57RS0023-01-2021-001161-66
№ 2а-971/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 апреля 2021 года город Орел
Советский районный суд г. Орла в составе
председательствующего судьи Бардиной Е.Е.,
при секретаре Парфененко Е.В.,
помощник судьи Носова И.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании районного суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области о признании незаконным бездействия,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Управлению градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области о признании незаконным бездействия.
В обоснование требований указано, что она в порядке наследования после смерти своего отца является собственником <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м. и на земельный участок под ним общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <...>. Сособственниками недвижимого имущества является ее родной брат и мама.
С целью электроснабжения указанного жилого дома административный истец ДД.ММ.ГГ обратилась в администрацию Башкатовского сельского поселения Мценского района Орловской области с целью получения адресной справки, однако из ответа на данное обращение ФИО1 стало известно, что д. Фатнево в Башкатовском сельском поселении не имеется.
Данный населенный пункт исключен из учетных данных решением Орловского областного исполнительного комитета от ДД.ММ.ГГ№***.
ДД.ММ.ГГ административный истец обратилась в Управление градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области с заявлением об изменении административно – территориального устройства Орловской области путем образования на территории Башкатовского сельского поселения Мценского района Орловской области населенного пункта – деревня Фатнево.
ДД.ММ.ГГ на данное обращение административным ответчиком дан письменный, в котором указаны мероприятия необходимые для разрешения поставленного административным истцом вопроса.
Ссылаясь на незаконное, по мнению административного истца, возложение на нее обязанности по выполнению процедур, связанных с внесением изменений в административно – территориальное устройство Орловской области путем образования на территории Башкатовского сельского поселения Мценского района Орловской области населенного пункта – деревня Фатнево, ФИО1 просит суд признать незаконным ответ Управления градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области от ДД.ММ.ГГ№*** по вопросу изменения административно – территориального устройства Орловской области путем образования на территории Башкатовского сельского поселения Мценского района Орловской области населенного пункта – деревня Фатнево и обязать Управление градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области подготовить и рассмотреть на заседании комиссии по вопросам административно – территориального устройства Орловской области вопрос об образовании населенного пункта деревни Фатнево Мценского района Орловской области.
В судебном заседании административный истец ФИО1 заявленные требования поддержала полностью, по основаниям, изложенным в иске.
Заинтересованные лица ФИО2, ФИО3 в судебном заседании административные требования ФИО1 полагали подлежащими удовлетворению.
Представитель административного ответчика Управления градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области, представитель заинтересованного лица администрации Мценского района Орловской области, надлежаще извещенные, в судебное заседание не явились. Представитель административного ответчика Управления градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области ходатайствовал о рассмотрении иска в свое отсутствие.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из части 9 статьи 226 КАС РФ следует, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом согласно части 2 статьи 62 и части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
В силу части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 статьи 226 КАС РФ, в полном объеме.
Судом установлено, что предусмотренный статьей 219 КАС РФ срок на обращение в суд с административным исковым заявлением административным истцом соблюден.
В ходе судебного разбирательства по делу установлено, что административный истец является собственником <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №*** общей площадью <данные изъяты> кв.м. и <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный на указанном земельном участке с кадастровым номером №*** общей площадью №*** кв.м.
Сособственниками данного земельного участка с расположенным на нем жилым домом являются ФИО2 (брат административного истца) и ФИО3 (мать административного истца) по 1/3 доли в праве общей долевой собственности за каждым.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости переход права собственности ФИО1, ФИО3 и ФИО2 зарегистрирован ДД.ММ.ГГ, местоположение объектов недвижимости определено: <...>
Как видно из материалов дела, право общей долевой собственности у административного истца и заинтересованных лиц возникло в порядке наследования после смерти ФИО7, умершего ДД.ММ.ГГ.
ФИО7 указанное недвижимое имущество принадлежало на основании свидетельства о праве на наследство от ДД.ММ.ГГ и свидетельства на право собственности на землю, выданного Башкатовским сельским советом народных депутатов Мценского района Орловской области ДД.ММ.ГГ Регистрация права не проводилась.
Согласно отчету об оценке, составленному обществом с ограниченной ответственностью «Центр оценки» ДД.ММ.ГГ фактическое состояние жилого дома с кадастровым номером 57:11:0410101:128 оценено как ветхое без отделки, окружающая застройка отсутствует, подъезд не всепогодный.
При обращении администрацию Башкатовского сельского поселения Мценского района Орловской области за адресной справкой, ДД.ММ.ГГ ФИО1 письменно было разъяснено, что выдать адресную справку не представляется возможным в связи с тем, что на территории Мценского района Орловской области д. Фатнево в Башкатовском сельском поселении не имеется.
Судом установлено, что в соответствии с решением Орловского облисполкома от ДД.ММ.ГГ№*** д. Фатнево Башкатовского сельсовета Мценского района Орловской области исключена из учетных данных на основании представления исполкома Мценского Совета народных депутатов и исполкома областного Совета народных депутатов.
ДД.ММ.ГГ в Единый государственный реестр недвижимости на основании заявления ФИО1 внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером №*** расположенного по адресу: <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГ ФИО1 в адрес Губернатора и Председателя Правительства Орловской области ФИО4 направлено заявление по вопросу изменения административно – территориального устройства Орловской области путем образования на территории Башкатовского сельского поселения Мценского района Орловской области населенного пункта – деревня Фатнево.
ДД.ММ.ГГ Управлением градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области подготовлен и направлен в адрес заявителя письменный ответ, в котором даны разъяснения относительно порядка изменения административно – территориального устройства Орловской области, в том числе требования к предложению и перечню документов прилагаемых к нему.
Также разъяснено, что подготовка предложения об изменении административно – территориального устройства Орловской области и прилагаемых к нему документов осуществляется за счет средств инициатора соответствующего изменения административно – территориального устройства.
Полагая, что административный истец являясь физическим лицом как инициатор изменений административно – территориального устройства, не должна представлять документы необходимые для решения вопроса, поставленного в обращении от ДД.ММ.ГГ, кроме самого предложения, и тем более нести материальные затраты связанные с изменением административно – территориального устройства Орловской области, поскольку нотариусом Орловского нотариального округа ей были выданы свидетельства о праве собственности в порядке наследования по закону на жилой дом и земельный в д. Фатнево, а переход права собственности прошел государственную регистрацию, истец обратилась с настоящим административным исковым заявлением.
Суд не усматривает оснований для удовлетворения данных административных исковых требований.
Административно-территориальное устройство Орловской области (далее - область), порядок его изменения, а также определяются полномочия органов государственной власти области в сфере административно-территориального устройства области установлено Законом Орловской области от 25 декабря 2013 № 1578-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Орловской области» (далее – Закон «Об административно-территориальном устройстве Орловской области»).
В пункте 12 статьи 2 Закона «Об административно-территориальном устройстве Орловской области» дано понятие инициаторов изменения административно-территориального устройства области (далее также - инициаторы), к которым отнесен круг субъектов, которые могут вносить предложения по изменению административно-территориального устройства области. В рамках настоящего Закона инициаторами могут быть органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти Орловской области, органы местного самоуправления, а также общественные объединения, юридические лица, граждане Российской Федерации.
Одним из видов изменений административно-территориального устройства области для целей настоящего Закона являются: образование, преобразование (объединение, присоединение, разделение, выделение), упразднение административно-территориальных единиц, территориальных единиц, установление и изменение границ административно-территориальных единиц (пункт 1 статьи Закона «Об административно-территориальном устройстве Орловской области»).
Согласно статье 12 Закона «Об административно-территориальном устройстве Орловской области» предложения об образовании, преобразовании (объединении, присоединении, разделении, выделении), упразднении административно-территориальных единиц, территориальных единиц, установлении и изменении границ административно-территориальных единиц, установлении и перенесении административных центров административно-территориальных единиц вносятся инициаторами в порядке, установленном Правительством Орловской области.
Порядок внесения предложений об образовании, преобразовании (объединении, присоединении, разделении, выделении), упразднении административно-территориальных единиц, территориальных единиц, установлении и изменении границ административно-территориальных единиц, установлении и перенесении административных центров административно-территориальных единиц, утверждён Постановлением Правительства Орловской области от 28 июня 2018 № 282 «О реализации отдельных положений Закона Орловской области от 25 декабря 2013 года № 1578-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Орловской области» (далее – Порядок).
В соответствии с пунктами 3, 4 и 5 Порядка предложения об образовании, территориальных единиц рассматриваются создаваемой Правительством Орловской области комиссией по вопросам административно-территориального устройства Орловской области в соответствии с Порядком рассмотрения предложения об изменении административно-территориального устройства Орловской области и прилагаемых к нему документов, представляемых инициаторами изменения административно-территориального устройства Орловской области.
Предложение оформляется письмом инициатора в произвольной форме с представлением документов, указанных в приложении к настоящему Порядку, и направляется в орган исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, уполномоченный в сфере административно-территориального устройства Орловской области, для подготовки к рассмотрению на заседании комиссии по вопросам административно-территориального устройства Орловской области.
Подготовка предложения об изменении административно-территориального устройства Орловской области и прилагаемых к нему документов осуществляется за счет средств инициатора соответствующего изменения административно-территориального устройства.
При образовании, преобразовании (объединении, присоединении, разделении, выделении), упразднении административно-территориальных единиц, территориальных единиц, установлении и изменении границ административно-территориальных единиц, установлении и перенесении административных центров административно-территориальных единиц в комиссию по вопросам административно-территориального устройства Орловской области представляются:
1) сведения об учете мнения населения по инициируемому изменению административно-территориального устройства Орловской области (за исключением упразднения территориальной единицы);
2) решения представительных органов местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых осуществляется соответствующее изменение административно-территориального устройства Орловской области;
3) справка инициаторов, содержащая обоснование целесообразности предлагаемых изменений административно-территориального устройства Орловской области; сведения о составе административно-территориальной единицы; информация о численности населения административно-территориальной единицы, территориальной единицы; краткое описание инфраструктуры административно-территориальной единицы, территориальной единицы; сведения о предполагаемых финансовых затратах соответствующих бюджетов, связанных с изменением административно-территориального устройства Орловской области, и источниках их покрытия; характеристика населенного пункта, в котором размещается и (или) предлагается разместить административный центр административно-территориальной единицы, включающая сведения о численности населения, наличии помещений для размещения органов местного самоуправления, состоянии путей сообщения и средств связи между административным центром административно-территориальной единицы и входящими в ее состав территориальными единицами; при упразднении территориальной единицы - сведения об отсутствии на ее территории зарегистрированного в установленном законодательством Российской Федерации порядке недвижимого имущества, находящегося в частной собственности, и проживающих в течение трех лет подряд жителях, а в случае упразднения территориальных единиц в соответствии с частью 4 статьи 13.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - сведения об отсутствии жителей, обладающих избирательным правом;
4) экспликация земель административно-территориальной единицы, территориальной единицы с указанием площадей территорий в существующих границах по категориям земель, формам собственности, основным собственникам земельных участков, землевладельцам, землепользователям, арендаторам земельных участков, видам использования земель, а также при изменении границ административно-территориальных единиц - отдельно площадей территорий, включаемых в границы (исключаемых из границ) административно-территориальной единицы;
5) схема границ административно-территориальных, территориальных единиц, выполненная на картографическом материале, с отображением вносимых изменений административно-территориального устройства Орловской области с описанием (графическое, текстовое, координатное) местоположения границ административно-территориальных единиц, территориальных единиц, разработанная в соответствии с градостроительным и земельным законодательством.
В соответствии с пунктом 3 Порядка рассмотрения предложения об изменении административно-территориального устройства Орловской области и прилагаемых к нему документов, представляемых инициаторами изменения административно-территориального устройства Орловской области, утверждённым Постановлением Правительства Орловской области от 28 июня 2018 № 282 «О реализации отдельных положений Закона Орловской области от 25 декабря 2013 года № 1578-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Орловской области», инициатива, представленная в соответствии с Порядком в орган исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, уполномоченный в сфере административно-территориального устройства Орловской области (далее - уполномоченный орган), рассматривается комиссией по вопросам административно-территориального устройства Орловской области (далее - Комиссия).
Следовательно, из системного анализа вышеприведенных положений в их взаимосвязи, можно сделать вывод о том, что именно на инициаторе соответствующего изменения административно-территориального устройства Орловской области, независимо от той категории, к которой относится инициатор изменений (физическое лицо, юридическое лицо, государственный орган или орган местного самоуправления) лежит обязанность по представлению перечня документов необходимого для рассмотрения предложения об образовании территориальных единиц, а также бремя несения расходов по подготовке предложения об изменении административно-территориального устройства Орловской области и прилагаемых к нему документов.
В свою очередь в силу статьи 11 Закона «Об административно-территориальном устройстве Орловской области» к полномочиям органа исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, уполномоченного в сфере административно-территориального устройства области, относятся:
1) ведение Реестра административно-территориальных и территориальных единиц Орловской области, предоставление сведений, содержащихся в Реестре административно-территориальных и территориальных единиц Орловской области;
2) осуществление картографического обеспечения в сфере административно-территориального устройства области;
3) информирование Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области и других территориальных федеральных органов исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации о внесенных изменениях в административно-территориальное устройство области;
4) установление порядка подготовки и опубликования справочника «Административно-территориальное устройство Орловской области»;
5) обеспечение подготовки и опубликования справочника «Административно-территориальное устройство Орловской области»;
6) осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и Орловской области.
Пунктом 3 Постановления Правительства Орловской области от 28 июня 2018 № 282 «О реализации отдельных положений Закона Орловской области от 25 декабря 2013 года № 1578-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Орловской области» Управление градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области определено органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, уполномоченным в сфере административно-территориального устройства Орловской области.
Кроме того, положением об Управлении градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области, утвержденным Постановлением Правительства Орловской области от 26 декабря 2014 г. № 421, установлено, что данный орган является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим правоприменительные функции и функции нормативного правового регулирования в сфере градостроительства, архитектуры и землеустройства, а также контроль за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.
Таким образом, к полномочиям административного ответчика не относится сбор, подготовка и представление документов, предусмотренных приложением к Порядку в целях рассмотрения Комиссией предложения об образовании, преобразовании (объединении, присоединении, разделении, выделении), упразднении административно-территориальных единиц, территориальных единиц, установлении и изменении границ административно-территориальных единиц, установлении и перенесении административных центров административно-территориальных единиц, как и само принятие решения о внесении таких изменений в административно-территориальное устройство Орловской области.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что доводы административного истца, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, в связи с чем полагает необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований.
Также суд отмечает, что сами по себе обстоятельства того, что административному истцу были выданы свидетельства о праве на наследство по закону, а сведения об объектах недвижимости с кадастровыми номерами №*** и №*** внесены в Единый государственный реестр недвижимости, не могут служить основанием для внесения изменений в административно-территориально устройство Орловской области в обход Закона «Об административно-территориальном устройстве Орловской области» и установленного Порядка.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 226-227 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО1 к Управлению градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области о признании незаконным бездействия оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения, которое будет изготовлено 17 мая 2021 г.
Судья Е.Е. Бардина
Мотивированное решение составлено 17 мая 2021 г.