапа обязанности повторно рассмотреть уведомления, уже выданные административным истцам ФИО1, ФИО2 на законных основаниях, в обход установленных административных процедур недопустимо ввиду того, что решение этого вопроса является прерогативой муниципального органа, а суд не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, поскольку иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции (ст. ст. 10, 11, 118 Конституции Российской Федерации). В связи с чем просила в удовлетворении заявленных административных требований отказать.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные административные исковые требования, подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п.2 ст.260 Гражданского кодекса РФ).

На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов является осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.

В соответствии с частью 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной (в том числе жилой зоне) устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков.

В соответствии с частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, содержащее в том числе сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка.

Согласно части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:

1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.

Согласно пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Как следует из материалов дела, ФИО1, ФИО2 на праве общей долевой собственности по ? доли каждому принадлежит земельный участок, площадью 1 000кв.м., с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес> что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 30 октября 2021 года.

Постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа №2421 от 06 сентября 2019 года на основании постановления администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 04 июля 2019 года №1818 "О назначении публичных слушаний по проекту постановления администрации муниципального образования город-курорт Анапа о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> протокола проведения публичных слушаний от 31 июля 2019 года, заключения по результатам публичных слушаний от 31 июля 2019 года, рекомендаций комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования город-курорт Анапа предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка, общей площадью 1 000кв.м., с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", расположенного по адресу: <адрес> () – "для индивидуального жилищного строительства".

Согласно информационного сообщения управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края от 12 ноября 2020 года, адресованного ФИО1, использование земельного участка с кадастровым номером , площадью 1 000кв.м., для индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес> представляется возможным при условии выполнения требований действующего законодательства, а, именно, ч.3 ст.11 Закона Краснодарского края №3223-КЗ от 23 июля 2015 года, п.4 ст.36 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", ч.4 ст.99 Земельного кодекса Российской Федерации.

10 ноября 2021 года ФИО1, ФИО2 в адрес администрации муниципального образования город-курорт Анапа поданы уведомления о планируемом строительстве жилого дома на земельном участке, площадью 1 000кв.м., с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, расположенном по адресу: <адрес> указав количество этажей - 3, высота - 15м., сведения об отступах от границ земельного участка: 16,96м., 3,07м., 10,77м., 4,0м., площадь застройки - 166кв.м.

Согласно сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город-курорт Анапа №17.4479/21-10 от 10 декабря 2021 года земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес> в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа (в редакции от 08 июля 2021 года) расположен в зоне объектов санаторно-курортного назначения (РК) и не имеет в качестве основных видов разрешенного использования либо в качестве вспомогательных видов разрешенного использования - "для индивидуального жилищного строительства".

17 ноября 2021 года администрацией муниципального образования город-курорт Анапа вынесены уведомления №№2/46, 3/46 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес> по следующим основаниям: Советом муниципального образования город-курорт Анапа от 26 декабря 2013 года №424 утверждены правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа, в соответствии с которыми земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес> расположен в зоне объектов санаторно-курортного назначения. Зона объектов санаторно-курортного назначения (Р-К) предназначена для обеспечения условий сохранения и использования земельных участков озеленения в целях проведения досуга населением, а также для создания экологически чистой окружающей среды в интересах здоровья населения, сохранения и воспроизводства зеленых насаждений, обеспечение их рационального использования. Зона включает в себя территории, занятые лечебными организациями и природными комплексами, а также для размещения объектов досуга и развлечений граждан. Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес> – "для индивидуального жилищного строительства" градостроительным регламентом в территориальной зоне Р-К не предусмотрен.

Разрешенное использование земельного участка определяется градостроительным регламентом территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (ч.3 ст.36 Градостроительного кодекса РФ). При этом земельные участки, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (п.4 ст.85 Земельного кодекса РФ и ч.8 ст.36 Градостроительного кодекса РФ).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 26 марта 2020 года №631-О и от 30 июня 2020 года №1491-О, приведенные положения п.4 ст.85 Земельного кодекса РФ и ч.8 ст.36 Градостроительного кодекса РФ призваны на основе необходимого баланса частных и публичных интересов обеспечить стабильность ранее сложившихся земельных и имущественных отношений, поскольку возможность принятия органом местного самоуправления решений об изменении градостроительного зонирования территорий и градостроительных регламентов должна быть уравновешена необходимыми гарантиями для лиц, которые на законных основаниях приобрели права на земельные участки до принятия и вступления в силу указанных изменений и вправе были рассчитывать, что их правовой статус, неразрывно связанный с правовым режимом земельных участков, будет уважаться государством, а также органами местного самоуправления как неотъемлемой частью единого механизма управления делами государства.

Таким образом, и земельное, и градостроительное законодательство исходят из сохранения прав на использование объектов капитального строительства и земельных участков под ними по прежнему фактическому разрешенному использованию в случае, когда происходит изменение градостроительной документации, предусматривающей иное зонирование территории, и существующее фактическое использование объектов не опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Таким образом, поскольку земельный участок, принадлежащий на праве общей долевой собственности административным истцам, имеет вид разрешённого использования - "для индивидуального жилищного строительства", предоставленный на основании постановления администрации муниципального образования город-курорт Анапа в 2019 году, которое не отменено и не признано незаконным, и является актуальным на момент судебного разбирательства, при этом изменения в Правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа внесены в 2021 году, при том, что несоблюдение публичными органами требований ст. ст. 30, 34 Градостроительного кодекса РФ при подготовке Правил землепользования и застройки и определении границ территориальных зон без учета сложившейся планировки и существующего землепользования само по себе не может являться препятствием в реализации собственником объекта недвижимости его прав на земельный участок и на использование как самого объекта, так и земельного участка, в пределах, предусмотренных земельным и градостроительным законодательством, что соответствует правовой позиции, изложенной в пункте 6 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 14 ноября 2018 года, а также в Определениях Верховного Суда РФ от 09 декабря 2015 года №308-КГ15-7455 и от 03 июня 2019 года №301-КГ18-25680.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемые уведомления администрации муниципального образования город-курорт Анапа не соответствуют вышеприведенным нормам действующего законодательства и нарушают права и законные интересы административных истцов, поскольку ограничивают их право пользования земельным участком, в связи с чем административные исковые требования в указанной части подлежат удовлетворению.

Учитывая особенности рассмотрения дел, вытекающих из публичных правоотношений, а также положения ст.227 КАС РФ, применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела, на административного ответчика - администрацию муниципального образования город-курорт Анапа подлежит возложению обязанность устранить допущенные нарушения прав административных истцов ФИО1, ФИО2 путём повторного рассмотрения уведомлений о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес> от 10 ноября 2021 года, в соответствии с действующим законодательством.

Вместе с тем, суд не находит оснований для возложения на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть поданные ФИО2 и ФИО1 уведомления от 10 ноября 2021 года о планируемом строительстве объектов индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером расположенном по адресу<адрес>, не позднее 7 дней после вступления решения суда в законную силу, поскольку административными истцами не приведено каких-либо доводов о необходимости установления такого срока.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ФИО1, ФИО2 к администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании уведомлений о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства незаконными и возложении обязанности совершить определенные действия - удовлетворить.

Признать незаконным уведомление администрации муниципального образования город-курорт Анапа №2/46 от 16 ноября 2021 года о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером по адресу<адрес>

Признать незаконным уведомление администрации муниципального образования город-курорт Анапа №3/46 от 17 ноября 2021 года о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>

Возложить на администрацию муниципального образования город-курорт Анапа обязанность устранить допущенные нарушения прав административных истцов ФИО1, ФИО2 путем повторного рассмотрения уведомлений о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес> от 10 ноября 2021 года в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

На основании пункта 9 статьи 227 КАС РФ на административного ответчика - администрацию муниципального образования город-курорт Анапа возложить обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить суду и административному истцу об его исполнении.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Анапский городской суд.

Судья:

Мотивированное решение суда изготовлено 25 марта 2022 года