ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-9726/18 от 12.12.2018 Первомайского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

К делу № 2а-9726/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Краснодар 12 декабря 2018 г.

Первомайский районный суд г. Краснодара

в составе:

председательствующего Глущенко В.Н.,

при секретаре Сенцовой И.А.,

с участием:

административного истца – ФИО1,

представителя административного истца – ФИО2, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

административного ответчика – представителя ИФНС № 5 по г. Краснодар – ФИО3, действующего на основании доверенности » от ДД.ММ.ГГГГ, диплом о высшем юридическом образовании от ДД.ММ.ГГГГ,

административного ответчика МИФНС России № 16 по Краснодарскому краю – ФИО4, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

заинтересованного лица – представителя ИФНС № 2 по г. Краснодару – ФИО5, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, диплом о высшем юридическом образовании от ДД.ММ.ГГГГ,

заинтересованного лица – представителя Пенсионного фонда Карасунского округа г. Краснодара – ФИО6, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, диплом о высшем юридическом образовании от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к МИФНС России № 16 по Краснодарскому краю, ИФНС № 5 по г. Краснодару об оспаривании действий сотрудников УФНС,

установил:

ФИО1 обратилась в Первомайский районный суд г. Краснодара с административным исковым заявлением к МИФНС России № 16 по Краснодарскому краю, ИФНС № 5 по г. Краснодару, в котором просит суд признать незаконным бездействие МИФНС № 16 по Краснодарскому краю, выразившееся в не внесении записи о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, обязать МИФНС № 16 по Краснодарскому краю внести в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя ФИО1 на соответствующую дату, а именно 05.12.2011, обязать ИФНС России № 5 по г. Краснодару вернуть неправомерно взысканные суммы отчислений по страховым взносам за период до 01.01.2017 в размере 162 588,32 руб.

В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1 12.02.2002 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя администрацией Отрадненского района Краснодарского края. 16.09.2004 ФИО1 получила свидетельство о Внесении в ЕГРИП сведений об ИП, зарегистрированном до 01.01.2004 за ФИО7 . В 2008 году истец переехал на постоянное место жительства в г. Краснодар. 05.05.2008 ФИО1 была зарегистрирована в качестве ИП в ИФНС России № 2 по г. Краснодару за ФИО7 . После указанной регистрации истцом было подано заявление в Инспекцию МНС России по Отрадненскому району Краснодарского края о передаче ее деклараций в налоговый орган по новому месту жительства. В 2011 году ФИО1 приняла решение о прекращении предпринимательской деятельности и подала соответствующее заявление в Инспекцию ФНС России № 2 по г. Краснодару, 05.12.2011 истцу выдано свидетельство о прекращении предпринимательской деятельности.

В 2018 году с дебетовой карты истца были списаны денежные средства на основании акта судебного пристава за неуплату страховых взносов в территориальные фонды страхования. Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю письмом от 30.03.2018 сообщило, что, несмотря на свидетельство о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя ФИО7 от 05.12.2011 по состоянию на 21.03.2018 ФИО1 является действующим предпринимателем с ФИО7 , так как управление считает нецелесообразным внесение записи о прекращении ею деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Из ответа Управления следует, что по состоянию на 21.03.2018 ФИО1 является действующим индивидуальным предпринимателем с ФИО7 и для осуществления государственной регистрации прекращения физическим лицом в качестве индивидуального предпринимателя, ФИО1 необходимо предоставить в Межрайонную ИФНС России № 16 по Краснодарскому краю, предварительно исполнив обязанность по представлению сведений в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации подписанное заявление о государственной регистрации по форме Р26001, - документ об оплате государственной пошлины. В связи с тем, что регистрирующим органом не внесены сведения в ЕГРЮЛ о прекращении истцом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, ФИО1 поставили на учет с ИНН и регистрацией из Инспекции по Отрадненскому району за ФИО7 в ИФНС России № 5 по г. Краснодару по адресу регистрации истца.

На основании исполнительного документа от 06.11.2017, выданного ИФНС России № 5 по г. Краснодару с ФИО1 ИНН ОГРН произведено взыскание задолженности по страховым взносам за период до 01.01.2017 в размере 162 588,32 руб.

Действия регистрирующего органа, по мнению административного истца, нарушают его права по следующим основаниям. 05.12.2011 ФИО1 было получено свидетельство о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя ФИО7 , которым подтверждается внесение в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием решения о прекращении деятельности за ГРН . Административным истцом подано заявление о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием решения о прекращении данной деятельности. Свидетельство за ГРН о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя ФИО7 свидетельствует соблюдение административным истцом требований законодательства для прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Согласно сведениям с сайта ФНС России индивидуальный предприниматель ФИО1 ИНН ОГРН прекратила деятельность в связи с принятием соответствующего решения 05.12.2011, в связи с чем начисление сумм страховых взносов за период с 20112 года по 2017 год является незаконным.

Управлением ФНС России по Краснодарскому краю отмечается, что регистрирующим органом по прежнему месту жительства не была осуществлена передача регистрационного и учетного дела в регистрирующий орган по новому месту жительства, однако, действующим законодательством, по мнению административного истца, на налогоплательщика не возложена обязанность по контролю за исполнением государственным органом своих должностных обязанностей, кроме того, действия государственного органа для налогоплательщика изначально являются обоснованными и законными, пока в установленном порядке не будет установлено иного.

Из выписки в отношении ФИО1 ИНН ФИО7 по состоянию на 14.05.2018 в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержаться сведения о признании записи о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя недействительной. Запись была признана недействительной 15.03.2018, при этом решение о признании записи недействительной не выносилось, копия решения регистрирующего органа в адрес административного истца не направлялась, также не указано о принятии указанного решения в ответе Управления на обращение от 30.03.2018 , указанные действия, по мнению ФИО1, являются незаконными.

В судебном заседании представитель административного истца – ФИО2, действующий на основании доверенности, административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании также просила заявленные административные исковые требования удовлетворить.

Административный ответчик – представитель ИФНС № 5 по г. Краснодар – ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил отказать в удовлетворении административного иска по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Административный ответчик МИФНС России № 16 по Краснодарскому краю – ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании уточнила, что прекращение регистрации в качестве индивидуального предпринимателя производится на основании соответствующего заявления, у инспекции не было оснований прекращать деятельность административного истца в качестве индивидуального предпринимателя. Двойная регистрации произошла по вине административного истца, т.к. своевременно не было предоставлено заявление об изменении места жительства по месту учета. Просила отказать в удовлетворении административных исковых требований.

Заинтересованное лицо – представитель ИФНС № 2 по г. Краснодару – ФИО5, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против заявленных административных исковых требований, просил суд в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в отзыве на иск.

Заинтересованное лицо – представитель Пенсионного фонда Карасунского округа г. Краснодара – ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявила, что расчет страховых взносов произведен на основании выписки, поступившей из ИФНС № 5, согласно которой предприниматель осуществляет видовую деятельность с 2008 года, решение оставила на усмотрение суда.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Установлено, что ИФНС России по Отрадненскому району Краснодарского края, на основании предоставленного пакета документов 16.09.2004 в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей в отношении административного истца ФИО1 внесена запись об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 01.01.2004 за ФИО7 .

В 2008 году ФИО1 переехала на постоянное место жительства в г. Краснодар.

Согласно данных Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей 05.05.2008 ФИО1 на основании заявления о государственной регистрации по форме Р21001 была зарегистрирована в качестве ИП в ИФНС России № 2 по г. Краснодару за ФИО7 .

После указанной регистрации истцом было подано заявление в Инспекцию МНС России по Отрадненскому району Краснодарского края о передаче ее деклараций в налоговый орган по новому месту жительства. На основании чего, ИФНС России по Отрадненскому району Краснодарского края 03.10.2008 на основании поданного заявления по форме Р 24001 в ЕГРИП внесена запись ГРНИП , о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в части адреса.

07.10.2008 ИФНС России по Отрадненскому району Краснодарского края была внесена запись о передаче регистрационного дела в электронном виде в другой регистрирующий орган, ГРНИП .

В 2011 году ФИО1 приняла решение о прекращении предпринимательской деятельности и подала соответствующее заявление в Инспекцию ФНС России № 2 по г. Краснодару.

На основании представленных документов в ИФНС № 2 по г. Краснодару в ЕГРИП внесена запись от 05.12.2011 ГРН о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя ФИО7 в связи с принятием им соответствующего решения.

При этом судом установлено, что деятельность ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя ФИО7 в настоящее время не прекращена

В 2018 году с дебетовой карты административного истца списаны денежные средства на основании акта судебного пристава за неуплату страховых взносов в территориальные фонды страхования.

Полагая, что налоговым органом неправомерно была осуществлена двойная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, ФИО1 обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статье 65 и части 5 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие).

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закон 129- ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона № 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

Записи в государственные реестры вносятся на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр (п. 4 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ).

Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и, как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.

Исходя из положений Федерального закона № 129-ФЗ, государственная регистрация носит заявительный характер (взаимосвязанные положения пункта 4 ст. 5 и пунктов 1 - 1.2 ст. 9) и производится на основании документов, представленных заявителем в регистрирующий орган, то есть подача заявления производится после фактического изменения соответствующих сведений.

Порядок государственной регистрация индивидуальных предпринимателей определен главой VIII Федерального закона № 129-ФЗ. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства (п. 3 ст. 8 Федерального закона № 129-ФЗ).

Согласно предоставленным в материалы дела доказательствам ФИО1 имела две действующие регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, одна из которых была погашена (ФИО7 ), а вторая нет (ФИО7 ). В результате чего, ЕГРИП содержал сведения о действующей регистрации ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя (ФИО7 ). Данное обстоятельство явилось основанием для выставления заявителю требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов.

Как следует из подпункта "д" пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся сведения об адресе (месте жительства) индивидуального предпринимателя, по которому он зарегистрирован.

Исходя из пункта 1 статьи 6, статей 22.1, 22.2 Федерального закона № 129-ФЗ, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведения являются открытыми и общедоступными, предприниматель отвечает за достоверность указанных общедоступных сведений.

В случае изменения сведений об адресе (месте жительства) индивидуальный предприниматель обязан в трехдневный срок сообщить о данном факте в регистрирующий орган для внесения изменений в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (п. 5 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ).

Приказом ФНС Российской Федерации от 06.11.2007 № ММ-4-09/30 (далее Приказ ФНС РФ) утверждены «Методические указания для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры передачи российских организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, в иной налоговый орган в случае изменения места нахождения (места жительства), прекращения деятельности организации через обособленное подразделение» (далее - Методические указания).

Методическими указаниями предусмотрен порядок действий налоговых органов при поступлении заявления от индивидуального предпринимателя о смене места жительства.

При этом, регламентирован порядок действий налоговых органов при поступлении заявления по формам Р23001 об изменении места жительства индивидуального предпринимателя как в налоговый орган по предыдущему места жительству, так и в налоговый орган по новому месту жительства предпринимателя.

В силу пункта 5.2 Методических указаний, если установлено, что изменение места жительства индивидуального предпринимателя приводит к изменению налогового органа, снятие с учета физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляется налоговым органом по прежнему месту его жительства на основании выписки из ЕГРИП, содержащей сведения об изменении места жительства физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи в ЕГРИП с последующим уведомлением индивидуального предпринимателя по форме № 2-4-Учет, утвержденной приказом ФНС России № 826.

Налоговый орган по прежнему месту жительства индивидуального предпринимателя направляет сведения о снятии физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, выписку из ЕГРИП и файл выгрузки из ЕГРН по защищенному каналу связи в налоговый орган по новому месту жительства не позднее рабочего дня, следующего за днем снятия с учета.

Действия налогового органа по прежнему месту жительства по подготовке и передаче регистрационного и учетного дела, а также документов, относящихся к деятельности индивидуального предпринимателя, осуществляются в порядке, приведенном в пункте 2.4. указанных Методических указаний.

Мероприятия, проводимые в налоговом органе по новому месту жительства индивидуального предпринимателя отображены в главе VI Методических указаний.

Постановка на учет физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, в налоговом органе по новому месту жительства, внесение сведений в ЕГРН, выдача (направление по почте с уведомлением о вручении) Уведомления о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства по форме № 2-3-Учет, утвержденной приказом ФНС России №. 826 осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем получения выписки из ЕГРИП из налогового органа по прежнему месту жительства физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя.

Если индивидуальному предпринимателю ранее было выдано свидетельство о постановке на учет по форме №. 09-2-2, утвержденной приказом МНС России № 178, то указанному индивидуальному предпринимателю выдается (направляется) свидетельство по форме № 2-1-Учет, утвержденной приказом ФНС России № 826.

Датой постановки на учет физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, является дата внесения в ЕГРИП записи об изменении места жительства физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя.

Действия регистрирующего органа по снятию индивидуального предпринимателя с учета по прежнему месту жительства и постановки на учет по новому месту жительства осуществляется исключительно после обязательного уведомления налогоплательщиком о смене адреса места жительства по установленной законом форме. Государственная регистрация носит заявительный порядок, ответственность по представлению сведений в ЕГРИП лежит на заявителе.

В материалах дела отсутствуют доказательства своевременного уведомления ФИО1 регистрирующего органа по прежнему месту жительства о смене своего адреса (места нахождения).

Согласно пояснениям представителя налоговых органов, ранее для государственной регистрации не был реализован программный комплекс направленный на предотвращение двойной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Следовательно, при отсутствии информации о регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и при наличии соответствующего заявления, составленного надлежащим образом с приложением необходимых документов, является основанием для осуществления налоговым органом регистрационных действий.

Таким образом, действия налогового органа по регистрации ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя по новому месту жительства (г. Краснодар) осуществлены в соответствии с требованием действующего законодательства.

Риск неблагоприятных последствий в виде двойной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя связан с ненадлежащим исполнением ФИО1 обязанности по уведомлению налогового орган о смене своего местожительства.

Согласно ч.2 ст.176 КАС РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Суд оценивает доказательства, согласно ст.84 КАС РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к МИФНС России № 16 по Краснодарскому краю, ИФНС № 5 по г. Краснодару об оспаривании действий сотрудников УФНС – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Первомайский районный суд г. Краснодара.

Мотивированное решение изготовлено 17.12.20118.

Судья Первомайского

районного суда г. Краснодара В.Н. Глущенко