ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-9679/2015 от 29.12.2015 Центрального районного суда г. Тюмени (Тюменская область)

Дело а-9679/2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Тюмень 29 декабря 2015 года

Центральный районный суд г. Тюмени в составе:

председательствующего судьи Жижина А.А.,

при секретаре Ходжиевой Р.Р.,

с участием представителя административного истца Королевой Л.С.,

представителей административного ответчика Поршневой М.В., Мазурец А.В.,

помощника прокурора Центрального АО г. Тюмени Раковой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Открытого Акционерного общества «Уральская теплосетевая компания» к Администрации города Тюмени о признании недействующим нормативного правового акта полностью или в части,

УСТАНОВИЛ:

ОАО «Уральская теплосетевая компания» обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Тюмени о признании недействующим постановления -пк от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление Администрации города Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ-пк от ДД.ММ.ГГГГ-пк недействующим в части п.п. м, н п. 2.11, п. 2.12, 2.13, 2.21, 3.10.1.2., 3.11.7, Приложение 1,2.

В обоснование административного иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ Администрацией города Тюмени принято постановление -пк «О внесении изменений в постановление Администрации города Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ-пк, от ДД.ММ.ГГГГ-пк» в соответствии с которым в «Административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешений (ордеров) на проведение земляных работ», а также в «Порядок проведения земляных работ и восстановления нарушенного благоустройства» внесены ряд изменений. Данное постановление опубликовано в газете «Тюменский курьер» от ДД.ММ.ГГГГ. В результате внесенных изменений Административный регламент не соответствует закону и иным нормативным правовым актам, в частности Правилам благоустройства территории города Тюмени, утвержденным решением Тюменской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ Регламент устанавливает порядок предоставления муниципальной услуги по предоставлению разрешений на осуществление земляных работ и стандарт ее предоставления. Правила благоустройства устанавливают общеобязательные нормы поведения для юридических, физических лиц и лиц, осуществляющих деятельность без образования юридического лица, на территории города Тюмени и регламентируют деятельность Администрации города Тюмени при решении вопросов местного значения в сфере благоустройства территории города Тюмени организации сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов. Принимать нормативно-правовые акты, которые бы вносили изменения в акты представительного органа власти (Тюменской городской Думы), не предусмотрено Уставом г. Тюмени. Изменения, внесенные в регламент постановлением -пк, устанавливают иные требования к порядку восстановления нарушенного благоустройства и вступают в противоречие с положениями Правил благоустройства. Данные противоречия, явно свидетельствуют об отсутствии надлежащего правового регулирования вопроса о восстановлении нарушенного благоустройства, что влечет неясность и двусмысленность при осуществлении контроля со стороны органов власти г. Тюмени за восстановлением благоустройства. Несмотря на явные коллизии в действующем законодательстве, в настоящее время при закрытии разрешений (ордеров) на осуществление земляных работ, Управы административных округов города Тюмени, требуют безусловного соблюдения требований Административного регламента в обновленной редакции. Между тем, изменения внесенные в административный регламент создают кабальные условия для организаций, эксплуатирующих подземные инженерные коммуникации, обязывая их устранять недостатки благоустройства, не только допущенные при проведении земляных работ, но и возникшие до момента их проведения. Административный истец, обязан выполнять излишние требования, что приводит к значительному увеличению затрат на восстановление благоустройства и превышению расходов, которые были учтены в тарифных решениях на данные цели при установлении уполномоченным органом экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию и нарушают права и свободы юридических лиц при осуществлении предпринимательской деятельности. В сложившихся обстоятельствах, административный истец будет вынужден обратиться в орган регулирования о возмещении дополнительных затрат на благоустройство и включении их в тариф на последующие периоды регулирования в качестве выпадающих расходов. что неизбежно приведет к росту тарифов на тепловую энергию для всех игтобителей г. Тюмени. Согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица свободны в заключении договора и в том случае, когда обязанность заключить договор не предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством, понуждение к заключению договора не допускается.

Представитель административного истца Королева Л.С. в судебном заседании административный иск поддержала в полном объеме по основаниям изложенным в иске.

Представители административного ответчика Поршнева М.В., Мазурец А.В. в судебном заседании с административным иском не согласились, просили в его удовлетворении отказать по основаниям указанным в представленных представителем возражениях на административное исковое заявление.

Помощник прокурора Центрального АО г. Тюмени Ракова О.С. просила отказать в удовлетворении административного иска.

Выслушав объяснения представителя административного истца Королевой Л.С., представителей административного ответчика Поршнева М.В., Мазурец А.В., заключение помощника прокурора Центрального АО г. Тюмени Раковой О.С., изучив материалы дела, суд считает административное исковое заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающим гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признаны судом недействительным.

В силу пунктов 5, 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесены утверждение правил благоустройства территории городского округа, организация благоустройства территории городского округа, а также дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 27 Устава города Тюмени принятие по вопросам местного значения решений, устанавливающих правила, общеобязательные для исполнения на территории города Тюмени, в соответствии с действующим законодательством относится к компетенции Тюменской городской Думы. В соответствии со статьями 44, 45 Устава города Тюмени полномочиями в сфере благоустройства, автомобильных дорог и дорожной деятельности наделена Администрация города Тюмени (далее также – Администрация города, ответчик).

В соответствии с частью 1 статьи 7, пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона № 131-ФЗ по вопросам местного значения органами местного самоуправления, к которым относится как Тюменская городская Дума, так и Администрация города Тюмени, и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Решением Тюменской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила благоустройства территории города Тюмени, которые устанавливают общеобязательные нормы поведения для юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей, на территории города Тюмени и регламентируют деятельность Администрации города Тюмени при решении вопросов местного значения в сфере благоустройства территории города Тюмени.

Частью 1 статьи 22 Правил благоустройства установлена бланкетная норма, уполномочивающая Администрацию города Тюмени на принятие порядка выдачи разрешения и заключения договора на восстановление объектов благоустройства, а также перечень земляных работ, при производстве которых не требуется получение разрешения.

Согласно статье 25 Правил благоустройства иные вопросы в сфере благоустройства территории города Тюмени, не урегулированные Правилами благоустройства, регулируются муниципальными правовыми актами Администрации города Тюмени.

Порядок осуществления земляных работ и восстановления нарушенного благоустройства утвержден постановлением Администрации города Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ-пк.

В силу п.2 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», согласно Реестру муниципальных услуг города Тюмени, утвержденному распоряжением Администрации города Тюмени от 21.04.2011 № 490, предоставление разрешения на осуществление земляных работ является муниципальной услугой, осуществляемой в соответствии с Административным регламентом предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешений (ордеров) на проведение земляных работ, утвержденным постановлением Администрации города Тюмени от 14.05.2012 № 54-пк.

Указанный Административный регламент -пк, также как и Постановление -пк, которым вносятся изменения в указанный Административный регламент, приняты в соответствии с п. п. 2,4 ст. 2, п.1 ч.1 ст.6, ч.1 ст.13 Федерального закона № 210-ФЗ.

Таким образом, Администрация города Тюмени уполномочена федеральным законодательством, Уставом города Тюмени, Правилами благоустройства на принятие муниципальных нормативных правовых актов по решению вопроса местного значения в сфере благоустройства, в том числе по вопросу проведения земляных работ на территории города Тюмени.

Правила благоустройства устанавливают общие нормы, порядок и механизм реализации которых может быть урегулирован (конкретизирован) посредством издания муниципальных правовых актов Администрации города Тюмени, к числу которых относятся Административный регламент -пк и оспариваемое Постановление -пк.

Оспариваемое Постановление -пк было принято в пределах полномочий Администрации города Тюмени с соблюдением требований к форме нормативного правового акта, порядку принятия, опубликовано в Тюменском курьере, , спецвыпуск, ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно части 8 статьи 253 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняется, в том числе обстоятельство о соответствии оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Вместе с тем, решение Тюменской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, которым утверждены Правила благоустройства, и о несоответствии которому заявляет административный истец, не являются по отношению к оспариваемому Постановлению -пк нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

Понятие муниципального правового акта, а также система муниципальных правовых актов закреплены Законом № 131-ФЗ (статьи 2, 43).

Согласно часть 4 статьи 7 Закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Частью 2 статьи 43 Закона № 131-ФЗ определено, что именно устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.

Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

Таким образом, исходя из вышеуказанных положений Закона № 131-ФЗ, части 2 статьи 58 Устава города Тюмени, Правила благоустройства и Постановление -пк являются муниципальными правовыми актами равной юридической силы.

Доводы административного истца о том, что изменения, внесённые Постановлением -пк в Административный регламент, создают кабальные условия для организаций, эксплуатирующих подземные инженерные коммуникации, не основаны на нормах закона, не подтверждены доказательствами, в связи с чем не могут быть приняты во внимание.

Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 46 Закона № 131-ФЗ проекты муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Оценка регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и местных бюджетов.

Проект постановления Администрации города Тюмени «О внесении изменений в постановления Администрации города Тюмени от 14.05.2012 № 54-пк, от 05.09.2008 № 118-пк» прошел в соответствии с постановлением Администрации города Тюмени от 23.06.2014 № 99-пк соответствующие оценку и экспертизу, по результатом которых уполномоченным органом было вынесено положительное заключение.

Согласно ч.3 ст.5 Федерального закона от 11.07.2011 № 193-ФЗ владельцы инженерных коммуникаций, размещенных в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в срок до 1 января 2013 года обязаны заключить с владельцами автомобильных дорог договоры, предусматривающие условия прокладки инженерных коммуникаций, их эксплуатации, а также условия переноса и переустройства таких инженерных коммуникаций в границах полос отвода автомобильных дорог.

Согласно ст. 19 Федерального закона № 257-ФЗ, которую истец толкует неверно, такие виды работ, как прокладка, перенос, переустройство и эксплуатация инженерных сетей осуществляется на основании договора (т.е. на договорной основе) между владельцем автомобильной дороги и владельцем инженерных сетей. Законодатель не определяет предмет этих договоров, их количество, не дает наименование этим договорам, он лишь определил договорную основу взаимоотношений между владельцем автомобильной дороги и владельцем инженерных сетей, более того в последующих частях данной статьи законодатель относительно данных видов работ использует слово «договоров» во множественном числе.

Довод административного истца о предусмотренной законодателем возможности заключения только одного договора является необоснованным в силу различия специфики выполнения данных видов работ и необходимости их проведения в различный временной период.

Так, прокладка и перенос предполагают новое размещение инженерных коммуникаций, переустройство предполагает некую реконструкцию инженерных коммуникаций, а эксплуатация – ремонт, техническое обслуживание инженерных коммуникаций и работы по устранению аварийных ситуаций.

Существенное различие указанных видов работ подтверждается и тем, что законодатель предусмотрел в ч.2 ст. 19 Федерального закона № 257-ФЗ необходимость в разрешение на строительство только для прокладки, переноса или переустройства инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги. А исходя из этого, различны предметы и обязательства сторон по договорам.

Таким образом Администрация города Тюмени не понуждает к заключению указанных договоров, а устанавливает в соответствии с требованиями ст. 19 Федерального закона № 257-ФЗ и Федерального закона № 210-ФЗ, в рамках предоставленной законом компетенции, порядок предоставления муниципальной услуги по заключению договоров на прокладку, перенос или переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатацию в границах полосы отвода автомобильной дороги местного значения и стандарт ее предоставления.

Указанная муниципальная услуга имеет заявительный характер, что в свою очередь исключает нарушение принципа гражданского законодательства о свободе договора.

Однако, в силу ст. 19 Федерального закона № 257-ФЗ владельцы инженерных коммуникаций не имеют права их эксплуатировать в границах полосы отвода автомобильной дороги без договора.

Учитывая, что выполнение таких видов работ, как прокладка, перенос или переустройство инженерных коммуникаций, расположенных в границах полосы отвода автомобильной дороги местного значения, их эксплуатация неразрывно связаны с земляными работами, а федеральным законодательством установлено требование по заключению таких договоров между владельцами инженерных коммуникаций и владельцами автомобильных дорог, требование о предоставление указанных договоров для предоставления муниципальной услуги по принятию решения о предоставлении разрешения на осуществление земляных работ является обоснованным и соответствующим действующему законодательству.

Таким образом, подпункты «м», «н» пункта 2.11, введённые Постановлением № 143-пк приняты в рамках полномочий Администрации города Тюмени и соответствует Федеральному закону № 257-ФЗ, Федеральному закону № 210-ФЗ и принятыми в соответствии с указанными федеральными законами муниципальным нормативным правовым актам.

Административным истцом не представлено доказательств, отвечающих принципам относимости, допустимости, достоверности и достаточности факта того, что обжалуемое Постановление № 143-пк нарушает его права и законные интересы.

Учитывая изложенное, оспариваемые положения Постановления № 143-пк приняты уполномоченным органом в пределах компетенции, предоставленной ему законом, с соблюдением процедуры и формы принятия данного акта, а также ввиду того, что Постановление № 143-пк не нарушает прав и законных интересов административного истца и не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 4, 13, 14, 62, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Открытого Акционерного общества «Уральская теплосетевая компания» к Администрации города Тюмени о признании недействующим постановления -пк от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление Администрации города Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ-пк от ДД.ММ.ГГГГ-пк недействующим в части п.п. м, н п. 2.11, п. 2.12, 2.13, 2.21, 3.10.1.2., 3.11.7, Приложение 1,2, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд в течение месяца со дня вынесения мотивированной части решения путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Тюмени.

Мотивированное решение составлено и подписано судьей 12 января 2016 года.

Судья А.А. Жижин