ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-975/2023 от 12.12.2023 Благовещенского районного суда (Республика Башкортостан)

№ 2а-975/2023

03RS0033-01-2022-001062-35

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 декабря 2023 года город Благовещенск

Благовещенский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Вакиловой К.В., при секретаре судебного заседания Давлетовой Н.А., с участием ст. помощника Благовещенского межрайонного прокурора Республики Башкортостан Ардаширова И.И., представителей ответчиков Администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан ФИО1, Администрации городского поселения г.Благовещенск муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан ФИО2,

рассмотрев административное дело по административному иску и.о. Благовещенского межрайонного прокурора Республики Башкортостан Еникеева Э.Р. в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского поселения г. Благовещенск муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан, Администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан, МУП «Водоканал» муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан о признании бездействия незаконным и обязании организовать водоснабжение,

УСТАНОВИЛ:

И.о. Благовещенского межрайонного прокурора Республики Башкортостан обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц (с учетом уточнения) к Администрации городского поселения г. Благовещенск муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан, Администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан о признании бездействия незаконным и обязании организовать водоснабжение.

Административный иск мотивирован тем, что в микрорайоне <данные изъяты>» г. Благовещенск Республики Башкортостан надлежащее водоснабжение населения по улицам общей протяженностью 32798 м: <адрес> частично не организовано. Не организация водоснабжения по указанным улицам породила отсутствие условий для реализации гражданами своих прав на жилищное строительство, нарушение гарантированных Конституцией РФ прав и законных интересов граждан на благоприятную окружающую среду, защиту жизни и здоровья граждан, права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания. Для соблюдения указанных норм законодательства необходимо организовать водоснабжение населения, которое в микрорайоне <данные изъяты>» по указанным улицам отсутствует. ДД.ММ.ГГГГ Благовещенским межрайонным прокурором в адрес главы администрации городского поселения внесено представление об устранении нарушений законодательства о водоснабжении, которое рассмотрено, нарушения не устранены. Решением Совета городского поселения г. Благовещенск муниципального района Благовещенский район от ДД.ММ.ГГГГ полномочия в части организации в границах поселения водоснабжения населения переданы органам местного самоуправления МР Благовещенский район.

Просит признать незаконным бездействие Администрации городского поселения г. Благовещенск муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан и Администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан, выраженное в неорганизации водоснабжения населения по улицам общей протяженностью 32798 м: <адрес>» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Старший помощник Благовещенского межрайонного прокурора Республики Башкортостан Ардаширов И.И. требования иска поддержал, просил их удовлетворить.

Представители административных ответчиков Администрации городского поселения г. Благовещенск муниципального района Благовещенский район ФИО2, Администрации муниципального района Благовещенский район ФИО1, МУП «Водоканал» ФИО3 с требованиями иска не согласились.

В судебном заседании директор МУП «Водоканал» ФИО3 пояснил, что организовать водоснабжение на указанных улицах возможно только путем проложения водопроводных сетей, подвоз воды не является водоснабжением, данный вид водообеспечения используется в аварийных случаях, при экстренных ситуациях, обеспечение улиц колонками требует таких же затрат физических и финансовых, как и проведение водопровода, поэтому такой вид водообеспечения экономически не выгоден и не целесообразен.

В судебном заседании заместитель начальника Отдела жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации муниципального района Благовещенский район ФИО11 пояснил, что на проведение работ по водоснабжению указанных улиц потребуется 5-6 лет, финансовые затраты составят порядка 22 миллиона рублей, такие финансовые и временные затраты потребовались при исполнении решения суда об обеспечении водоснабжения других улиц микрорайона Северный, которое в настоящее время исполнено.

Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации также предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации

В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;

Как следует из представления от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства о водоснабжении, Благовещенской межрайонной прокуратурой в ДД.ММ.ГГГГ года во исполнение поручения прокуратуры Республики Башкортостан проведена проверка доводов обращения депутата Городского собрания – Курултая Республики Башкортостан ФИО9 о ненадлежащем обеспечении жителей микрорайона «<данные изъяты>» питьевой водой. ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Администрации городского поселения г. Благовещенск муниципального района Благовещенский район РБ направлено указанное представление об устранении нарушений законодательства о водоснабжении.

Из ответа Администрации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что строительство сетей водоснабжения в микрорайоне «<данные изъяты>» <адрес> проведено в соответствии с проектно-сметной документацией по объекту «Водоснабжение микрорайона «<данные изъяты>» в <адрес>, имеется техническая возможность для подключения к централизованным сетям водоснабжения для собственников объектов капитального строительства, расположенных на улицах: <адрес>

Согласно письму Администрации городского поселения г. Благовещенск муниципального района Благовещенский район от ДД.ММ.ГГГГ, в микрорайоне «<данные изъяты>» <адрес> в 1 ДД.ММ.ГГГГ года МУП «Водоканал» МР <адрес> установлены водоразборные колонки по адресам: перекресток улиц Транспортная<адрес>. МУП «Водоканал» проводится работа по заключению договоров с потребителями на отпуск холодной воды. В ДД.ММ.ГГГГ года абонентским отделом пройдено 49 домов, из них: заключили договоры 3 абонента, отказ в письменном виде предоставил 31 абонент, отказ в устной форме 15 абонентов. ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками МУП «Водоканал» был выявлен факт несанкционированного подключения (к водоразборной колонке был присоединен шланг для использования питьевой воды в личных целях по адресу: <адрес>) и составлен акт. В связи с выявленным неучтенным потреблением воды МУП «Водоканал» проведены работы по недопущению впредь подобных ситуаций.

В соответствии с государственным контрактом -с от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан и <данные изъяты>, предметом контракта является выполнение комплекса строительно-монтажных работ в соответствии с проектно-сметной документацией по объекту «<адрес>

В силу постановления главы Администрации от ДД.ММ.ГГГГ статусом гарантирующей организации в сфере централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения муниципального района Благовещенский район РБ наделено МУП «Водоканал» муниципального района Благовещенский район РБ, зоной деятельности гарантирующей организации является территория муниципального района Благовещенский район РБ.

Как следует из ответа МУП «Водоканал» муниципального района Благовещенский район от ДД.ММ.ГГГГ в проект «<адрес><данные изъяты> в <адрес> не вошли улицы: <адрес>

Из ответа МУП «Водоканал» МР Благовещенский район от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сети централизованного водоснабжения отсутствуют на следующих улицах: <адрес>

В соответствии с подп. «а» п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354, (далее – Правила N 354) холодным водоснабжением считается снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения.

Согласно п.6 ч.6 ст. 5.2 Градостроительного кодекса РФ, строительство, реконструкция объекта капитального строительства, ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства могут включать следующие мероприятия: заключение договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии), договоров горячего водоснабжения, договоров холодного водоснабжения, договоров теплоснабжения, договоров водоотведения, в том числе в отношении строящегося, реконструируемого объекта на период его строительства, реконструкции, а также заключение договоров поставки газа.

Согласно ч.2 ст. 52.1 Градостроительного кодекса РФ, технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, применяемые в целях архитектурно-строительного проектирования (далее – технические условия), определяются в соответствии с правилами подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения соответствующего вида, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (далее – правила подключения (технологического присоединения), и являются обязательными приложениями к договорам о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения соответствующего вида (далее – договоры о подключении (технологическом присоединении), заключаемым лицом, указанным в части 5 или 6 настоящей статьи, с лицом, владеющим соответствующей сетью на праве собственности или ином законном основании (далее – правообладатель сети инженерно-технического обеспечения).

В силу п.13 ст.52.1 Градостроительного кодекса РФ, в целях строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах элементов планировочной структуры и (или) их частей уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления может быть утверждена комплексная схема инженерного обеспечения территории (электроснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, водоснабжение и водоотведение, размещение сетей связи), на которой планируется осуществлять строительство объектов капитального строительства. Комплексная схема инженерного обеспечения территории может быть подготовлена в составе материалов по обоснованию проекта планировки территории.

Таким образом, законодательством предусмотрена обязанность органа местного самоуправления утвердить схему инженерного обеспечения территории, на которой планируется осуществление строительства объектов капитального строительства.

Согласно п.4 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоснабжение – водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение), водопроводная сеть – комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения (п.5).

Согласно ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов. Схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения.

Схемы водоснабжения и водоотведения должны содержать плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения, предусматривать мероприятия, необходимые для осуществления горячего, питьевого, технического водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе учитывать утвержденные в соответствии с настоящим Федеральным законом планы снижения сбросов, программы повышения экологической эффективности, планы мероприятий по охране окружающей среды, планы мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, а также решения органов местного самоуправления о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и о переводе абонентов, объекты которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения. Схемы водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов утверждаются органами местного самоуправления.

Схемы водоснабжения и водоотведения учитывают результаты технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и содержат:

1) основные направления, принципы, задачи и плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения;

2) прогнозные балансы потребления горячей, питьевой, технической воды, количества и состава сточных вод сроком не менее чем на 10 лет с учетом различных сценариев развития поселений, городских округов;

3) зоны централизованного и нецентрализованного водоснабжения (территорий, на которых водоснабжение осуществляется с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, систем холодного водоснабжения соответственно) и перечень централизованных систем водоснабжения и водоотведения;

4) карты (схемы) планируемого размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

5) границы планируемых зон размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

6) перечень основных мероприятий по реализации схем водоснабжения и водоотведения в разбивке по годам, включая технические обоснования этих мероприятий и оценку стоимости их реализации.

Представленными в дело доказательствами подтвержден факт отсутствия проведения вышеназванных законом мероприятий по организации водоснабжения по <адрес>

Поскольку на органы местного самоуправления возложены обязанности по организации элетро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, требования Благовещенского межрайонного прокурора подлежат частичному удовлетворению, при этом надлежащим ответчиком в данном случае является лишь Администрация муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан, в связи с нижеследующим.

Согласно дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ к Соглашению между органами местного самоуправления муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан и городского поселения г. Благовещенск муниципального района Благовещенский район о передаче органам местного самоуправления муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан осуществления части полномочий органов местного самоуправления городского поселения, в предмет соглашения в пункт .1 включен п.17 – городское поселение передает муниципальному району полномочия по организации в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения, срок передачи полномочий с ДД.ММ.ГГГГ

Соглашением между органами местного самоуправления муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан и городского поселения г. Благовещенск муниципального района Благовещенский район о передаче органам местного самоуправления муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан осуществления части полномочий органов местного самоуправления городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ. городское поселение передает муниципальному району полномочия по организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения (п. 17), срок передачи полномочий с ДД.ММ.ГГГГ

Соглашением между органами местного самоуправления муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан и городского поселения г. Благовещенск муниципального района Благовещенский район о передаче органам местного самоуправления муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан осуществления части полномочий органов местного самоуправления городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ. городское поселение передает муниципальному району полномочия по организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения (п.п. 2 п. 1.1), срок передачи полномочий с ДД.ММ.ГГГГ.

Соглашением между органами местного самоуправления муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан и городского поселения г. Благовещенск муниципального района Благовещенский район о передаче органам местного самоуправления муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан осуществления части полномочий органов местного самоуправления городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ. городское поселение передает муниципальному району полномочия по организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения (п.п. 2 п. 1.1), срок передачи полномочий с ДД.ММ.ГГГГ

Из представленных платежных поручений установлено, что в течение 2023 года Администрация городского поселения г. Благовещенск перечисляла Администрации муниципального района Благовещенский район денежные средства для осуществления полномочий по организации водоснабжения и водоотведения в рамках исполнения соглашения от ДД.ММ.ГГГГ

Факт перечисления Администрацией городского поселения г. Благовещенск в адрес Администрации муниципального района Благовещенский район денежных средств для осуществления полномочий по организации водоснабжения и водоотведения в рамках исполнения вышеназванных соглашений Администрации муниципального района Благовещенский район в ДД.ММ.ГГГГ. не оспаривался.

Установлено, что переданные муниципальному району полномочия по организации водоснабжения и водоотведения своего в ДД.ММ.ГГГГ. действия не приостанавливали и продлены до конца ДД.ММ.ГГГГ данное обстоятельство также никем оспорено не было.

Из представленных доказательств установлено, что, как на момент обнаружения бездействия, с ДД.ММ.ГГГГ, так и по настоящее время (с ДД.ММ.ГГГГ.) полномочия по организации водоснабжения и водоотведения в г. Благовещенске осуществляла и осуществляет Администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан.

При этом, необходимо учесть, что в случае прекращения полномочий муниципального района по организации водоснабжения и водоотведения в г. Благовещенске (которые длятся и не прекращаются уже более трех лет), административный истец не ограничен в праве обратиться в суд с заявлением о процессуальном правопреемстве.

Согласно пункту 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (часть 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.

Проанализировав представленные суду материалы, выслушав, в том числе, директор МУП «Водоканал» ФИО3 о том, что организовать водоснабжение на указанных улицах возможно только путем проложения водопроводных сетей, заместителя начальника Отдела жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации муниципального района Благовещенский район ФИО8 о том, что на проведение работ по водоснабжению указанных улиц потребуется 5-6 лет, подробно изложившего все стадии работ и сроки, необходимые на каждую стадию, финансовые затраты составят порядка 22 миллиона рублей, также изучив сроки и затраты на исполнения аналогичного решения Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ., суд приходит к выводу о том, что организовать водоснабжение на указанных улицах возможно только путем проложения водопроводных сетей, время, необходимое для прохождение всех стадий по организации работ по организации водоснабжения 5-6 лет, примерная стоимость работ составит 22 миллиона рублей.

Вместе с тем, установлено, что бездействие ответчика длиться с ДД.ММ.ГГГГ года, с административным исковым заявлением истец обратился в ДД.ММ.ГГГГ году, следовательно, обоснованно и целесообразно с учетом прошедшего времени, с учетом объема проделанных работ, а также объема работ, которые необходимо выполнить, установить срок организации водоснабжения – 3 года с момента вступления решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 180 и 293 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования и.о. Благовещенского межрайонного прокурора Республики Башкортостан Еникеева Э.Р. (с учетом уточнений) в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского поселения г. Благовещенск муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан, Администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан, МУП «Водоканал» муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан о признании бездействия незаконным и обязании организовать водоснабжение - удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан, выразившееся в неорганизации водоснабжения населения по улицам общей протяженностью 32798 м: <адрес>

Обязать Администрацию муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан организовать водоснабжение населения по улицам общей протяженностью 32798 м: <адрес> в течение трех лет со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении исковых требований в остальной части – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Благовещенский районный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий судья К.В.Вакилова

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года