ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-96/19 от 28.01.2019 Бокситогорского городского суда (Ленинградская область)

Р Е Ш Е Н И Е по делу № 2а-96/2019

Именем Российской Федерации

28 января 2019 года г. Бокситогорск

Бокситогорский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Пименовой А.Г.,

при секретаре Телешман И.В.,

с участием:

административного истца - представителя Совета депутатов муниципального образования «Город Пикалево» Бокситогорского района Ленинградской области ФИО1,

административного ответчика – представителя Бокситогорского городского прокурора Ермакова А.А. – помощника Бокситогорского городского прокурора Богдановой А.А., она же представитель Прокуратуры Ленинградской области,

заинтересованного лица – главы муниципального образования «Город Пикалево» Бокситогорского района Ленинградской области ФИО2,

заинтересованного лица - Рыжего М.И.

рассмотрев административное исковое заявление Совета депутатов муниципального образования «Город Пикалево» Бокситогорского района Ленинградской области о признании незаконным представление Бокситогорского городского прокурора Ермакова А.А. от ДД.ММ.ГГГГ

У С Т А Н О В И Л:

Совет депутатов муниципального образования «Город Пикалево» Бокситогорского района Ленинградской области обратился в суд с административным иском о признании незаконным представление Бокситогорского городского прокурора Ермакова А.А. от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование иска указано, что Совет депутатов муниципального образования «Город Пикалево» Бокситогорского района Ленинградской области считает представление Бокситогорской городской прокуроры от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений требований законодательства, необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

В своем представлении прокурор ссылается на то, что ходатайство о присвоении звания «Почетный гражданин города Пикалево» ФИО3 поступило от ненадлежащего субъекта, обладающего правом обращаться с ходатайством, а именно от Совета депутатов МО «Город Пикалево». В соответствии с пунктом 2.1 Положения о звании «Почетный гражданин города Пикалево», утвержденного решением Совета депутатов МО «Город Пикалево» от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Положение), с ходатайством о присвоении звания «Почетный гражданин города Пикалево» ФИО3 обратился глава МО «Город Пикалево» ФИО2, который был избран на должность главы муниципального образования «Город Пикалево» Бокситогорского района Ленинградской области решением Совета депутатов МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «О выборах главы муниципального образования «Город Пикалево» Бокситогорского района Ленинградской области».

Довод прокурора об отсутствии документов (кроме ходатайства), предусмотренных пунктом 2.4 Положения не основан на действительности. К ходатайству главы МО «Город Пикалево» прилагался пакет документов, включающий в себя: характеристику на директора Пикалевского филиала межрегионального негосударственного пенсионного фонда «Большой», заместителя главы МО «Город Пикалево» Рыжего М.И.; ходатайство Совета общественной организации ветеранов войны и труда ООО «БазэлЦемент-Пикалево», выписку из протокола заседания Совета общественной организации ветеранов войны и труда ООО «БазэлЦемент-Пикалево» от ДД.ММ.ГГГГ; автобиографию; копию Удостоверения к медали «За трудовую доблесть» (1982 год); копию удостоверения к памятной медали «В ознаменование 130-летия со дня рождения ФИО4»; копию удостоверения к памятной медали «90 лет Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи»; копию удостоверения к знаку «Ударник десятой пятилетки» (1979 год); копию удостоверения к знаку «Ударник десятой пятилетки» (1981 год); копию удостоверения к знаку «Победитель социалистического соревнования 1976 год» (1977 год); копию удостоверения к знаку «Победитель социалистического соревнования 1977 года» (1978 год); копию удостоверения к знаку «Победитель социалистического соревнования 1979 года» (1980 год); копию удостоверения к знаку «Победитель социалистического соревнования 1978 года» (1979 год); копию официального представления от ДД.ММ.ГГГГ; копию благодарственного письма ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ; копию почетной грамоты Администрации Ленинградской области (1994 год); копию распоряжения председателя законодательного собрания Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об объявлении Благодарности Председателя законодательного собрания Ленинградской области»; копию благодарности Председателя законодательного собрания Ленинградской области; копию постановления законодательного собрания Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ «О награждении М.И. Рыжего Почетным дипломом Законодательного собрания Ленинградской области»; копию Почетного диплома Законодательного собрания Ленинградской области; копию Благодарности Некоммерческой организации социального обеспечения Межрегиональный негосударственный «Большой пенсионный фонд» (2013 год); копию Благодарности Некоммерческой организации социального обеспечения Межрегиональный негосударственный «Большой пенсионный фонд» (2014 год); копию грамоты Пенсионного Бизнеса ГК «Ренова» (2014 год); копию грамоты Пенсионного Бизнеса ГК «Ренова» (2013 год); копию Благодарности Национальной Ассоциации негосударственных пенсионных фондов (2015 год); копию письма депутата Государственной Думы Российской Федерации ФИО6; буклет к выборам главы МО «Город Пикалево» 2008 года; копию письма от ДД.ММ.ГГГГ Президента Союза малых городов Российской Федерации ФИО7; копию благодарственного письма Главы МО «Город Пикалево»; копию почетной грамоты Центрального Комитета ВЛКСМ (1984 год); копию грамоты Фрунзенского райкома ВЛКСМ Ленинграда (1985 год); копию почетной грамоты Центрального комитета ВЛКСМ; копию почетной грамоты ГОРОНО; копию удостоверения к значку ЦК ВЛКСМ «За активную работу в комсомоле» (1982 год); копию грамоты ФИО8 ВЛКСМ (1985 год); копию благодарственного письма директора МУ «Детский дом» (1999 год); копию Почетной грамоты Ленинградского областного комитета ВЛКСМ (1981 год); копию Почетной грамоты Ленинградского областного Комитета ВЛКСМ; копию Почетной грамоты Совета ДСО «Труд» и Администрации спортсооружений ППО «Глинозем» (1980 год); копию грамоты Бокситогорского городского совета ДСО «Спартак» (1982 год); копию благодарственного письма Командира части 72175; копию грамоты Командира войсковой части 72175; копию Почетной грамоты Центрального комитета ВЛКСМ (1975 год); копию Почетной грамоты МК и МГК ВЛКСМ (1974 год);копию грамоты от Ногинского ГК ВЛКСМ (1974 год); копию Благодарственного письма Председателя клуба пожилого человека (2011 год); копию грамоты Клуба пожилого человека (2013 год); копию грамоты Главы администрации Бокситогорского муниципального района (2016 год); буклет ПСБ-инфо от ДД.ММ.ГГГГ; газета «Рабочее слово» от ДД.ММ.ГГГГ; газета «Рабочее слово» от ДД.ММ.ГГГГ; газета «Рабочее слово» от ДД.ММ.ГГГГ; газета «Рабочее слово» от ДД.ММ.ГГГГ; газета «Рабочее слово» от ДД.ММ.ГГГГ; газета «Рабочее слово» от ДД.ММ.ГГГГ; газета «Новый путь» (9741) от ДД.ММ.ГГГГ; газета «Новый путь» (9747) от ДД.ММ.ГГГГ; газета «Новый путь» (9738) от ДД.ММ.ГГГГ; газета «Рабочее слово» от ДД.ММ.ГГГГ.

Совет депутатов МО «Город Пикалево» не согласен с доводом прокурора о том, что данное ходатайство было рассмотрено Комиссией по работе с органами местного самоуправления, законности, связям с общественностью и межмуниципальным связям без участия представителей администрации МО «Город Пикалево» и общественной организации ветеранов войны, труда муниципального образования «город Пикалево» Ленинградской области. ФИО9 является членом общественной организации ветеранов войны и труда ООО «БазэлЦемент-Пикалево». Кандидатура Рыжего М.И. на предмет присвоения ему звания «Почетный гражданин города Пикалево» была рассмотрена на заседании Совета общественной организации ветеранов войны и труда ООО «БазэлЦемент-Пикалево». Принято решение ходатайствовать перед Советом депутатов МО «Город Пикалево» о присвоении звания «Почетный гражданин города Пикалево» ФИО3 (приложение к ходатайству главы МО «Город Пикалево»). Проект решения Совета депутатов МО «Город Пикалево» «О присвоении звания «Почетный гражданин города Пикалево» прошел согласование в администрации МО «Город Пикалево». Визы главы администрации ФИО10, заместителя главы администрации ФИО11, заместителя заведующего отделом финансов ФИО12, заведующего сектором учета и отчетности – главного бухгалтера ФИО13, главного специалиста по кадровой работе общего отдела ФИО14, главного специалиста-юрисконсульта общего отдела ФИО15 свидетельствуют о том, что ходатайство Главы МО «Город Пикалево» и представленные к нему документы соответствуют требованиям Положения.

Прокурор указал на нарушение пункта 2.5 Положения, выразившееся в отсутствии Заключения Комиссии по работе с органами местного самоуправления, законности, связям с общественностью и межмуниципальным связям. Между тем, ДД.ММ.ГГГГ на заседании постоянной Комиссии по взаимодействию с ОМСУ, законности, связям с общественностью и межмуниципальным связям при участии главы МО «Город Пикалево» был рассмотрен вопрос о присвоении звания «Почетный гражданин города Пикалево». В результате обсуждения было принято решение, которое и является заключением о том, что представленные документы соответствуют требованиям Положения «О звании «Почетный гражданин города Пикалево». Данный протокол, содержащий заключение был направлен во все постоянные комиссии Совета депутатов для дальнейшего рассмотрения.

Нарушение, указанное прокурором о том, что Комиссией по взаимодействию с ОМСУ, законности, связям с общественностью и межмуниципальным связям были нарушены сроки, установленные пунктом 2.5 Положения является незначительным, и не могло как-либо повлиять на решение Совета депутатов МО «Город Пикалево», в чью компетенцию и входит принятие решения о присвоении звания «Почетный гражданин города Пикалево».

Таким образом, Совет депутатов МО «Город Пикалево» считает, что решение о присвоении звания «Почетный гражданин города Пикалево» ФИО3 принято в соответствии с Положением, а представление Бокситогорской городской прокуроры от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений требований законодательства вынесено на основании поверхностного одностороннего анализа ситуации. Решением Совета депутатов МО «Город Пикалево» от ДД.ММ.ГГГГ оспариваемое представление было признано не обоснованным и не подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь статьями 124-126, 226, 227 КАС РФ, истец просит:

Признать незаконным представление Бокситогорской городской прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений требований законодательства.

В дополнении к исковому заявлению, со ссылками на абзац 4 пункта 3 статьи 22, пункт 1 статьи 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" истец указывает, что у прокурора не имелось правовых оснований для внесения обжалуемого представления, оно противоречит Закону о прокуратуре.

Также, ссылаясь на п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указывает, что решение о присвоении звания "Почетный гражданин города Пикалево" ФИО3 (в процессе его подготовки и принятия) ничьих прав граждан и, тем более, организаций не нарушило, в период с 1 января и до ДД.ММ.ГГГГ ни одного другого ходатайства о присвоении звания "Почетный гражданин города Пикалево", в отношении иных граждан, в Совет депутатов МО "Город Пикалево" не поступало. Таким образом, оснований для внесения обжалуемого представления, по мотиву нарушения чьих-либо прав, у прокурора так же не имелось, в связи с чем истец полагает, что оно незаконно.

Административным ответчиком – Бокситогорским городским прокурором представлен в суд отзыв на административное исковое заявление, согласно которого просит в удовлетворении иска отказать. В обоснование своей позиции прокурор указывает, что из протокола заседания постоянной депутатской комиссии по взаимодействию с органами местного самоуправления, законности, связями с общественностью и межмуниципальным связям (далее - Комиссия) от ДД.ММ.ГГГГ следует, что главой МО «Город Пикалево» ФИО2 было представлено на рассмотрение ходатайство Совета депутатов о присвоении звания «Почетный гражданин города Пикалево». Данный протокол с указанием «Верно» подписан председателем Комиссии, на момент проверки какие - либо изменения, уточнения в протокол не вносились.

Учитывая, что в соответствии со ст. 24 Устава муниципального образования «Город Пикалево», полномочия председателя совета депутатов исполняет глава муниципального образования, полагают, что ходатайство о присвоении звания «Почетный гражданин города Пикалево» направлено с нарушением п. 2.1 Положения о звании «Почетный гражданин города Пикалево», утвержденного решением Совета депутатов МО «город Пикалево» от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Положение), а именно председателем Совета депутатов МО «Город Пикалево» в лице главы МО «Город Пикалево» ФИО2

Согласно п. 2.3 Положения ходатайство о присвоении звания «Почетный гражданин города Пикалево» направляется в Совет депутатов с 1 января до 1 июля.

В соответствии с п. 2.5 Положения внесенные ходатайства о присвоении звания «Почетный гражданин города Пикалево» направляются для дальнейшего рассмотрения в постоянную депутатскую комиссию по работе с органами местного самоуправления, законности, связям с общественностью и межмуниципальным связям (далее - Комиссия).

Комиссия при участии представителей администрации МО «Город Пикалево» и общественной организации ветеранов войны, труда муниципального образования «Город Пикалево» в течение 14 календарных дней со дня окончания приема ходатайств обязана их рассмотреть, подготовить заключение о соответствии или несоответствии ходатайств настоящему Положению и направить их во все постоянные комиссии Совета депутатов.

При этом Комиссией ходатайство было рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ, то есть с нарушением срока, установленного п. 2.3, 2.5, а именно до окончания срока приема ходатайств.

Также, в нарушение п. 2.5 отсутствует заключение о соответствии или несоответствии ходатайства о присвоении ФИО3 звания «Почетный гражданин города Пикалево» представителей администрации МО «Город Пикалево» и общественной организации ветеранов войны, труда МО «Город Пикалево».

В своем исковом заявлении Совет депутатов МО «Город Пикалево» указывает, что ФИО9 является членом общественной организации ветеранов войны и труда ООО «БазэлЦемент-Пикалево», которой ФИО9 был выдвинут в качестве кандидата на предмет присвоения ему звания «Почетный гражданин города Пикалево».

Согласно ст. 8 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественные объединения создаются по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц. Количество учредителей для создания отдельных видов общественных объединений может устанавливаться специальными законами о соответствующих видах общественных объединений.

Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.

Вместе с тем, как следует из ответа администрации Бокситогорского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, общественная организация ветеранов войны и труда ООО «БазэлЦемент-Пикалево» на территории района не зарегистрирована.

При этом заключение представителя общественной организации ветеранов войны, труда МО «Город Пикалево», как официально зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ общественного объединения (уч. ), о соответствии или несоответствии ходатайства о присвоение ФИО3 звания «Почетный гражданин города Пикалево» отсутствует.

Более того, представитель, как указывается истцом, общественной организации ветеранов войны и труда ООО «БазэлЦемент-Пикалево», в нарушение п. 2.5 Положения, не принимал участие в заседании Комиссии, а направил ходатайство в Совет депутатов МО «Город Пикалево» о присвоении ФИО3 звания «Почетный гражданин города Пикалево».

Также, в своем административном исковом заявлении Совет депутатов МО «Город Пикалево» указывает, что проект решения Совета депутатов МО «Город Пикалево» «О присвоении звания почетного гражданина города Пикалево» прошел согласование в администрации МО «Город Пикалево», а именно был завизирован главой и сотрудниками администрации МО «Город Пикалево», что свидетельствует о том, что ходатайство и представленные к нему документы соответствуют требованиям Положения.

Вместе с тем, визирование проекта решения Совета депутатов МО «Город Пикалево» «О присвоении звания почетного гражданина города Пикалево» главой, а также сотрудниками администрации МО «Город Пикалево» не может свидетельствовать о соответствии либо не соответствии ходатайства и документов Положению, поскольку такое визирование осуществляется в рамках утвержденной Инструкции по делопроизводству в администрации, утвержденной распоряжением главы администрации МО «Город Пикалево» от ДД.ММ.ГГГГ, и указывает исключительно на соблюдение процедуры оформления документа.

Более того, в соответствии со ст. 32 Регламента Совета депутатов МО «Город Пикалево», утвержденного решением Совета депутатов МО «Город Пикалево» от ДД.ММ.ГГГГ, проект решения, внесенный на рассмотрение в обязательном порядке должен иметь письменное заключение юридического отдела, а если проект решения предусматривает расходы, покрываемые за счет бюджета, заключение финансового органа Администрации и постоянной профильной комиссии Совета депутатов.

Однако, как следует из ответа администрации МО «Город Пикалево» от ДД.ММ.ГГГГ, данное заключение юридическим отделом (службой), не составлялось.

Также, представители администрации МО «Город Пикалево» для участия в Комиссии по рассмотрению ходатайства «О присвоении звания почетного гражданина города Пикалево», в нарушение п. 2.5 Положения, приглашены не были.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996).

В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон N 131-ФЗ) муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.

Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования (ч. 3 ст. 43 Закона N 131-ФЗ).

Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

Согласно ст. 3 Устава МО «Город Пикалево» высшим знаком признательности жителей муниципального образования к лицу, внесшему выдающийся вклад в экономическое, социальное и культурное развитие муниципального образования, укрепление его авторитета в Ленинградской области является звание «Почетный гражданин города Пикалево».

Статус и порядок присвоения звания «Почетный гражданин города Пикалево» определяется Положением, утвержденным решением представительного органа муниципального образования.

Положение о звании «Почетный гражданин города Пикалево» утверждено решением Совета депутатов МО «Город Пикалево» от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями, внесенными решением Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, решением Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ).

Поскольку на момент проверки решение Совета депутатов МО «Город Пикалево» от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями, внесенными решением Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, решением Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ) являлось действующим, в части порядка присвоения звания не изменялось и не отменялось, его соблюдение в полном объеме было обязательным для депутатов Совета депутатов МО «Город Пикалево».

Учитывая, что депутатами Совета депутатов МО «Город Пикалево», при вынесении решения о присвоении звания «Почетный гражданин города Пикалево» ФИО3, рассматриваемое Положение было нарушено, Бокситогорского городской прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ внесено представление.

В дополнении к возражению Бокситогорский городской прокурор указывает, что не согласен с доводами истца об отсутствии правовых оснований у прокурора для внесения обжалуемого представления. В своем представлении от ДД.ММ.ГГГГ Бокситогорским городским прокурором указывается на прямое нарушение Советом депутатом муниципального образования «Город Пикалево» требований Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно ч. 3 ст. 7 которого муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Учитывая изложенное, указание на нарушение Бокситогорским городским прокурором абз. 4 п. 3 ст. 22, ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» недопустимо.

Также, не согласны с доводами истца о том, что решение Совета депутатов МО «Город Пикалево» от ДД.ММ.ГГГГ о присвоении звания «Почетный гражданин города Пикалево» ФИО3 (в процессе его подготовки и принятия) ничьих прав граждан и, тем более, организаций не нарушило. Конституция Российской Федерации, закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации как демократического правового государства, признает и гарантирует местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно и органы которого не входят в систему органов государственной власти (статья 12). В развитие этих положений Конституция Российской Федерации устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (статья 130, часть 1). Понимание местного самоуправления как признаваемой и гарантируемой Конституцией Российской Федерации территориальной самоорганизации населения, призванной обеспечивать ему самостоятельное и под свою ответственность решение вопросов местного значения, предполагает, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, что муниципальная власть по своей природе является властью самого местного сообщества, а субъектом права на самостоятельное осуществление муниципальной власти - непосредственно и через органы местного самоуправления - выступает население муниципального образования (Постановление от 2 апреля 2002 года N 7-П, определения от 10 апреля 2002 года N 92-0, от 6 марта 2008 года N 214-О-П и др.). В данном случае, неисполнение Советом депутатов муниципального образования «Город Пикалево» требований Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также действующего муниципального правового акта влечет нарушение интересов как Российской Федерации, так и населения муниципального образования, поскольку подрывает авторитет власти и противоречит основным принципам местного самоуправления в Российской Федерации.

Административный истец - представитель Совета депутатов муниципального образования «Город Пикалево» Бокситогорского района Ленинградской области ФИО1 заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске и дополнении к нему. Показал суду, что полагает, что прокурор не имел право вносить оспариваемое представление, Совет депутатов если и нарушил некоторые нормы Положения о звании «Почетный гражданин города Пикалево», то никакого Закона не нарушал, имеющиеся нарушения Положения не влекут в целом последствия в виде признания недействительным принятого решения, в период с 1 января и до ДД.ММ.ГГГГ других ходатайств о присвоении звания "Почетный гражданин города Пикалево" в Совет депутатов МО "Город Пикалево" не поступало, а потому ничьи права не нарушены. Кроме того показал, что в решении о проведении прокурором проверки указано, что проверка проводится в отношении муниципального образования «Город Пикалево», а не Совета депутатов.

Административный ответчик – представитель Бокситогорского городского прокурора Ермакова А.А. – помощник Бокситогорского городского прокурора Богданова А.А., она же представитель Прокуратуры Ленинградской области в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать по основаниям, изложенным в отзывах на исковое заявление. Показала суду, что истец не оспаривает нарушение Положения о звании «Почетный гражданин города Пикалево», данные нарушения являются существенными, нарушен действующий муниципальный правовой акт, что подрывает авторитет муниципальной власти.

Заинтересованное лицо - глава муниципального образования «Город Пикалево» Бокситогорского района Ленинградской области ФИО2 исковые требования поддержал и показал суду, что он, как глава муниципального образования «Город Пикалево» Бокситогорского района Ленинградской области обратился в Совет депутатов с ходатайством о присвоении звания «Почетный гражданин города Пикалево» ФИО3, администрацией муниципального образования были оформлены все необходимые документы, ходатайство было рассмотрено и поддержано всеми членами комиссий. В комиссии действительно не принимал участие представитель общественной организации ветеранов войны, труда муниципального образования «Город Пикалево», поскольку ФИО9 являлся членом общественной организации ветеранов войны и труда ООО «БазэлЦемент-Пикалево», которая также ходатайствовала перед Советом депутатов МО «Город Пикалево» о присвоении звания «Почетный гражданин города Пикалево» ФИО3. Иных ходатайств о присвоении звания «Почетный гражданин города Пикалево» иным гражданам не было. Также показал суду, что он был уведомлен о проведении прокурором проверки.

Заинтересованное лицо - ФИО9 исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, поддержал доводы, изложенные представителем истца.

Исследовав доказательства, представленные суду в письменной форме, выслушав доводы участников процесса, суд приходит к следующему:

Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе органами местного самоуправления.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", в соответствии с пунктом 3 статьи 22 настоящего Закона вносит представление об устранении нарушений закона, по которому в соответствии со статьей 24 (пункт 1) указанного Закона должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено судом, на основании решения Бокситогорского городского прокурора Ермакова А.А. от ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка в отношении муниципального образования «Город Пикалево» Бокситогорского района Ленинградской области, по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ Бокситогорским городским прокурором в адрес главы МО «Город Пикалево» Бокситогорского района Ленинградской области было внесено представление (бланк ) о допущенных нарушениях требований законодательства. Прокурор потребовал: рассмотреть названное представление, принять конкретные меры к устранению нарушений законодательства, о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру в письменном виде в установленный законом срок.

ДД.ММ.ГГГГ представление прокурора было рассмотрено Советом депутатов муниципального образования «Город Пикалево», признано необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

При этом, Совет депутатов МО «Город Пикалево» Бокситогорского района Ленинградской области обратился в суд с настоящим иском, в котором просит представление Бокситогорского городского прокурора от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконным.

В силу пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

Проанализировав вышеуказанные положения Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации", применительно к возникшим правоотношениям, а также оспариваемое истцом представление, суд приходит к выводу о том, что представление соответствует требованиям закона, выдано уполномоченным на то должностным лицом в пределах предоставленных ему законом полномочий.

Рассматривая требования административного истца, суд исходит из следующего.

В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон N 131-ФЗ) муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.

Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования (ч. 3 ст. 43 Федерального закона N 131-ФЗ).

Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

Согласно ст. 3 Устава МО «Город Пикалево» высшим знаком признательности жителей муниципального образования к лицу, внесшему выдающийся вклад в экономическое, социальное и культурное развитие муниципального образования, укрепление его авторитета в Ленинградской области является звание «Почетный гражданин города Пикалево».

Статус и порядок присвоения звания «Почетный гражданин города Пикалево» определяется Положением, утвержденным решением представительного органа муниципального образования.

Положение о звании «Почетный гражданин города Пикалево» утверждено решением Совета депутатов МО «Город Пикалево» от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями, внесенными решением Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, решением Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии с Положением о звании «Почетный гражданин города Пикалево»:

П. 1.4. Звание «Почетный гражданин города Пикалево» присваивается решением Совета депутатов муниципального образования «Город Пикалево» Бокситогорского района Ленинградской области;

П. 2.1. субъектами, обладающими правом обращаться с ходатайством о присвоении звания «Почетный гражданин города Пикалево» являются: глава муниципального образования, глава администрации муниципального образования, почетные граждане города Пикалево, коллективы предприятий, учреждений, организаций по месту работы лица, представленного к присвоению звания, общественные организации.

П. 2.3. ходатайство о присвоении звания «Почетный гражданин города Пикалево» направляется в Совет депутатов с 1 января до 1 июля.

П. 2.5. внесенные ходатайства о присвоении звания «Почетный гражданин города Пикалево» направляются для дальнейшего рассмотрения в постоянную депутатскую комиссию по работе с органами местного самоуправления, законности, связям с общественностью и межмуниципальным связям (далее - Комиссия).

Комиссия при участии представителей администрации МО «Город Пикалево» и общественной организации ветеранов войны, труда муниципального образования «Город Пикалево» Ленинградской области в течение 14 календарных дней со дня окончания приема ходатайств обязана их рассмотреть, подготовить заключение о соответствии или несоответствии ходатайств настоящему Положению и направить их во все постоянные комиссии Совета депутатов.

Решением Совета депутатов МО «Город Пикалево» от ДД.ММ.ГГГГ «О выборах главы муниципального образования «Город Пикалево» Бокситогорского района Ленинградской области» ФИО2 был избран на должность главы муниципального образования «Город Пикалево» Бокситогорского района Ленинградской области.

В соответствии со ст. 24 Устава муниципального образования «Город Пикалево», полномочия председателя Совета депутатов исполняет глава муниципального образования.

Таким образом, ФИО2, глава муниципального образования, исполняет также полномочия председателя Совета депутатов МО «Город Пикалево».

Как установлено судом, подтверждено в ходе судебного разбирательства заинтересованным лицом - главой МО «Город Пикалево» ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 как глава МО «Город Пикалево» в соответствии с пунктом 2.1 Положения о звании «Почетный гражданин города Пикалево», обратился в Совет депутатов МО «Город Пикалево» с ходатайством о присвоении звания «Почетный гражданин города Пикалево» ФИО3 . При этом, суд соглашается с доводами истца о том, что необоснованным является ссылка прокурора в представлении о том, что ходатайство о присвоении звания «Почетный гражданин города Пикалево» ФИО3 поступило от ненадлежащего субъекта, обладающего правом обращаться с ходатайством, поскольку это прямо противоречит буквальному тексту представленного ходатайства (л.д. 63).

Также, из оспариваемого представления прокурора следует, что отсутствовали документы (кроме ходатайства), предусмотренные пунктом 2.4 Положения, однако, в ходе судебного разбирательства данное нарушение, поименованное в представлении, не было поддержано представителем административного ответчика, поскольку как установлено судом, не оспаривается сторонами, на момент проведения проверки прокурору не были представлены документы, поименованные в п. 2.4 Положения, при том, что их наличие имело место быть как приложение к рассматриваемому ходатайству.

В соответствии с вышеуказанным пунктом 2.5 Положения о звании «Почетный гражданин города Пикалево» внесенное ходатайство о присвоении звания «Почетный гражданин города Пикалево» должно было быть направлено для дальнейшего рассмотрения в постоянную депутатскую комиссию по работе с органами местного самоуправления, законности, связям с общественностью и межмуниципальным связям, которая при участии представителей администрации МО «Город Пикалево» и общественной организации ветеранов войны, труда муниципального образования «Город Пикалево» Ленинградской области в течение 14 календарных дней со дня окончания приема ходатайств обязана их рассмотреть, подготовить заключение о соответствии или несоответствии ходатайства настоящему Положению и направить его во все постоянные комиссии Совета депутатов.

Как установлено судом и не оспаривается сторонами, в том числе административным истцом, ходатайство о присвоении звания «Почетный гражданин города Пикалево» ФИО3 было направлено для рассмотрения в постоянную депутатскую комиссию по работе с органами местного самоуправления, законности, связям с общественностью и межмуниципальным связям.

При этом, как установлено судом, не оспаривается сторонами, в нарушение пунктов 2.3, 2.5 Положения о звании «Почетный гражданин города Пикалево», ходатайство о присвоении звания «Почетный гражданин города Пикалево» ФИО3 было рассмотрено комиссией по работе с органами местного самоуправления, законности, связям с общественностью и межмуниципальным связям (л.д. 62) ДД.ММ.ГГГГ, то есть с нарушением срока (в течение 14 календарных дней со дня окончания приема ходатайств (с 01 января до 01 июля), а также в отсутствии представителей администрации МО «Город Пикалево» и общественной организации ветеранов войны, труда муниципального образования «Город Пикалево» Ленинградской области, что подтверждается представленным суду протоколом заседания постоянной депутатской комиссии. В результате обсуждения члены комиссии решили, что представленные документы соответствуют требованиям Положения о звании «Почетный гражданин города Пикалево», ФИО9 достоин звания «Почетный гражданин города Пикалево».

Таким образом, в нарушение п. 2.5 Положения о звании «Почетный гражданин города Пикалево» заключение о соответствии ходатайства о присвоение ФИО3 звания «Почетный гражданин города Пикалево» принято в отсутствии представителей администрации МО «Город Пикалево» и общественной организации ветеранов войны, труда МО «Город Пикалево», данное нарушение не может быть признано не существенным, поскольку прямо противоречит требованиям п. 2.5 Положения о звании «Почетный гражданин города Пикалево».

Доводы административного истца о том, что ФИО9 является членом общественной организации ветеранов войны и труда ООО «БазэлЦемент-Пикалево», которой ФИО9 был выдвинут в качестве кандидата на предмет присвоения ему звания «Почетный гражданин города Пикалево» суд не может принять во внимание, поскольку данные доводы не соответствуют требованиям закона.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественные объединения создаются по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц. Количество учредителей для создания отдельных видов общественных объединений может устанавливаться специальными законами о соответствующих видах общественных объединений.

Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.

Вместе с тем, как следует из ответа Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ,на территории Бокситогорского района Ленинградской области в качестве юридического лица Общественная организация ветеранов войны и труда ООО «БазэлЦемент-Пикалево» и общественная организация ветеранов войны и труда ООО «Пикалевский глиноземный завод» не зарегистрированы, что также подтверждается ответом ООО «Пикалевский глиноземный завод» (внеочередным общим собранием участников ООО «БазэлЦемент-Пикалево» от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о переименовании Общества в ООО «Пикалёвский глинозёмный завод», ДД.ММ.ГГГГ соответствующие сведения внесены в Единый государственный реестр юридических лиц).

При этом заключение общественной организации ветеранов войны, труда МО «Город Пикалево», как официально зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ общественного объединения (уч. ), о соответствии или несоответствии ходатайства о присвоении ФИО3 звания «Почетный гражданин города Пикалево» отсутствует, представитель общественной организации ветеранов войны, труда МО «Город Пикалево» не принимал участие в заседании комиссии по работе с органами местного самоуправления, законности, связям с общественностью и межмуниципальным связям по рассмотрению спорного вопроса.

Также суд не может согласиться с доводами административного истца о том, что проект решения Совета депутатов МО «Город Пикалево» «О присвоении звания почетного гражданина города Пикалево» прошел согласование в администрации МО «Город Пикалево», а именно был завизирован главой и сотрудниками администрации МО «Город Пикалево», что свидетельствует о том, что ходатайство и представленные к нему документы соответствуют требованиям Положения, поскольку визирование проекта решения Совета депутатов МО «Город Пикалево» «О присвоении звания почетного гражданина города Пикалево» главой, а также сотрудниками администрации МО «Город Пикалево» не может свидетельствовать о соответствии либо не соответствии ходатайства и документов Положению, поскольку такое визирование осуществляется в рамках утвержденной Инструкции по делопроизводству в администрации, утвержденной распоряжением главы администрации МО «Город Пикалево» от ДД.ММ.ГГГГ, и указывает исключительно на соблюдение процедуры оформления документа. Кроме того, в соответствии со ст. 32 Регламента Совета депутатов МО «Город Пикалево», утвержденного решением Совета депутатов МО «Город Пикалево» от ДД.ММ.ГГГГ, проект решения, внесенный на рассмотрение в обязательном порядке должен иметь письменное заключение юридического отдела, а если проект решения предусматривает расходы, покрываемые за счет бюджета, заключение финансового органа Администрации и постоянной профильной комиссии Совета депутатов.

Однако, как следует из ответа администрации МО «Город Пикалево» от ДД.ММ.ГГГГ, данное заключение юридическим отделом (службой), не составлялось.

Несмотря на вышеизложенные нарушения, ходатайство о присвоении звания «Почетный гражданин города Пикалево» ФИО3 было направлено во все постоянные комиссии Совета депутатов, ДД.ММ.ГГГГ постоянными комиссиями Совета депутатов МО «Город Пикалево»: по социальной политике, по бюджету и налогам, по экономическому развитию и управлению муниципальной собственностью были вынесены заключения рекомендовать Совету депутатов МО «Город Пикалево» кандидатуру Рыжего М.И. для присвоения звания «Почетный гражданин города Пикалево», и решением Совета депутатов МО «Город Пикалево» от 23.08.2018 № 52 ФИО3 было присвоено звание «Почетный гражданин города Пикалево».

Согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Учитывая, что депутатами Совета депутатов МО «Город Пикалево», при вынесении решения о присвоении звания «Почетный гражданин города Пикалево» ФИО3 не были учтены допущенные нарушения Положения о звании «Почетный гражданин города Пикалево», которые являются существенными, Бокситогорского городской прокуратурой обоснованно было вынесено представление об устранении требований законодательства.

Суд не может принять во внимание доводы административного истца о том, что решение Совета депутатов МО «Город Пикалево» от ДД.ММ.ГГГГ о присвоении звания «Почетный гражданин города Пикалево» ФИО3 (в процессе его подготовки и принятия) ничьих прав граждан и, тем более, организаций не нарушило, поскольку данное решение не является предметом рассмотрения настоящего иска, которым оспаривается представление Бокситогорского городского прокурора об устранении требований законодательства.

При этом, суд полагает необходимым отметить, что Конституция Российской Федерации, закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации как демократического правового государства, признает и гарантирует местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно и органы которого не входят в систему органов государственной власти (статья 12). В развитие этих положений Конституция Российской Федерации устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (статья 130, часть 1). В данном случае, неисполнение Советом депутатов муниципального образования «Город Пикалево» требований Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также действующего муниципального правового акта влечет нарушение интересов как Российской Федерации, так и населения муниципального образования, поскольку подрывает авторитет власти и противоречит основным принципам местного самоуправления в Российской Федерации.

Также суд полагает необходимым отметить, что согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 24 февраля 2005 года N 84-О, само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона, прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд.

Таким образом, оспариваемое представление, вынесенное прокурором и содержащее требование о его рассмотрении и принятии мер по устранению выявленных нарушений и недопущению их в дальнейшем не может рассматриваться как нарушающее права и законные интересы истца, соответствует требованиям закона, в связи с чем административное исковое заявление удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Совета депутатов муниципального образования «Город Пикалево» Бокситогорского района Ленинградской области о признании незаконным представление Бокситогорского городского прокурора Ермакова А.А. от ДД.ММ.ГГГГ- отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Бокситогорский городской суд.

Решение в окончательной форме принято 31 января 2019 года.

Судья: подпись

Копия верна, судья:

Секретарь: