ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-9712/16 от 13.12.2016 Подольского городского суда (Московская область)

№ 2а-9712/16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ г.Подольск

Подольский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Гавриловой М.В.,

при секретаре судебного заседания Никулиной Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску <данные изъяты>» к Подольской городской прокуратуре <адрес> об оспаривании представления,

УСТАНОВИЛ:

<данные изъяты>» обратилось в суд с административным иском к Подольской городской прокуратуре <адрес>, просило признать незаконным представление об устранении нарушений жилищных прав граждан, внесенное ДД.ММ.ГГГГ первым зам.прокурора, советником юстиции ФИО8 председателю <данные изъяты>» ФИО3

Свои требования административный истец мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ первым зам. прокурора советником юстиции ФИО8 председателю <данные изъяты>» ФИО3 внесено представление об устранении нарушений жилищных прав граждан по жалобе ФИО5, собственника <адрес>. Копия данного представления получена представителем <данные изъяты>» лично 12.08.2016г., после чего на вышеуказанное представление 08.09.2016г. была подана жалоба в порядке подчиненности вышестоящему прокурору. По результатам рассмотрения данной жалобы 07.10.2016г. вынесено Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ в отношении <данные изъяты>».

Требование, предъявленное в Представлении прокурора от 07.07.2016г., неисполнение которого привело к привлечению <данные изъяты>» к административной ответственности, является незаконным по следующим основаниям.

Жалоба, по результатам рассмотрения которой было вынесено оспариваемое представление, была написана ФИО5, собственником <адрес> Данный гражданин является злостным неплательщиком коммунальных услуг, что подтверждается соответствующими уведомлениями и предупреждениями о задолженности от 11.04.2015г., 22.06.2015г, 09.07.2015г. (данные уведомления предоставлялись в прокуратуру вместе с письменными объяснениями представителем <данные изъяты>»),

Помощнику прокурора ФИО4 в соответствии с письмом прокуратуры от 08.07.2016г. с целью дачи объяснений был предоставлен полный пакет документов, подтверждающих соблюдение <данные изъяты>» полной процедуры отключенияэлектроэнергии в соответствии с содержащейся в п.119 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов процедурой приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N354 (далее - Правила).

<данные изъяты>» является исполнителем коммунальных услуг и заключило с ОАО «Мосэнергосбыт - Подольск» договор энергоснабжения от 31.12.2013г., всоответствии с которым МЭС осуществляет продажу ТСЖ электроэнергию, а ТСЖ обязано ее оплачивать. При этом в соответствии с приложением к данному Договору оплата поставляемой ТСЖ электроэнергии производится ТСЖ на основании выставляемых МЭС на расчетный счет ТСЖ платежных требований с акцептом. Таким образом, уклонение потребителями от оплаты за коммунальные услуги, в том числе электроэнергию, влечет для ТСЖ убытки, и с целью уменьшения данных убытков законодательством предусмотрена процедура приостановки и ограничения коммунальных услуг, предусмотренная вышеуказанными Правилами.

Вышеуказанные Правила приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг предусматривают право исполнителя, предоставляющего потребителю коммунальные услуги, ограничивать или приостанавливать в установленном порядке подачу потребителю коммунальных ресурсов (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ; пп. „д“ п. 32 Правил). При приостановлении предоставления коммунальной услуги временно прекращается подача определенного коммунального ресурса.

Если возникает 2-х месячная задолженность по оплате электроэнергии, то исполнитель услуги вправе с предварительным предупреждением ограничить и прекратить подачу электроэнергии в порядке, установленном Правилами.

Вследствие возникшей задолженности по оплате коммунальных услуг в размере, превышающем сумму двух месячных размеров платы, за нее у ФИО5, собственника <адрес>, «06» июня 2016 года было прекращено предоставление коммунальной услуги - подача электроэнергии, о чем был составлен Акт прекращения предоставления коммунальной услуги от 06.06.2016г. При этом в соответствии с п. 119 Правил, о данном прекращении предоставления коммунальной услуги ФИО5 был предупрежден надлежащим образом: ему направлялось Уведомление от 09.03.2016г. о задолженности с предупреждением о приостановлении подачи электроэнергии в квартиру, Предупреждение от 20.04.2016г. о приостановлении подачи электроэнергии в квартиру в случае непогашения задолженности, была предпринята попытка вручения Уведомительного письма от 30.05.2016г., от вручения которого он отказался, что подтверждается Реестром вручения уведомительного письма Правления <данные изъяты>» собственникам жилья от 31.05.2016г.

Однако, данное предварительное извещение было направлено потребителю - должнику по почте заказным письмом с уведомлением, а именно: Предупреждение о приостановлении коммунальной услуги от 20.04.2016г. было направлено потребителю - должнику 22.04.2016г., а до этого предупреждение (Уведомление от 09.03.2016г.) было направлено по почте 11.03.2016г.

Таким образом, административным истцом был соблюден порядок ограничения и приостановления предоставления коммунальной услуги, предусмотренный Правилами.

При этом, в соответствии со ст. 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение считается доставленным с момента доставки уведомления соответствующему лицу. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Акт прекращения предоставления коммунальной услуги от 06.06.2016г. также подтверждает вышеуказанную информацию (в нем отражены номера и даты направляемых должнику предупреждений).

Уведомительное письмо от 30.05.2016г. о прекращении предоставления коммунальной услуги было третьим по счету, дополнительным предупреждением потребителю - должнику, поэтому оно по почте не направлялось, а был составлен Реестр вручения уведомительных писем должникам <адрес> от 31.08.2016г. дежурными администраторами.

В качестве дополнительного воздействия на потребителей - должников административный ответчик использовал также публичное предупреждение для собственников, вывешиваемое в общедоступных местах <адрес>.

Все вышеуказанные документы предоставлялись административному ответчику, однако должную оценку предоставленным доводам и объяснениям он не дал, вынес незаконное представление, которое привело к нарушению прав административного истца в виде вынесения Постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ от 07.10.2016г. и к оспариванию права административного истца ограничивать или приостанавливать в установленном порядке подачу потребителю - должнику коммунальных ресурсов.

Административный истец - представитель <данные изъяты>» по доверенности ФИО6 в судебное заседание явилась, заявленные требования поддержала.

Административный ответчик - представитель Подольской городской прокуратуры Московской области по доверенности Крапивина Ю.П.в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в отзыве.

Заинтересованное лицо - ФИО5 в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оставляет исковые требования без удовлетворения по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что лицевой счет по оплате электроэнергии на объект по адресу: <адрес> оформлен абоненту ФИО5

По лицевому счету абонентом допускались факты просрочки внесения платежей за поставленную коммунальную услугу в 2015, 2016 г.В связи с вышеуказанными обстоятельствами, ТСЖ «Декабрь» неоднократно (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) направлялись уведомления о размере задолженности и ограничении подачи электроэнергии в случае непринятия мер по ее погашению.

ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ «Декабрь» была приостановлена подача электроэнергии на объект по адресу: <адрес>.

По обращению ФИО5 Подольской городской прокуратурой проводилась проверка.

В ходе проверки <данные изъяты>» представлено Уведомление о задолженности от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальных услуг в течение 20 дней со дня передачи Уведомления предоставление коммунальной услуги - подача электрической энергии будет приостановлена. Указанное Уведомление направлено ФИО5 ценным письмом ДД.ММ.ГГГГ.

<данные изъяты>» также представлено Предупреждение от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что в случае непогашения задолженности в течение 3 дней со дня передачи Предупреждения, предоставление коммунальной услуги - подача электрической энергии, будет приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение также направлено ФИО5 ценным письмом ДД.ММ.ГГГГ.

По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ первым заместителем Подольского городского прокурора ФИО8 председателю <данные изъяты>» ФИО3 внесено представление об устранении нарушений жилищных прав граждан, согласно которому в соответствии со ст. 6, 24 ФЗ «О прокуратуре РФ», прокурор потребовал незамедлительно рассмотреть настоящее представление на оперативном совещании <данные изъяты>» с участием прокурора и принять исчерпывающие меры к устранению указанных в представлении нарушений закона и недопущению их в дальнейшей работе.

До устранении нарушения процедуры приостановления предоставления коммунальной услуги возобновить подачу электроэнергии абоненту ФИО5.

Рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц.

О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру в установленный законом месячный срок с представлением документов, подтверждающих сделанные выводы.

Согласно данному представлению, нарушение жилищных прав ФИО5 со стороны <данные изъяты>» выразилось в том, что приостановление подачи электроэнергии абоненту ФИО5 было произведено с нарушением установленного порядка, а именно без вручения извещения об этом ФИО5 лично под расписку.

На указанное представление председателем ТСЖ «Декабрь» принесена жалоба в Подольскую городскую прокуратуру от ДД.ММ.ГГГГ. На указанную жалобу Подольской городской прокуратурой дан ответ в установленные законом сроки. В мотивированном ответе за подписью Подольского городского прокурора указано, что представление является законным и обоснованным.

Признавая указное представление первого заместителя Подольского городского прокурора ФИО8 председателю ТСЖ «Декабрь» ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ за законным и обоснованным суд руководствуется следующим.

В пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 разъяснено, что при разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (статья 25 Конституции Российской Федерации, статьи 1, 3 ЖК Российской Федерации).

Принцип недопустимости произвольного лишения жилища предполагает, что никто не может быть выселен из жилого помещения или ограничен в праве пользования им, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (часть 4 статьи 3 ЖК Российской Федерации).

Согласно пункту 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила), исполнитель имеет право требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, - уплаты неустоек (штрафов, пеней); приостанавливать или ограничивать в порядке, установленном настоящими Правилами, подачу потребителю коммунальных ресурсов.

В соответствии с пунктом 117 Правил, исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в том числе в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги - через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в порядке, указанном в настоящем разделе (подпункт "а").

В силу пункта 119 данных Правил, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:

а) исполнитель в письменной форме направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня передачи потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доводится до сведения потребителя путем вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения);

б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставлении указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку;

в) при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности и по истечении 30 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения - с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку.

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд исходит из того, что административным истцом не был соблюден предусмотренный подпунктом "в" пункта 119 Правил порядок извещения потребителя о приостановлении подачи электроэнергии, согласно которому такое извещение исполнитель вручает потребителю-должнику под расписку за 3 суток до введения соответствующей меры.

Доказательств того, что ФИО5 был извещен о приостановлении предоставления коммунальной услуги под расписку за 3 суток, материалы дела не содержат, предупреждение ФИО5 направлено заказным письмом, что противоречит требованиям действующего законодательства, которым предусмотрено вручение извещения лично под расписку.

Доводы истца со ссылкой на ст. 165.1 ГК РФ и проект постановления РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» суд считает несостоятельными, поскольку в период спорных отношений действующим законодательством императивно установлена обязанность исполнителя в случае приостановления предоставления коммунальной услуги вручить письменное извещение об этом потребителю-должнику лично под расписку.

А поэтому административные исковые требования о признании незаконным представления об устранении нарушений жилищных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования <данные изъяты>» к Подольской городской прокуратуре <адрес> об оспаривании представления- оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Подольский городской суд в течение одного месяца.

Председательствующий судья М.В. Гаврилова