ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-973/2022 от 28.03.2022 Чеховского городского суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 марта 2022 года г. Чехов, Московской области

Чеховский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Василевича В.Л.,

при секретаре Смирнове Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело 2а-973/2022 по иску Максимова А. А.ча к Администрации городского округа Чехов Московской области о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на плане территории, обязании обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Максимов А.А. обратился в суд к Администрации городского округа Чехов Московской области с административными исковыми требованиями: признать отказ Администрации Чеховского городского округа Московской области на заявление Максимова А. А.ча о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка на плане территории незаконным; обязать Администрацию Чеховского городского округа Московской области выполнить требования п.п. 1 п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ и обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельного участка в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения и разместить извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в отношении испрашиваемого Максимовым А. А.чем земельного участка.

В обоснование своих требований Максимов А.А. указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Решением от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, поскольку схема расположения земельного участка приводит к образованию чересполосицы, не соответствует требованиям Приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ (не указаны надписи, включая территориальные зоны, зоны с особым использованием территорий, проход/проезд) и испрашиваемый вид разрешенного использования отсутствует в градостроительном регламенте. Максимов А.А считает указанные основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка незаконными и необоснованными по тем основаниям, что никакой чересполосицы при образовании участка не создается. Расположенный в непосредственной близости от испрашиваемого участка участок имеет такое же расположения применительно к <адрес> и зоне ЛЭП и никаких претензий к созданию этого участка у ответчика не было. Все имеющееся на кадастровом плане территории в месте нахождения испрашиваемого участка надписи, зоны и т.п. на схеме имеются. В указанном месте допускается любой из запрошенных видов разрешенного пользования, поскольку испрашиваемый участок находится в непосредственной близости от участка с разрешенными пользованием ИЖС и соседнего с ним участка с разрешенным пользованием ЛПХ.

Административный истец Максимов А.А. в судебное заседание не явился, был извещен о месте и времени слушания дела надлежащим образом, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие истца, в котором указал, суд не может дополнять текст отказа и соответственно основания и мотивировку отказа обстоятельствами, не приведенными в отказе, так как это не входит в компетенцию суда. Суд может толковать отказ только в соответствии с его текстом. Суд при оценке законности и обоснованности отказа может использовать только текст отказа и никакие дополнительные пояснения в расчет приниматься не могут, так как представитель административного ответчика не является лицом, которому закон позволяет рассматривать заявление и выдавать отказ и тем более изменять текст отказа. В отказе не указано, на каком основании сделан вывод о т.н. чересполосице и откуда ответчик получил нормативное определение этого термина. Никаких геодезических исследований на этот предмет не проводилось и на них нет ссылок в отказе и даже если они вдруг появятся ответчик и суд не могут на них ссылаться, так как на них нет ссылки в отказе.

Представитель административного ответчика -Администрации городского округа Чехов Московской области в судебном заседании административный иск не признала, считая оспариваемый отказ законным и обоснованным.

Заслушав пояснения ФИО1, исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление Максимова А.А. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 КАС Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Судом из материалов дела установлено, что Максимов А. А.ч обратился в Администрацию городского округа Чехов Московской области с заявлением о предоставлении государственной услуги "Предварительное согласование предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена".

Испрашиваемая услуга оказывается в соответствии с утв. Распоряжением Минмособлимущества от 27.12.2018 N 15ВР-1724 "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "Предварительное согласование предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена".

Решением от ДД.ММ.ГГГГМаксимову А.А. было отказано в оказании услуги в связи с тем, что схема расположения земельного участка приводит к образованию чересполосицы, не соответствует требованиям Приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 №762 (не указаны надписи, включая территориальные зоны, зоны с особым использованием территорий, проход/проезд) и испрашиваемый вид разрешенного использования отсутствует в градостроительном регламенте.(л.д.7)

Согласно пункту 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;

3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Согласно пункту 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с Регламентом предоставления государственной услуги "Предварительное согласование предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", утвержденного распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27.12.2018 N 15ВР-1724, основаниями для отказа в предоставлении Государственной услуги, являются:

13.2.5. несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, установленным Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 №762 и/или ЗК РФ.

13.2.6 Разработка Схемы расположения земельного участка с нарушением требований статьи 11.9. Земельного кодекса Российской Федерации к образуемым земельным участкам:

5. Раздел, выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.

6. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами Российской Федерации.

Приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года N 762 утверждены требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе.

На основании пункта 4 данного Приказа, подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков; о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Указанные сведения не относятся к обязательным данным, подлежащим отражению непосредственно на схеме, вместе с тем оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС Российской Федерации и анализируя установленные на их основе обстоятельства применительно к вышеприведенным нормативным положениям, суд полагает, что оспариваемое решение административного ответчика об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка является законным, поскольку из схемы расположения испрашиваемого земельного участка, приложенной к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка (л.д. 17), объективно следует, что образование земельного участка в указанных контурах и границах поворотных точек приводит к чересполосице.

Доводы административного истца об обратном опровергаются визуальным анализом представленной в материалы административного дела схемы расположения земельного участка.

В отношении территории, в пределах которой расположен испрашиваемый земельный участок, действуют Правила землепользования и застройки городского окру Чехов Московской области, утвержденные Постановлением администрации городского округа Чехов Московской области от 29.07.2021 №4596/13-01, установившие территориальную зону Р-2; в ней не предполагается определение для земельных участков в качестве основного или условно-разрешенного вида разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства".

Само по себе волеизъявление Максимова А.А. о предварительном согласовании предоставления вновь образуемого земельного участка для ведения огородничества, как и подача соответствующего заявления с документами в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, основанием для удовлетворения заявления не является; поскольку решение о предварительном согласовании принимается не в связи с указанными обстоятельствами, а при наличии к тому законных оснований, которые в рассматриваемом случае не установлены.

Таким образом, суд приходит к выводу, что у административного ответчика отсутствовали основания для предоставления государственной услуги "Предварительное согласование предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена".

При указанных обстоятельствах суд не может признать решение «решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена незаконным, тем более, что пунктом 13.6. регламента предусмотрено, что отказ в предоставлении государственной услуги, не препятствует повторному обращения заявителя в Администрации за предоставлением государственной услуги.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 62,84,175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Максимова А. А.ча к Администрации городского округа Чехов Московской области о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена обязании обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельного участка, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Чеховский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: В.Л. Василевич

Мотивированное решение суда изготовлено 31.03.2022.