ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-970/2023 от 28.06.2023 Тайшетского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 июня 2023 г. <адрес>

<адрес> городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Павленко Н.С., при секретаре Соболевой И.А., с участием административного истца – помощника <адрес> межрайонного прокурора Бабецкого А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <адрес> межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству лесного комплекса <адрес> о возложении обязанности по организации работы по устранению допущенных нарушений законодательства путем очистки от порубочных остатков лесного участка,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском в защиту интересов Российской Федерации, прав и законных интересов неопределенного круга лиц, указывая в его обоснование, что <адрес> межрайонной прокуратурой при осуществлении надзора за исполнением лесного законодательства, законодательства об охране лесов от пожаров, о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ими обусловленных, выявлены факты бездействия со стороны министерства лесного комплекса <адрес>, выраженного в не проведении очисток от порубочных остатков лесных участков, пройденных незаконными рубками, выявленных в ДД.ММ.ГГГГ г., по которым лица, подлежащие привлечению в качестве обвиняемого, не установлены.

Согласно информации территориального управления министерства лесного комплекса <адрес> по <адрес> лесничеству до настоящего времени не проведена очистка от порубочных остатков по лесным участкам, пройденным незаконными рубками, по которым лица, подлежащие привлечению в качестве обвиняемых, не установлены, в том числе на лесном участке в квартале выделе Т/У <адрес> участкового лесничества <адрес> лесничества (уголовное дело от ДД.ММ.ГГГГ).

Межрайонной прокуратурой установлено, что на вышеуказанный лесной участок, пройденный незаконной рубкой в ДД.ММ.ГГГГ г., разрешительные документы не выдавались, органами предварительного следствия по указанному факту возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 260 УК РФ. В последующем в связи с не установлением лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых, предварительное следствие по данному уголовному делу было приостановлено по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81-84 ЛК РФ.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений -осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.

Министерство лесного комплекса <адрес> является уполномоченным исполнительным органом государственной власти <адрес>, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного хозяйства, в том числе осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызываниюосадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения (п. 1, п. 9 пп. 10 Положения о министерстве лесного комплекса <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-пп).

Как следует из приведенных норм лесного законодательства, установленных фактических обстоятельств, организация проведения очистки лесных участков, пройденных незаконными рубками, от порубочных остатков, охватывается полномочиями министерства лесного комплекса <адрес>, поскольку в силу возложенных полномочий в его обязанности входит организация использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

Непринятие министерством лесного комплекса <адрес> по очистке мест незаконных рубок влечет реальную угрозу возникновения лесных пожаров на территории лесных участков <адрес> лесничества, неконтролируемое их распространение и, как следствие, причинение экологического и экономического ущерба РФ как собственнику лесного фонда.

В связи с чем, административный истец просил суд возложить на Министерство лесного комплекса <адрес> обязанность организовать работу по устранению допущенных нарушений законодательства путем очистки от порубочных остатков лесного участка, расположенного в квартале выделе Т/У <адрес> участкового лесничества <адрес> лесничества в срок до ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании представитель административного истца помощник <адрес> межрайонного прокурора Бабецкий А.С. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Министерства лесного комплекса <адрес> по доверенности ФИО4 в судебное заседания не явилась, обратилась с заявлением о рассмотрении дела в своей отсутствие, представила возражения на исковое заявление, указывая, что заявленные требования не исполнимы, а исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Согласно части 1 статьи 81 УПК РФ вещественными доказательствами признаются любые предметы, которые служили орудиями преступления или сохранили на себе следы преступления, были объектами преступных действий, а также деньги, ценности и иное имущество, полученное в результате совершения преступления, а также иные предметы и документы, которые могут служить средствами для обнаружения преступления и установления обстоятельств уголовного дела. Согласно статье 99.1 Лесного кодекса Российской Федерации незаконно заготовленная древесина и иные лесные ресурсы подлежат изъятию для последующего приобщения к материалам уголовного дела в качестве вещественных доказательств. Предметы преступления изымаются сотрудниками правоохранительных органов, осуществляющими процессуальные действия. Под иными лесными ресурсами, согласно <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Опорядке заготовки и сбора гражданами не древесных лесных ресурсов для собственных нужд» понимаются недревесные лесные ресурсы, к которым относятся валежник, пни, береста,кора деревьев и кустарников,хворост, веточный корм, еловая, пихтовая,сосновая лапы, мох, леснаяподстилка, камыш, тростник иподобные лесные ресурсы.Порубочные остатки, согласно подпункту 3.13пункта 3 ГОСТа Р ДД.ММ.ГГГГ-это отходы древесины, образующиеся на лесосеке при валке и трелевке деревьев, а также при очистке стволов от сучьев, включающих вершинные части срубленных деревьев, сучья и хворост. Исходя из вышеизложенного, оставленные на лесосеке порубочные остатки вследствие совершения незаконной рубки лесных насаждений, относятся к не древесным лесным ресурсам и должны быть изъяты сотрудниками правоохранительных органов для последующего приобщения в качестве вещественных доказательств к материалам уголовного дела, так как являются частью доказательственной базы, подтверждающие виновность лиц, совершивших незаконную рубку лесных насаждений. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение «О реализации или уничтожении предметов, являющихся вещественными доказательствами», хранение которых до окончания предварительного расследования и рассмотрения материалов уголовного дела в суде, при уголовном деле затруднено.Такие вещественные доказательства, включая, в том числе, порубочные остатки, реализовываются через Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, согласно постановлению Правительства от ДД.ММ.ГГГГ «Ореализации древесины, которая полученапри использовании лесов, расположенных наземлях лесного фонда, всоответствии со статьями 43-46 Лесногокодекса Российской Федерации».Таким образом, принимая во внимание, что следствие по возбужденному уголовному делу приостановлено, а не завершено, порубочные остатки, образовавшиеся вследствие незаконных рубок лесных насаждений, должны быть признаны вещественными доказательствами и реализованы через Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, а, значит, в случае удовлетворения заявленных административным истцом требований и исполнения министерством решения суда будет нарушено законодательство РФ по реализации порубочных остатков, образовавшихся по уголовному делу. А, значит, заявленные Прокурором требования об обязании министерства организовать работу по очистке лесного участка, пройденного незаконной рубкой, незаконны и не обоснованы. Кроме того, средства субвенций федерального бюджета на реализацию переданных полномочий в области лесных отношений предоставляются бюджетам субъектов РФ только на осуществление полномочий, установленных ч. 1ст. 83 Лесного кодекса РФ. В соответствии со ст. 38 Бюджетного кодекса РФ, принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием: цели их использования. В числе переданных субъекту РФ полномочий, перечень которых предусмотрен статьей 83 ЛК РФ, мероприятия по организации очистки лесных участков, пройденных незаконными рубками, от порубочных остатков отсутствуют, равно как отсутствует и соответствующее федеральное финансирование. Министерство полагает, что является ненадлежащим ответчиком но делу, поскольку не наделено полномочиями по организации очистки лесных участков, пройденных незаконными рубками, от порубочных остатков и в силу этого не имеет соответствующего финансирования, а значит исполнение решение суда повлечет нецелевое расходование бюджетных средств, выделенных министерству на иные полномочия.

Представитель заинтересованного лица Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз), уведомленный о дате и времени рассмотрения административного дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, возражений не представил.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело при данной явке, поскольку имеются данные о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом.

Суд, выслушав пояснения истца, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со ст. ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ.

В соответствии с п. п. 2, 6, 8 ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: 2) сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; 6) обеспечение охраны и защиты лесов; 8) использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» леса являются объектом охраны окружающей среды.

Леса подлежат охране от пожаров, от загрязнений и от иного негативного воздействия (ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации).

Согласно п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

Охрана лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. ст. 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 2 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации).

Статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81-84 названного кодекса, или использующими леса в соответствии с кодексом лицами (ч. 1 ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации). В случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с Законом о размещении заказов (ч. 2 ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 6 п. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений -осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов РФ осуществление полномочий по организации использования лесов, их охраны.

Министерство лесного комплекса <адрес> является уполномоченным исполнительным органом государственной власти <адрес>, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного хозяйства, в том числе осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызываниюосадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения (п. 1, п. 9 пп. 10 Положения о министерстве лесного комплекса <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-пп).

В соответствии с ч. 3 ст. 83 ЛК РФ средства на осуществление переданных в соответствии с ч. 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

В соответствии с ч. 1 ст. 60.2 ЛК РФ защита лесов включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов.

В силу ст. 51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах. Охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со чт.чт. 81-84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и при пребывании граждан в лесах, а также являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами.

В соответствии с п. 3 Правил пожарной безопасности в лесах меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: а) предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров); б) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; в) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; г) иные меры пожарной безопасности в лесах.

В соответствии с п. 4 Правил пожарной безопасности в лесах меры пожарной безопасности, указанные в пункте 3 настоящих Правил, осуществляются: а) органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления - в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся соответственно в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований; б) органами государственной власти субъектов Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации; в) Федеральным агентством лесного хозяйства - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых в соответствии с частью 13 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов Российской Федерации; г) Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения; д) федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности, - в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности.

В соответствии с п. 26 Правил пожарной безопасности в лесах при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

В соответствии с п. 9 Правил пожарной безопасности в лесах (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N ) запрещается засорение леса отходами производства и потребления.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в неустановленное время, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ, неизвестное лицо, находясь в лесном массиве, расположенном в квартале выдела Технического участка <адрес> участкового лесничества <адрес> лесничества, совершило незаконную рубку лесных насаждений, причинив тем самым министерству лесного комплекса <адрес> материальный ущерб в размере 7439694 рубля, являющийся особо крупным размером. По данному факту было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 260 УК РФ (постановление следователя СО ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, уголовное дело ).

Согласно акту о лесонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, место совершение лесонарушения: <адрес> лесничество, <адрес> участковое лесничество Технический участок , квартал выдел , сумма вреда, причиненного лесам, по настоящему акту составила 7439694 руб. ДД.ММ.ГГГГ на месте лесонарушения обнаружены: пни от спиленных деревьев породы сосна в количестве 214 шт., диаметром 32-64 см., и рядом лежащие спиленные деревья в количестве 214 шт.

Как следует из информации ТУ Министерства лесного комплекса <адрес> по <адрес> лесничеству от ДД.ММ.ГГГГ, выдел квартал Технического участка <адрес> участкового лесничества, <адрес> лесничества не обременен правами третьих лиц.

Из указанного следует, что какие-либо разрешительные документы на вырубку древесины не выдавались.

Факт незаконной рубки в квартале выдела Технического участка Шиткинского участкового лесничества Тайшетского лесничества подтверждается постановлением СО ОМВД России по <адрес> о возбуждении уголовного дела по факту совершения незаконной рубки неустановленными лицами.

Предварительное следствие по вышеуказанному уголовному делу приостановлено на основании п. 1 ч. 1 ст. 208 УК РФ, в связи с тем, что лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено. На настоящий момент предварительное расследование по данному уголовному делу является приостановленным.

Из протокола осмотра места происшествия квартала выдела Технического участка Шиткинского участкового лесничества Тайшетского лесничестваот ДД.ММ.ГГГГ, составленного УУП ГУУП и ДН ПП (дислокация р.<адрес>) ОМВД России по <адрес>ФИО5, с участием специалиста лесничества ФИО6, врио начальника ПП ) дислокация р.<адрес>) ФИО7, следует, что на указанном лесном участке обнаружены 214 пней породы сосна, около пней обнаружена незаконно заготовленная древесина в хлыстах породы сосна длиной 26-28 м. в количестве 214 шт. Хлысты в количестве 214 шт. хранятся по адресу: <адрес>.

Как следует из информации, представленной территориальным управлением министерства лесного комплекса <адрес> по <адрес> лесничеству от ДД.ММ.ГГГГ, о предоставлении сведений об очистке лесных участков от порубочных остатков, проведении их лесовосстановлении от ДД.ММ.ГГГГ, в квартале выдел Т/У <адрес> участкового лесничества <адрес> лесничества – оставлены порубочные остатки вершинной части деревьев в объеме 15,03 куб.м. Рубка проводилась выборочно, подрост не уничтожен, в связи с этим нет необходимости проводить искусственное лесовосстановление. Очистка мест рубок не производилась в связи с тем, что данная древесина является вещественными доказательствами по уголовным делам.

В соответствии с п. 1 Положения о министерстве лесного комплекса (утв.постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-пп) Министерство лесного комплекса <адрес> является исполнительным органом государственной власти <адрес>, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного хозяйства, лесопромышленного комплекса на территории <адрес>.

Согласно пп.10 п.9 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 909-пп "О министерстве лесного комплекса <адрес>" (вместе с "Положением о министерстве лесного комплекса <адрес>") Министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет следующие функции в сфере лесного хозяйства: осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.

В соответствии с ч.1 ст.19 Лесного кодекса РФ, мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению (далее также - мероприятия по сохранению лесов), а также мероприятия по лесоустройству осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.

В силу п. п. «к» п. 12 Приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 993 "Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации" при заготовке древесины не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков (остатков древесины, образующихся на лесосеке при валке и трелевке (транспортировке) деревьев, а также при очистке стволов от сучьев, включающих вершинные части срубленных деревьев, откомлевки, сучья, хворост)".

Таким образом, из дела следует и не оспаривается ответчиком, что в лесном массиве, указанном в иске, имеется место незаконной рубки, на котором имеются порубочные остатки. Наличие в лесных массивах порубочных остатков влечет захламление, загрязнение и иное негативное воздействие налеса, возникновение в них пожаров, в связи с чем нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 КонституцииРФ, ст. 11ФЗ "Об охране окружающей среды" и гарантированные государством.

Как следует из приведенных норм лесного законодательства, установленных по делу обстоятельств, организация проведения очистки подвергнутых незаконной рубке лесных участков от порубочных остатков охватывается полномочиями административного ответчика. Поскольку в силу возложенных полномочий в его обязанности входит организация использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, включая мероприятия по организации осуществления мер пожарной безопасности, к которым относится очистка от порубочных остатков. Организация мероприятий по очистке лесных насаждений реализуется путем включения соответствующих мероприятий в государственное задание для его выполнения государственными учреждениями, подведомственными министерству лесного комплекса <адрес>.

Поскольку предварительное следствие по уголовному делу, возбужденному по факту незаконной рубки лесных насаждений, было приостановлено, в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, очистка лесного участка от порубочных остатков, как мера противопожарной безопасности в лесах, до настоящего времени в отношении указанного выше лесного участка не произведена, министерство лесного комплекса, действуя в рамках переданных Российской Федерацией полномочий, должно осуществлять организацию охраны лесов путем включения соответствующих мероприятий в государственное задание.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что в силу возложенных полномочий в обязанности административного ответчика входит организация использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, включая мероприятия по организации осуществления мер пожарной безопасности, к которым относится очистка от порубочных остатков, на осуществление таких мероприятий предоставляются субвенции из федерального бюджета, суд приходит к выводу о том, что требования о возложении обязанности на Министерство лесного комплекса <адрес> организовать проведение работ по очистке указанных выше участков земель лесного фонда от захламления порубочными остатками, расположенных в квартале выдела Технического участка <адрес> участкового лесничества <адрес> лесничества являются законными и обоснованными.

Доводы административного ответчика о том, что порубочные остатки, образовавшиеся вследствие незаконных рубок лесных насаждений, должны быть изъяты сотрудниками правоохранительных органов для последующего признания и приобщения в качестве вещественных доказательств к материалам уголовного дела и реализованы через Федерального агентство по управлению государственным имуществом, а также о том, что в результате проведения лесовосстановительных мероприятий будут уничтожены вещественные доказательства, суд находит несостоятельными, поскольку в ходе производства предварительного следствия по данному уголовному делу произведен осмотр места происшествия, в ходе которого установлен объем незаконно заготовленной древесины, ее породный состав, способ рубки.

Согласно постановлению о признании и приобщении к уголовному делу вещественных доказательств от ДД.ММ.ГГГГ, во время производства осмотра места происшествия ДД.ММ.ГГГГ – участка лесного массива в квартале выдела Технического участка <адрес> участкового лесничества <адрес> лесничества, обнаружена древесина в хлыстах породы сосна длиной 26-28 м., объемом 331,18 куб.м, которая в ходе осмотра места происшествия надлежащим образом осмотрена и изъята, является вещественным доказательством. Указанная древесина хранится на территории ИП ФИО8 по адресу: <адрес>.

Порубочные остатки с места происшествия не изымались, вещественными доказательствами не признавались и к уголовному делу не приобщались, соответственно на ответственное хранение не передавались. Постановление о приостановлении предварительного расследования не отменено и незаконным в результате бездействия следователя в части несовершения процессуальных действий по уголовному делу не признанно.

Несоблюдение ответчиком санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о пожарной безопасности и охране окружающей среды нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, нарушает права на защиту окружающей среды от негативного воздействия, а также может повлечь более тяжкие последствия.

Кроме того, несоблюдение указанных требований ведет к нарушению федерального законодательства, а соответственно и интересов Российской Федерации.

Таким образом, суд полагает, что на ответчика подлежит возложение обязанности по проведению очистки места незаконной рубки лесных насаждений.

Учитывая время обнаружения факта незаконной рубки, объем мероприятий необходимых для выполнения работ по устранению допущенных нарушений, особенности бюджетного процесса, суд полагает возможным установить срок их устранения до ДД.ММ.ГГГГ

Административный ответчик в силу ст. 333.36 п. 1п. п. 19 Налогового кодекса Российской Федерации освобождается от уплаты госпошлины

Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление <адрес> межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству лесного комплекса <адрес> о возложении обязанности по организации работ по устранению допущенных нарушений законодательства путем очистки от порубочных остатков лесного участка, удовлетворить.

Обязать Министерство лесного комплекса <адрес> организовать работу по устранению допущенных нарушений законодательства путем очистки от порубочных остатков лесного участка, расположенного в квартале выдела Технического участка <адрес> участкового лесничества <адрес> лесничества, в срок до ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам <адрес> областного суда путем подачи жалобы через <адрес> городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: Н.С. Павленко