№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 мая 2018 года г. Рязань
Железнодорожный районный суд г. Рязани в составе судьи Барановой Е.Б.
при секретаре Капитоновой А.А.,
с участием административного истца Лукьяновой Л.Ф., представителя административного ответчика – Государственного казенного учреждения Рязанской области «Управление социальной защиты населения Рязанской области» Выборновой Ю.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда (по адресу: <адрес>) административное дело № по иску Лукьяновой Л.Ф. к Государственному казенному учреждению Рязанской области «Управление социальной защиты населения Рязанской области» о признании решений об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг незаконными,
установил:
Лукьянова Л.Ф. обратилась в суд с административным иском к Государственному казенному учреждению Рязанской области «Управление социальной защиты населения Рязанской области» (далее ГКУ РО «УСЗН РО») о признании решений об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг незаконными. Заявленные требования мотивирует тем, что она, административный истец, является собственником ? доли жилого помещения – двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, оплату за содержание жилья и коммунальные услуги своей доли в которой она вносит полностью, тогда как второй собственник не вносит своевременно, иных собственников, лиц, проживающих и зарегистрированных в жилом помещении, кроме двоих собственников, не имеется.
09 октября 2017 года она обратилась к административному ответчику с заявлением о предоставлении ей, административному истцу, субсидии на оплату ? доли жилого помещения и коммунальных услуг по месту жительства по адресу: <адрес>, представив необходимые документы, в том числе квитанции об оплате содержания жилья и коммунальных услуг.
10 октября 2017 года письмом ГКУ РО «УСЗН РО» № 6652 ей отказано в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, отказ мотивирован наличием задолженности по оплате содержания жилья и коммунальных услуг, отсутствием документов об отсутствии такой задолженности.
02 апреля 2018 г. Лукьянова Л.Ф. вновь обратилась к административному ответчику с заявлением о предоставлении ей, административному истцу, субсидии на оплату ? доли жилого помещения и коммунальных услуг по месту жительства по адресу: <адрес>, представив необходимые документы, в том числе квитанции об оплате содержания жилья и коммунальных услуг.
12 апреля 2018 года письмом ГКУ РО «УСЗН РО» № 1466 ей отказано в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, отказ мотивирован не представлением полного комплекта документов, предусмотренных п. 8 Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 г. № 761.
Считает указанные выше отказы в предоставлении ей, административному истцу субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг незаконными, нарушающими ее права, поскольку полагает, что имеет право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, у нее задолженности по оплате содержания жилья и коммунальных услуг в ее ? доле жилого помещения не имеется, а задолженность второго собственника не должна умалять ее право на получение субсидии.
Просит суд признать незаконным отказ ГКУ РО «УСЗН РО» в предоставлении Лукьяновой Л.Ф. субсидии по оплате содержания жилья и коммунальных услуг принадлежащей ей на праве собственности ? доли жилого помещения – квартиры расположенной по адресу: <адрес>, с октября 2017 года, признать незаконным отказ ГКУ РО «УСЗН РО» в предоставлении Лукьяновой Л.Ф. субсидии по оплате содержания жилья и коммунальных услуг принадлежащей ей на праве собственности ? доли жилого помещения – квартиры расположенной по адресу: <адрес>, с апреля 2018 года.
Административный истец в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, суду пояснила, что о принятии оспариваемого решения от 10 октября 2017 года узнала лишь 02.04.2018 г. при подаче заявления и документов на очередное предоставление субсидии, задолженности по оплате коммунальных услуг и содержания жилья не имеет, в настоящее время обратилась за соответствующей справкой об отсутствии задолженности по месту жительства, однако пока справка ею не получена. Ранее за такой справкой не обращалась, полагая, что административный ответчик должен самостоятельно исчислить объем платежей, приходящийся на принадлежащую ей, административному истцу, ? долю в праве собственности на жилое помещение и проверить факт оплаты содержания жилья и коммунальных услуг в соответствующем размере, исходя из представленных ею квитанций об оплате. Ссылалась на невозможность установить порядок оплаты содержания жилья и коммунальных услуг в принадлежащем ей и ее сестре жилом помещении по договоренности между собственниками, ввиду того, что сестра отказывается от заключения такого соглашения. В суд для определения порядка оплаты содержания жилья и коммунальных услуг в принадлежащем ей и ее сестре жилом помещении не обращалась. Просила административные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика ГКУ РО «УСЗН РО», действующая на основании письменной доверенности, в судебном заседание заявленные административные исковые требования не признала, мотивируя возражения тем, что Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 г. № 761, регулирующим основания и порядок предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, прямо предусмотрено, что указанная субсидия предоставляется при предоставлении заявителем полного комплекта документов, предусмотренных п. 8 Постановления Правительства РФ № 761, среди которых должен быть документ об отсутствии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Административным истцом такого документа ни при обращении в октябре 2017 г., ни при обращении в апреле 2018 г. не представлено, самостоятельно исчислять объем приходящейся на долю административного истца оплаты ни обязанности, ни права у административного ответчика не имеется, тем более, что порядок оплаты содержания жилья и коммунальных услуг сособственниками жилого помещения, либо судом не определен. При этом административный ответчик не ставит предоставление субсидии Лукьяновой Л.Ф. в зависимость от отсутствия задолженности у второго сособственника жилого помещения, а требовал лишь справку об отсутствии задолженности по оплате содержания жилья и коммунальных услуг самим административным ответчиком, что полностью соответствует требованиям действующего законодательства. Ссылались на пропуск трехмесячного срока обращения в суд за оспариванием Решения об отказе в предоставлении Лукьяновой Л.Ф. субсидии по оплате содержания жилья и коммунальных услуг принадлежащей ей на праве собственности ? доли жилого помещения – квартиры расположенной по адресу: г. Рязань, ул. Разина, д. 29/20, кв. 24 от 10.10.2017 г., указывая на то, что Письмо от 10.10.2017 г. было направлено Лукьяновой Л.Ф. своевременно, кроме того, об отказе в предоставлении субсидии она должна была узнать не позднее следующего за отказом месяца, когда не получила субсидию. Просили в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать.
Выслушав в открытом судебном заседании пояснения административного истца, представителя административного ответчика – ГКУ РО «УСЗН РО», исследовав материалы дела, суд находит заявленные административные исковые требования не законными, не обоснованными и удовлетворению не подлежащими, по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Из приведенных норм следует, что для признания оспариваемого решения недействительным административный истец должен доказать несоответствие решения административного ответчика определенному закону либо иному нормативному правовому акту, а также нарушение этим решением его прав и законных интересов, указав, в чем заключается такое нарушение.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Порядок и основания предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг регулируется ст. 159 Жилищного кодекса РФ.
Согласно ч. 1 ст. 159 ЖК РФ, Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
В силу части 2 ст. 159 ЖК РФ право на субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют граждане: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; члены жилищных кооперативов; собственники жилых помещений.
На основании ч. 3 ст. 159 ЖК РФ, субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
Частью 5 ст. 159 ЖК РФ установлено, что субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
В силу ч. 7 ст. 159 ЖК РФ порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Действуя в рамках предоставленных ему действующим законодательством РФ полномочий, во исполнение статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правительство Российской Федерации Постановлением от 14 декабря 2005 года № 761 утвердило Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее Правила).
Согласно п. 7 Правил, решения о предоставлении субсидий принимаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им государственным учреждением. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе в установленном порядке передать органам местного самоуправления исполнение государственных полномочий по принятию решений о предоставлении субсидий.
Пунктом 2 Правил установлено, субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
В п. 3 Правил перечислен круг лиц, имеющих право на субсидии: а) пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде; б) наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде; в) члены жилищного или жилищно-строительного кооператива; г) собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).
Пунктами 8 и 8 (1) Правил установлен список документов, необходимых для принятия решения о предоставлении субсидии, предоставляемых гражданами, обращающимися за предоставлением субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, а также запрашиваемых органом, рассматривающим такое заявление.
На основании п. 41 Правил, гражданам и (или) членам их семьи, имеющим право на субсидии в соответствии с пунктами 2, 3 и 5 настоящих Правил, предоставляется одна субсидия на жилое помещение, в котором они проживают. Субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев.
Пунктом 10 Правил установлено, что требовать от граждан документы, не предусмотренные пунктами 8, 9, 27 и 48 настоящих Правил, не допускается.
В соответствии с п. 6 Методических рекомендаций по применению правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. № 761, субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг рекомендуется предоставлять гражданину (заявителю) при одновременном его соответствии следующим условиям: 6.1. наличие гражданства Российской Федерации или распространение на иностранного гражданина соответствующего международного договора Российской Федерации; 6.2. наличие основания пользования заявителем жилым помещением в соответствии с пунктами 3 и 5 Правил; 6.3. наличие регистрационного учета (регистрации) по месту жительства в жилом помещении, для оплаты которого гражданин обращается за субсидией; 6.4. отсутствие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или заключение и (или) выполнение гражданами соглашений по ее погашению; 6.5. превышение расходов семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, над величиной, эквивалентной максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Из анализа приведенных выше норм права в их совокупности следует, что законодатель ставит возможность получения субсидии на оплату содержания жилья и коммунальных услуг в прямую зависимость от предоставления такими гражданами полного комплекта требуемых документов, а также от отсутствия у заявителя задолженности по оплате указанного жилого помещения и коммунальных услуг, а при наличии такой задолженности – от заключения и (или) выполнение гражданами соглашений по ее погашению.
Судом установлено, Лукьяновой Людмиле Федоровне присвоено звание «Ветеран труда», что подтверждается удостоверением № 747818, выданным Префектурой Октябрьского округа г. Рязани 04 апреля 1996 года, копия которого имеется в материалах дела.
Административному истцу принадлежит ? доля в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, право собственности на ? долю в котором принадлежит сестре Лукьяновой Л.Ф. – Лукьяновой Л.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, собственники зарегистрированы и проживают в указанном жилом помещении, иных лиц, зарегистрированных и проживающих в нем не имеется.
Указанные обстоятельства подтверждаются прояснениями сторон, данными в открытом судебном заседании, а также письменными доказательствами по делу: Выпиской из Единого государственного реестра об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 10.05.2018 г., копией справок ООО «ЖЭУ-18» от 27.03.2017 г., от 02.04.2018 г., копией Решения Железнодорожного районного суда г. Рязани от 03 июня 2015 г., вступившего в законную силу 05 августа 2015 года, имеющимися в материалах дела.
09 октября 2017 года административный истец обратилась в Отдел по Октябрьскому району ГКУ РО «УСЗН РО» с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг(ст. 159 ЖК РФ) на жилое помещение по адресу: г. Рязань, ул. Разина, д. 29/20, кв. 24, с приложением копии паспорта и копии удостоверения ветерана труда на имя административного истца, справки ООО «ЖЭУ-18» от 27.03.2017 г., копии свидетельства о государственной регистрации права от 20.05.2008 г. в отношении спорной квартиры, копией Решения Железнодорожного районного суда г. Рязани от 03 июня 2015 г., вступившего в законную силу 05 августа 2015 года, копий квитанций (МП «КВЦ») по оплате ЖКУ и прочих услуг за сентябрь 2017 г., копии сберегательной книжки № на имя заявителя, что подтверждается заявлением Лукьяновой Л.Ф. от 09.10.2017 г. и копиями приложенных к нему документов, имеющимся в материалах дела, не оспаривалось сторонами.
Иных документов, в частности справки (документа) об отсутствии задолженности по оплате содержания жилья и коммунальных услуг Лукьяновой Л.Ф. административному ответчику не представлялось, что подтверждается пояснениями сторон, данными ими в открытом судебном заседании, административным истцом не оспаривалось.
10 октября 2017 года письмом ГКУ РО «УСЗН РО» № 6652 административному истцу отказано в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, отказ мотивирован наличием задолженности по оплате содержания жилья и коммунальных услуг, отсутствием документов об отсутствии такой задолженности.
02 апреля 2018 г. Лукьянова Л.Ф. вновь обратилась в Отдел по Октябрьскому району ГКУ РО «УСЗН РО» с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг(ст. 159 ЖК РФ) на жилое помещение по адресу: <адрес>, с приложением копии паспорта и копии удостоверения ветерана труда на имя административного истца, справки ООО «ЖЭУ-18» от 02.04.2018 г., копии свидетельства о государственной регистрации права от 20.05.2008 г. в отношении спорной квартиры, копией Решения Железнодорожного районного суда г. Рязани от 03 июня 2015 г., вступившего в законную силу 05 августа 2015 года, копий квитанций (МП «КВЦ») по оплате ЖКУ и прочих услуг за октябрь, ноябрь 2017 г., январь, февраль, март 2018 г., копии сберегательной книжки № на имя заявителя, что подтверждается заявлением Лукьяновой Л.Ф. от 09.10.2017 г. и копиями приложенных к нему документов, имеющимся в материалах дела, не оспаривалось сторонами.
12 апреля 2018 года письмом ГКУ РО «УСЗН РО» № 1466 административному истцу отказано в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, отказ мотивирован не представлением полного комплекта документов, предусмотренных п. 8 Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 г. № 761.
Из пояснений Лукьяновой Л.Ф., данных ею в судебном заседании, следует, что справок (документов) об отсутствии задолженности по коммунальным платежам ни в октябре 2017 г., ни в апреле 2018 г. ею представлено не было, поскольку представление указанного документа административный истец считает избыточным, учитывая, что ею представлены квитанции об оплате жилья и коммунальных услуг МУП «КВЦ», из которых административный ответчик должен был самостоятельно сделать вывод о том, что ? доля платежей, соответствующая ? доле в праве собственности на квартиру ею оплачена, а имеющаяся задолженность соответствует доле второго сособственника указанного жилого помещения.
Оценивая законность оспариваемых решений в части соответствия их требованиям нормативно-правовых актов, устанавливающих полномочия органа, принявшего оспариваемое решение, порядок его принятия, оснований к принятию, суд приходит к следующему.
Из содержания ст. 159 ЖК РФ, п. 7 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением правительства РФ от 14 декабря 2005 года № 761, следует, что решения о предоставлении субсидий принимаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им государственным учреждением. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе в установленном порядке передать органам местного самоуправления исполнение государственных полномочий по принятию решений о предоставлении субсидий.
Из Устава ГКУ РО «УСЗН РО», утвержденного совместным приказом министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области и Министерства социальной защиты населения Рязанской области от 06.11.2014 г. № 593-р/н следует, что ГКУ РО «УСЗН РО» учреждено Правительством Рязанской области, является юридическим лицом, некоммерческой организацией, целью деятельности Учреждения является предоставление государственных услуг в сфере социальной поддержки на территории Рязанской области, для достижения уставных целей осуществляет следующие основные виды деятельности в сфере социальной поддержки:55) предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (за исключением выплаты).
В соответствии с Порядком направления и расходования средств, связанных с реализацией Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (кроме статей 20 и 22), Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции закона РФ от 18 июня 1992 г. № 3061-1), Федерального закона от 26 ноября 1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Федерального закона от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиоактивному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденным Правительством Рязанской области № 12 от 20 января 2005 г., для назначения ежемесячной выплаты гражданин обращается в ГКУ Рязанской области «Управление социальной защиты населения Рязанской области» по месту жительства (пребывания).
Таким образом, судом установлено, решения об отказе административному истцу в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг приняты отделом по Октябрьскому району г. Рязани ГКУ РО «УСЗН РО» в пределах предоставленных ему полномочий, подписано уполномоченным лицом, что не оспаривалось сторонами в ходе судебного разбирательства.
Оспаривая законность и обоснованность принятых административным ответчиком решений Лукьянова Л.Ф. мотивировала их незаконность тем, что задолженности по оплате принадлежащей ей ? доли в праве собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> она не имеет, а факт наличия задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг за ее вторым сособственником – Лукьяновой Л.Ф. не должен нарушать ее, административного истца, прав на получение требуемой субсидии.
Рассматривая доводы административного истца в этой части, суд приходит к следующему.
Обязанность уполномоченного органа по предоставлению субсидии возникает при условии выполнения требований закона, возлагаемых на претендента на получение субсидии. То есть, возникновение права заявителя на получение субсидии связано с выполнением ею требований закона, в частности, лицо, претендующее на предоставление субсидии, обязано представить в уполномоченный орган соответствующее заявление и пакет документов, подтверждающих право заявителя на субсидии (пункты 8 и 9 Правил).
Подпункт «б» п. 8 Правил предусматривает, что для получения субсидии граждане, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов, содержащих сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Судом бесспорно установлено, при обращении 09.10.2017 г. и 02.04.2018 г. административным истцом не предоставлен полный пакет документов, предусмотренный пунктом 8 Правил, в частности, не представлен документ, свидетельствующий об отсутствии задолженности по оплате принадлежащего Лукьяновой Л.Ф. жилого помещения и коммунальных услуг, прямо предусмотренный подпунктом б) п. 8 Правил.
Суд отклоняет доводы административного истца о том, что ею предоставлены квитанции об оплате коммунальных услуг за предшествующие обращению месяцы, из которых административный ответчик должен был сделать вывод об отсутствии у нее задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, как основанные на неверном толковании норм права, поскольку подпунктом б) п. 8 Правил предусмотрено одновременное представление как документов, содержащих сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц (к которой можно отнести представленные административным истцом квитанции МУП «КВЦ»), так и документов о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Учитывая, что в представленных административным истцом квитанциях об оплате жилья и коммунальных платежей имеются сведения о наличии задолженности, Лукьянова Л.Ф. является собственником 1\2 доли в праве собственности на жилое помещение, наряду со вторым сособственником проживает и пользуется указанным жилым помещением, порядок оплаты жилья и коммунальных услуг в указанном жилом помещении не определен ни соглашением сторон (сособственников), ни решением суда, тогда как такая возможность предусмотрена действующим законодательством, нормами гражданского, жилищного права не установлена безусловная обязанность сособственников оплачивать коммунальные услуги пропорционально доле в праве собственности, вне зависимости от их фактического потребления, суд приходит к выводу о том, что, в отсутствие соответствующего документа об отсутствии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за административным истцом, на административном ответчике не лежало обязанности устанавливать данный факт самостоятельно, такое право административному ответчику действующим законодательством также не предоставлено.
Соглашения о погашении задолженности, сведений об их выполнении Лукьяновой Л.Ф. при подаче документов административному ответчику не представлялось, тогда как наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в отсутствие соглашений о ее погашении и (или) сведений о их исполнении является основанием к отказу в предоставлении субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (п. 6.5 Правил).
В силу п. 14 Правил, заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что у административного ответчика имелись законные основания к принятию решений от 10 октября 2017 года и от 12 апреля 2018 года об отказе Лукьяновой Л.Ф. в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, по жилому помещению – ? доле квартиры, расположенной по адресу: г<адрес>, указанные решения приняты ГКУ РО «УСЗН РО» в пределах предоставленных ему полномочий, подписаны уполномоченным лицом.
Суд отклоняет ссылки Лукьяновой Л.Ф. на Решение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 03 июня 2015 г., вступившего в законную силу 05 августа 2015 года, которым признано право административного истца, как собственника ? доли жилого помещения по адресу: <адрес>, на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01 марта 2015 года, поскольку указанное решение суда административным ответчиком исполнено, субсидия назначена и выплачивалась Лукьяновой Л.Ф. за шесть месяцев за период с 01 марта 2015 г. по 31 августа 2015 г., что подтверждается имеющимися в материалах дела копиями документов выплатного дела.
Кроме того, из указанного выше Решения суда, копия которого имеется в материалах дела, следует, что Лукьянова Л.Ф. обращалась за предоставлением требуемой субсидии 15 января 2015 г., 23 января 2015 г., 16 февраля 2015 года, причем лишь при обращении 16.02.2015 года Лукьянова Л.Ф. представила полный пакет документов, включающий, в числе прочего, сведения об оплате жилищно-коммунальных услуг за принадлежащую ей ? долю жилого помещения и об отсутствии задолженности по оплате, ввиду чего суд пришел к выводу о необходимости предоставления Лукьяновой Л.Ф. требуемой субсидии именно с 01 марта 2015 года.
Таким образом, Решение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 03 июня 2015 г., вступившее в законную силу 05 августа 2015 года, не опровергает выводов суда, изложенных в настоящем судебном решении, а, напротив, подтверждает их.
Каких-либо доказательств того факта, что в настоящее время административный истец лишена возможности предоставить ГКУ РО «УСЗН РО» полный пакет документов, требуемых для принятия решения о предоставлении ей субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, по независящим от нее обстоятельствам, стороной административного истца суду не представлено, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах, суд полагает оспариваемые решения ГКУ РО «УСЗН РО» законными и обоснованными, ввиду чего не находит оснований к удовлетворению заявленных административных исковых требований.
Рассматривая доводы стороны административного ответчика относительно пропуска административным истцом трехмесячного срока на обращение в суд за оспариванием Решения об отказе в предоставлении Лукьяновой Л.Ф. субсидии по оплате содержания жилья и коммунальных услуг принадлежащей ей на праве собственности ? доли жилого помещения – квартиры расположенной по адресу: г. Рязань, ул. Разина, д. 29/20, кв. 24 от 10.10.2017 г., суд находит их заслуживающими внимания.
В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ бремя доказывания факта соблюдения сроков обращения в суд по требованию об оспаривании решений действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, подлежит возложению на административного истца, судом на Лукьянову Л.Ф. возлагалось бремя доказывания указанного обстоятельства в Определении о принятии административного искового заявления к производству суда от 20 апреля 2018 года, полученном административным истцом.
Из пояснений Лукьяновой Л.Ф. в открытом судебном заседании следует, что о принятии оспариваемого решения административного ответчика от 10 октября 2017 года она узнала лишь 02.04.2018 г. при подаче заявления и документов на очередное предоставление субсидии, что, по ее мнению подтверждается сделанной ею собственноручно надписью «получила 02.04.18 г. понедельник», на копии письма № 6652 от 10.10.2017 г. представленной ею в материалы дела.
Иных доказательств соблюдения срока обращения в суд административным истцом не представлено. К указанному выше документу суд относится критически, поскольку надпись, на которую ссылается административный истец, могла быть сделана последней в любое время, при любых обстоятельствах, кроме того, может свидетельствовать о получении копии решения повторно. Из пояснений представителя административного ответчика, данных в открытом судебном заседании, следует, что письма об отказе в предоставлении гражданам субсидий в обязательном порядке направляются по месту жительства лиц, обратившихся за получением субсидии, посредством простых почтовых отправлений ФГУП «Почта России», факт отправления регистрируется в Журнале регистрации исходящих документов соответствующего отдела ГКУ РО «УСЗН РО».
В подтверждение факта направления административному истцу копии письма № 6652 от 10.10.2017 г. административным ответчиком представлена в материалы дела копия Журнала регистрации исходящих документов № 01-49, начатого 10.10.2017 г., за регистрационным номером 6652 от 101012017 г. в котором числится Отказ Лукьяновой Л.Ф. в субсидии, ФИО исполнителя «Евтешина» имеется подпись исполнителя, за № 6679 от 10.10.2017 г. числится направление в ГКУ АМП дела Лукьяновой ФИО исполнителя «Федосеева», также имеется подпись исполнителя.
Суд также принимает во внимание доводы стороны ответчика о том, что о факте отказа в назначении субсидии Лукьяновой Л.Ф. бесспорно стало известно с момента ее неполучения, то есть не позднее 30 ноября 2017 года, учитывая, что административный истец обратилась за субсидией 09.10.2017 г., выплаты должны были быть ей назначены с октября 2017 г., поступить не позднее ноября 2017 года, поскольку в октябре 2017 года уже начался отопительный сезон, отсутствие выплат не могло быть обусловлено недостаточно большой суммой затраченных Лукьяновой Л.Ф. на коммунальные платежи денежных средств.
При этом суд принимает во внимание тот факт, что Лукьянова Л.Ф. являлась получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с марта 2015 года, следовательно, обладала информацией о порядке начисления и поступления на ее расчетный счет соответствующих денежных средств, из представленной в материалы дела копии сберегательной книжки, на расчетный счет которой Лукьяновой Л.Ф. выплачивалась указанная субсидия, следует, что в период с октября 2016 года по май 2017 года денежные средства в счет субсидии поступали ежемесячно, не позднее 28 числа.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ трехмесячный срок на обращение в суд за оспариванием Решения об отказе в предоставлении Лукьяновой Л.Ф. субсидии по оплате содержания жилья и коммунальных услуг принадлежащей ей на праве собственности ? доли жилого помещения – квартиры расположенной по адресу: г. Рязань, ул. Разина, д. 29/20, кв. 24 от 10.10.2017 г. – пропущен административным истцом, что является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении заявленных административных исковых требований в указанной части.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175 -180, ст. 218 - 228 КАС РФ,
решил:
Административные исковые требования Лукьяновой Л.Ф. к Государственному казенному учреждению Рязанской области «Управление социальной защиты населения Рязанской области» о признании решений об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг незаконными – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Рязани в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья