Дело № 2а-9722/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Якутск 22 октября 2018 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Смирниковой В.Г., единолично, при секретаре Филипповой Н.С.
с участием административного истца ФИО1, его представителя ФИО2
представителя административного ответчика ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Окружной администрации г. Якутска о признании решения об отказе в изменении территориальной зоны незаконным
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным иском. В обоснование административного иска указано, что ФИО1 является собственником земельного участка, расположенного по адресу: ____. Вид разрешенного использования земельного участка под жилой дом. В ____ 2017г. истец узнал, что земельный участок находится в территориальной зоне учреждений здравоохранения. Истец обратился в ОА г. Якутска с заявлением об изменении территориальной зоны ОД-3Б на зону Ж2-А. Административным ответчиком было отказано в изменении территориальной зоны. Административный истец считает данный отказ незаконным, нарушающим его права. Просит признать незаконным решение ОА г. Якутска от ____ 2018г. об отказе в изменении территориальной зоны, обязать ответчика произвести действия, направленные на изменение территориальной зоны, земельного участка с кадастровым номером №, с ОД-3Б на Ж-2А.
В судебном заседании административный истец и его представитель исковые требования поддержали, просили удовлетворить по доводам, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика с иском не согласился, ссылаясь на законность оспариваемого решения.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и статьей 4 Кодекса административного судопроизводства РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как видно из материалов дела, административный истец является собственником земельного участка, расположенного по адресу: ____ вид разрешенного использования под жилой дом с кадастровым номером №.
Из обстоятельств дела усматривается, что ____ 2018 г. ФИО1 обратился в Окружную администрацию г. Якутска с заявлением об изменении территориальной зоны ОД -3Б на Ж -2А.
____ 2018г. Управлением архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации г. Якутска ФИО1 отказано в изменении территориальной зоны указанного земельного участка.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) (пункт 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 2 статьи 37 ГрК РФ).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Внесение изменений в правила землепользования и застройки производится в том же порядке, который предусмотрен для принятия правил землепользования и застройки. Градостроительным кодексом РФ предусмотрено два вида оснований для внесения изменений в правила землепользования и застройки: обязательные основания (пункт 1 части 2 статьи 33) - несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшие в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений; необязательные основания (пункт 2 части 2 статьи 33) - поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
Пунктом 7 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ территориальные зоны определены как зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 33 ГрК РФ основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
Согласно ч. 14 ст. 31 ГрК РФ в случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в части внесения изменений в градостроительный регламент, установленный для конкретной территориальной зоны, общественные обсуждения или публичные слушания по внесению изменений в правила землепользования и застройки проводятся в границах территориальной зоны, для которой установлен такой градостроительный регламент. В этих случаях срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний не может быть более чем один месяц.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования. Границы территориальных зон могут устанавливаться по границам земельных участков (п. 3 ч. 2 ст. 34 ГК РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты должны устанавливаться с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
Согласно ч. 1 ст. 18 ГрК РФ генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования. Пунктом 4 ч. 3 ст. 23 ГрК РФ предусмотрено, что генеральный план содержит в том числе карту функциональных зон городского округа.
Исходя из ст. 31 ГрК РФ, подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц. В части установления границ территориальных зон и градостроительных регламентов должна быть обеспечена возможность размещения на территориях поселения, городского округа предусмотренных документами территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов).
При этом в силу ст. 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом:
1) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков;
2) функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного ч. 6 ст. 18 ГрК РФ), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района;
3) определенных ГрК РФ территориальных зон;
4) сложившейся планировки территории и существующего землепользования;
5) планируемых изменений границ земель различных категорий;
6) предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках;
7) историко-культурного опорного плана исторического поселения федерального значения или историко-культурного опорного плана исторического поселения регионального значения.
Из анализа вышеуказанных нормативных правовых актов следует, что правила землепользования и застройки городского округа принимаются на основании генерального плана, который они детализируют и конкретизируют с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования, а также планируемых изменений.
Спорный земельный участок относится к зоне ОД-3Б деловая зона для размещения специализированных общественно-деловых объектов, преимущественно объектов здравоохранения и социального значения.
Изменение градостроительного зонирования территории в части отнесения земельного участка к территориальной зоне Ж2-А и установления в границах земельного участка, принадлежащего истцу на праве собственности, территориальной зоны Ж2-А будет противоречить функциональному зонированию, утверждённому Генеральным планом Окружной администрацией г. Якутска.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки административного истца не используются эффективно, либо ему причиняется вред, или снижается стоимость этого земельного участка, не реализуются права и законные интересы правообладателя.
Таким образом, решение ОА г. Якутска является обоснованным и не носит произвольный характер.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-177КАС РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного иска ФИО1 к Окружной администрации г. Якутска о признании решения незаконным отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия судом в окончательной форме.
Судья: В.Г. Смирникова