Решение в окончательной форме изготовлено 14 января 2019 года
дело № 2а-96/19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 января 2019 года город Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Мацуевой Ю.В.,
при секретаре Двойченковой М.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 о признании незаконным решения Отдела по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Архангельску об отказе в регистрации по месту пребывания,
у с т а н о в и л:
ФИО2 обратился в суд с административным иском о признании незаконным решения Отдела по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Архангельску об отказе в регистрации по месту пребывания.
В обоснование своих требований указал, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
10 августа 2018 года он оформил у нотариуса согласие на регистрацию по месту пребывания (временно) сроком на шесть лет в указанном выше жилом помещении своему сыну ФИО3
Однако административным ответчиком ОВМ УМВД России по г.Архангельску заявление ФИО3 о регистрации по месту пребывания возвращено без исполнения, поскольку отсутствует документ, являющийся основанием для временного проживания.
Вместе с тем, с принятым административным органом решением административный истец не согласен, считает его противоречащим закону и не основанным на фактических обстоятельствах.
Указывает, что порядок регистрационного учета граждан регламентирован Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», где в статье 2 исчерпывающим образом даны понятия для достижения целей регистрационного учета, а именно: регистрационный учет граждан Российской Федерации подразделяется на регистрацию по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При этом вопреки в целом позиции административного ответчика, регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер, то есть не имеет особых требований и возможности отрицания органом, и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства.
Под регистрацией гражданина Российской Федерации по месту пребывания понимается постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания, а под регистрацией гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.
В свою очередь, место пребывания – это в числе прочего являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в котором он проживает временно; место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В данном случае административный истец намеревался именно временно, сроком на шесть лет предоставить жилое помещение ФИО3, а потому в строгом соответствии с приведенными юридическими терминами и используемыми в Законе № 5242-1 понятиями оформил нотариально удостоверенное согласие именно на регистрацию по месту пребывания, что само по себе подразумевает как вселение, так и временное проживание ФИО3
Оспариваемым решением нарушены права, свободы и законные интересы административного истца как собственника жилого помещения и отца заинтересованного лица ФИО3 на своевременную регистрацию и предоставления жилья последнему, являющегося студентом высшего медицинского учебного заведения, а также на своевременную постановку ФИО3 на воинский учет и получение медицинской помощи в поликлинике по месту жительства (прохождение медицинской комиссии). В результате административный истец вынужден был повторно обратиться к нотариусу с просьбой включить в текст согласия фразу: «вселение и проживание», уплатив за совершение юридически значимого действия 1500 рублей, а с учетом отправки данного согласия посредством DHL Express истцом понесены дополнительные убытки в размере 2111 рублей.
Просит признать решение Отдела по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Архангельску об отказе в регистрации по месту пребывания незаконным.
Определением суда от 03 декабря 2018 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено управление министерства внутренних дел России по городу Архангельску (л.д. 1).
Административный истец ФИО2 в судебное заседание не явился, своевременно и надлежащим образом извещен о дате и времени судебного заседания, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель административного ответчика ОВМ УМВД России по г.Архангельску в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, представила письменные возражения, в которых просила в удовлетворении административного иска отказать.
Представитель административного ответчика УМВД России по городу Архангельску в судебное заседание не явился, своевременно и надлежащим образом извещен о дате и времени судебного заседания.
Заинтересованное лицо ФИО3 в судебное заседание не явился, своевременно и надлежащим образом извещен о дате и времени судебного заседания, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
В силу статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частями 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 данной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 данной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Судом установлено, что 28 сентября 2018 года ФИО3 обратился через паспортное отделение Октябрьского округа города Архангельска МУ «ИРЦ» с заявлением установленной формы о регистрации по месту пребывания по адресу: <адрес>. В качестве основания для регистрации представил нотариально удостоверенное согласие от имени собственника жилого помещения - ФИО2 на его (ФИО3) регистрацию по месту пребывания в указанном жилом помещении.
Как следует из представленной копии письменного согласия, удостоверенного 10 августа 2018 года нотариусом нотариального округа город Мурманск Мурманской области ФИО1, ФИО2 дал согласие на регистрацию по месту пребывания (временно) сроком на 6 (шесть) лет в квартире, принадлежащей ему на праве собственности, находящейся по адресу: <адрес>, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и просил зарегистрировать последнего в указанной выше квартире.
Вместе с тем, 28 сентября 2018 года должностным лицом ОВМ УМВД России по г.Архангельску путем нанесения резолюции на заявление ФИО3 принято решение о возврате заявления без исполнения, ввиду отсутствия документа, являющегося основанием для временного проживания.
Проверяя законность действий административного ответчика при принятии решения о возврате заявления ФИО3 о регистрации по месту пребывания от 28 сентября 2018 года, без исполнения, суд приходит к следующему.
В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
Вселение собственником жилого помещения в него гражданина (а соответственно, и последующая регистрация указанного гражданина в жилом помещении как по месту жительства, так и по месту пребывания) является одной из форм реализации собственником своих полномочий.
Порядок регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства регулируется Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Закон РФ № 5242-1), Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713 (далее – Правила № 713), и Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России от 31 декабря 2017 года № 984 (далее – Административный регламент).
Согласно статье 3 Закона РФ № 5242-1 граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Закона РФ № 5242-1 гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме.
В силу пункта 9 Правил № 713 граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок более чем 90 дней, обязаны до истечения указанного срока обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания; документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).
Согласно пункту 11 Правил № 713 лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают документы, указанные в пункте 9 настоящих Правил (документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания), в органы регистрационного учета.
Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, определены сроки и последовательность административных процедур (действий) подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях (в том числе подразделений по вопросам миграции отделов (отделений, пунктов) полиции территориальных органов МВД России на районном уровне), а также порядок их взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, при предоставлении государственной услуги по регистрации и снятию граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В Приложении № 2 к Административному регламенту утверждена форма заявления (форма № 1) о регистрации по месту пребывания, которая предусматривает необходимость заверения подписи лица, предоставившего жилое помещение должностным лицом, которое это заявление принимает, путем проставления должностным лицом подписи, удостоверенной печатью.
Согласно пункту 40 Административного регламента для регистрации по месту пребывания гражданин представляет заявление о регистрации по месту пребывания по форме № 1 (приложение № 4 к Административному регламенту) и документы, предусмотренные пунктом 41 Административного регламента.
Заявление о регистрации по месту пребывания оформляется в одном экземпляре и заполняется с помощью средств электронно-вычислительной техники или от руки разборчиво печатными буквами чернилами черного или синего цвета. Не допускается исправление ошибок путем зачеркивания либо с помощью корректирующих средств.
Заявление о регистрации по месту пребывания подписывается заявителем и собственником (нанимателем) жилого помещения, указанного в заявлении.
Бланк заявления о регистрации по месту пребывания заявитель может получить в органе регистрационного учета или заполнить и распечатать на сайте МВД России.
Заявление о регистрации по месту пребывания представляется лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, за исключением случаев подачи заявления в форме электронного документа с использованием Единого портала, почтового отправления.
В силу пункта 41 Административного регламента одновременно с заявлением о регистрации по месту пребывания заявитель представляет следующие документы: паспорт либо паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации) (пункт 41.1); документ, являющийся основанием для временного проживания в жилом помещении, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости. При предъявлении документа, являющегося основанием для временного проживания в жилом помещении, удостоверенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате, или его копии, верность которой засвидетельствована в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате, данный документ лицом, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, не удостоверяется, подпись собственника (нанимателя) жилого помещения в заявлении не проставляется. Если предъявляется договор в простой письменной форме, подписи собственника (нанимателя) жилого помещения и заявителя в нем удостоверяются лицом, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов (пункт 41.2); акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя (при установлении опеки или попечительства) (пункт 41.3); письменное согласие о вселении гражданина в жилое помещение от проживающих совместно с нанимателем жилого помещения совершеннолетних пользователей, наймодателя и всех участников долевой собственности (при необходимости). Согласие на временное проживание гражданина в жилом помещении удостоверяется лицом, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, либо в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате (пункт 41.4).
Пунктом 10 Правил № 713 предусмотрено, что регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, осуществляется на срок, определенный по взаимному соглашению с собственниками жилых помещений.
В соответствии с пунктом 12 Правил № 713 органы регистрационного учета не позднее 3 рабочих дней со дня получения ими от гражданина или от лица, ответственного за прием и передачу в орган регистрационного учета документов, заявления о регистрации по месту пребывания по установленной форме и иных документов, необходимых для такой регистрации, за исключением случаев, предусмотренных абзацами пятым, шестым и девятым пункта 9 настоящих Правил, регистрируют граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, в установленном порядке и выдают гражданину или лицу, ответственному за прием и передачу в орган регистрационного учета документов, от которых поступили документы, свидетельство о регистрации по месту пребывания.
Таким образом, анализ вышеприведенных положений закона позволяет сделать вывод о том, что при предоставлении гражданам для временного пребывания жилых помещений, принадлежащих на праве собственности иным лицам, требуется согласие собственников на вселение таких граждан.
При этом, в целях надлежащего обеспечения прав всех участников правоотношений и достоверности предоставляемых на регистрацию сведений и документов Административным регламентом установлены следующие правила приема документов для регистрации по месту пребывания (жительства): 1) все заявления подписываются лично в присутствии лица, ответственного за прием документов, либо подписи всех лиц, подписывающих соответствующие документы, должны быть удостоверены нотариально. Данное требование относится к заявлениям как лица, которое регистрируется, так и к заявлениям лиц, чье согласие необходимо для регистрации; 2) документы представляются в подлинниках и их копии заверяются лицом, ответственным за прием документов, либо в виде нотариально удостоверенных копий.
В соответствии с пунктом 58 Административного регламента основанием для отказа в приеме заявления о регистрации и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является, в том числе отсутствие документов, обязательное представление которых предусмотрено Административным регламентом.
Учитывая, что в силу вышеприведенных правовых норм, при предоставлении гражданам для временного пребывания жилых помещений, принадлежащих на праве собственности иным лицам, требуется согласие собственника на вселение таких граждан, а представленное административным истцом нотариально удостоверенное согласие, как собственника жилого помещения, на регистрацию по месту пребывания не содержит согласия на вселение ФИО3 в спорное жилое помещение, то представленное административным истцом согласие на регистрацию по месту пребывания не может быть признано надлежащим документом, подтверждающим согласие собственника жилого помещения на вселение, как того требует пункт 41 Административного регламента.
Таким образом, поскольку, документы, представленные ФИО3, не соответствовали требованиям пункта 41 Административного регламента, действия ОВМ УМВД России по г.Архангельску по отказу в регистрации последнего по месту пребывания с указанием на отсутствие документа, являющегося основанием для временного проживания, являются правомерными, и признаются судом законными и не нарушающими права административного истца.
Оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь всех представленных сторонами и исследованных в судебном заседании доказательств в их совокупности, суд считает исковые требования о признании незаконным решения ОВМ УМВД России по городу Архангельску об отказе в регистрации по месту пребывания, не подлежащими удовлетворению.
Таким образом, условия необходимые для удовлетворения административного иска, предусмотренные статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в данном случае при рассмотрении дела не установлены, в связи с чем суд отказывает в удовлетворении требований административного истца в полном объеме.
При этом суд также учитывает, что согласно сведениям административного ответчика, в настоящее время заинтересованное лицо ФИО3 зарегистрирован по месту пребывания в квартире, принадлежащей административному истцу.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска ФИО2 в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
в удовлетворении административного иска ФИО2 о признании незаконным решения Отдела по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Архангельску об отказе в регистрации по месту пребывания – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья Ю.В. Мацуева