ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-974/2022КОПИ от 22.02.2022 Сергиево-посадского городского суда (Московская область)

Дело № 2а-974/2022 КОПИЯ

УИД 50RS0042-01-2022-000234-91

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 февраля 2022 года г. Сергиев Посад МО

Сергиево-Посадский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Базылевой Т. А., при секретаре Мизиной Д.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании решения о приостановлении незаконным, понуждении осуществить государственную регистрацию на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Сергиево-Посадский городской суд Московской области с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с требованиями о признании бездействия незаконным и обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области изменить вид разрешенного использования земельного участка.

В обоснование требований административный истец указал, что на основании выписки из домовой книги № 2 по д. Степково Наугольновского с/с за 1964-1966 год является пользователем ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером . Указанный участок поставлен на кадастровый учет на основании решения Сергиево-Посадского горсуда от 25.03.2021 года, категория земель: не установлена, вид разрешенного использования: не установлен, общая площадь 1500 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>. 22.10.2021 года истец с целью оформления своих прав на земельный участок обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением с заявлением о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, приложив надлежащим образом заверенную копию выписки из похозяйственной книги № 2 по <адрес>. Однако Решением Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 02.11.2021 года осуществление государственной регистрации права собственности приостановлено по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 26 Закона о регистрации, приостановлена по причине того, что представленная выписка не отвечает требованиям действующего законодательства, а именно, не соответствует пункту 3 части 1 статьи 49 Закону о регистрации, в том числе, в ней отсутствуют основные и дополнительные характеристики земельного участка с кадастровым номером (адрес, категория, вид разрешенного использования, документ-основание, вид права). Не согласившись с таким решением ФИО1 вынужден был обратиться в суд с иском.

В судебное заседание административный истец – ФИО1 не явился, извещен надлежащим образом. Его представитель по доверенности ФИО2, исковые требования поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, просила суд требования ФИО1 удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика – Управления Росреестра по Московской области в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях, указав, что представленная выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок оформлена не в соответствии с приказом от 25.08.2021 № П/0368 «Об установлении формы выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок», кроме того отсутствуют основные и дополнительные характеристики земельного участка с кадастровым номером –адрес, категория, вид разрешенного использования, документ-основание, вид права.

Изучив доводы административного искового заявления и материалы дела, выслушав представителей сторон, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с положениями статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Так, согласно пунктам 3 и 4 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество это - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных поименованным федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет) (пункт 7).

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 названного федерального закона государственный кадастровый учет и (или) государственная и регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным федеральным законом случаев и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется.

Из содержания пункта 3 статьи 15 Федерального закона N 218-ФЗ следует, что государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется по заявлению: лица, право которого на объект недвижимости возникает (за исключением случаев, при которых в соответствии с данным федеральным законом государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно) или прекращается, - при государственной регистрации возникновения или прекращения соответствующего права (подпункт 1); сторон договора - при государственной регистрации договора и (или) права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, возникающих на основании такого договора, если иное не установлено этим федеральным законом (подпункт 3).

По смыслу указанного правового регулирования регистрации права без одновременного государственного кадастрового учета возможна только в отношении объектов недвижимости, поставленных ранее на кадастровый учет и наличии сведений о них в ЕГРН.

Согласно пунктам 5, 7, 49 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости (за исключением случаев, если вносятся изменения в указанные сведения Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости).

Как установлено судом, спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет 24.08.2021 с присвоением ему кадастрового номера на основании решения Сергиево-Посадского горсуда от 25.03.2021 года по административному исковому заявлению ФИО3 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании решения незаконным, обязании внести сведения в ЕГРН о ранее учтенном объекте недвижимости (л.д.13,16-18).

ФИО4, действующая по доверенности от ФИО1, обратилась за государственной регистрацией права собственности на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования, категория и границы которого не определены.

В качестве документа-основания была представлена архивная выписка из похозяйственной книги, выданная в пользу ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО1

Решением от 02.11.2021 № КУВД-001/2021-44549828 государственная регистрация по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 26 Закона о регистрации, приостановлена по причине того, что представленная выписка не отвечает требованиям действующего законодательства, а именно, не соответствует пункту 3 части 1 статьи 49 Закону о регистрации, в том числе, в ней отсутствуют основные и дополнительные характеристики земельного участка с кадастровым номером (адрес, категория, вид разрешенного использования, документ-основание, вид права) (л.д.10-11).

Обратившись в суд, ФИО1 оспаривает решение как нарушающее его права на оформление надлежащим образом прав на земельный участок.

Оспариваемое решение вынесено 02.11.2021 года, в суд обжаловано 12.01.2022 года, следовательно, установленный статьей 219 КАС РФ трехмесячный срок на его обжалование административным истцом не пропущен.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным Федеральным законом порядке.

К указанному заявлению прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, в том числе являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 2 части 4 статьи 18). Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 названного Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с данным Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено названным Федеральным законом или иными федеральными законами (часть 5 статьи 18).

Согласно части 2 статьи 14 Закона о регистрации основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).

Согласно ч.1 ст.49 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, строительства гаража для собственных нужд или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов:

1) акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;

2) акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;

3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства), форма которой устанавливается органом нормативно-правового регулирования;

4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.

На основании части 2 статьи государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в части 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на этом земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется в соответствии с положениями настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на этот земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на этот земельный участок могут быть представлены следующие документы:

1) свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;

2) один из документов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на этот земельный участок.

Форма выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок утверждена Приказом Росреестра от 25.08.2021 № П/0368 «Об установлении формы выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.09.2021 № 65156).

Согласно пункту 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 26 Закона о регистрации осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав.

Имеющаяся в материалах дела копия документа, представленного ФИО1 в регистрирующий орган, представляет собой выписку из похозяйственной книги, составленную в форме листов похозяйственной книги (архивной копии), которая заверена начальником архивного отдела администрации округа и зарегистрирована и соответствует положениям пункта 3 части 1 статьи 49 Закона N 218-ФЗ

Таким образом, доводы представителя административного ответчика о том, что представленный ФИО1 в регистрирующий орган документ, выданный не по форме, утвержденной Приказом № П/0368от 25.08.2021, не является документом-основанием для регистрации ранее возникшего права на земельный участок, предусмотренным пунктом 3 части 1 статьи 49 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», являются несостоятельными.

Вместе с тем, вид или виды разрешенного использования земельного участка, категория земли являются характеристиками земельных участков, сведения о которых вносятся в государственный кадастр недвижимости и документы о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 26 Закона о регистрации осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и содержания документа не отвечает требованиям действующего законодательства.

ФИО1 просит обязать административного ответчика осуществить действия по регистрации права на земельный участок, вид разрешенного использования и категория которого не определены.

Однако Управление Росреестра самостоятельным правом по отнесению спорного земельного участка к конкретному виду разрешенного использования и его соответствию Правилам землепользования и застройки, в частности, Сергиево-Посадского городского округа Московской области, утвержденными Решением Совета депутатов Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 19.12.2019г. № 13/14-МЗ, а также уточнению адреса (местоположения) объектов недвижимости, включая определения координат характерных точек границ земельного участка, не наделено.

В соответствии с пунктом 22 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного Приказом Росреестра от 01.06.2021 N П/0241 (ред. от 29.10.2021), в запись кадастра недвижимости о земельном участке указывается, в том числе, категория земель, к которой отнесен земельный участок, вид (виды) разрешенного использования. Категория земли является важнейшей правовой характеристикой земельного участка, от которой зависят его оборотоспособность, порядок приобретения прав, предельный или минимальный размер, кадастровая стоимость для целей налогообложения.

По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия).

Совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена.

С учетом изложенного суд не находит оснований для признания незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 02.11.2021 № КУВД-001/2021-44549828 о приостановлении государственной регистрации права.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании решения о приостановлении незаконным, понуждении осуществить государственную регистрацию на земельный участок- оставить без удовлетворения..

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Сергиево-Посадский городской суд Московской области.

Решение в окончательной форме изготовлено 22 февраля 2022 года

Федеральный судья: подпись Т.А. Базылева