ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-971/18 от 25.04.2018 Бежицкого районного суда г. Брянска (Брянская область)

Дело № 2а- 971/18.

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

25 апреля 2018 года, г. Брянск.

Бежицкий районный суд г. Брянска в составе:

председательствующего судьи Масленниковой А.В.,

при секретаре Передера А.В.,

с участием административного истца Рыжиковой В.С. и ее представителя Майер Г.В., представителя административного ответчика Управления Росреестра по Брянкой области Бобарыкиной Ю.В., представителя заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» Черепивской Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Рыжиковой Валентины Сергеевны к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (Управление Росреестра по Брянской области) о признании незаконными действий по отказу во внесении сведений о земельном участке как ранее учтенном объекте недвижимости в государственный реестр недвижимости и обязании к внесению этих сведений,

у с т а н о в и л:

Рыжикова В.С. ДД.ММ.ГГГГ через Почту России обратилась в суд с вышеназванным административным иском к Управлению Росреестра по Брянской области, ссылаясь на то, что обратилась в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (Управление Росреестра по Брянской области) с заявлением об осуществлении внесения сведений о ранее учтенном объекте недвижимости – земельном участке, площадью 657 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ, полученным ДД.ММ.ГГГГ, ей отказано во внесении сведений в ЕГРН о ранее учтенном объекте недвижимости по причине того, что представленные документы: выкопировка от ДД.ММ.ГГГГ, план от ДД.ММ.ГГГГ, разрешение на постройку нового деревянного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ не содержат информации о виде права на земельный участок.

Данный отказ незаконен. Она проживает с 1958 года по указанному адресу, а ранее <адрес>. В настоящее время является собственником ? доли на жилой дом по адресу : <адрес>. Другой ? долей в праве она распорядилась в пользу Рыжикова В.Н.

Приобретение права собственности на жилой дом в порядке наследования и иных гражданско-правовых сделок повлекло оформление ее права собственности на земельный участок, используемый для размещения дома.

Согласно проекту жилого дома, участок, отведенный в натуре, по своей сути являлся двухконтурным, состоял из двух частей, площадями 1 293 кв.м и 657 кв.м.

В соответствии с данными обследования МУПТИ г.Брянска в 1988, 1998 годах площадь участка, фактически используемая, составляла 1 859 кв.м.

При оформлении права собственности на земельный участок из участка площадью 1 293 кв.м. были образованы два участка: площадью 1 200 кв.м. передан истцу в собственность (в настоящем его 1/2доля отчуждена Рыжикову В.Н.), и площадью 210 кв.м. передан в аренду истцу. Оставшийся участок в 657 кв.м. органы местного самоуправления истцу не передали, объясняя это превышением допустимых размеров общего участка, возможного к передаче гражданам безвозмездно в собственность.

Учитывая длящийся характер правоотношений, требования закона, проект двухкомнатного деревянного рубленного жилого дома для индивидуальной застройки в <адрес>, является документом, подтверждающим формирование земельного участка в отведенных границах, куда входит и земельный участок площадью 657 кв.м., во внесении в ЕГРН сведений о котором как о ранее учтенном ответчиком истцу незаконно отказано.

Однако отсутствие сведений о данном участке в ЕГРН препятствует в закреплении участка за истцом как за его фактическим правообладателем, в использовании участка в качестве объекта гражданских прав.

Административный истец просила суд признать незаконным отказ Управления Росреестра по Брянской области в осуществлении внесения сведений о земельном участке, площадью 657 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, как о ранее учтенном объекте недвижимости. Обязать Управление внести в ЕГРН соответствующие сведения.

В судебном заседании административный истец поддержала иск и его основания.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Брянской области иск не признала, указала, что сведения о ранее учтенных объектах недвижимости вносятся в ЕГРН на основании документов, предусмотренных частью 5 ст. 69 Закона о регистрации недвижимости. Истцом в регистрирующий орган были представлены указанные в иске документы, не являющиеся правоустанавливающими на земельный участок, поэтому оснований для внесения сведений в ЕГРН об участке как о ранее учтенном отсутствовали.

Представитель заинтересованное лицо ФГБУ ФКП Управления Росреестра Черепивская Т.И. в судебном заседании иск не признала, поддержав позицию административного ответчика.

Выслушав явившихся в судебное заседание участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодеком не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В судебном заседании не оспаривалось, что данное административное исковое заявление подано в суд с соблюдением установленного срока.

Из материалов дела следует, что административный истец Рыжикова В.С. является собственником ? доли жилого <адрес> и ? доли земельного участка по тому же адресу, площадью 1 200 кв.м. Также Рыжиковой В.С. принадлежат на праве аренды (на 49 лет) земельный участок по тому же адресу, площадью 210 кв.м.

Земельные участки были переданы в собственность и аренду Рыжиковой В.С. постановлением администрации г.Брянска от ДД.ММ.ГГГГ для использования индивидуального жилого дома по указанному адресу.

ДД.ММ.ГГГГ Рыжикова В.С. обратилась в Управление Росреестра по Брянской области с заявлением о включении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости- земельном участке, площадью 657 кв.м., расположенном по тому же адресу – <адрес>.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Управление Росреестра по Брянской области отказало Рыжиковой В.С. в осуществлении внесения сведений о ранее учтенном объекте недвижимости на основании п. 2 ч. 8 ст. 69 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», поскольку представленные документы не являются правоустанавливающими документами на земельный участок, в них отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок.

Согласно части 2 п. 1 Закона о регистрации, единимый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим законом сведений.

В соответствии с п. 2 ст. 14 Закона о регистрации основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:

1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;

2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;

3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

4) свидетельства о праве на наследство;

5) вступившие в законную силу судебные акты;

6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);

7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;

9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

В соответствии с частью 5 ст. 69 Закона о регистрации, в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании:

1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;

2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав;

3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.

Согласно пункту 2 ч. 8 ст. 69 Закона о регистрации, орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи.

Из оспариваемого уведомления Управления Росреестра по Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в осуществлении внесения сведений о ранее учтенном объекте недвижимости следует, что административным истцом вместе с заявлением о включении в ЕГРН сведений о ранее учтенном земельном участке в орган регистрации права представлены следующие документы:

-выкопировка без номера от ДД.ММ.ГГГГ;

-план без номера от ДД.ММ.ГГГГ;

-разрешение на постройку нового деревянного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в котором не указан вид пава на земельный участок.

Данные документы нельзя считать правоустанавливающими документами на земельный участок. При этом правоустанавливающий документ на земельный участок регистрирующему органу не представлен.

Как указано выше, истец приобрела права собственности и аренды на земельные участки по указанному адресу: <адрес>, на основании постановления администрации г. Брянска от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного на основании статей 22, 29, 36 ЗК РФ, ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ».

Из материалов дела следует, что земельный участок, о внесении сведений о котором в государственный реестр недвижимости заявлено по делу, находится напротив через дорогу от участка истца по <адрес>. Этот участок действительно имеет обозначение на плане домовладения ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» от 1988, 1998 с отметкой ф.с. (фруктовый сад).

Из выданного истцу Управлением имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации сообщения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в силу п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий сооружений, расположенных на таких земельных участках. Согласно приказу Минэкономразвития России от 12.01.2015 №1 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов» для предоставления земельного участка в собственность или в аренду необходимо представить:

-документ, удостоверяющий права заявителя на здание, сооружение, ели право на здание, сооружение не зарегистрировано в ЕГРН;

-документ, удостоверяющий права заявителя на испрашиваемый земельный участок, ели право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРН.

В представленном пакете документов отсутствуют указанные документы. Таким образом, в соответствии с пп. 3 п. 8 ст. 39.15 и п.1 ст. 39.16 ЗК РФ утвердить схему расположения земельного участка по <адрес> на кадастровом плане территории не представляется возможным. Данный ответ касается земельного участка, о внесении сведений о котором в государственный реестр недвижимости заявлено по делу.

В соответствии с п. 9.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Как указано выше, административный истец при обращении в Управление Росреестра по Брянской области предоставил разрешение на постройку нового деревянного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, при этом в оспариваемом уведомлении ошибочно указано на год документа 1956. Согласно разрешению, Михейкину С.Л. разрешено произвести постройку по указанному адресу (а ранее по <адрес>) нового деревянного дома взамен старого пришедшего в ветхость, старый дом снести до постройки нового, земельный участок закреплен на основании определения суда 3-го участка от января месяца 1952 года. В разрешении имеется ссылка на решение от ДД.ММ.ГГГГ Исполкома Горсовета «О разрешении гражданам построить новые дома взамен пришедших в негодность», которым Михейкину С.Д. разрешено построить новый дом взамен пришедшего в негодность по указанному адресу, с переносом красной линии в глубину участка не менее 5.5 метров. О правах на земельный участок под строительство нового дома, о его площади в названном документе ничего не говорится.

Суду истцом представлена копия определения народного суда <адрес>, выданная из архива учетно-тематической документации Брянской области, которым постановлено считать Михейкина С.Л. собственником домовладения, расположенного в <адрес>. В этом документе о правах на земельный участок Михейкина С.Л. по данному адресу также ничего не говорится.

Также административный истец при обращении в Управление Росреестра по Брянской области предоставил Проект двухкомнатного деревянного рубленого жилого дома с выкопировкой от ДД.ММ.ГГГГ плана земельного участка. На плане отражен заявленный по делу земельный участок, расположенный через дорогу с отметкой «Фруктовый сад», данный план не содержит сведений о предоставлении этого участка под строительство дома, на этом участке дом не расположен. План не содержит сведений, указывающих на права на этот земельный участок у застройщика дома.

Таким образом, данные документы нельзя считать правоустанавливающими документами на земельный участок. При этом правоустанавливающие документы на земельный участок регистрирующему органу не представлены. Таким образом, в регистрирующий орган предоставлены документы, не соответствующие требованиям ст. 21 Закона о государственной регистрации, указанные документы не подтверждают осуществленный ранее учет объекта недвижимости, и не является устанавливающим или подтверждающим право на объект недвижимости.

При изложенных обстоятельствах оспоренное решение Управления Росреестра по Брянской области об отказе Рыжиковой В.С. во внесении сведений о ранее учтенном земельном участке принято в соответствии с требованиями ст. 69 Закона о государственной регистрации, поэтому оснований для признания его незаконным и обязании внести сведения о ранее учтенном земельном участке в Единый государственный реестр недвижимости у суда не имеется.

В силу ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

С учетом всех изложенных обстоятельств суд отказывает в удовлетворении иска.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Отказать в удовлетворении административного иска Рыжиковой Валентины Сергеевны к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (Управление Росреестра по Брянской области) о признании незаконными действий по отказу во внесении сведений о земельном участке как ранее учтенном объекте недвижимости в государственный реестр недвижимости и обязании к внесению этих сведений.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Бежицкий районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья Масленникова А.В.

Решение в окончательной форме принято 28.04.2018 года.

Судья Масленникова А.В.