ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-9678/20 от 29.10.2020 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

14RS0035-01-2020-015137-77

Дело № 2а-9678/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Якутск 29 октября 2020 г.

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кузьминой М.А., единолично, при секретаре Лукиной Н.К., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Окружной администрации г. Якутска в лице Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, ФИО2, ФИО3 о признании незаконным постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, признании незаконными действий, привлечении к ответственности членов комиссии, снятии с учета в ПДН и КДН,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование своих требований указывая, что при вынесении комиссией по делам несовершеннолетних постановления об отказе в снятии с социального сопровождения не были учтены достоверные факты и свежая информация о ее семье, тем самым нанесен вред ее семье и детям согласно ч. 1 ст. 207, ст. 136 Уголовного кодекса Российской Федерации. Все составы комиссии по делам несовершеннолетних рассматривают без административного истца, н протяжении двух лет продлевая учет по ч. 1 ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ежегодно представляют отчет, не запрашивая новых сведений. Ссылаясь на нарушение своих прав, свобод и охраняемых законом интересов, просила признать незаконным постановление комиссии по делам несовершеннолетних от ____ 2020 г., снять ее с учета ___, ___ и больше не беспокоить ее семью без веских оснований, наказать виновных, возместить судебные расходы.

В судебном заседании административный истец ФИО1 административный иск поддержала, дополнительно пояснила, что просит, чтобы должностные лица понесли наказание, поскольку вследствие их незаконных действий и злоупотребления правами для административного истца везде закрыты двери, привлекают к административной ответственности. Также пояснила, что за два дня до совершеннолетия ее ребенка на улице в темное время суток без сопровождения, он был с друзьями, однако протокол об административном правонарушении составили только в отношении административного истца.

Административные ответчики ФИО2, ФИО3, представитель административного ответчика Окружной администрации г. Якутска в лице Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав городского округа «город Якутск» в судебное заседание не явились, направили письменные отзывы на административное исковое заявление и просили рассмотреть дело в их отсутствие. С учетом мнения административного истца, представления административными ответчиками письменного отзыва на административное исковое заявление, непризнание их явки в судебное заседание судом обязательным, суд определил провести судебное заседание в отсутствие административных ответчиков.

Согласно письменным отзывам административных ответчиков на административное исковое заявление ФИО1 неоднократно привлекалась к административной ответственности за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, неоднократно рассматривалась на комиссии по делам несовершеннолетних, отказывается от социального сопровождения семьи, не желает контактировать с социальными службами и учреждениями, агрессивно ведет себя в отношении всех, препятствует обследованию жилищно-бытовых условий, отказывается от психологической и иной помощи. Основной причиной отказа указывает, что трудностей в воспитании и содержании детей не испытывает, при этом ее несовершеннолетние дети продолжают самовольно уходить из дома, пропускать учебные занятия, проводят время по своему усмотрению, бродяжничают, ведут антиобщественный образ жизни, положительной динамики ситуации в семье не наблюдается. ____ 2020 г. на заседании комиссии по делам несовершеннолетних ходатайство государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» о снятии семьи ФИО1 с учета было отклонено, срок работы субъектов профилактики с семьей установлен до ____ 2020 г. При этом административными ответчиками ФИО2 и ФИО3 указано о согласии со снятием семьи административного истца с учета, остальные требования просили оставить без рассмотрения.

Д., допущенная судом к участию в деле в качестве свидетеля по ходатайству административного истца, суду показала, что ФИО1 является ___, она много общается с административным истцом и ее семьей. ____ лет назад административный истец ___, ___, сама ФИО1 работает ___. Однако все равно к ней цепляются, ___.

Суд, выслушав объяснения административного истца, показания свидетеля, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусмотрено право граждан и организаций на обращение в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Трехмесячный срок обращения с административным исковым заявлением в суд, предусмотренный ч. 1 ст. 219, административным истцом не пропущен, поскольку оспариваемое постановление датировано ____ 2020 г., административное исковое заявление поступило в суд ____ 2020 г.

Из материалов дела следует, что на основании постановления Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Окружной администрации г. Якутска семья административного истца ФИО1 (ФИО4) была взята на социальное сопровождение как находящаяся в социально-опасном положении.

____ 2020 г. ФИО1 написала заявление об отказе от социального сопровождения семьи в связи с тем, что трудностей в воспитании и содержании детей не испытывает, материальное положение семьи улучшилось, ___

Служба профилактики и социального сопровождения семей с детьми государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» направила в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав Окружной администрации г. Якутска ходатайство о снятии с социального сопровождения семьи ФИО1

Постановлением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Окружной администрации г. Якутска от ____ 2020 г. данное ходатайство оставлено без удовлетворения, руководителям органов и учреждений профилактики постановлено до конца 2020 г. продолжить работу с данной семьей, при положительной динамике рассмотреть ходатайство службы профилактики и социального сопровождения семей с детьми государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей проводится в сроки, необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним, или до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних, или достижения ими возраста восемнадцати лет, или наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 11 данного Закона комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.

Законом субъекта Российской Федерации полномочием по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав могут наделяться органы местного самоуправления. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные органами местного самоуправления, осуществляют деятельность на территориях соответствующих муниципальных образований субъектов Российской Федерации.

На основании Закона Республики Саха (Якутия) от 25.04.2006 339-З № 695-III «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав», п. 1.1 постановления Окружной администрации г. Якутска от 27.03.2019 № 86п «Об утверждении «Положения о Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав городского округа «город Якутск» Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав городского округа «город Якутск» является коллегиальным органом системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее – система профилактики).

В силу п. 4.11 вышеуказанного Положения о Комиссии по делам несовершеннолетних Комиссия рассматривает материалы (дела) - по заявлению несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей), иных лиц; по собственной инициативе; по представлению органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; по постановлениям органов внутренних дел, прокуратуры, руководителя следственного органа в отношении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность; переданные в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Пунктами 4.17, 5.1, 5.6 приведенного Положения предусмотрено, что решения комиссии оформляются в форме постановлений в соответствии с установленными требованиями. Комиссия в целях реализации своих полномочий принимает постановления, выносит определения и вносит представления. Постановление комиссии принимается простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в ее заседании. Постановление комиссии должно быть мотивировано и изложено в письменной форме.

В соответствии с п. 5.5 названного Положения, рассматривая материалы (дела) в отношении несовершеннолетнего, его родителей (лиц, их заменяющих), законных представителей несовершеннолетнего, комиссия в пределах своих полномочий принимает одно из следующих решений:

1) применить меры воздействия, предусмотренные настоящим положением;

2) прекратить дело (при наличии обстоятельств, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях);

3) отложить рассмотрение дела и провести дополнительную проверку;

4) передать дело в органы прокуратуры, суд, другие органы по подведомственности.

Как установлено из материалов дела ходатайство службы профилактики и социального сопровождения семей с детьми государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» решением Комиссии по делам несовершеннолетних о снятии семьи ФИО1 с социального сопровождения ____ 2020 г. оставлено без удовлетворения, при этом в нем указано, что работа органов и учреждений системы профилактики подлежит продолжению до конца 2020 г., необходимо понаблюдать за динамикой семьи, пропусками несовершеннолетними учебных занятий без уважительных причин, организацией их досуга и при положительной динамике данное ходатайство подлежит повторному рассмотрению.

Из изложенного следует, что рассмотрение данного ходатайства по существу отложено до конца 2020 г., при этом постановлено провести дополнительную проверку.

Таким образом, вышеуказанное постановление от ____ 2020 г. не является окончательным, рассмотрение вопроса о снятии семьи с социального сопровождения отложено в связи с необходимостью дополнительной проверки, ввиду чего доводы административного истца о нарушении ее прав данным постановлением не могут быть приняты. Также административный истец не лишена возможности самостоятельно подать в комиссию по делам несовершеннолетних ходатайство о снятии ее семьи с социального сопровождения.

Требования административного истца о привлечении должностных лиц Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав городского округа «город Якутск» к ответственности также не подлежат удовлетворению, поскольку в рамках административного дела подлежат рассмотрению требования о признании незаконными действий (бездействия), решений должностных лиц, государственных органов, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных служащих, а также требования об устранении допущенных в результате этого нарушений. Доводы о совершении указанными лицами преступлений, предусмотренных статьями Уголовного кодекса Российской Федерации, могут быть заявлены в ином порядке, а именно в порядке уголовного судопроизводства.

Из приведенных выше норм права следует, что вопрос о снятии семьи с социального сопровождения, профилактического учета и т.п. относится к компетенции комиссии по делам несовершеннолетних. Поскольку в данном случае не установлено нарушение оспариваемым постановлением прав, свобод и законных интересов ФИО1, то оснований для вынесения судом решения о снятии ее семьи с учета в ПДН, КДН не имеется.

Оспариваемое постановление вынесено в рамках полномочий Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав городского округа «город Якутск».

Статья 62 КАС РФ устанавливает, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказывания того, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца. На орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), возлагается обязанность доказывания того, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих его полномочия на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); соблюден ли порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; имеются ли основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Таким образом, доказательств того, что постановлением от ____ 2020г. или действиями административных ответчиков нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, созданы препятствия к осуществлению ее прав, свобод и реализации законных интересов или на нее незаконно возложены какие-либо обязанности, не представлено, следовательно, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

При таких обстоятельствах на основании п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административного иска ФИО1 к Окружной администрации г. Якутска в лице Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, ФИО2, ФИО3 о признании незаконным постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, признании незаконными действий, привлечении к ответственности членов комиссии, снятии с учета в ПДН и КДН – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий: М.А. Кузьмина