ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-96/2022 от 27.04.2022 Красночикойского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 2а-96/2022

УИД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Красный Чикой 27 апреля 2022 г.

Красночикойский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Рязанова А.И.,

при секретаре Перминовой О.О.,

с участием:

административного истца Кириллова М.В., представителя административного истца Сафонова И.Е., действующего на основании устного ходатайства и ордера от ДД.ММ.ГГГГ,

административного ответчика старшего инспектора Петровск-Забайкальского МФ ФКУ УИИ УФСИН России по <адрес> Михайловой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кириллова М.В. к ФКУ УИИ Петровск-Забайкальский межмуниципальный филиал (дислокация в с. Красный Чикой), Управлению Федеральной Службы Исполнения наказаний России по Забайкальскому краю, старшему инспектору Петровск-Забайкальского МФ ФКУ УИИ УФСИН России по Забайкальскому краю Михайловой А.В. о признании предписания от 14.03.2022г. незаконным и необоснованным,

УСТАНОВИЛ:

Кириллов М.В. обратился с вышеуказанным административным иском, указав, что 30 ноября 2021 года приговором Красночикойского районного суда он осужден за совершение преступлений, предусмотренных ст. 264.1 и ч.2 ст. 264.1 УК РФ с назначением наказания. Апелляционным постановлением Забайкальского краевого суда от 08 февраля 2022 года приговор суда оставлен без изменения.

14 марта 2022 года он в ФКУ УИИ Петровск-Забайкальский межмуниципальный филиал (дислокация в с. Красный Чикой) получил предписание о необходимости прибыть в распоряжение ФКУ УФСИН РФ по Забайкальскому краю по адресу: <адрес> с целью исполнения вышеуказанного наказания.

Считает данное предписание вынесенное старшим инспектором Петровск-Забайкальского МФ ФКУ УИИ УФСИН РФ по Забайкальскому краю ст. лейтенантом внутренней службы Михайловой А.В. незаконным и необоснованным, так как территориальным органом УФСИН - ФКУ УИИ Петровск-Забайкальский межмуниципальный филиал (дислокация в с. Красный Чикой) в нарушение ч. 2 ст. 75.1 УИК РФ, Постановления Правительства РФ от 05 августа 2009 года № 634, приказа Министерства юстиции РФ от 06 апреля 2009 года № 102, ему с целью следования к месту наказания не выданы проездные документы либо деньги на проезд, и не произведено обеспечение его продуктами питания на время проезда. Самостоятельного желания оплатить проезд он не изъявлял, так как на вышеуказанные цели у него не имеется денежных средств. Кроме этого у него у меня на иждивении находится беременная супруга и малолетний ребенок, в связи с чем денежных средств на поездку у него не имеется.

Считает, что вышеуказанным предписанием нарушен порядок направления осужденных к лишению свободы в колонию-поселение и его право на социальное обеспечение денежными средствами и продуктами на время следования к месту отбывания наказания.

Просил признать предписание, вынесенное 14 марта 2022 года старшим инспектором Петровск-Забайкальского МФ ФКУ УИИ УФСИН РФ по Забайкальскому краю ст. лейтенантом внутренней службы Михайловой А.В. незаконным и необоснованным.

В судебном заседании административный истец Кириллов М.В. подтвердил обстоятельства, указанные в административном исковом заявлении, просил удовлетворить в полном объеме. Указав, что ему не разъяснялось право следовать до места отбывания наказания за государственный счет.

Представитель административного истца Сафонов И.Е., действующий на основании устного ходатайства и ордера от ДД.ММ.ГГГГ, поддержал исковые требования, указав, что Кириллову не был разъяснен порядок следования к месту отбывания наказания за государственный счет, кроме того, у него не имеется денежных средств на самостоятельное следование к месту отбывания наказания.

Административный ответчик, представитель административного ответчика Петровск-Забайкальского межмуниципального филиала ФКУ УИИ УФСИН России по Забайкальскому краю, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, старший инспектор Петровск-Забайкальского МФ ФКУ УИИ УФСИН РФ по Забайкальскому краю ст. лейтенантом внутренней службы Михайлова А.В. требования Кириллова М.В. не признала, в возражениях указала, что во исполнение приговора Красночикойского районного суда Забайкальского края от 30.11.2021 ОСУ УФСИН в отношении Кириллова М.В. выдано предписание о необходимости явки в колонию-поселение при ФКУ ИК-3 УФСИН России по Забайкальскому краю. Па основании Положения о направлении в колонию-поселение осужденных к лишению свободы, в отношении которых судом принято решение, предусматривающее самостоятельное следование к месту отбывания наказания, утвержденного приказом УФСИН России по Забайкальскому краю от 23.01.2019 № 65 предписание направлено в Петровск-Забайкальский межмуниципальный филиал ФКУ УИИ УФСИН России по Забайкальскому краю (дислокация с. Красный Чикой) для личного вручения Кириллову М.В.

Старшим инспектором Петровск-Забайкальского межмуниципального филиала ФКУ УИИ УФСИН России по Забайкальскому краю Михайловой А.В. предписание вручено Кириллову М.В. лично. Осужденным подписана расписка о получении предписания.

Согласно Инструкции по направлению в колонию-поселение осужденных к лишению свободы, в отношении которых судом принято решение, предусматривающее самостоятельное следование осужденного к месту отбывания наказания, утвержденной приказом Минюста РФ от 06.04.2009 № 102 территориальный орган ФСИН обеспечивает направление осужденного в колонию-поселение, выдает ему деньги на проезд, обеспечивает продуктами питания или деньгами на время проезда. Однако в расписке о получении предписания и объяснениях Кириллов М.В. указал, что к месту исполнения приговора будет следовать самостоятельно и за свой счет. Oт денежных средств отказался. Доводы Кириллова М.В. о том, что самостоятельного желания оплатить проезд он не изъявлял, не соответствуют действительности.

Факт того, что Кириллову М.В. не выданы денежные средства на проезд и не обеспечены продукты питания на время следования к месту исполнения приговора не является основанием для отмены выданного предписания. Исполнение предписания является обязательным.

Полагает, что Кириллов М.В. затягивает прибытие в колонию-поселение для отбытия наказания, что в свою очередь является уклонением от исполнения выданного предписания. Просила в удовлетворении требования Кириллова М.В. отказать.

Управление Федеральной Службы исполнения наказаний России по Забайкальскому краю, будучи надлежащим образом извещенным о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя в судебное заседание не направило, об отложении судебного заседания не ходатайствовало.

Выслушав участвующих лиц, показания свидетеля, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности с действующим законодательством, суд приходит к следующему.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со статьей 75.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее 10 суток со дня получения копии приговора (определения, постановления) суда вручает осужденному к лишению свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении предписание о направлении к месту отбывания наказания и обеспечивает его направление в колонию-поселение. В указанном предписании с учетом необходимого для проезда времени устанавливается срок, в течение которого осужденный должен прибыть к месту отбывания наказания. Порядок направления осужденных в колонию-поселение определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Осужденный следует в колонию-поселение за счет государства самостоятельно. Оплата проезда, обеспечение продуктами питания или деньгами на время проезда производятся территориальным органом уголовно-исполнительной системы в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Подпунктами 1 и 2 пункта 3 Инструкции по направлению в колонию-поселение осужденных к лишению свободы, в отношении которых судом принято решение, предусматривающее самостоятельное следование осужденного к месту отбывания наказания, утвержденной Приказом Минюста Российской Федерации от 06.04.2009 № 102, предусмотрено, что территориальный орган ФСИН России: вручает осужденному предписание о направлении к месту отбывания наказания (приложение к Инструкции) и обеспечивает его направление в колонию-поселение не позднее 10 суток со дня получения заверенной копии приговора суда, вступившего в законную силу; выдает осужденному деньги на проезд, обеспечивает продуктами питания или деньгами на время проезда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 № 634 утверждены Правила оплаты проезда осужденных, самостоятельно следующих в колонию-поселение, и обеспечения их продуктами питания (деньгами) на время проезда.

Из положений пунктов 1, 2, 7 и 12 Правил оплаты осужденным, следующим самостоятельно в колонию-поселение в соответствии со статьей 75.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, за счет государства оплачивается проезд к месту отбывания наказания, а также предоставляются продукты питания (деньги) на время следования в колонию-поселение.

Оплата проезда осужденных осуществляется территориальным органом уголовно-исполнительной системы путем приобретения проездных документов.

В случае невозможности приобретения проездных документов заранее осужденному выдаются наличные денежные средства, необходимые для приобретения проездных документов исходя из маршрута следования к месту отбывания наказания.

Осужденный, получивший наличные денежные средства, в течение 3 дней со дня прибытия к месту отбывания наказания обязан представить в колонию-поселение документы, подтверждающие произведенные расходы. Такие документы и авансовый отчет (копия авансового отчета) в течение 10 дней направляются колонией-поселением в территориальный орган уголовно-исполнительной системы, выдавший указанные денежные средства.

Оплата проезда осужденных и обеспечение их продуктами питания (деньгами) осуществляются за счет средств федерального бюджета, выделяемых на финансирование уголовно-исполнительной системы.

По желанию осужденного оплата проезда может осуществляться путем возмещения ему расходов на приобретение за счет личных денежных средств проездных документов исходя из стоимости проезда, предусмотренной пунктом 4 настоящих Правил.

Судом установлено, что приговором Красночикойского районного суда от 30.11.2021 с учетом апелляционного постановления Забайкальского краевого суда от 08.02.2022г. Кириллова М.В. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст. 264.1 УК РФ (в редакции Федерального закона от 23.04.2019 № 65-ФЗ), ч.2 ст.264.1 УК РФ с назначением окончательного наказания в виде 2 лет 6 месяцев лишения свободы с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами на срок 4 года 6 месяцев, с отбыванием наказания в колонии-поселении.

На основании ст. 75.1 УИК РФ осужденному Кириллову М.В. определен порядок следования к месту отбывания наказания самостоятельно.

Согласно предписанию от 14.03.2022г. № 77/ТО/44-20-642, выданному старшим инспектором Петровск-Забайкальского МФ ФКУ УИИ УФСИН России по Забайкальскому краю А.В.Михайловой, Кириллову М.В,ДД.ММ.ГГГГ.р., предписано в соответствии с приговором Красночикойского районного суда от 30.11.2021г. прибыть по адресу <адрес> ФКП ФКУ ИК-3 не позднее 16.03.2022.

Из показания свидетеля М.Н.В. следует, что она работает инспектором Петровск-Забайкальского межмуниципального филиала ФКУ УИИ УФСИН России. Она лично присутствовала при вручении предписания Кириллову М.В., которому ею полностью было разъяснен порядок следования до места отбывания наказания, в том числе как за государственный счет, так и за свой счет с последующей компенсацией за проезд. Но Кириллов М.В. сказал, что ему нужно еще несколько дней, так как у него назначено судебное заседание суда кассационной инстанции, и изъявил желание следовать в колонию-поселение за свой счет.

Довод административного истца о том, что вышеуказанным предписанием нарушен порядок его направления в колонию-поселение и его право на социальное обеспечение денежными средствами и продуктами на время следования к месту отбывания наказания также не находит своего подтверждения, поскольку в расписке к предписанию 14.03.2022 г. осужденный Кириллов М.В. указал, что будет следовать до места отбывания наказания за свой счет.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что право административного истца на социальное обеспечение денежными средствами и продуктами на время следования к месту отбывания наказания не нарушено, поскольку с указанным ходатайством он в территориальный орган уголовно-исполнительной системы не обращался, более того, прямо выразил свою волю на следование до мест лишения свободы за свой счет, и поэтому спорное предписание не может быть признано судом в качестве незаконного и необоснованного, согласно ст. 226 КАС РФ.

Таким образом, административные исковые требования Кириллова М.В. удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Кириллова М.В. к ФКУ УИИ Петровск-Забайкальский межмуниципальный филиал (дислокация в с. Красный Чикой), Управлению Федеральной Службы Исполнения наказаний России по Забайкальскому краю, старшему инспектору Петровск-Забайкальского МФ ФКУ УИИ УФСИН России по Забайкальскому краю Михайловой А.В. о признании предписания от 14.03.2022 незаконным и необоснованным, отказать в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Красночикойский районный суд.

Решение суда в окончательной форме будет изготовлено 06 мая 2022 года.

Судья: А.И.Рязанов