ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-972/21 от 01.10.2021 Зеленоградского районного суда (Калининградская область)

Дело № 2а-972/21

39RS0011-01-2021-001455-76

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

01 октября 2021 года г. Зеленоградск

Зеленоградский районный суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи Реминец И.А.,

при секретаре Грибовой П. С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Килина Владимира Ивановича к ГКУ Калининградской области «Центра занятости населения Калининградской области» об оспаривании решения об отказе в признании безработным, возложении обязанности по устранению нарушенного права,

установил:

Килин В. И. обратился в суд с административным исковым заявлением к ГКУ Калининградской области «Центра занятости населения Калининградской области» (далее Центр занятости) об оспаривании решения об отказе в признании безработным, возложении обязанности по устранению нарушенного права.

В обоснование заявленных требований указал, что 16.05.2021 он обратился в ГКУ КО «Центр занятости населения Калининградской области» с заявлением № 7909475 о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, предоставив для этого все необходимые документы. По результатам рассмотрения заявления административным ответчиком принято решение об отказе в предоставлении данной государственной услуги, одновременно указанным решением отказано в признании истца безработным и назначении ему пособия по тем основаниям, что Килин В. И. по сведениям ФНС имеет статус «Руководитель ЮЛ (лицо, действующее без доверенности)» с 06.04.2020 в организации «Общественная экологическая организация «Родник» Калининградской области (ИНН 3918015045, КПП 391801001, ОГРН 12039000041090) (далее ОЭО, ОЭО «Родник»).

Ссылаясь на Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», Конституцию Российской Федерации, ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях», истец полагает данное решение незаконным, нарушающим права, свободы и законные интересы Килина В. И. поскольку ОЭО «Родник» является добровольным некоммерческим самоуправляемым объединением физических и юридических лиц, образованным для изучения, защиты и охраны природы, желающим внести свой посильный вклад в области природоохранной длительности. Возможность распределения между членами ОЭО доходо от деятельности не предусмотрена, как не соответствующая целям создания данного объединения граждан. Организационно правовая форма ОЭО не предполагает права учредителей (участников) на получения дохода от деятельности. Члены (учредители, участники) ОЭО не обладают имущественными правами в отношении данной некоммерческой организации и не осуществляют экономическую деятельность посредством участия в юридическом лице, целью которой является получение регулярного дохода.

По мнению административного истца, его участие в общественной организации нельзя рассматривать как основание для признания его занятым и отказа в призвании безработным и назначении пособия.

Кроме того, ссылаясь на Временные правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 № 460. Указывает, что при вынесении решения административным ответчиком не учтены сведения, содержащиеся в распоряжении Пенсионного фонда РФ об отсутствии заработка (дохода) Килина В. И. от членства в ОЭО «Родник».

Просил:

- признать незаконным решение ГКУ КО «Центр занятости населения Калининградской области» об отказе в признании безработным и назначении пособия по заявлению № 7909475 от 16.05.2021;

- возложить на ГКУ КО «Центр занятости населения Калининградской области» обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов Килина В. И., признать его безработным и назначить пособие.

В ходе судебного разбирательства, административный истец уточнил заявленные требования, просит:

- признать незаконным приказ ГКУ КО «Центр занятости населения Калининградской области» № 146Д/2103339 от 26.05.2021 «Об отказе в признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным»;

- возложить на ГКУ КО «Центр занятости населения Калининградской области» обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов Килина В. И., признать его безработным и назначить пособие с даты обращения с заявлением.

В судебное заседание административный истец Килин В. и. не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, со слов представителя просил дело рассматривать в его отсутствие.

В судебном заседании представитель административного истца Килина В. И. – Арапов А. А., действующий на основании доверенности. заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном иске и уточнении к нему.

Представитель административного ответчика Центра занятости в заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представлено ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие. Ранее в судебном заседании представитель административного ответчика по доверенности Мельникова Д. И. возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск (л.д. 56-58).

Выслушав участников процесса, исследовав все доказательства по делу в их совокупности, дав им оценку в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон; Закон о занятости населения).

Указанным Законом право на социальную поддержку, включающую выплату пособия по безработице, предоставлено только гражданам, которые признаны безработными и не относятся к категории занятых (ст. 2, п. 1 ст. 3, абз. 2 п. 2 ст. 12).

В статье 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" перечислены категории граждан, которые считаются занятыми. К таким гражданам относятся в том числе граждане, работающие по трудовому договору, граждане, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, граждане, проходящие военную службу.

Порядок и условия признания граждан безработными установлены статьей 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (абзац первый пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").

Согласно абз. 6 п. 3 ст. 3 названного Закона - безработными не могут быть признаны граждане представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 года N 891 утверждены Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и Правила регистрации безработных граждан.

Согласно п. 3 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы постановка на регистрационный учет осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении гражданами следующих документов: паспорта гражданина Российской Федерации или документа, его заменяющего; для граждан, относящихся к категории инвалидов - индивидуальной программы реабилитации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2020 г. N 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (далее Временные правила).

Пунктом 1 Временных правил предусмотрено, что в целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения в дистанционной форме в период действия на территории субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.

Из пункта 2 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, следует, что регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме).

Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Согласно пункту 3 Временных правил постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы.

Согласно пункту 4 Временных правил, центры занятости населения запрашивают с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о заработке (доходе) гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за 3 месяца, предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в электронной форме в информационно-аналитической системе, о страховом стаже, последнем месте работы, а также другие сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным, в установленном порядке безработными, находящиеся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации. Для целей настоящих Временных правил указанные сведения о заработке (доходе) гражданина приравниваются к сведениям, содержащимся в справке о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месяцу работы (службы).

Согласно пункту 9 Временным правилам государственный орган вправе отказать в признании безработным в случае если предоставлена недостоверная информация.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 16.05.2021 Килин В. И. обратился в Центр занятости населения с заявлением в электронной форме № 7909475, путем его заполнения, о предоставлении гражданину государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы (л.д. 13-14), указав паспортные данные, СНИЛС, ИНН. При этом, сведения по последнему месту работы не указаны.

В соответствии с пунктом 4 Временных правил, 16.05.2021 Центром занятости населения, с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия были запрошены дополнительные сведения в отношении Килина В. И., необходимые для принятия решения о предоставлении (отказе в предоставлении) государственной услуги в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

Согласно представленным ФНС России сведениям в форме справки, установлено, что Килин В. И. состоял в организации ООО «ЭНЕРГОСТРОЙ» в статусе учредителя с 26.11.2002 по 20.03.2003, дата прекращения 08.02.2014; а также в организации «Общественная Экологическая организация «Родник» <адрес> в статусе «Руководитель ЮЛ (лицо, действующее без доверенности)» с 06.04.2020 (л.д. 62).

Приказом от 26.05.2021 № 146Д/2103339 Центр занятости отказал Килину В. И. в признании его безработным на основании ст. 3 Закона о занятости населения, в связи с предоставлением недостоверных данных для признания его безработным, ссылаясь на полученные сведения, о которых указано выше (л.д. 37).

Настаивая на удовлетворении заявленных требований и ссылаясь на абзац 10 ст. 2 Закона о занятости, представителем истца указано на то, что его ОЭО «Родник» является некоммерческой организацией, созданной не для извлечения прибыли, и в силу организационно-правовой формы, не предполагающей права учредителей (участников) на получение дохода от ее деятельности, а также на то, что с сентября 2020 года в Пенсионном фонде РФ отсутствуют сведения о факте его работе где-либо и получении им дохода.

С такой позицией административного истца суд не может согласиться по следующим основаниям.

Согласно абзацу 10 статьи 2 Закона о занятости населения, занятыми считаются, в том числе, граждане, являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, дачных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 123.4 ГК РФ, общественными организациями признаются добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, урегулированы Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ).

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (часть 1 статьи 5 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ). Общественная организация является одной из организационно-правовых форм общественного объединения (статья 7).

Понятие участников, учредителей и членов общественного объединения раскрыты в ст. 6 названного Закона, согласно которой

Согласно части 1 статьи 6 Закона об общественных объединениях учредителями общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионные органы.

При создании общественных объединений в форме общественных организаций учредители данных объединений автоматически становятся их членами, приобретая соответствующие права и обязанности (часть 10 статьи 19 Закона об общественных объединениях). В созданной общественной организации они обладают таким же объемом прав, как и те члены общественной организации, которые ее учредителями не являлись, а приняты ее членами в порядке, предусмотренном уставом организации.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ (л.д. 64-66), ОЭО «РОДНИК» была создана и зарегистрирована в качестве юридического лица 06.04.2020; также данная организация зарегистрирована в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации и в исполнительном органе ФСС Российской Федерации. Сведения об учредителях в выписке отсутствуют.

Из представленного стороной истца по запросу суда протокола № 1 общего собрания учредителей ОЭО «Родник» от 31.01.2020, следует, что учредителями организации в протоколе указаны Килин В. И., ФИО4, ФИО5, ФИО6

Согласно представленному Уставу ОЭО «Родник» (л.д. 101-110), организация является общественным объединением, не имеющим основной целью своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющим прибыль между членами, сведения об учредителях в Уставе также отсутствуют.

То, что ОЭО «Родник» является некоммерческой организацией, не имеющей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющей полученную прибыль между участниками, не оспаривается стороной ответчика.

Вместе с тем, согласно выписке из ЕГРЮЛ, о которой указано выше и представленным сведениям ФНС, в разделе: сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица - значатся: председатель ОЭО «Родник» ФИО4 и сопредседателем ОЭО «Родник» - Килин В. И.

По общему правилу лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица – это единоличный исполнительный орган юридического лица, его руководитель.

Согласно п. 5 Протокола № 1 – по пятому вопросу: «О формировании исполнительных и контрольно-ревизионных органов ОЭО «Родник» принято в том числе решение – руководителем – председателем правления ОЭО «Родник» избрать ФИО4 на срок 5 лет, сопредседателем правления ОЭО «Родник» избрать Килина В. И. на срок 5 лет.

В соответствии со ст. 273 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ), руководитель организации - физическое лицо, которое в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.

Положения Главы 43 ТК РФ «Особенности регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации» распространяются на руководителей организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, за исключением тех случаев, когда: руководитель организации является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества; управление организацией осуществляется по договору с другой организацией (управляющей организацией) или индивидуальным предпринимателем (управляющим).

Нормами действующего трудового законодательства предусмотрено оформление трудовых отношений с руководителем организации, равно как и с остальными работниками организации, на основании трудового договора.

Уставом ОЭО также предусмотрено оформление трудовых отношений в соответствии с действующим трудовым законодательством (п. 4.1., 4.14. Устава). Пунктом 4.16 Устава предусмотрено, что председатель и Сопредседатель без доверенности действуют от имени Организации, исполняют иные, возложенные на них Уставом полномочия, в том числе, заключают и расторгают от имени Организации трудовые договоры с сотрудниками Организации, что в целом соответствует требованиям, предъявляемым к руководителю организации, при этом из смысла ст. ст. 56, 275 ТК РФ в их взаимосвязи, предусмотрена обязанность организации по заключению трудового договора и оплате труда работника, к которым относится и руководитель.

Анализируя приведённые положения закона и установленные по делу обстоятельства, представленная стороной истца справка (л.д. 100) об отсутствии в организации в 2020 и 2021 году наемных работников и штатного расписания, не свидетельствует о наличии оснований для признания Килина В. И. безработным и незаконности принятого административным ответчиком решения об отказе в признании Килина В. И. безработным.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Килина Владимира Ивановича о признании незаконным приказа ГКУ КО «Центра занятости населения Калининградской области» № 146Д/2103339 от 26.05.2021 «Об отказе в признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным»; возложении обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов Килина В. И., признать его безработным и назначить пособие с даты обращения – отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Калининградского областного суда через Зеленоградский районный суд Калининградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 15 октября 2021 года.

Судья, подпись –

Копия верна, судья - И. А. Реминец