ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-96/2021 от 23.04.2021 Полесского районного суда (Калининградская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Полесск 23 апреля 2021 года

Полесский районный суд Калининградской области в составе: председательствующего судьи Полиловой Л.А.,

при секретаре Пичулист А.В.,

с участием прокурора Поляковой М.И.,

представителей административного истца Мусагитовой Л.Д., Здвижковой Е.Н.,

представителя административного ответчика Андрейцевой А.В.,

представителя заинтересованного лица АО «Янтарьэнерго» Кремкова В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области к администрации муниципального образования «Полесский городской округ» Калининградской области о признании недействующим постановления администрации МО «Полесский городской округ» от 16.10.2020 №810 «Об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков с кадастровыми номерами , »,-

УСТАНОВИЛ:

Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области обратилось в суд с административным иском к администрации МО «Полесский городской округ», в котором просит признать недействующим постановление администрации МО «Полесский городской округ» от 16.10.2020 № 810 «Об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков с кадастровыми номерами , ».

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что администрацией МО «Полесский городской округ» на основании ходатайства АО «Янтарьэнерго» принято оспариваемое постановление, согласно которому в отношении земельных участков с КН , на <данные изъяты> лет установлен публичный сервитут площадью <данные изъяты>. в целях размещения объекта электросетевого хозяйства «Строительство ТП <данные изъяты> (инв. ) Ильичевское участковое лесничество Полесский муниципальный район», утверждены границы публичного сервитута в соответствии со схемой расположения границ публичного сервитута, а также установлена плата за публичный сервитут, порядок и сроки её внесения.

Указанные земельные участки относятся к категории земель лесного фонда, собственником которых является Российская Федерация. Основания и порядок установления публичного сервитута в отношении лесных участков определяются в соответствии с Земельным кодексом РФ, а полномочия по их установлению, определённые пунктом 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ, согласно которым Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по установлению сервитутов, публичных сервитутов в отношении участков, расположенных в границах земель лесного фонда, на территории Калининградской области осуществляет административный истец.

Таким образом, администрация МО «Полесский городской округ» Калининградской области не наделена полномочиями по установлению публичного сервитута в отношении земельных участков в границах земель лесного фонда и находящихся в собственности РФ, следовательно, оспариваемое постановление не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы административного истца, в связи с чем, подлежит признанию недействующим.

Определением Арбитражного суда Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с признанием обжалуемого постановления органа местного самоуправления нормативным правовым актом, настоящее дело передано в Калининградский областной суд для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.

Настоящее административное дело, на основании ч. 4 ст. 27 КАС РФ, согласно положениям которой, споры о подсудности между судами в Российской Федерации не допускаются, ДД.ММ.ГГГГ принято к производству Полесского районного суда Калининградской области.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области, общество с ограниченной ответственностью «ТОРФО».

ДД.ММ.ГГГГ определением суда к участию в деле привлечен прокурор.

В судебном заседании представители административного истца Мусагитова Л.Д. и Здвижкова Е.Н. административные исковые требования поддержали в полном объеме по изложенным в административном иске основаниям, настаивали на их удовлетворении, просили признать обжалуемое постановление администрации МО «Полесский городской округ» недействующий со дня его издания.

Представитель административного ответчика Андрейцева А.В. в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласилась, просила в их удовлетворении отказать. Пояснила, что на основании ходатайства АО «Янтарьэнерго» органом местного самоуправления в пределах полномочий был установлен публичный сервитут на земельных участках, расположенных в границах муниципального образования. Установление публичного сервитута необходимо было для осуществления технологического присоединения к электрическим сетям ООО «ТОРФО» - предприятия, которое будет добывать торф на территории Полесского района.

Представитель заинтересованного лица АО «Янтарьэнерго» Кремков В.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска. Пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ между АО «Янтарьэнерго» и ООО «ТОРФО» заключен договор технологического присоединения к электрическим сетям для электроснабжения производственной базы торфоместорождения. В связи с чем АО «Янтарьэнерго» обратилось в Министерство природных ресурсов и экологии с заявлением о заключении договора аренду земельного участка из земель лесного фонда в целях размещения линейных объектов. Поскольку такой договор министерство заключать отказалось, а в положении данного министерства отсутствует право устанавливать публичный сервитут, то он (представитель) обратился в орган местного самоуправления, на территории которого расположены необходимые для размещения линейных объектов земельный участки. В соответствии с Земельным кодексом, органом, уполномоченным устанавливать публичный сервитут, является в том числе орган местного самоуправления. Порядок установления публичного сервитута урегулирован положениями главы V.7 ЗК РФ. Действуя строго в рамках указанной главы, администрация МО «Полесский городской округ» приняла обжалуемое постановление, установив публичный сервитут в отношении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования. Постановление от ДД.ММ.ГГГГ, являясь нормативным правовым актом, было опубликовано администрацией в печатном издании и размещено на официальном сайте в соответствии с требованиями законодательства.

Представители заинтересованных лиц Управления Росимущества по Калининградской области, ООО «Торфо» в судебное заседание не явились, о его дате, времени и месте уведомлены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили, не ходатайствовали об отложении судебного разбирательства.

Выслушав стороны, представителя заинтересованного лица, заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

ДД.ММ.ГГГГ АО «Янтарьэнерго» обратилось в администрацию МО «Полесский городской округ» с ходатайством об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков сроком на <данные изъяты>, предоставив в качестве обоснования сведения о границах публичного сервитута, справку главного инженера проекта об отсутствии технической возможности альтернативного варианта прохождения трассы до участка ООО «ТОРФО», график производства работ, технико-экономические характеристики линейного объекта.

Постановлением администрации МО «Полесский городской округ» от 16 октября 2020 г. № 810 «Об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков с кадастровыми номерами , », на основании ходатайства АО «Янтарьэнерго» установлен публичный сервитут площадью <данные изъяты>. в целях размещения объекта электросетевого хозяйства «Строительство ТП <данные изъяты> (инв. ) Ильичевское участковое лесничество Полесский муниципальный район» в отношении указанных выше земельных участков (п. 1).

Этим же постановлением утверждены границы публичного сервитута, определены срок и плата за его установление (п.п. 2, 3, 5).

Данное постановление опубликовано в местной газете «Полесский вестник» (выпуск от ДД.ММ.ГГГГ), а также размещено на официальном сайте муниципального образования в день его принятия.

Из выписок из ЕГРН следует, что в отношении земельного участка с КН местоположением, установленным относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, площадью <данные изъяты>., из земель лесного фонда, для ведения лесного хозяйства, для прочих объектов лесного хозяйства, ДД.ММ.ГГГГ (рег.) зарегистрировано право собственности Российской Федерации.

В отношении земельного участка с КН местоположением, установленным относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, площадью <данные изъяты>., из земель лесного фонда, для ведения лесного хозяйства, для восстановления лесной растительности, ДД.ММ.ГГГГ (рег.) зарегистрировано право собственности Российской Федерации.

Судом установлено, что потребность в установлении публичного сервитута в пользу АО «Янтарьэнерго» обусловлена необходимостью осуществления технологического присоединения к электрическим сетям для энергоснабжения производственной базы торфоместорождения, расположенной по адресу: Калининградская область, МО «Полесский муниципальный район», Полесское лесничество, Ильичевское участковое лесничество, согласно договору , заключённому ДД.ММ.ГГГГ между АО «Янтарьэнерго» и ООО «ТОРФО».

Согласно пп. 8 п. 4 ст. 23 Земельного кодекса РФ публичный сервитут может устанавливаться кроме прочего для использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.

Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель (ч. 5 ст. 23 ЗК РФ).

Пунктом 1 статьи 39.37 ЗК РФ установлено, что в порядке, предусмотренном главой V.7, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с п.п. 1, 4 ст. 39.39 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.38 настоящего Кодекса (далее также в настоящей главе - орган, уполномоченный на установление публичного сервитута), на основании ходатайства об установлении публичного сервитута.

Установление публичного сервитута осуществляется независимо от формы собственности на земельный участок.

В силу пунктов «в, к» статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что при проверке соблюдения компетенции органом или должностным лицом, принявшим нормативный правовой акт, суд выясняет, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте или его части, к предмету ведения Российской Федерации, полномочиям Российской Федерации или полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, к ведению субъектов Российской Федерации или к вопросам местного значения. При этом следует иметь в виду, что законодатель субъекта Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов вправе самостоятельно осуществлять правовое регулирование при отсутствии соответствующего регулирования на федеральном уровне.

Проверяя полномочия органа (должностного лица), необходимо, в частности, учитывать общие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации закреплены в статьях 71 - 73 Конституции Российской Федерации, статьях 1, 26.1, 26.3, 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", вопросы местного значения - в главе 3 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими.

В силу ст. 3 ЗК РФ к отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы.

К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 7 и статьёй 8 ЗК РФ земли лесного фонда входят в составе земель Российской Федерации, находятся в федеральной собственности.

Статьёй 101 ЗК РФ установлено, что порядок использования и охраны земель лесного фонда устанавливается Земельным кодексом и лесным законодательством.

Статьёй 9 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что установление и прекращение сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Установление и прекращение публичного сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации. Порядок и особенности использования лесов в случае установления публичного сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяются в соответствии с настоящим Кодексом.

Порядок использования лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов установлен статьёй 45 Лесного кодекса РФ в совокупности с Правилами использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута", утверждёнными приказом Минприроды России от 10.07.2020 № 434.

Пунктом 4 части 1 статьи 83 ЛК РФ предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений, в том числе установление сервитутов, публичных сервитутов в отношении лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда.

Таким образом, в отношении земель лесного фонда Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по установлению, в том числе публичных сервитутов в отношении лесных участков, то есть органам, по общему правилу уполномоченным на распоряжение лесными участками на землях лесного фонда.

Данное исключение связано с тем, что наряду с кругом отношений, регулируемых Земельным кодексом Российской Федерации, лесные отношения регламентированы в специальном кодифицированном акте – Лесном кодексе Российской Федерации, являющимся специальной нормой права, имеющей приоритет над общей, согласно основным принципам российского права.

Уставом (Основным законом) Калининградской области, принятым Законом Калининградской области от 18.01.1996 №30 установлено, что постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Калининградской области является Правительство Калининградской области (ст. 34 Устава (Основного закона), которое в силу п. 2 ч. 3 ст. 3 Закона Калининградской области от 21.12.2006 № 105 (ред. от 27.08.2020) "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области" осуществляет регулирование земельных отношений в Калининградской области.

Деятельность Правительства Калининградской области в области осуществляется, кроме прочего, посредством входящих в его состав Министерств, в частности Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области, к полномочиям которого в силу пункта 21 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Калининградской области, утверждённого Постановлением Правительства Калининградской области от 23 ноября 2015 г. № 642 в редакции постановления от 22 февраля 2019 г. № 130, отнесено установление сервитута в отношении лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда.

Вопреки довода представителя АО «Янтарьэнерго» отсутствие в указанном выше пункте Положения указания на установление именно публичного сервитута, не означает, что данное Министерство не обладает полномочиями по его установлению в силу прямого указания на это Федерального закона – Лесного кодекса РФ (п. 4 ч. 1 ст. 83).

Таким образом, администрация МО «Полесский городской округ» не наделена полномочиями по установлению публичных сервитутов в отношении земельных участков лесного фонда, собственником которых является Российская Федерация.

Следовательно, постановление администрации МО «Полесский городской округ» Калининградской области от 16 октября 2020 г. № 810 «Об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков с кадастровыми номерами , » принято с нарушением полномочий органа местного самоуправления и подлежит признанию недействующим со дня его принятия.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд-

РЕШИЛ:

административные исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской удовлетворить.

Признать постановление администрации муниципального образования «Полесский городской округ» от 16.10.2020 № 810 «Об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков с кадастровыми номерами , » недействующим со дня его принятия.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Полесский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 30 апреля 2021 г.

Судья подпись Л.А. Полилова